АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 23 сентября 2011 года  Дело N А40-72212/2011

Резолютивная часть решения объявлена 20 сентября 2011 года

Полный текст решения изготовлен 23 сентября 2011 года

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего: Зверевой О.Н.

При ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Ковалевой Е.М.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску ЗАО «ГАЛА-ФОРМ»

к ответчику ОАО «РЖД»

о восстановлении на лицевом счете необоснованно списанной суммы

при участии:

от истца – Карюченко Н.С. по дов 1605/09-2011 от 08.09.2011г., Трусов В.А. по дов 1236/08-2011 от 04.08.2011г.

от ответчика – Серебряков И.П. по дов от 20.01.2011г., Клочков И.С. по дов 984-Д от 23.11.2010г.

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд г. Москвы обратилось с иском ЗАО «ГАЛА-ФОРМ» к ответчику ОАО «РЖД» о восстановлении на лицевом счете необоснованно списанной суммы

Ответчик отзыв на иск представил, с исковыми требованиями не согласен по доводам, указанным в отзыве.

Исследовав материалы дела, суд считает заявленные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим мотивам.

В соответствии с Договором № 129 -жд от 21.12.2007 года между ОАО «РЖД»(ответчик) и ЗАО «ГАЛА-ФОРМ» (истец) и дополнительным соглашением № 4 от 23.12.2010 г. к Договору № 129 -жд от 21.12.2007 года (новая редакция Договора) истец обязался обеспечивать полную и своевременную оплату причитающихся ответчику платежей, производить оплату платежей не позднее, чем за 3 (три) календарных дня до даты приема груза к перевозке или предполагаемой даты оказания услуги. В соответствии с п.3.1. Договора истец перечисляет на расчетный счет ответчика в качестве предварительной оплаты денежные средства, достаточные для оплаты причитающихся ответчику платежей. В соответствии с пунктом 4.4. Договора истец возмещает расходы ответчика, связанные с задержкой вагонов на путях пограничных станций российских железных дорог в случаях прибытия с иностранных железных дорог на станции российских железных дорог транзитных грузов, не имеющих разрешения ответчика, а также в случаях не подтверждения агентом истца приема транзитного груза.

В декабре 2010 года и январе 2011 года ЦФТО ОАО «РЖД» согласовал по запросу Латвийской ж.д. заявки №№ 0000386194, 0000394267 на перевозку топлива со станции Мангали Латвийской ж.д. на станцию Беловодская Кыргызской ж.д. Согласно указанным заявкам оплату тарифа за перевозку топлива по транзитным железным дорогам России и Казахстана осуществлял истец в соответствии с договором № 129-жд от 21.12.2007г. между истцом и ответчиком и договором № 660-АО от 31.12.2010г. между истцом и АО «НК «Казакстан темр жолы». 33 вагона были приняты к перевозке Латвийской ж.д. по ж.д. накладным: №№ 00280500 - 00280506, 00280756 - 00280763, 00280766 - 00270772, 00280774 -00280784 и 34 вагона были приняты к перевозке Латвийской ж.д. 1 и 2 января 2011 года по ж.д.накладным: №№00280785 - 00280810, 00280812 - 00280815, 00280818 - 00280821. Вагоны приняты к перевозке без замечаний, ответчик на пограничной станции Себеж принял эти вагоны также без замечаний, никаких вопросов и претензий со стороны ответчика к Латвийской ж.д и к истцу при приеме вагонов на пограничной станции Себеж и в процессе перевозки по Российским железным дорогам не предъявлялось.

На пограничной станции Илецк-1 Казахской ж.д. вагоны по указанным накладным были задержаны Казахскими ж.д. в связи с тем, что на вагонах имелись исправные отправительские запорно-пломбировочные устройства (ЗПУ) типа «Kompleks II» с контрольными знаками, соответствующими указанным в накладных, а также на каждой цистерне имелись номерные тросики СГС, наложенные международной независимой сюрвейерской компанией SGS. В железнодорожных накладных грузоотправитель указал только исправные отправительские запорно-пломбировочные устройства типа «Kompleks U», тросики СГС не были указаны, так как грузоотправитель их не накладывал. Вагоны были задержаны до получения разъяснения от станции отправления - Мангали Латвийской ж.д. по вопросу тросиков СГС, кем и когда они были наложены. После получения разъяснения со станции Мангали, станция Илецк-1 отправила вагоны по назначению. Задержанные вагоны находились на станции Илецк-1 Казахской ж.д. представители Линейного агентства фирменного транспортного обслуживания Южно-Уральской железной дороги, присутствующие на станции Илецк-1, в нарушение положений Международного железнодорожного транзитного тарифа (МТТ) (раздел 3 пункт 8) оформили Акты общей формы и начислили плату за задержку этих вагонов, а ЦФТО ОАО «РЖД» в нарушение пункта 4.4. Договора и МТТ списал с лицевого счета истца плату за задержку вагонов на транзитной Казахской железной дороге.

Согласно полученного из ЦФТО ОАО «РЖД» Акта оказанных в январе 2011 года услуг (письмо № ЦФТОС-1/240 от 15.01.2011г.), приложенных к нему счета-фактуры №0000010000001008/0000003265 от 15 января 2011г. и перечня первичных документов от 15.01.2011 г., ЦФТО ОАО «РЖД», в нарушение пункта 4.4. Договора в редакции дополнительного соглашения № 4 от 23.12.2010г. к Договору № 129-жд от 21.12.2007г. и в нарушение МТТ, начислил и списал с Лицевого счета ЗАО «ГАЛА-ФОРМ» за оказанные транспортные услуги по перевозке грузов, помещенных под таможенный режим МТТ, 35 022 909 руб. 56 коп., в т.ч. плату за задержку на станции Илецк-1 Казахской ж.д. 33 вагонов, принятых к перевозке 31.12.2010г. в размере 173 260руб.17 коп. и за задержку 34 вагонов, принятых к перевозке 1 и 2 января 2011 года, в размере 191 183руб. 05 коп..

10.03.2011 года истец в соответствии со статьей 120 Федерального Закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» передал ответчику претензию № 21999 от 10.03.2011г. с требованием возвратить неправомерно начисленные и списанные денежные средства. Ответчик в удовлетворении претензии отказал (письмо № ЦФТО ОР 10.3/1462 от 26.05.2011 г).

Списание ЦФТО ОАО «РЖД» с ЛС ЗАО «ГАЛА-ФОРМ» платы за задержку вагонов на станции Илецк-1 Казахской ж.д., противоречит пункту 4.4. Договора, так как задержанные вагоны находились на путях станции Илецк-1 Казахской ж.д. Принадлежность станции Илецк-1 Казахской ж.д. подтверждена Общими положениями Технологического процесса утвержденного 14.12.2005г.(л.д.78 том 1)

Согласно международного договора межведомственного характера «Тарифная политика железных дорог государств - участников Содружества Независимых Государств на перевозки грузов в международном сообщении на 2011 фрахтовый год», Международного железнодорожного транзитного тарифа (МТТ) (раздел 3 «Дополнительные сборы и платы п.8) плата за задержку вагонов на транзитной железной дороге по причине зависящей от отправителя или получателя взимается в пользу железной дороги, на которой имела место задержка. Непринятые вагоны должны быть возвращены на сдающую сторону в суточный срок. В связи с отсутствием достаточных оснований возврат вагонов на Южно-Уральскую железную дорогу не производился.

В соответствии со статьей 22 СМГС Латвийская железная дорога, принявшая указанные вагоны с топливом к перевозке по накладным СМГС, ответственна за выполнение договора перевозки на всем пути следования груза до выдачи его на станции назначения.

Кроме того, согласно п.21 Постановления Пленума ВАС № 30 от 06.10.2005 в случаях когда сторонами заключен договор о производстве расчетов через технологический центр по обработке перевозочных документов или другие аналогичные соглашения и грузоотправителем (грузополучателем) или иным лицом перечислена перевозчику в порядке предварительной оплаты определенная договором сумма, последний может использовать денежные средства, учитываемые на лицевом счете, только в качестве платежей в целях, предусмотренным договором.

Суд считает доводы, изложенные Ответчиком в отзыве на исковое заявление, необоснованными.

Ответчик считает не доказанным факт списания денежных средств с лицевого счета истца.

В соответствии с п. 3.6 Договора за организацию расчетов № 129 - ж.д. от 21.12.2007г., Дополнительным соглашением № 4 от 23.12.2010г., ОАО «РЖД» предоставило ЗАО «ГАЛА-ФОРМ», Акт оказанных услуг № 1000805735/2011013 от 15.01.2011 г., за период с 11.01.2011 (указана общая сумма начисленных платежей за указанный период по всем перевозкам -35 266 713 руб. 40 коп., в том числе по транзитным перевозкам -35 244 719 руб. 56 коп.), счета - фактуры на указанную сумму и перечень первичных документов.

В перечне первичных документов указаны все номера железнодорожных накладных и номера вагонов, по каждому вагону указан тариф за перевозку (код 041), дополнительные сборы (код 043) и таможенный сбор (код 051).

В соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (утв. Приказом МПС от 18.06.2003 г. № 45) по факту задержки вагонов составляется акт общей формы. В соответствии с п. 3.2.2., 3.4. Правил Акт общей формы составляется для взимания с грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования и других юридических и физических лиц штрафов, сборов и других платежей, перевозчиком составляется три экземпляра акта общей формы. В акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. При задержке вагонов перевозчиком составляется акт общей формы, в котором указываются причины задержки вагонов.

Полученные от ЦФТО ОАО «РЖД» копии актов представлены суду. На каждый вагон было составлено два акта, один акт на то, что вагон отцеплен, второй на то, что вагон простоял на станции Илецк-1, с указанием количества часов простоя и суммы сбора за задержку. Согласно п. 2 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (утв. Приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. № 43) Акт общей формы является основанием для начисления сумм штрафов.

Суммы начисленных дополнительных сборов по каждому вагону, указанные в актах общей формы, вписаны в перечень по коду 043 и согласно счету - фактуре и перечню списаны с экспедитора - ЗАО «ГАЛА-ФОРМ» в без акцептном порядке. Акт общей формы служит прямым основанием для списания Ответчиком денежных средств с лицевого счета Истца, а приложенный к заявлению счет-фактура лишь констатирует списание денежных средств с лицевого счета. Кроме того, Ответчик в письме № ЦФТО ОР -10.3/1462 от 26.05.2011г не отрицает факт списания денежных средств.

Пункт 4.4. Договора содержит исчерпывающий перечень обстоятельств, влекущих за собой возмещение расходов Ответчика, связанных с задержкой вагонов на путях пограничных станций. Экспедитор возмещает расходы ответчика, связанные с задержкой вагонов на путях пограничных станций Российских железных дорог.

Суд считает необоснованным довод Истца о правомерном списании денежных средств только в случае возврата вагонов на Южно-Уральскую железную дорогу. В соответствии с пунктом 3.1. Технологического процесса станции Илецк-1 непринятые вагоны должны быть вычеркнуты из ППВ, с указанием причины не приема и возвращены на сдающую сторону в суточный срок по новой передаточной ведомости. Кроме пункта 4.3. Технологического процесса, имеется пункт 6.1. в котором изложено: «Все непринятые от Южно-Уральской ж.д. вагоны (по техническим и коммерческим бракам, по товарной кассе, технической конторе и отцепленные таможней) по станции Илецк-1 АО «НК «КТЖ» отставляются на 10 путь станции до момента возврата на ст. Оренбург Южно-Уральскойж.д.»

При указанных обстоятельствах иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

Поскольку исковые требования удовлетворяются, то расходы по госпошлине по иску относятся на ответчика в соответствии со ст. 110 ГК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 307, 309, ГК РФ, ст. ст. 106, 110, 156, 167-171 АПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Обязать Открытое акционерное общество «РЖД» (ИНН 7708503727) в месячный срок со дня вынесения решения восстановить на лицевом счете Закрытого акционерного общества «ГАЛА-ФОРМ» (ИНН 7703248907) открытом в Центре фирменного транспортного обслуживания Открытого акционерного общества «РЖД» (ИНН 7708503727) денежную сумму в размере 364 443 (триста шестьдесят четыре тысячи четыреста сорок три) руб. 22 коп.

Взыскать с Открытого акционерного общества «РЖД» (ИНН 7708503727) в пользу Закрытого акционерного общества «ГАЛА-ФОРМ» (ИНН 7703248907) расходы по оплате государственной пошлины в размере 10 288 (десять тысяч двести восемьдесят восемь) руб. 86 коп.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья  О.Н.  Зверева

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка