АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
РЕШЕНИЕ
от 29 сентября 2011 года Дело N А40-76924/2011
Резолютивная часть решения объявлена 23 сентября 2011 года
Полный текст решения изготовлен 30 сентября 2011 года
Арбитражный суд в составе судьи Быковой Ю. Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кирилловой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "Арья Супер Авто Фордж"
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу
третье лицо: Управление Федерального казначейства по г. Москве
о признании незаконным и отмене постановления от 14.12.2010 г. № 10-35/2498, обязании возвратить уплаченный штраф
при участии представителей
от ООО "Арья Супер Авто Фордж"– Агуреева М.К. по дов. № 38 от 18.07.2011 г.;
от ответчика – Кутляев Р.Х. по дов. № 14/48 от 08.07.2011 г.;
от третьих лиц – не явился, извещен;
установил:
ОАО «Арья Супер Авто Фордж» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу от 14.12.2010 №10-35/2498, которым общество привлечено к административной ответственности на основании ст.8.41 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 рублей, и обязании возвратить уплаченный штраф.
В обоснование заявленных требований общество указывает на рассмотрение административного дела с участием неуполномоченного представителя, что повлекло ограничение прав заявителя, гарантированных ему КоАП РФ.
В судебном заседании определением от 23.09.2011 произведена замена заявителя на ООО «Арья Супер Авто Фордж», в связи с осуществлением реорганизации в форме преобразования.
Представитель общества поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика представил заверенные копии материалов административного дела и отзыв, возражал по заявленным требованиям, поясняя, что материалами дела установлено несвоевременность платы общества за негативное воздействие на окружающую среду.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что дело подлежит рассмотрению по существу, а заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, в связи с чем, согласно ч.7 ст. 210 АПК РФ оспариваемое постановление проверено судом в полном объеме.
Согласно ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как усматривается из материалов дела, на основании приказа от 27.08.2010 №1924-пр должностными лицами ответчика проведена проверка соблюдения ОАО «Арья Супер Авто Фордж» исполнения и соблюдения норм и требований природоохранного и экологического законодательства Российской Федерации.
В ходе проверки проверяющими установлено, что основным видом деятельности общества является обработка металлов и нанесение покрытий на металлы; обработка металлических изделий с использованием основных технологических процессов машиностроения; предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию прочего оборудования общего назначения, не включенного в другие группировки, производство металлорежущих станков, производство кузнечно-прессового оборудования, производство частей и принадлежностей для станков, предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию станков.
На территории общества, расположенной по адресу: Московская обл., г. Коломна, Окский пр-кт, д.46 расположены: токарный (холодный) цех, слесарный участок, линия фосфатирования, участок окончательной проверки, склад готовой продукции, офис, лаборатория. Технологический процесс осуществляемой деятельности влечет негативное воздействие на окружающую среду.
В результате проверки административным органом среди прочего установлено, что в соответствии с проектом образования отходов и лимитов на их размещение образуются опасные отходы – ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак; масла индустриальные отработанные; опилки древесные, загрязненные минеральными маслами; обтирочный материал, загрязненный маслами; мусор от бытовых помещений несортированный; осадок линий фосфаторивания; отработанный травильный раствор. В нарушение ст. 16 ФЗ № 7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды», а также п. 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08 июня 2006 года №557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» ОАО «Арья Супер Авто Фордж» не внесло в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду в 4 квартале 2009г. и во 2 квартале 2010г.
По данному факту ответчиком в отношении общества составлен протокол от 26.11.2010 г. №10-22/1806 о совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.41 КоАП РФ.
Протокол составлен в присутствии законного представителя общества – генерального директора Филиппова В.А. (протокол от 31.05.2010 №03).
Постановлением от 14.12.2010 №10-35/2498 заявитель привлечен к административной ответственности, в виде штрафа в размере 50 000 рублей на основании ст.8.41 КоАП РФ.
Постановление вынесено с участием исполнительного директора общества Бушина И.Е., действующего на основании доверенности от 29.07.2010 №12. Данная доверенность соответствует требованиям, установленным п.5 ст.185 ГК РФ, и предусматривает возможность участия данного лица при производстве по делу об административном правонарушении.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд посчитал, что положения ст.ст. 4.5, 28.2, 25.1 КоАП РФ соблюдены, протокол составлен и постановление вынесено в установленные сроки и с соблюдением процессуальных прав ОАО «АСАФ».
В соответствии со ст. 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объективной стороной данного правонарушения является невнесение платы за фактическое негативное воздействие на окружающую среду.
В силу положений части 3 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон №7-ФЗ) отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 16 Закона №7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии со статьей 16 Закона № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.
В силу статьи 23 Закона № 89-ФЗ плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632. Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344.
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Пунктами 1, 2 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08 июня 2006 года № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок платы за негативное воздействие на окружающую среду - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Собранными Департаментом Росприроднадзора по ЦФО доказательствами подтверждается осуществление обществом деятельности, связанной с негативным воздействием на окружающую среду и факт невнесения платы за данное воздействие в 3-4 кварталах 2009г. и 2 квартале 2010г. (платежные поручения №934, 935 от 21.07.2010). Факт осуществления деятельности, влекущей негативное воздействие на окружающую среду представителем общества в судебном заседании не оспаривался.
Согласно п.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что заявителем сделано не было.
Таким образом, административный орган установил факт неисполнения обществом установленной законом обязанности по внесению в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что событие и вина общества в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ установлены Департаментом Росприроднадзора по ЦФО в полном объеме.
Исходя из этого, суд пришел к выводу, что оспариваемое постановление Департаментом Росприроднадзора по ЦФО от 14.12.2010 №10-35/2498 вынесено в соответствии с законом.
Вместе с тем суд указывает, что согласно ч.1 ст.30.3 КоАП РФ, ч.2 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления, при этом, в случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
В силу положений ч.2 ст.117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
В настоящем случае, обществом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, которое обосновано получением копии оспариваемого постановления в июне 2011г. Согласно отметки канцелярии, рассматриваемое заявление подано в арбитражный суд 14.07.2011.
Вместе с тем, как ранее установлено судом, при вынесении оспариваемого постановления присутствовал представитель общества, действующий на основании доверенности. Представитель с оспариваемым постановлением ознакомлен, ему вручена копия, о чем свидетельствуют соответствующие отметки. 21 января 2011 общество уплатило наложенный административный штраф в полном размере.
Исходя из этого, суд полагает, что общество и его законный представитель располагали сведениями о вынесенном постановлении в январе 2011 года.
В то же время, довод заявителя о позднем получении оспариваемого постановления документально не обоснован. Заявление подано по истечении шести месяцев со дня вынесения оспариваемого постановления, то есть с длительным пропуском установленного ч.1 ст.30.3 КоАП РФ и ч.2 ст.208 АПК РФ срока, предусмотренного для подачи соответствующего заявления об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении в арбитражный суд.
Объективных причин, препятствующих своевременному обращению общества в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу от 14.12.2010г. по делу об административном правонарушении № 10-35/2498 заявителем суду не приведено.
В связи с пропуском заявителем установленного ч.1 ст.30.3 КоАП РФ и ч.2 ст.208 АПК РФ срока, предусмотренного для подачи соответствующего заявления об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении в арбитражный суд, заявленное требование общества о признании незаконным и отмене постановления Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу от 14.12.2010г. по делу об административном правонарушении № 10-35/2498 не подлежит удовлетворению.
На основании ст.4.5., 8.41 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст. 1-13, 15, 17, 27, 29, 47, 64-68, 71, 75, 81, 167-170, 176, 207-211 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении требования заявителя о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу от 14.12.2010 г. № 10-35/2498 о привлечении ОАО "Арья Супер Авто Фордж", зарегистрированного в качестве юридического лица за ОГРН 1045004258430, местонахождение: 115184, г. Москва, Ср. Овчинниковский пер., д. 12, 5 этаж, комн. 2 к административной ответственности на основании ст. 8.41 КоАП РФ с обязанием Управление Федерального казначейства по г. Москва возвратить оплаченный штраф заявителю.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Ю.Л. Быкова
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка