• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
 

РЕШЕНИЕ
 

от 26 сентября 2011 года  Дело N А40-78802/2011
 

Резолютивная часть решения объявлена 22 августа 2011 года

Полный текст решения изготовлен 26 сентября 2011 года

Арбитражный суд в составе судьи Андрияновой С.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гайдамака Е.Г.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению) ОАО "Лафарж Цемент"

к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении №13-35/1147 от 08.07.2011.

при участии представителей

от истца (заявителя) - Тихонова Э.А. по дов. от 31.12.10 №Л/06-11, паспорт

от ответчика (заинтересованного лица) – Кутляев Р.Х. по дов. от 08.07.2011г. № 14/48, удостоверение

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Лафарж Цемент» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту Росприроднадзора по ЦФО (далее административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении №13-35/1147 от 08.07.2011 по факту совершения правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, которым заявителю назначено административное наказание в виде штрафа в размере 130000 рублей, ссылаясь на отсутствие события административного правонарушения в действиях заявителя.

Ответчик требования заявителя не признал, представил отзыв, в котором ссылается на то, что в действиях заявителя имеется событие и состав вменяемого ему правонарушения, что подтверждено материалами административного дела.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы и возражения сторон, оценив представленные в дело доказательства, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно требованиям ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения. Судом установлено, что срок обращения в суд с заявлением об обжаловании решения о привлечении к административной ответственности, предусмотренный ч. 2 ст. 208 АПК РФ, ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ заявителем соблюдён.

Согласно ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с п.7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. № 400 «Об утверждении положения о федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление правительства российской федерации от 22 июля 2004 г. № 370» Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В силу возложенных полномочий Росприроднадзор осуществляет контроль и надзор, в том числе за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов).

Как следует из материалов дела, оспариваемым постановлением от 08.07.2011 г. № 13-35/1147 ОАО «Лафарж Цемент» привлечено к административной ответственности за административное правонарушение, выразившееся в том, что с 15.05.2011 по 23.05.2011г. ОАО «Лафарж Цемент», при эксплуатации филиала, расположенного по адресу: Московская область, Воскресенский район, г. Воскресенск, ул. Гиганта, д. 3 своим действием (бездействием) допустило эксплуатацию предприятия (осуществление хозяйственной и производственной деятельности), связанную с обращением с отходами, в отсутствии действующего проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, тем самым нарушив требования ст.11, ст.18 Федерального закона РФ от 04.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», и подвергнуто административному наказанию в виде наложения штрафа на основании ст.8.2 КоАП РФ в размере 130 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обжаловал его в арбитражный суд в настоящем заявлении.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании ч. 7 ст. 210 АПК РФ.

Суд установил, что оспариваемое постановление вынесено должностными лицами в пределах их полномочий.

В то же время суд считает, что наличие в действиях заявителя события вменяемых ему правонарушений ответчиком не доказано.

В силу ч.4 ст.210 АПК РФ с учетом положений ст.65 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В то же время, согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с п.2 ст.2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, Департамент обязан был доказать наличие в действиях (бездействии) общества состава вмененного административного правонарушения, а также вины в его совершении.

Статьей 8.2 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Данная норма является бланкетной, которая предусматривает нарушение конкретных норм и правил, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в сфере обращения с отходами производства и потребления.

Согласно ст. 11 Федерального закона РФ от 04.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;

разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;

внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;

проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;

предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;

соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;

в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

В соответствии со ст.18 ФЗ РФ от 04.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ч.ч.1 и 2 ст.26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Как следует из материалов дела при проведении проверки Заявителем предоставлены документы, подтверждающие наличие у него утвержденных Лимитов на размещение отходов производства и потребления, о чем свидетельствует ссылка на дату утверждения и регистрационный номер как в Акте, так и Протоколе, а именно: 14.05.2010 г. регистрационный номер 27/о-07-5659».

Лимит на размещение отходов производства Заявитель разрабатывал и утверждал на основании Приказа Минприроды РФ от 25.02.2010г. №50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (далее по тексту Порядок).

Согласно вышеназванного Приказа и п. 11 Порядка: Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета».

Следовательно утвержденный 14.05.2010 года лимит считается действительным в течении 5 лет, если Заявитель его подтвердит.

Технический отчет Заявителя о неизменности производственного процесса и используемого сырья направлен в Департамент Росприроднадзора по ЦФО 23.05.2011г., копия заявления предоставлена в Департамент Росприроднадзора по ЦФО, при рассмотрении административного дела 06.07.2011г.

При этом следует отметить, что согласно вышеупомянутого п. 11 Порядка, предоставление Технического отчета в территориальные органы Росприроднадзора осуществляется в уведомительном порядке и не требует дополнительного утверждения и согласования.

Следовательно, доводы ответчика, изложенные в Постановлении о назначении административного наказания, относительно того, что у Заявителя отсутствует действующий проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в период с 15.05.2011 по 23.05.2011г. признаются судом необоснованными поскольку не соответствуют материалам дела.

При этом Приказ МПР от 25.02.2010г. №50 и Порядок не содержат норм, которые бы приостанавливали, аннулировали, отменяли бы юридическое действие утвержденных по данному порядку нормативов или лимитов на размещение отходов, в том числе и в случаях «не подтверждения» в срок неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами.

Судом установлено, что в ходе производства по делу об административном правонарушении обществом представлена заверенная копия проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на 2010 года, согласованного с Ростехнадзором, а также лимита на размещение отходов производства и потребления от 14.05.2010 (Лимит) на Полигон «Тимохово», ОАО «Полигон Тимохово».

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определен постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 №461.

Согласно понятию, содержащемуся в п.1 постановления, под лимитом размещения отходов понимается предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которое разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

Вопреки доводам административного органа, выданный Ростехнадзором Лимит содержит перечень отходов и разрешенные лимиты на их размещение.

Достоверных доказательств размещения отходов с превышением установленных нормативов административным органом не представлено.

К доводам ответчика о необходимости согласования Порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами с Департаментом Росприроднадзора в ЦФО суд относится критически, поскольку содержанием п.2 ст.26 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ предусмотрена обязанность согласования такого порядка либо с федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами либо с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией).

В соответствии с п.1 Положения, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 17.09.2007 №681/27, центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, обладающей компетенцией в области обращения с отходами производства и потребления является Министерство экологии и природопользования Московской области.

Пунктом 12.4 Положения Министерству предоставлены полномочия по согласованию порядка осуществления юридическими лицами производственного контроля в области обращения с отходами производства и потребления.

Исходя из этого, суд не усматривает в действиях общества нарушений действующего законодательства и отсутствие оснований для согласования разработанного порядка осуществления производственного контроля именно с Департаментом Росприроднадзора в ЦФО.

Учитывая изложенное, суд установил отсутствие в действиях заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ.

В соответствии с п.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

В соответствии с п.4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший решение. При этом лицо, привлеченное к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Нарушение срока и порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.

При указанных обстоятельствах суд признает незаконным и подлежащим отмене полностью постановление Департамента Росприроднадзора по ЦФО от 08.07.2011 г. № 13-35/1147 по делу об административном правонарушении по факту совершения правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, которым заявителю назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1300000 рублей.

На основании ст.ст.1.5,24.5,30.3,30.5,30.8 КоАП РФ и руководствуясь ст.ст. 29, 65, 75, 167-170, 207-211 АПК РФ

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить постановление №13-35/1147 от 08.07.2011 Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу о привлечении ОАО «Лафарж Цемент», расположенного по адресу: 119021, г. Москва, ул. Тимура Фрунзе, д. 11, корп.2 , зарегистрированного за ОГРН 1025000926257 к административной ответственности на основании ст. 8.2 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

С.М.Андриянова




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А40-78802/2011
Принявший орган: Арбитражный суд города Москвы
Дата принятия: 26 сентября 2011

Поиск в тексте