АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 19 сентября 2011 года  Дело N А40-79202/2011

Резолютивная часть решения объявлена 12 сентября 2011 года

Полный текст решения изготовлен 19 сентября 2011 года

Арбитражный суд в составе  судьи  Л.В. Ласкина

При ведении  протокола  судебного  заседания  секретарем О.Г.Тереховой

При  участии

заявителя :

заинтересованного  лица  :

Рассмотрев  в  открытом  судебном заседании дело  по  заявлению  ОАО  «МОЭСК»  к  ОАТИ  г. Москвы  о признании  постановления  о привлечении к административной ответственности  незаконным

У С Т А Н О В И Л:

ОАО  «МОЭК»  (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Объединению административно-технических инспекций г.Москвы о признании незаконным постановления №01-Л20-210  от 07.06.2011. о привлечении к ответственности и его отмене, ссылаясь на то, что вынесенное административным органом постановление о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб. за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.4 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях (далее – КоАП г.Москвы) является незаконным, нарушает его права и законные интересы, поскольку

Общество  не  является  субъектом  ответственности, материалами административного дела не подтверждаются обстоятельства совершения правонарушения заявителем, в действиях заявителя отсутствует состав правонарушения, нарушена процедура привлечения к ответственности.

Возражая на заявление, в представленном отзыве административный орган указывает, что заявитель правомерно привлечен к административной ответственности, поскольку факт правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении, порядок привлечения заявителя к административной ответственности соблюден.

Рассмотрев дело в отсутствие представителя административного органа, представителя заявителя, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства , изучив материалы дела и представленные доказательства в совокупности, арбитражный суд первой инстанции приходит к выводу: заявленные требования обоснованные и подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела, административным органом 06 мая 2011г.  в ходе проверки по адресу: г. Москва,  Большой дровяной пер., д. 4  зафиксировано  несвоевременное восстановление в установленные сроки благоустройства территории  после совершения аварийно-восстановительных работ, в связи с чем по факту нарушения, допущенного заявителем, 16 мая 2011 г.  составлен протокол №01-Л20-210

Постановлением об административном правонарушении №01-Л20-210  от 16 мая 2011г. заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного  ч. 1 ст.7.4 КоАП г.Москвы и подвергнут штрафу в размере 20 000 руб.

Указанное постановление о привлечении к административной ответственности не соответствует закону и нарушает права и интересы заявителя, поэтому в силу ст.ст. 210, 211 АПК РФ подлежит признанию незаконным по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.7.4 КоАП г.Москвы нарушение установленных Правительством Москвы норм и правил подготовки и проведения земляных, строительных и дорожных работ, в том числе нарушение сроков их выполнения, несвоевременное восстановление благоустройства территории после их завершения, непринятие мер по ликвидации провала асфальта (грунта), связанного с производством разрытий, отсутствие утвержденной проектной документации или необходимых согласований при проведении указанных работ, отсутствие лицензии на их выполнение, а также несоблюдение установленных требований к обустройству и содержанию строительных площадок, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4.14 Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Статьей 16.2-16.3 КоАП г.Москвы установлено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.8.6 указанного Кодекса, рассматривают должностные лица уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего государственный контроль в сфере внешнего благоустройства городских территорий.

Согласно п.1.1 Положения об ОАТИ г.Москвы, утвержденного постановлением правительства г.Москвы от 22.01.2008 №51-ПП, Объединение административно-технических инспекций города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы и осуществляет государственный контроль за соблюдением всеми предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы по вопросам внешнего благоустройства города и технического состояния самоходных машин, аттракционов и других видов техники.

При этом в силу ст.16.4 КоАП г.Москвы производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, и исполнение постановлений о назначении административных наказаний осуществляются в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу ч.1 ст.29.10 постановление по делу об административном правонарушении должно быть обоснованным, а выводы административного органа мотивированы. При этом с учетом положений ст.1.5, 2.1, 24.5 КоАП РФ обстоятельства, касающиеся наличия в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, в любом случае входят в предмет доказывания по административному делу, поскольку недоказанность любого из элементов состава правонарушения исключает дальнейшее производство по делу и привлечение к ответственности.

Как усматривается из оспариваемого постановления, заявителю вменяется нарушение п. 12.12 «Правил подготовки производства земляных работ, обустройство и содержание строительных площадок в г.Москве»

Однако,  в протоколе об административном правонарушении указано, что данные работы производились по аварийному ремонту электрокабеля, что регламентируется разделом 12 «Производство аварийно-восстановительных работ» Правил подготовки и производства земляных работ, обустройство и содержание строительных площадок в г.Москве.

Оспариваемое постановление в отношении Общества не содержит указания на объективную сторону правонарушения, то есть на неправомерные действия заявителя, противоречащие ст.8.6 КоАП г.Москвы и указанным Правилам, в нарушение требований ст.ст. 26.1-26.3, 29.10 КоАП РФ в нем не отражены с должной полнотой обстоятельства правонарушения, не указаны противоправные действия (бездействие), совершенные заявителем и образующие состав вменяемого ему правонарушения, не установлена вина заявителя, то есть постановление не мотивировано, в связи с чем не отвечает требованиям ст. 24.1 КоАП РФ.

Также в материалы дела не представлены доказательства о том, что ОАО «МОЭСК» производил строительные работы, таких как договор аренды, договор подряда, разрешительная документация на строительство, проектная документация.

В то же время ч.3 ст.1.5 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, то есть указанные обстоятельства должны быть исследованы и доказаны административным органом в рамках предоставленных полномочий. В силу ч.4 ст.210 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое постановление.

В силу ч.1 ст.29.10 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении должно быть обоснованным, а выводы административного органа мотивированы. При этом с учетом положений ст.1.5, 2.1, 24.5 КоАП РФ обстоятельства, касающиеся наличия вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, в любом случае входят в предмет доказывания по административному делу, поскольку недоказанность любого из элементов состава правонарушения исключает дальнейшее производство по делу и привлечение к ответственности.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

В связи с тем, что административным органом не представлено неопровержимых доказательств, свидетельствующих о совершении Обществом вменяемого административного правонарушения и наличии вины общества в его совершении, данное обстоятельство исключает привлечение  ОАО «МОЭСК»  к административной ответственности в силу ч. 1 ст. 7.4 КоАП РФ, в связи с чем оспариваемое постановление подлежит отмене.

Также, судом установлено нарушение  процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться в силу основанием для отмены оспариваемого согласно п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. № 10.

Статьей 28.2. КоАП РФ предусмотрено, что в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Судом установлено, что при составлении протокола об административном правонарушении административным органом существенно нарушены требования КоАП РФ об обеспечении гарантий защиты права привлекаемого к ответственности лица.

Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц, о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Как видно из материалов дела, доверенность, выданная, начальнику участка заявителя Зубову С.Ф.  не содержит указания о том, что данное лицо представляет интересы общества в конкретном административном деле. Кроме того, данная доверенность выдана задолго до составления  протокола об административном правонарушении.

Таким образом, присутствие Зубова С.Ф. при составлении протокола не может расцениваться, как составление протокола об административном правонарушении в присутствии законного представителя.

Вместе с тем арбитражным судом первой инстанции установлено, что в действиях заявителя отсутствует состав вменяемого ему правонарушения, что является основанием для признания указанного постановления незаконным и его отмены.

Срок на обжалование постановления, установленный ч.4 ст.208 КоАП РФ, заявителем не пропущен, так как заявление направлено в суд 06.июля.2011г.  после  получения  копии  постановления  27 июня  2011  г.,  то есть в пределах десятидневного срока.

Судом рассмотрены все доводы административного органа, однако они не могут служить основанием к отказу в удовлетворении заявления.

На основании изложенного, ст.8.6 Закона г.Москвы от 21.11.2003 г. №45 «Кодекс об административных правонарушениях города Москвы», ст.ст.1.5, 2.1, 2.2, 24.5, 25.1, 25.4, 28.2, 29.7, 30.1-30.3 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст. 167-170, 207, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции

Р Е Ш И Л:

Признать  незаконным  и  отменить  полностью  постановление  Объединения  административно-технических  инспекций  г. Москвы  по  делу  об  административном  правонарушении  №01-Л20-210  от  07  июня  2011  г.  в  отношении  ОАО «Московская объединенная электросетевая компания»  (ОГРН  1057746555811), находящегося  по адресу  : 115035, г. Москва, ул.Садовническая, дом 36, стр. 1

Решение  арбитражного  суда  вступает  в  законную силу  по истечении  десяти  дней  со дня  его принятия,  если  не  подана  апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в  Девятый  арбитражный апелляционный суд  через  Арбитражный  суд  г. Москвы.

Судья   Л.В. Ласкин

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка