АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 19 сентября 2011 года  Дело N А40-80455/2011

Резолютивная часть решения объявлена 12 сентября 2011 года

Полный текст решения изготовлен 19 сентября 2011 года

Арбитражный суд в составе  судьи  Л.В. Ласкина

При ведении  протокола  судебного  заседания  секретарем  О.Г.Тереховой

При  участии

заявителя :  Ветровой  Ю.А. по доверенности  от 20.04.2011 г., паспорт

заинтересованного  лица  :

Рассмотрел в  открытом  судебном заседании дело  по  заявлению   ОАО «РЖД»   к ОАТИ г. Москвы о признании незаконным постановления о привлечении к ответственности  от  09  июня  2011 г. №09-О04-147  незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

ОАО  «РЖД»   (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Объединению административно-технических инспекций г.Москвы о признании незаконным постановления №09-О04-147 от 09.06.2011. о привлечении к ответственности  в виде  штрафа в размере 5 000 руб.  и его отмене, ссылаясь на то,  что  вынесенное административным органом постановление о привлечении к административной ответственности в виде штрафа за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.10  КоАП  РФ,  является незаконным, нарушает его права и законные интересы, поскольку материалами административного дела не подтверждаются обстоятельства совершения правонарушения заявителем, в действиях заявителя отсутствует состав правонарушения, нарушена процедура привлечения к ответственности.

Возражая на заявление, в представленном отзыве административный орган указывает, что заявитель правомерно привлечен к административной ответственности, поскольку факт правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении, порядок привлечения заявителя к административной ответственности соблюден.

Рассмотрев дело в отсутствие представителя административного органа,  извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, выслушав доводы представителя заявителя,изучив материалы дела и представленные доказательства в совокупности, арбитражный суд первой инстанции приходит к выводу: заявленные требования обоснованные и подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела, административным органом 25 мая 2011г.  в ходе проверки по адресу: г. Москва,  платформа «Ховрино» в ходе обследования территории выявлена неуборка территории полосы отвода Октябрьской железной дороги ОАО «РЖД» от мелкого мусора, мешков с мусором, собранных во время субботника, в связи с чем по факту нарушения, допущенного заявителем, 26 мая 2011 г.  составлен протокол №09-О04-147

Постановлением об административном правонарушении №09-О04-147 от 09 июня  2011г. заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного  ч. 1 ст.8.10 КоАП г.Москвы и подвергнут штрафу в размере  5000 руб.

Указанное постановление о привлечении к административной ответственности не соответствует закону и нарушает права и интересы заявителя, поэтому в силу ст.ст. 210, 211 АПК РФ подлежит признанию незаконным по следующим основаниям.

В соответствии частью  1 ст. 8.10 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение установленных Правительством Москвы правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москвы, за исключением случаев, предусмотренных статьями 4.7, 4.8 и 4.14 настоящего Кодекса.

Статьей 16.2-16.3 КоАП г.Москвы установлено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.8.6 указанного Кодекса, рассматривают должностные лица уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего государственный контроль в сфере внешнего благоустройства городских территорий.

Согласно п.1.1 Положения об ОАТИ г.Москвы, утвержденного постановлением правительства г.Москвы от 22.01.2008 №51-ПП, Объединение административно-технических инспекций города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы и осуществляет государственный контроль за соблюдением всеми предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы по вопросам внешнего благоустройства города и технического состояния самоходных машин, аттракционов и других видов техники.

При этом в силу ст.16.4 КоАП г.Москвы производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, и исполнение постановлений о назначении административных наказаний осуществляются в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу ч.1 ст.29.10 постановление по делу об административном правонарушении должно быть обоснованным, а выводы административного органа мотивированы. При этом с учетом положений ст.1.5, 2.1, 24.5 КоАП РФ обстоятельства, касающиеся наличия в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, в любом случае входят в предмет доказывания по административному делу, поскольку недоказанность любого из элементов состава правонарушения исключает дальнейшее производство по делу и привлечение к ответственности.

Как усматривается из оспариваемого постановления, заявителю вменяется нарушение п. 4.3 « Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве», утвержденные ППМ от 09.11.1999г. № 1018

Оспариваемое постановление в отношении Общества не содержит указания на объективную сторону правонарушения, то есть на неправомерные действия заявителя, противоречащие ст.8.6 КоАП г.Москвы и указанным Правилам, в нарушение требований ст.ст. 26.1-26.3, 29.10 КоАП РФ в нем не отражены с должной полнотой обстоятельства правонарушения, не указаны противоправные действия (бездействие), совершенные заявителем и образующие состав вменяемого ему правонарушения, не установлена вина заявителя, то есть постановление не мотивировано, в связи с чем не отвечает требованиям ст. 24.1 КоАП РФ.

В то же время ч.3 ст.1.5 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, то есть указанные обстоятельства должны быть исследованы и доказаны административным органом в рамках предоставленных полномочий. В силу ч.4 ст.210 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое постановление.

В силу ч.1 ст.29.10 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении должно быть обоснованным, а выводы административного органа мотивированы. При этом с учетом положений ст.1.5, 2.1, 24.5 КоАП РФ обстоятельства, касающиеся наличия вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, в любом случае входят в предмет доказывания по административному делу, поскольку недоказанность любого из элементов состава правонарушения исключает дальнейшее производство по делу и привлечение к ответственности.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

В связи с тем, что административным органом не представлено неопровержимых доказательств, свидетельствующих о совершении Обществом вменяемого административного правонарушения и наличии вины общества в его совершении, данное обстоятельство исключает привлечение  ОАО «РЖД»  к административной ответственности в силу ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, в связи с чем оспариваемое постановление подлежит отмене.

Также, судом установлено нарушение  процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться в силу основанием для отмены оспариваемого согласно п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. № 10.

Статьей 28.2. КоАП РФ предусмотрено, что в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц, о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Как видно из материалов дела, протокол составлен в отсутствие законного представителя заявителя, надлежащего уведомления о составлении протокола в деле суду не представлено.

Составление протокола в отсутствие законного представителя заявителя свидетельствует о том, что заявителю не были разъяснены его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, не была  предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, законный представитель заявителя был лишен возможности представить объяснения и замечания по содержанию протокола.

Таким образом, суд усматривает нарушения требований ст. ст. 25.4., 28.2. при составлении протокола от 26.05.2011г. №09-О04-147, в связи с чем данный протокол в силу ч. 3 ст. 26.2. КоАП  РФ не может служить доказательством совершения заявителем правонарушения.

Вместе с тем арбитражным судом первой инстанции установлено, что в действиях заявителя отсутствует состав вменяемого ему правонарушения, что является основанием для признания указанного постановления незаконным и его отмены.

Срок на обжалование постановления, установленный ч.4 ст.208 КоАП РФ, заявителем не пропущен, так как заявление направлено в суд 25 .июля.2011г.  после  получения  копии  постановления  15 июля  2011  г.,  то есть в пределах десятидневного срока.

Судом рассмотрены все доводы административного органа, однако они не могут служить основанием к отказу в удовлетворении заявления.

На основании изложенного, ст.8.6 Закона г.Москвы от 21.11.2003 г. №45 «Кодекс об административных правонарушениях города Москвы», ст.ст.1.5, 2.1, 2.2, 24.5, 25.1, 25.4, 28.2, 29.7, 30.1-30.3 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст. 167-170, 207, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить полностью постановление Объединения административно-технических инспекций г. Москвы по делу об административном правонарушении от  09  июня  2011 г. №09-О04-147  в отношении ОАО «РЖД», находящегося по адресу: 107996, г.Москва,  ул.  Новая Басманная, дом 2 .

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд г.Москвы.

Судья   Л.В. Ласкин

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка