АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 22 сентября 2011 года  Дело N А40-86529/2011

Резолютивная часть решения оглашена 15 сентября 2011г.

Полный текст решения изготовлен 28 сентября  2011г.

Арбитражный суд в составе: судьи Дранко Л. А.,

при ведении протокола судебного заседания, секретарем Бесединой М.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Лотереи Москвы"

к Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы

о признании незаконным и отмене постановления от 14.07.2011г. по делу № 1489-ЗУ/9040537/п-11.

представители сторон в заседание не явились (уведомлены)

У С Т А Н О В И Л:

ОАО "Лотереи Москвы" (далее Общество)обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании постановления Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы  от  14.07.2011 г. по делу № 1489-ЗУ/9040537/п-11 о назначении Обществу административного наказания по ст. 6.12 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 руб.

Как следует из оспариваемого постановления, вменяемое Обществу правонарушение выразилось в размещении торгового павильона на земельном участке площадью 12 кв.м. по адресу: Москва, пр.Луговой, вл.12.

В обоснование заявленных требований заявитель в заявлении ссылается на нарушение процессуальных норм при привлечении Общества к административной ответственности, на неверную квалификацию вменяемого Обществу правонарушения, а также на отсутствие полномочий у административного органа, принявшего оспариваемого постановления.

От Госинспекции по недвижимости поступили отзыв, в котором ее представитель просил в удовлетворении заявленного требования отказать, а также ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Стороны своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте его проведения извещены.

Суд посчитал возможным рассмотреть дело в порядке ст. 123, 156,ч.2 ст.210 АПК РФ в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.

Изучив материалы дела, представленные доказательства, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно  ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании  решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения. Указанный срок заявителем соблюден.

Административным правонарушением  согласно ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 6.12 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях использование земельного участка, находящегося в собственности города Москвы, без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости - без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, 21.06.2011 года сотрудниками Госинспекции по недвижимости была проведена проверка соблюдения земельного законодательства на участке по адресу: г. Москва, пр. Луговой, вл. 12, площадью 12 кв.м.

В результате проверки установлено, что ОАО «Лотереи Москвы»  использует земельный участок, расположенный по вышеуказанному адресу, площадью 12 кв.м. под размещение торгового павильона без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.

По факту использования обществом земельного участка без оформленных земельно-правовых отношений инспектором Госинспекции по недвижимости в отношении Общества в отсутствие его представителя был составлен Протокол об административном правонарушении от 21.06.2011 № 9040537/п по ст.6.12 КоАП Москвы.

14.07.2011г. советником Управления контроля за объектами недвижимости по СЗАО Госинспекции по недвижимости также в отсутствие представителя Общества было вынесено оспариваемое постановление от 14.07.2011 г. по делу № 1489-ЗУ/9040537/п-11, которым ОАО «Лотереи Москвы» признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в использовании земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, и ответственность за которое предусмотрена ст. 6.12 Закона г. Москвы «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях», с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.

О времени и месте рассмотрения данного административного дела Общество было надлежащим образом уведомлено 29.06.2011г., что подтверждается уведомлением о вручении. О времени и месте составления указанного протокола была уведомлена Молчанова ЮИ, как действующая на основании выданной Обществом общей доверенности от 11.01.2011г. №02.

Как следует из ст. 1.1 КоАП РФ, законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно ст.72 Конституции РФ, административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.26 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Конституция (устав), законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта Российской Федерации органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Невыполнение или нарушение указанных актов влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. В случае, если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, в случае, когда имеется норма федерального закона, регулирующая вопросы производства по делам об административных правонарушениях, а также содержащая состав правонарушения, вменяемый лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ответственность за указанное правонарушение законом субъекта Российской Федерации установлена быть не может.

Использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов составляет объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.7.1 КоАП РФ.

Следовательно, лицо, допустившее самовольное занятие земельного участка или использующее земельный участок без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, не может быть привлечено к ответственности по основаниям, предусмотренным ст.6.12 КоАП г.Москвы, которая также устанавливает ответственность за данное правонарушение, увеличивая размер штрафных санкций по сравнению со ст. 7.1 КоАП РФ.

То обстоятельство, что объектом посягательства по ст. 6.12 КоАП г.Москвы являются земельные участки, находящиеся в собственности г.Москвы, не свидетельствует о законности принятого постановления, поскольку диспозиция ст.7.1 КоАП РФ распространяется на любые земельные участки и не содержит исключений в зависимости от формы собственности и субъекта собственности на используемый земельный участок.

В соответствии с Преамбулой Закона города Москвы "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" данный Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Уставом города Москвы устанавливает административную ответственность по вопросам, не отнесенным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации, в том числе за нарушение норм и правил, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в городе Москве, а также определяет органы и должностные лица, уполномоченные составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Нормы и правила, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в городе Москве, неисполнение которых влечет привлечение заявителя к административной ответственности за вменяемое ему правонарушение, ответчиком не указаны. Между тем,  обязанность по оформлению  в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю предусмотрена федеральным законодательством, а именно ГК РФ, ЗК РФ, а также Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Таким образом, постановление о привлечении Общества к административной ответственности содержит неправильную квалификацию вмененного правонарушения.

Пункт 2 ст. 23.21 КоАП РФ устанавливает, что дела об административном правонарушении, предусмотренных ст.7.1 КоАП РФ, рассматривают главный государственный инспектор РФ по использованию и охране земель, его заместители, главные государственные инспектора субъектов РФ по использованию и охране земель, их заместители.

В соответствии с п. 3 «Положения о государственном земельном контроле», утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 года № 689, контроль за соблюдением выполнения требований земельного законодательства о недопущении использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов осуществляют Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы. Пункт 6 этого же положения предусматривает, что должностные лица Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных органов, осуществляющие государственный контроль, одновременно по должности являются главными государственными инспекторами по использованию и охране земель.

Госинспекция по недвижимости лицом, уполномоченным на составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ, не является.

В силу правовой позиции, изложенной в п. 9 Постановления Пленума ВАС № 10 от 02.06.2004 г., в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, либо принято неправомочным органом, суд, в соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и его отмене.

В связи с вышеизложенным  требования заявителя подлежат удовлетворению на основании ч.2 ст.211 АПК РФ.

В соответствии с ч.4 ст.208 КоАП РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании ст.ст. 1.5, 1.6, 2.1, 7.1, 2.9, 4.5, 24.1, 25.1, 25.4, 26.1-26.3, 28.2, 28.7, 29.10, 30.1 КоАП РФ и руководствуясь ст.ст. 64, 65, 71, 75, 167-170, 176, 208, 210, 211 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление Госинспекции по недвижимости г. Москвы от 14.07.2011 г. по делу №1489-ЗУ/9040537/п-11 о назначении административного наказания.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

Л.А.Дранко

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка