АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 10 октября 2011 года  Дело N А40-124761/2010

Резолютивная часть решения объявлена 05 октября  2011 г.

Решение в полном объеме изготовлено 10 октября  2011 г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Председательствующего судьи

Петрова И.О.

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Фроловым В.А.

рассмотрел дело по заявлению

Открытого акционерного общества «Чусовский металлургический завод» (ОГРН 1025902086924, 618200, Пермский край,  г. Чусовой, ул. Трудовая, 13)

к

Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам № 5 (ОГРН  1047723039440 127381, Москва г, ул. Неглинная, 23/6, 1)

о

признании  частично недействительным ненормативного акта,

при участии:

от заявителя – Крюкова В.В., доверенность № 08-35-412 от 29.07.2011г., от налогового органа – Горюнова А.И., доверенность от 21.09.2011г.

У С Т А Н О В И Л:

ОАО «Чусовский металлургический завод» обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 5 от 09.08.2010г. № 56-18-08/2/1116/153 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения»  в части пунктов 2,3 (резолютивной части).

Свое требование заявитель обосновывает тем, что ненормативный акт налогового органа, в оспариваемой им части, противоречит действующему законодательству  и нарушает его права.

Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 5  требование заявителя не признала по основаниям, указанным в письменном отзыве на заявление.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что требование заявителя подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

В судебном заседании установлено, что сотрудниками налогового органа была проведена камеральная налоговая проверка  налоговой декларации по налогу на прибыль за 2007г., представленной обществом 15.03.2010г. по результатам данной проверки составлен акт  № 56-18-08/1/77 от 29.06.2010г.

На акт проверки 12.07.2010г. обществом был представлены возражения. По результатам рассмотрения возражений налоговым органом вынесено решение № 56-18-08/2/1116/153 от 09.08.2010г.

Суд считает обжалуемое заявителем Решение инспекции (в части) незаконным, нарушающим имущественные права и законные интересы заявителя по следующим основаниям:

По поводу недостаточности документов судом установлено следующее:

В обжалуемом Решении Инспекции и представленном в судебное заседании отзыве налоговый орган указал, что Заявителем не подтверждено право на применение коэффициента 2 при начислении амортизации в отношении основных средств, используемых в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, т.к. подтверждающие документы представлены не в полном объеме.

Суд считает  данный довод неправомерным и не соответствующим фактическим обстоятельствам по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 81 НК РФ ОАО «ЧМЗ» 15.03.2010 г. была представлена уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2007 г., в которой по строке 180 листа 02 «сумма исчисленного налога на прибыль» составила 0 руб.

Уменьшение суммы исчисленного налога связано с применением Обществом специального коэффициента 2 при начислении амортизации в отношении ряда объектов основных средств, находящихся в контакте с агрессивной средой, по которым указанный коэффициент не был применен ранее.

В ходе мероприятий налогового контроля в соответствии со ст.ст. 31, 88, 93 НК РФ в адрес Общества было направлено требование о предоставлении документов № 56-18-16/07188 от 24.03.2010 г., № 56-18-16/10808 от 16.04.2010 г., в которых были запрошены следующие документы:

- Разрешения на ввод опасных производственных объектов в эксплуатацию или положительные заключения экспертизы промышленной безопасности;

- Декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта;

- Сертификаты на соответствие требованиям промышленной безопасности, технических, в том числе иностранного производства;

- Заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности;

- Лицензии на Осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством РФ;

- Заключения экспертизы промышленной безопасности зданий;

- Договоры на обслуживание, заключенные с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями;

- Производственно-технические отчеты о сменности работы оборудования;

- Первичные документы, на основании которых был составлен производственно-технический отчет о работе оборудования;

- Документы по учету отработанных станко-часов по работе оборудования;

- Приказы по закреплению работников за оборудованием, используемым в многосменном режиме;

- Технические паспорта объектов, эксплуатируемых в условиях повышенной сменности и (или) находящихся в контакте с взрыво-, пожароопасной, токсичной или иной агрессивной средой.

В налоговом периоде 2007 год нахождение основных средств в контакте с агрессивной технологической средой подтверждается следующими документами, представленными в налоговый орган с письмами № 03-09/135 от 14.04.2010 г., № 409 от 13.05.2010 г., в ответ на требования инспекции, налоговыми регистрами, свидетельством о регистрации опасных производственных объектов № А48-10050 с приложением «Перечня опасных производственных объектов ОАО «ЧМЗ»; картами учета объектов в государственном реестре опасных производственных объектов; Лицензией №36-ХВ-000001 от 01.04.2002 г. на хранение взрывчатых веществ и материалов промышленного назначения, Лицензией №36-ЭВ-000211 от 04.01.2003 г. на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов, Лицензией №1/03656 от 24.02.2004 г. на осуществление деятельности по предупреждению и тушению пожаров, Лицензией №ВО-03-209-1262 от 09.09.2005 г. на эксплуатацию изделий, в которых содержатся радиоактивные вещества, Лицензией серия ПРД №5904280 от 25.11.2008 г. на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, Лицензией №ЭВ-48-000938 от 31.01.2008 г. на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов, Лицензией №ВО-03-209-1764 от 12.09.2008 г. на эксплуатацию изделий, в которых содержатся радиоактивные вещества, Договорами со страховой компанией ОАО «Военно-страховая компания» № 067641А300974 от 23.05.2006 г., № 07764А3001404 от 07.05.2007 г. о страховании гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, Положением о газоспасательной станции, утв. 23.10.2006 г., Свидетельством №001470 на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, Положением о службе помощника исполнительного директора по ГО и ЧС, утвержденное 03.08.2005 г., Положением о ведомственной пожарной охране ОАО «ЧМЗ», утв. 27.06.2005 г.

Данными документами подтверждаются следующие обстоятельства: наличие у налогоплательщика опасных производственных объектов, прошедших процедуру государственной регистрации и, соответственно, признанных таковыми компетентным государственным органом (свидетельство о регистрации ОПО, карты учета объектов в государственном реестре ОПО); вид агрессивной технологической среды, воздействующей на основные средства, работающие на каждом из опасных производственных объектов (карты учета объектов в государственном реестре ОПО); фактическую эксплуатацию опасных производственных объектов (лицензии на эксплуатацию ОПО, договоры страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты).

В связи с этим, довод налогового органа, изложенный в Решении и отзыве о том, что налогоплательщиком не подтверждено применение специального коэффициента 2 при начислении амортизации соответствующими документами, является необоснованным.

В отношении сертификатов и технических паспортов судом установлено следующее:

Инспекция в подтверждение законности принятого ненормативного акта также указывает на то, что ОАО «ЧМЗ» не представлены сертификаты на соответствие требованиям промышленной безопасности, технических устройств, в том числе иностранного производства за 2007 г., а также технические паспорта объектов основных средств, эксплуатируемых в условиях повышенной сменности и (или) находящихся в контакте с взрыво-, пожароопасной токсичной или иной агрессивной средой.

Суд считает, , что налоговый орган неправомерно указал на неподтвержденность заявленной налогоплательщиком льготы по данному основанию по следующим основаниям:

Совокупность представленных налогоплательщиком документов, подтверждает правомерность применения коэффициента ускоренной амортизации, в отношении основных средств, работающих в условиях агрессивной технологической среды и (или) повышенной сменности, что являлось достаточным, по смыслу п. 7 ст. 259 НК РФ, для применения указанного права.

Налоговым органом не приводятся ссылки на те нормы права, которыми установлена обязанность налогоплательщика оформлять и (или) представлять данные документы в целях применения специального коэффициента.

Нормы налогового законодательства, не содержат перечень документов, которые должны быть в обязательном порядке представлены налогоплательщиком в налоговый орган в целях подтверждения правомерности применения специального коэффициента к основной норме амортизации в отношении основных средств, работающих в условиях агрессивной технологической среды.

Таким образом, налоговым органом неправомерно не оценены и не исследованы надлежащим образом документы, представленные налогоплательщиком, незаконно вменяется налогоплательщику в обязанность представление документов, не являющихся надлежащими доказательствами, то есть не содержащими сведений, подлежащих установлению.

Как уже указывалось выше, представленными в ходе проверки документами подтверждаются наличие у налогоплательщика опасных производственных объектов, прошедших процедуру государственной регистрации, вид агрессивной технологической среды, воздействующей на основные средства, работающие на каждом из опасных производственных объектов, фактическую эксплуатацию опасных производственных объектов.

Суд считает, что налоговый орган неправомерно вменяет налогоплательщику в обязанность представление тех документов, которые не свидетельствуют о наличии или отсутствии у него права на применение коэффициента ускоренной амортизации.

Как следует из п. 7 ст. 259 НК РФ воздействие агрессивной среды на работающие в ней основные средства, позволяющее применить в отношении данных основных средств коэффициент ускоренной амортизации, в частности, может заключаться, в нахождении основных средств в контакте с взрыво-, пожароопасной, токсичной или иной агрессивной технологической средой, которая может послужить причиной (источником) инициирования аварийной ситуации. Таким образом, для установления оснований, свидетельствующих о правомерности применения налогоплательщиком коэффициента ускоренной амортизации, необходимо исследовать документы, подтверждающие факт эксплуатации соответствующих основных средств в контакте с агрессивной технологической средой, которая может послужить источником аварийной ситуации.

Требования о представлении документов, не позволяющих установить или опровергнуть наличие такой среды на опасном производственном объекте, воздействующей на основное средство, эксплуатирующееся на нем, являются излишними, так как не следуют из предписаний п.7 ст. 259 НК РФ.

Ввиду того, что понятие аварийной ситуации (аварии) не раскрывается в Налоговом кодексе Российской Федерации, в связи с чем, на основании ст. 11 НК РФ должно применяться в значении, определенном Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных Т1бъектов": Авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона "О промышленной безопасности" опасными производственными объектами (ОПО) являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к указанному Федеральному закону, а именно: объекты, на которых:  получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества: воспламеняющиеся вещества, окисляющие вещества, горючие вещества, взрывчатые вещества, токсичные вещества, высокотоксичные вещества, вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды (ОПО соответствует признаку опасности "21" в Карте учета объекта в государственном реестре опасных производственных объектов); используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия (ОПО соответствует признаку опасности "22" в Карте учета объекта в государственном реестре опасных производственных объектов); используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры (ОПО соответствует признаку опасности "23" в Карте учета объекта в государственном реестре опасных производственных объектов); получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов (ОПО соответствует признаку опасности "24" в Карте учета объекта в государственном реестре опасных производственных объектов);  ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях (ОПО соответствует признаку опасности "25" в Карте учета объекта в государственном реестре опасных производственных объектов).

На основании п. 2 ст. 2 Закона N 116-ФЗ опасные производственные объекты, обладающие вышеуказанными признаками, подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. В подтверждение факта регистрации опасного производственного объекта, предприятию выдается Свидетельство.

Свидетельство о регистрации опасного производственного объекта № А48-10050, представленным ОАО «ЧМЗ» в ходе проверки налоговому органу, свидетельствует об опасном статусе объекта, что подтверждено компетентным государственным органом - Пермским межрегиональным управлением по технологическому и экологическому надзору по Нижегородской области Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Графа 2 Карты учета объектов в государственном реестре опасных производственных объектов дает расшифровку вида агрессивной технологической среды, воздействующей на основные средства, эксплуатируемые на конкретном опасном производственном объекте.

Таким образом, именно информация, содержащаяся в Свидетельствах и Картах, позволяет получить обобщенную информацию об опасном производственном объекте и тех технологических факторах, влияние которых на объект обуславливают необходимость их государственной регистрации.

Соответственно, свидетельство о регистрации опасного производственного объекта и карты учета объектов в государственном реестре опасных производственных объектов содержат исчерпывающую информацию о контакте с определенным видом агрессивной технологической среды средств, эксплуатируемых на данных опасных производственных объектах.

Что касается технических паспортов и сертификатов, как первичных документов, то они являются документами, которые не учитывают совокупность факторов, которые влияют на условия фактического использования основного средства.

Довод налогового органа о том, что применение специального коэффициента 2 амортизации возможно лишь в случае, если собственник оборудования использует его в режиме, не установленном соответствующей документацией производителя, или для работы в контакте с опасной средой использует оборудование, не предназначенное для эксплуатации в подобных условиях, является неправомерным по следующим основаниям:

В рассматриваемом деле основанием применения налогоплательщиком коэффициента ускоренной амортизации у общества не является факт нахождения основных средств под влиянием природных или скусственных факторов, вызывающих повышенный износ, в связи с чем к предмету доказывания не относится тот факт, что основные средства предприятия подвергаются повышенному износу в результате эксплуатации в условиях, отличных от обычных.

Применение коэффициента ускоренной амортизации за 2007 г. осуществлено обществом в отношении основных средств, находящихся в контакте со взрыво-, пожароопасной, токсичной или иной агрессивной технологической средой, которая может послужить причиной (источником) инициирования аварийной ситуации.

Таким образом, предмет доказывания входит установление фактов, свидетельствующих о наличии такого контакта, который может послужить причиной аварийной ситуации.

По смыслу, п. 7 ст. 259 НК РФ не имеет значения степень адаптированности основного средства к воздействию агрессивной технологической среды.

Учитывая изложенное, общество правомерно применяло в 2007 г. специальный коэффициент 2 к основной норме амортизации в отношении объектов основных средств, работающих в условиях агрессивной технологической среды и повышенной сменности.

Обоснованность позиции налогоплательщика также подтверждается сложившейся арбитражной практикой (Постановление Федерального Арбитражного Суда Московского Округа от 28 сентября 2010 г. N КА-А40/11099-10, Постановление Федерального Арбитражного Суда Московского Округа от 19 ноября 2009 г. N КА-А40/10309-09, Постановление Федерального Арбитражного Суда Уральского Округа от 23 октября 2008 г. N Ф09-7703/08-СЗ).

По поводу деклараций промышленной безопасности судом установлено следующее:

В обжалуемом Решении Инспекция ссылается на то, что ОАО «ЧМЗ» не представило декларации промышленной безопасности, которые являются необходимым условием для получения организацией лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта.