• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
 

РЕШЕНИЕ
 

от 07 октября 2011 года  Дело N А40-134182/2010
 

Резолютивная часть решения объявлена 14.09.2011г.

Решение в полном объеме изготовлено 07.10.2011г.

Арбитражный суд в составе:

судьи ЗОТОВОЙ Е.А.

единолично

с участием представителей: от истца - Алексеев В.В.по доверенности от 28.07.2011г. №215/6, Уткина В.М. по доверенности от 10.08.2011г. №2297; от ответчика- Шевченко Ю. В. по доверенности от 22.09.2010 № 1416, Шевченко Ю. В. по доверенности от 02.07.2011г. №206, Мошинец А.Н. по доверенности от 24.07.2011г, Морозов Н.В. по доверенности №19 от 25.01.2011; от третьих лиц: Росимущество – Сакаева Е.А. по доверенности от 20.12.2010 № ЮП-03/38246, ГУ 43 Отдел капитального строительства КЭУ г. Москвы МО РФ – Уткина В.М. по доверенности от 07.04.2011 №7

протокол судебного заседания вела секретарь Хворостьянова Т.В.

рассмотрел в судебном заседании дело по иску Министерства обороны Российской Федерации

к ответчикам: 1) ОАО «494 Управление начальника работ»,

2) Квартирно-эксплуатационное управление г. Москвы ГлавКЭУ Минобороны России

с привлечением 3-х лиц: 1) ГУ 43 Отдел капитального строительства КЭУ г. Москвы МО РФ,

2) Управление Росреестра по г. Москве

3) Росимущество

о признании договора недействительным

УСТАНОВИЛ:

Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОАО «494 Управление начальника работ» и Квартирно-эксплуатационному управлению г. Москвы ГлавКЭУ Минобороны России о признании недействительным заключенный между ними Договор от 24 июля 2006 года участия в долевом строительстве жилого комплекса с объектами социальной и инженерной инфраструктуры по адресу: г. Москва, ул. Маршала Рыбалко, вл. 2 в редакции Дополнительного соглашения к нему от 11 апреля 2007 года, зарегистрированный УФРС по Москве 08 мая 2009 года (регистрационный номер 77-77-23/275/2008-160).

Иск обоснован тем, что по результатам проведенного конкурса между ГУ 43 Отдел капитального строительства КЭУ г. Москвы МО РФ (заказчик) и ОАО «494 Управление начальника работ» (генподрядчик) был заключен Государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд от 29.05.2006 № 8/МР. Предметом контракта является строительство жилого микрорайона с социальной инфраструктурой по адресу: г. Москва, ул. Маршала Рыбалко, вл. 2. Контрактом установлена твердая цена строительства в размере 4881160000 руб. По условиям контракта вновь созданный объект является собственностью заказчика, т.е. государства в лице Минобороны России. Однако после заключения указанного контракта 24.07.2006 между КЭУ г. Москвы ГлавКЭУ Минобороны России (заказчик) и ОАО «494 Управление начальника работ» (генподрядчик-дольщик) был заключен Договор участия в долевом строительстве жилого комплекса с объектами социальной и инженерной инфраструктуры по адресу: г. Москва, ул. Маршала Рыбалко, вл. 2, согласно которому заказчик обязуется построить (создать) своими силами и (или) с привлечением других лиц многофункциональный жилой комплекс с детским садом, зданиями общественного назначения, подземным гаражом-стоянкой по указанному адресу, а генподрядчик – оплатить и принять свою долю в объекте долевого строительства после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Договором предусмотрено, что заказчик осуществляет финансирование строительства передаваемой доли (30% жилой площади, 100% нежилой площади, 100% площади подземного пространства) от своего имени за счет генподрядчика-дольщика, финансирование генподрядчиком-дольщиком осуществляется путем внесения денежных средств на расчетный счет заказчика и (или) путем производства строительно-монтажных работ, поставки материалов и оборудования, а также иными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации. Дополнительным соглашением от 24.07.2006 условия договора изменены, а именно, в соответствии с дополнительным соглашением заказчик обязуется от своего имени за счет генподрядчика-дольщика осуществить финансирование строительства 31,57% жилой площади, 100% нежилой площади и 100% площади подземного пространства объекта. В то же время Распоряжением Правительства Москвы от 01.07.2008 № 1467-РП было принято предложение Минобороны России о комплексной застройке территории площадью 5,7 га по адресу: Маршала Рыбалко, вл. 2 под жилой микрорайон, проектирование, строительство и перебазирование 22 БТРЗ осуществить за счет средств федерального бюджета и привлеченных Минобороны средств участников долевого строительства.

По мнению истца, Договор долевого участия в долевом строительстве является недействительной сделкой. Истец указывает на то, что КЭУ г. Москвы ГлавКЭУ Минобороны России вышло за пределы правоспособности бюджетного учреждения, а следовательно, нарушены положения ст.ст. 50,120 ГК РФ. Договор заключен с нарушением ст.ст. 38,72,161 Бюджетного кодекса РФ, поскольку лимиты бюджетных средств для финансирования долевого строительства не выделялись. Договор противоречит Федеральному закону № 94-ФЗ, поскольку заключен без проведения конкурса или аукциона, а также устанавливает ориентировочную цену строительства, которая может быть увеличена за счет стоимости фактических затрат, которая согласно положениям закона не может быть изменена. Кроме того, исполнение договора влечет обременение земельного участка, находящегося в федеральной собственности и в распоряжении Минобороны России, однако согласия собственника на вовлечение земельного участка в хозяйственный оборот получено не было.

Истец в судебном заседании иск поддержал.

Иск поддержало 3-е лицо ГУ 43 Отдел капитального строительства КЭУ г. Москвы МО РФ.

Ответчик против иска возражал по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениям к нему. Ответчик заявил о пропуске срока исковой давности, поскольку исполнение договора началось в 2006 году. Ответчик указал на то, что действительность договора подтверждена судебными актами по делу № А40-41869/07-50-339 и по делу № А40-20485/08-146-235. Договор заключен на основании распоряжения Правительства Москвы от 08.07.2004 № 1372-РП, с учетом обращения начальника Службы расквартирования и обустройства Минобороны России от 23.12.2005 было принято решение от 30.12.2005 о привлечении денежных средств генподрядной организации на строительство торгового делового центра, подземных гаражей-стоянок, нежилых помещений в объеме 100% и о компенсации за указанные расходы – долевое участие в строительстве 30% жилой площади. Кроме того, ссылается на то, что договор заключен начальником КЭУ г. Москвы ГлавКЭУ Минобороны России на основании доверенности от 21.07.2006 № 147/111/35082, выданной Минобороны России на бланке Минобороны России. Данная доверенность не отменена.

Ответчик КЭУ г. Москвы ГлавКЭУ Минобороны России и 3-и лица Управление Росреестра по Москве и Росимущество извещены о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явились. Дело рассмотрено без их участия по имеющимся в деле документам в соответствии со ст. 156 АПК РФ. 3-е лицо Росимущество представило в суд отзыв, иск поддержало.

Рассмотрев материалы дела, суд пришел к выводу, что иск подлежит удовлетворению. При этом суд исходил из следующего.

Как видно из материалов дела 08.07.2004 Правительством Москвы было издано распоряжение № 1372-РП «О комплексной реконструкции территории по адресу: ул. Маршала Рыбалко, вл. 2 под строительство жилого микрорайона с социальной инфраструктурой (Северо-Западный административный округ)» в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 14.08.2001 № 744-ПП «О градостроительном плане развития территории Северо-Западного административного округа до 2020 года» которым принято предложение Правительства Москвы и Министерства Обороны Российской Федерации о комплексной реконструкции территории на площади 7,3 га, занимаемой ФГУП «22 бронетанковый ремонтный завод» Минобороны России по адресу: г. Москва, ул. Маршала Рыбалко, вл. 2, и использовании этой территории под строительство в 2004-2009 годах жилого микрорайона площадью 100 тыс. кв.м с развитой социальной инфраструктурой. Распоряжением предусмотрено, что проектирование и строительство жилого микрорайона и перебазирование ФГУП «22 бронетанковый ремонтный завод» Минобороны России осуществляется за счет средств инвестора ОАО «494 Управление начальника работ», объектов культурно-бытового назначения - КЭУ г. Москвы ГлавКЭУ Минобороны России. Данным распоряжением также предусмотрено, что после завершения строительства распределение жилой и нежилой площади осуществляется в соотношении: 30% жилой площади – в федеральную собственность (Минобороны России), 70% - ОАО «494 Управление начальника работ»; 60% нежилой площади - ОАО «494 Управление начальника работ», 40% - в собственность Москвы; 100% подземных гаражей в собственность ОАО «494 Управление начальника работ».

01.07.2006 был введен в действие Федеральный закон от 17.04.2006 № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с положениями этого закона в целях разграничения государственной собственности к федеральной собственности были отнесены земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации, земельные участки, предоставленные органам государственной власти, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти, иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Из указанных положений названного закона следует, что земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Маршала Рыбалко, вл. 2 с кадастровым номером 77:08:0009029:8, на котором располагалось ФГУП «22 бронетанковый ремонтный завод» Минобороны России, является федеральной собственностью. Право собственности Российской Федерации на земельный участок зарегистрировано в ЕГРП 20.07.2007.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314, постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 № 200 и Положением о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 № 691, Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, принимает в федеральную собственность имущество, созданное за счет средств федерального бюджета, в том числе в рамках федеральной адресной инвестиционной программы, и предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в государственной собственности.

Согласно ст. 209 ГК РФ права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит собственнику такого имущества.

Согласно п. 1 ст. 263 ГК РФ возводить на земельном участке здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам может исключительно собственник.

Согласно ст. 264 ГК РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если это не предусмотрено законом.

22.11.2005 Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом было издано распоряжение «О вовлечении в хозяйственный оборот федерального недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Маршала Рыбалко, владение 2», которым выражено согласие осуществить за счет средств инвестора, выбираемого на конкурсной основе, строительство жилого комплекса и объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы общей площадью 100000 кв.м на земельном участке площадью 7,7125 га, предоставленном в постоянное (бессрочное) пользование государственному учреждению «Балашихинская квартирно-эксплуатационная часть района МО РФ» со сносом 53 зданий и сооружений согласно приложению. Также 12.01.2006 было издано распоряжение ФАУФИ № 27-р «О проведении инвестиционного конкурса по определению инвестора на право реализации инвестиционного проекта по строительству жилого комплекса, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Маршала Рыбалко, владение 2».

На основании обращений Министра обороны от 08.12.2005 и Начальника службы расквартирования и обустройства от 08.12.2005 об осуществлении застройки территории по указанному адресу за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, обусловленных принятием Президентом Российской Федерации решения о выделении в 2006 году Министерству обороны Российской Федерации дополнительных ассигнований для обеспечения жильем бесквартирных военнослужащих, Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом было издано распоряжение от 07.04.2006 № 751-р «Об отмене распоряжений Росимущества от 22.11.2005 № 2596-р и от 12.01.2006 № 27-р».

И таким образом решение собственника земельного участка о вовлечении в хозяйственный оборот федерального недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Маршала Рыбалко, владение 2, было отменено.

С 01.01.2006 вступил в законную силу Федеральный закон РФ от 21.06.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», согласно положениям которого под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Согласно п. 2 ст. 9 ФЗ РФ № 94-ФЗ государственный контракт заключается в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом РФ и иными федеральными законами с учетом положений настоящего закона.

20.03.2006 был объявлен конкурс по выбору подрядной организации по строительству жилого микрорайона с социальной инфраструктурой по адресу: маршала Рыбалко, вл. 2 (территория 22 БТРЗ), одним из условий которого является бюджетное финансирование строительства. Победителем конкурса стало ОАО «494 УНР». По результатам конкурса между ГУ 43 Отдел капитального строительства КЭУ г. Москвы МО РФ (заказчик), ОАО «494 Управление начальника работ» (генподрядчик) и в/ч 71361 (плательщик) был заключен Государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд от 29.05.2006 № 8/МР. Согласно п. 1 Государственного контракта (предмет контракта) заказчик поручает, генподрядчик принимает на себя генеральный подряд на строительство жилого микрорайона с социальной инфраструктурой по адресу: г. Москва, ул. Маршала Рыбалко, вл. 2. Генподрядчик обязуется выполнить собственными силами и/или с привлечением соисполнителей все работы по подготовительным работам, строительству зданий, инженерных сетей и объектов инженерного обеспечения, благоустройству указанного объекта. Стоимость работ определена Протоколом № 3 заседания конкурсной комиссии и составляет 4881160000 руб. как твердая цена контракта. Согласно п. 8. 1 заказчик обязуется обеспечить открытие и непрерывность финансирования, определить эксплуатирующую организацию, принять от генподрядчика по акту приемочной комиссии законченные строительством объекты, совместно с генподрядчиком и субподрядными организациями ввести в действие в установленные сроки и произвести за них расчеты. Войсковая часть 71361 обязана осуществлять предварительный и последующий контроль за использованием средств федерального бюджета, направляемых на финансирование государственных вложений заказчиком строительства, включая финансовую и инженерную проверку поступивших счетов за выполненные работы, проектно-сметные документации, договоров, а также проведение контрольных обмеров объемов выполненных работ и других документальных проверок, перечисляет средства за выполненные работы (услуги) с целевых счетов в Специализированном отделении при УФК по г. Москве.

Исходя из предмета и содержания Государственного контракта, ст.ст. 218, 703 ГК РФ право собственности на объект строительства возникает у Российской Федерации в лице Минобороны России, вновь созданный объект относится к объектам федеральной собственности.

24.07.2006 между КЭУ г. Москвы ГлавКЭУ Минобороны России (заказчик) и ОАО «494 Управление начальника работ» (генеральный подрядчик-дольщик) был заключен договор участия в долевом строительстве жилого комплекса с объектами социальной и инженерной инфраструктуры по адресу: г. Москва, ул. Маршала Рыбалко, вл. 2.

Предметом договора является обязательство заказчика построить (создать) своими силами и/или с привлечением других лиц многофункциональный жилой комплекс на 1085 квартир общей площадью 64000 кв.м, с детским садом на 120 мест общей площадью 1000 кв.м, со зданиями общественного назначения площадью 42000 кв.м и подземным гаражом-стоянкой площадью 63200 кв.м по адресу: г. Москва, ул. Маршала Рыбалко, вл. 2, генподрядчик-дольщик обязуется оплатить и принять свою долю в объекте долевого строительства после получения на ввод объекта в эксплуатацию.

Цена объекта определена в договоре в размере 4881160000 руб., цена договора 3552995200 руб., согласована стоимость 1 кв.м.

11.04.2007 между сторонами подписано Дополнительное соглашение, которое прошло процедуру государственной регистрации 08.05.2009 (регистрационный номер 77-77-23/275/2008-160). В соответствии с этим соглашением доля генподрядчика-дольщика составляет по жилой площади 31,57%, нежилой площади 100%, подземного пространства 100%. Между сторонами подписаны приложения № 4 (поквартирное распределение) и приложение № 5, определяющее площади нежилых объектов.

Следуя разъяснениям постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2011 № 54 о необходимости при рассмотрении спора определять правовую природу договора и разрешать спор по правилам соответствующих нор Гражданского кодекса РФ, суд, оценив условия договора участия в долевом строительстве, действительную волю сторон, приходит к выводу, что договор по своей правовой природе относится к договорам купли-продажи. В данном случае предметом купли-продажи является будущая недвижимая вещь.

Согласно ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Согласно ст. 296 ГК РФ казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.

Согласно ст. 298 ГК РФ учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенным ему по смете.

Земельный участок, на котором возводятся спорные объекты, относится к объектам федеральной собственности, предоставлен Минобороны России по договору безвозмездного срочного пользования от 27.06.2008 № Д-30/30-зп для строительства объектов, предусмотренных Государственным контрактом от 29.05.2006 № 8/МР. Договором установлено, что ссудополучатель имеет право использовать земельный участок на условиях, установленных договором. Государственным контрактом предусмотрено строительство объектов исключительно за счет средств федерального бюджета, данные объекты передаются Минобороны России и становятся объектами федеральной собственности. Собственником земельного участка – Росимуществом решения о строительстве объекта на условиях долевого строительства не принималось. Также не давалось согласия на отчуждение будущей вещи в собственность другим лицам.

При изложенных обстоятельствах договор участия в долевом строительстве заключен в нарушение требований ст.ст. 209, 263,264, 296,298 ГК РФ и в соответствии со ст. 168 ГК РФ является ничтожной сделкой.

Довод ответчика о том, что договор заключен начальником КЭУ г. Москвы ГлавКЭУ Минобороны России на основании доверенности от 21.07.2006 № 147/111/35082, выданной Минобороны России, которая не отменена, несостоятелен, поскольку заявлен без учета указанных статей ГК РФ. Кроме того КЭУ г. Москвы ГлавКЭУ Минобороны России вышло за пределы своих полномочий, поскольку в доверенности не оговорено его право на заключение подобного договора и при проведении конкурса по выбору подрядной организации оно было определено как организатор конкурса.

Заявление ответчика о применении срока исковой давности не подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

В соответствии со ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

Исполнение договора началось в 2006 году, однако регистрация договора в редакции дополнительного соглашения от 11.04.2007 произведена 08.05.2009, а соответственно с этого момента он считается заключенным и начинает течь срок исковой давности. Кроме того, о наличии заключенного договора Минобороны России узнало в сентябре 2010 года при рассмотрении дела № А40-16054/10-160-61. Доказательств, что истцу было известно о заключении договора ранее, ответчиком не представлено. При этом суд отмечает, что договор заключен между ответчиками и истец непосредственно не участвовал в составлении относящихся к договору документов.

И таким образом, суд приходит к выводу, что иск предъявлен без пропуска срока исковой давности.

Также суд полагает, что при рассмотрении данного спора подлежат применению положения ст. 208 ГК РФ, согласно которой исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.

Суд не принимает во внимание утверждение ответчика, что судебными актами по делу № А40-41869/07-50-339 и по делу № А40-20485/08-146-235 установлена действительность договора, поскольку предмет спора по указанным делам был иной, не связанный с оценкой договора на предмет его действительности. И таким образом, принятые по указанным делам судебные акты не имеют преюдициального значения при рассмотрении данного дела.

Поскольку иск удовлетворяется судом, то судебные расходы по оплате госпошлины относятся на ответчиков поровну в соответствии со ст. 110 АПК РФ. Квартирно-эксплуатационное управление г. Москвы ГлавКЭУ Минобороны России является учреждением и освобождено от уплаты госпошлины, в связи с чем, госпошлина с него судом не взыскивается.

Руководствуясь ст.ст.8,11,12 ГК РФ, ст.ст.101-103,110,167-170 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Удовлетворить иск Министерства обороны Российской Федерации:

Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

С У Д Ь Я ЗОТОВА Е.А.




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А40-134182/2010
Принявший орган: Арбитражный суд города Москвы
Дата принятия: 07 октября 2011

Поиск в тексте