• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 

от 31 октября 2011 года  Дело N А40-61849/2011
 

Резолютивная часть решения объявлена 14 октября 2011 года

Полный текст решения изготовлен 31 октября 2011г. года

Арбитражный суд в составе судьи Кузина М.М.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Сорокой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Моссельмаш»

к ответчику: Департамент земельных ресурсов города Москвы

о признании незаконным решения об отказе в приеме документов от 20.04.2011г., признании незаконным бездействия, обязании совершить действия

с участием:

от заявителя: Боярская Ю.С. (дов. от 01.06.2011г.), Еремин К.Б. (дов. от 01.06.2011г.), Грицевич Г.Ю. (дов. от 01.06.2011г.)

от ответчика: Бушин М.В. (дов. от 28.02.2011г. №33-И-468/11)

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Моссельмаш» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (далее – ДЗР г. Москвы ) о признании незаконным решения от 20.04.2011г.об отказе в приеме документов для оформления договора купли-продажи земельного участка, признании незаконным бездействия, выразившегося в неутверждении и невыдаче в установленный законом срок схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, обязании в месячный срок с даты вынесения решения по настоящему делу утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории и выполнить все действия, необходимые для поставки земельного участка на государственный кадастровый план; обязании в двухмесячный срок после получения кадастрового паспорта представить в собственность земельный участок площадью по расчетным показателям 0,188-0,197 га с расположенным на нем зданием по цене 20% кадастровой стоимости земельного участка.

Требования заявления мотивированы тем, что решение ДЗР г. Москвы не соответствует законну и нарушает права и законные интересы заявителя.

В материалах дела имеется письменный отзыв ответчика, согласно которому просит в удовлетворении требований заявителя отказать, ссылаясь на то, что ДЗР г. Москвы выдан законный и обоснованный отказ в приеме документов. Подготовка и выдача распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории осуществляется на основании совершенно иного заявления, на ином бланке установленного образца, таким образом отсутствуют бездействия.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление об оспаривании ненормативного правового акта может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Решением от 20.04.2011г. №33-5Т9-310/11-(0)-0 ДЗР г. Москвы отказал в приеме документов для оформления договора купли-продажи земельного участка с соответствующим правовым актом Департамента земельных ресурсов города Москвы о предоставлении земельного участка, принятое без предварительного утверждения и выдачи Открытому акционерному обществу «Моссельмаш» схемы расположения земельного на кадастровой карте (плане) территорий. Оспаривая ненормативный правовой акт, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд, 08.06.2011г. (согласно штампу канцелярии суда).

Таким образом, срок, установлены для оспаривания ненормативного правового акта, установленный ч. 4 ст. 198 АПК заявителем не пропущен.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из материалов дела следует, что 20 апреля 2011 года ОАО «Моссельмаш» обратилось в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в порядке ст.36 ЗК РФ.

Земельный участок находится в кадастровом квартале 77:09:0001015 и представляет собой часть земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:065. На земельном участке расположено принадлежащее ОАО «Моссельмаш» на праве собственности нежилое здание площадью 2 579 кв. м. рес здания: город Москва, ул.Солнечногорская, д.8А.

20 апреля 2011 года ДЗР г.Москвы (ТУ САО) принял Решение № 33-5Т9-310/11-(0)-0 об отказе в приеме документов ОАО «Моссельмаш» для оформления договора купли-продажи земельного участка с соответствующим правовым актом ДЗР г.Москвы о предоставлении земельного рчастка, мотивировав свое решение тем, что к заявлению в соответствии с Регламентной таблицей (Приложением 2 к ППМ от 30.06.2009 N 643-ПП) не был приложен кадастровый паспорт земельного участка.

Ответчик в свою очередь ссылается на то, что ДЗР г. Москвы в соответствии с постановлением Правительства Москвы №643-ПП принимает в режиме «одного окна» исключительно заявление на подготовку и выдачу одного запрашиваемого документа на бланке установленного образца, а в данном конкретном случае заявление об оформлении договора купли-продажи земельного участка с соответствующим правовым актом ДЗР г. Москвы о представлении земельного участка. Подготовка и выдача распоряжения ДЗР г. Москвы об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории осуществляется на основании совершенно иного заявления, на ином бланке установленного образца.

ДЗР города Москвы в соответствии с Постановлением Правительства Москвы «Об утверждении положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы» от 11.03.2011 N 65-ПП (на момент обращения с заявлением в ДЗР г.Москвы действовало ППМ от 30 октября 2007 года № 949-ПП) является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы, функции по предоставлению государственных услуг и по управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности.

Согласно п.5.1 указанного Постановления (п.2.2.4 ППМ от 30 октября 2007 года № 949-ПП) ДЗР г.Москвы принимает (изменяет, отменяет) правовые акты, решения о предоставлении в установленном порядке в собственность, аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, правообладателям расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений для целей эксплуатации объектов капитального строительства, об установлении права ограниченного пользования указанными земельными участками.

Согласно ч.1 ст.36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков имеют юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

На основании ч.1 ст.2 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» от 25.10.2001 г. № 137-Ф3 ОАО «Моссельмаш» До 1 января 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения; коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений; юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками; гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.

При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

Согласно действующему законодательству в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка: орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Согласно п. 3.11.3. Приложения 2 к Постановлению Правительства Москвы "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2008 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2009 год" (вместе с "Регламентом подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна") от 30.06.2009 N 643-ПП (ред. от 12.04.2011) схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории утверждается распоряжением ДЗР г.Москвы. Схема Необходима для разработки межевого плана и постановки земельного участка на государственный кадастровый учет;

Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (ч.7 ст.36 ЗК РФ).

В то же время согласно ч.2 ст.20 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 27.12.2009) с заявлением о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица в порядке, предусмотренном ст.21 указанного ФЗ. То есть с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет может обратиться как ОАО «Моссельмаш» (лицо, инициировавшее заявление о предоставлении земельного участка в собственность), так и ДЗР г. Москвы (собственник земельного участка);

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 ст.36 ЗК РФ, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (ч.8 ст.36 ЗК РФ). Согласно п.З.14.4 Приложения 2 к ППМ от 30.06.2009 N 643-ПП таким решением является распоряжение ДЗР г.Москвы о предоставлении в собственность земельного участка. Кадастровый паспорт земельного участка может быть представлен либо заявителем, либо получен самостоятельно ДЗР г.Москвы в случае его обращения с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет;

В силу пунктов 3.14.5-3.14.6 Приложения 2 к ППМ от 30.06.2009 N 643-ПП после подписания проекта распоряжения заявителем специалисты соответствующего подразделения осуществляют подготовку проекта договора купли-продажи и акта приема-передачи земельного участка и направление проектов на подпись заявителю.

Таким образом, суд приходит к выводу, что отсутствие кадастрового паспорта земельного участка в перечне прилагаемых к заявлению документов не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность. В рамках подобного обращения заявителя у ДЗР г.Москвы возникает обязанность утвердить схему расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории и выдать ее заявителю для осуществления Последним кадастровых работ и постановки участка на государственный кадастровый учет. А после его осуществления - предоставить земельный участок в собственность обратившемуся лицу. При этом дополнительных заявлений от юридического лица не требуется, что также подтверждается сложившейся судебной практикой (Постановление ФАС МО от 17.12.2010 г. № КГ- А40/14546-10, Постановление ФАС МО от 18.11.2010 г. № КГ-А41/13783-10).

Более того, согласно ч.4 ст.28 ЗК РФ перечень оснований для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является исчерпывающим. Это: изъятие земельных участков из оборота; установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков; резервирование земель для государственных или муниципальных нужд. Таких оснований в рассматриваемой ситуации нет.

Согласно доводам ответчика, объект недвижимости, принадлежащий обществу на праве собственности, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Солнечногорска, д.8А, находится на земельном участке общей площадью 18324 кв.м., который прошел государственный кадастровый учет и имеет кадастровый номер 77:09:0001015:065.

Судом отклонен данный довод, так как ОАО «Моссельмаш» следуя положениям ст. 36 ЗК РФ просило предоставить в собственность земельный участок, необходимый для эксплуатации принадлежащего ему здания по адресу: ул. Солнечногорская, д.8А. такой земельный участок свободен от правопритязаций третьих лиц.

Как следует из материалов дела, ОАО «Моссельмаш» за свой счет получило в ГУП «НИиПИ Генплана г.Москвы» предложения по разделению земельного участка по адресу: ул.Солнечногорская, вл.4 на участки отдельных зданий и сооружений. ГУП «НИиПИ Генплана г.Москвы» установлено и документально подтверждено, что для эксплуатации расположенного на участке здания административно-делового назначения (ул.Солнечногорская, д. 8А) нормативно необходимая площадь земельного участка по расчетным показателям составляет 0,188-0,197 га (заключение ГУП «НИиПИ Генплана г.Москвы» прилагается). При этом ГУП «НИиПИ Генплана г.Москвы» является подведомственным Москомархитектуре Предприятием, а согласно п. 3.11.4 Приложения 2 к ППМ от 30.06.2009 N 643-ПП ДЗР г.Москвы в обязательном порядке направляет в Москомархитектуру на согласование проект распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории.

Следовательно, заявитель, испрашивая земельный участок нормативно необходимой площадью 0,188-0,197 га по расчетным показателям, не требует предоставления земельного участка сверх нормативно необходимой площади, достаточной для эксплуатации расположенного на земельном участке здания с адресным ориентиром ул.Солнечногорская, д.8А.

Согласно ст. 2 ЗК РФ Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных Законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российский Федерацци». Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать ЗК РФ. На основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской

Таким образом, в связи с установлением вышеуказанных обстоятельств, суд полагает, что указанные обстоятельства могут являться основанием для отмены Решение ДЗР г.Москвы от 20 апреля 2011 г. № 33-5Т9-310/11-(0)-0 об отказе в приеме документов ОАО «Моссельмаш» для оформления договора купли-продажи земельного участка с соответствующим правовым актом ДЗР г.Москвы о предоставлении земельного участка в собственность.

Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В силу п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ, суд считает необходимым обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем обязания Департамента земельных ресурсов города Москвы утвердить и выдать Открытому акционерному обществу «Моссельмаш» схему расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территорий и выполнить действия для постановки земельного участка на кадастровый учет в течении месяца со дня вступления решения в законную силу и обязания Департамента земельных ресурсов города Москвы предоставить в собственность Открытого акционерного общества «Моссельмаш» земельный участок площадью по расчетным показателям 0,188-0,197 га с расположенным на нем зданием (г.Москва, ул.Солнечногорская, д.8А, условный номер объекта 77-77-09/117/2009-456) по цене в 20% кадастровой стоимости в течении двух недель со дня получения кадастрового паспорта земельного участка.

Расходы по государственной пошлине относятся на ответчика, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

На основании изложенного, в соответствии со ст. 13 ГК РФ, ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» №94-ФЗ., руководствуясь ст.ст. 29, 48, 49, 167-170, 176, 198-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Проверив на соответствие Земельному Кодексу Российской Федерации, признать незаконным решение Департамента земельных ресурсов города Москвы от 20.04.2011г. №33-5Т9-310/11-(0)-0 об отказе в приеме документов Открытого акционерного общества «Моссельмаш» для оформления договора купли-продажи земельного участка с соответствующим правовым актом Департамента земельных ресурсов города Москвы о предоставлении земельного участка, принятое без предварительного утверждения и выдачи Открытому акционерному обществу «Моссельмаш» схемы расположения земельного на кадастровой карте (плане) территорий.

Признать незаконным бездействие Департамента земельных ресурсов города Москвы, выразившееся в неутверждении и невыдаче в установленный законом срок схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территорий.

Обязать Департамент земельных ресурсов города Москвы утвердить и выдать Открытому акционерному обществу «Моссельмаш» схему расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территорий и выполнить действия для постановки земельного участка на кадастровый учет в течении месяца со дня вступления решения в законную силу.

Обязать Департамент земельных ресурсов города Москвы предоставить в собственность Открытого акционерного общества «Моссельмаш» земельный участок площадью по расчетным показателям 0,188-0,197 га с расположенным на нем зданием (г.Москва, ул.Солнечногорская, д.8А, условный номер объекта 77-77-09/117/2009-456) по цене в 20% кадастровой стоимости в течении двух недель со дня получения кадастрового паспорта земельного участка.

Взыскать с Департамента земельных ресурсов города Москвы в пользу Открытого акционерного общества «Моссельмаш» расходы по уплате государственной пошлины в размере 4000 руб. (четыре тысячи рублей).

Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья: Кузин М.М.



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А40-61849/2011
Принявший орган: Арбитражный суд города Москвы
Дата принятия: 31 октября 2011

Поиск в тексте