АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 ноября 2011 года  Дело N А40-62560/2011

Резолютивная часть решения объявлена 02 ноября 2011г.

Решение изготовлено в полном объеме 09 ноября 2011г.

Арбитражный суд в составе судьи Кузина М.М.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Сорока Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Префектуры Западного административного округа города Москвы

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Москве

третьи лица: Департамент земельных ресурсов города Москвы, открытое акционерное общество «Москапстрой»

о признании недействительным решения от 14.04.2011г. по делу №04-01/15-254/10

с участием:

от заявителя: Александров А.О. (дов. от 16.12.2010г. №СЛ 17-12797/0-0-5)

от ответчика: Диденко О.В. (дов. от 27.10.2011г. №3-60)

от Департамента земельных ресурсов города Москвы: Никоненко А.В. (дов. от 01.03.2011г. №33-И-576/11)

УСТАНОВИЛ:

Префектура Западного административного округа города Москвы обратилась в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14.04.2011г. по делу №04-01/15-254/10 в части признания нарушений ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции со стороны Префектуры, выразившееся в издании акта (распоряжения от 21.08.2008г. №1030-РП), предусматривающего передачу в аренду ОАО «Москапстрой» земельного участка площадью 15 482 кв.м., расположенного по адресу: г.Москва, мкр.1 Солнцево, Солнцевский пр-т, вл.6, корп.2,3.

В обоснование заявленных требований общество указывает на то, что оспариваемое решение не соответствует требования Федерального закона «О защите конкуренции», так как при издании распоряжения нарушений антимонопольного законодательства допущено не было, обжалуемое решение противоречит действующему земельному и градостроительному законодательству.

Ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, изложенным в отзыве.

ОАО «Москапстрой», извещенное в установленном порядке о времени и месте судебного заседания, представителя в суд не направило. Дело рассмотрено без его участия в соответствии со ст.ст.123, 156 АПК РФ.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Учитывая изложенное, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.

Как следует из материалов дела, решением от 14.04.2011г. по делу №04-01/15-254/10 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве признала Префектуру ЗАО г.Москвы в части издания акта (распоряжения 21.08.2008 № 1030-РП), предусматривающего передачу в аренду указанного земельного участка ОАО «Москапстрой» без проведения торгов нарушившую ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.

Распоряжением префекта Западного административного округа города Москвы от 21.08.2008г. №1030-РП «О предоставлении земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, по адресу: мкр. 1 Солнцево, Солнцевский пр- т, вл.6 корп.2,3 Открытому акционерному обществу «Москапстрой» на условиях краткосрочной аренды на период проектирования и строительства жилых домов с подземным гаражом-стоянкой» земельный участок по указанному адресу предоставлен ОАО «Москапстрой» на условиях краткосрочной аренды сроком до 31.12.2008г. для проектирования и строительства жилых домов с подземным гаражом-стоянкой.

Данное распоряжение префекта издано в пределах полномочий, определенных постановлением Правительства Москвы от 03.12.2002г. №981-ПП, а также в соответствии с Земельным кодексом РФ, Законом города Москвы от 19.12.2007г. №48 «О землепользовании в городе Москве», во исполнение постановлений Правительства Москвы от 11.11.2003г. №952-ПП, от 03.07.2007г. №543-ПП.

Реализация в 2002-2010 гг. инвестиционного проекта комплексной реконструкции, переселения, сноса и нового строительства городского и коммерческого жилья, гаражей и объектов социальной сферы микрорайонов 1 и 2 района Солнцево, в том числе объекта №2 по адресу Солнцево, мкр. 1, Солнцевский проспект, корпус 10, осуществлялась на основании:

Постановления Правительства Москвы от 12.09.2000г. №731 «О проекте планировки микрорайонов 1 и 2 района Солнцево Западного административного округа» (в редакции постановлений Правительства Москвы от 11.11.2003г. №952-ПП, от 18.07.2006г. №521-ПП, от 03.07.2007г. №543-ПП), и Инвестиционного контракта от 23.10.2004г. №реестровый №13-000529-5701-0081-00000-04) в редакции дополнительных соглашений №1 от 05.10.2005г., №2 от 30.10.2009г., заключенного между Правительством Москвы и ОАО «Домостроительный комбинат №1», ЗАО «Строиндустрия-4».

Строительство жилого дома по адресу: мкр. 1, Солнцево, Солнцевский просп., вл. 6, корп. 2,3 (корп. 10) с ориентировочным сроком ввода - 2008 год и ориентировочной общей жилой площадью 36 тыс. кв.м, предусмотрено приложением 9 к постановлению Правительства Москвы от 12.09.2000г. №731 «Адресная программа жилых домов, строящихся за счет средств инвесторов при реализации программы комплексной реконструкции, переселения, сноса и нового строительства в микрорайонах 1 и 2 района Солнцево на период 2002-2010 гг. и передаваемых в собственность инвесторов».

Согласно п.13.5 Контракта, постановления Правительства Москвы от 11.11.2003г. №952-ПП, от 12.09.2000г. №731 являются неотъемлемой частью Контракта.

Согласно дополнительному соглашению №2 к инвестиционному контракту, срок ввода в эксплуатацию вышеуказанных корпусов - 2008 год.

В соответствии с п.13.1. постановления Правительства Москвы от 12.09.2000г. №731, а также п.3.10 Контракта, функции заказчика по проектированию и строительству коммерческих домов, строящихся за счет средств инвесторов (приложение 9 постановлению Правительства Москвы от 12.09.2000г. №731), возложены на ОАО «Москапстрой» (ЗАО «УКС»).

ЗАО «УКС» по доверенности от ОАО «Москапстрой», обратился с заявлением от 22.04.2008г. в службу «одного окна» Территориального управления ЗАО Департамента земельных ресурсов города Москвы об оформлении земельно-правовых отношений для строительства вышеуказанных корпусов.

Заявителем был представлен проект застройки микрорайона №1 района Солнцево и заключение Мосгосэкспертизы от 24.12.2004г. №33-П6/04 МГЭ.

В соответствии с действовавшим постановлением Правительства Москвы от 13.03.2007г. №168-ПП «О порядке работы в режиме «одного окна» Департамента земельных ресурсов города Москвы», Территориальным управлением в ЗАО Департамента земельных ресурсов города Москвы сформировано землеустроительное дело, подготовлен проект распоряжения префекта и представлен в префектуру.

В соответствии с п.2.1 ст.30 Земельного кодекса РФ, земельный участок в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, предоставляется без проведения торгов лицу, с которым в установленном градостроительным законодательством порядке заключен договор о развитии застроенной территории.

Инвестиционный контракт от 23.10.2004г. №13-000529-5701-0081-00000-04 предусматривал реализацию комплексной программы реконструкции, переселения, сноса и нового строительства городского и коммерческого жилья, гаражей и объектов социальной сферы микрорайонов 1 и 2 района Солнцево в отношении объектов 1 и 2 (Солнцевский проспект, к.8 и к. 10) по утвержденному проекту планировки силами и за счет инвесторов с возможностью привлечения третьих лиц.

Таким образом, данный контракт соответствует введенному в 2006 году Градостроительным кодексом РФ понятию договора о развитии застроенной территории (ст. 46.1-46.2).

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29.12.2004г. №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», к отношениям по строительству, реконструкции капитальных объектов, возникшим до введения в действие Градостроительного кодекса РФ, Градостроительный кодекс РФ применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.

Отношения по реализации проекта реконструкции и развития микрорайона 1 Солнцево на основании инвестиционного контракта возникли в октябре 2004 года, до введения в действие Градостроительного кодекса РФ.

Однако обязательства инвесторов по строительству объекта 2 определены 2008 годом, то есть возникли после вступления в силу норм Градостроительного и Земельного кодексов РФ, регулирующих вопросы развития застроенных территорий.

Таким образом, нормы о порядке предоставления земельных участков для реализации проекта развития застроенной территории подлежали применению. Соответственно заказчик имел право требовать, а Администрация обязана была предоставить земельный участок под строительство жилого дома по имеющейся градостроительной и проектной документации.

При указанных обстоятельствах, суд пришел к выводу, что факт нарушения земельного законодательства, а также законодательство о защите конкуренции отсутствует, а распоряжение префекта ЗАО г.Москвы вынесено в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того, суд установил, что действующим земельным законодательством предельные сроки для заключения договоров аренды земельных участков под строительство без проведения торгов не установлены и не регламентированы.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение УФАС по Москве от 14.04.2011г. по делу №04-01/15-254/10 в оспариваемой части не соответствует законодательству о защите конкуренции и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

В силу п.2 ст.201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика в соответствии со ст.110 АПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 4, 27, 29, 65, 69, 71, 123,156, 110, 167-170, 199-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Проверив на соответствие Федеральному закону №135-ФЗ «О защите конкуренции», Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 25.01.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие ЗК РФ», признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14.04.2011г. по делу №04-01/15-254/10 в части признания нарушений ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции со стороны Префектуры, выразившееся в издании акта (распоряжения от 21.08.2008г. №1030-РП), предусматривающего передачу в аренду ОАО «Москапстрой» земельного участка площадью 15 482 кв.м., расположенного по адресу: г.Москва, мкр.1 Солнцево, Солнцевский пр-т, вл.6, корп.2,3.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:   М.М. Кузин

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка