• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июня 2009 года  Дело N А08-4797/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2009г.

Постановление в полном объеме изготовлено 15 июня 2009г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Маховой Е.В.,

судей Алферовой Е.Е.,

Колянчиковой Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Медковой Е.А.,

при участии:

от администрации города Белгорода Шестаков С.Ю., представитель по доверенности, паспорт серии 1405 №616180, выдан отделением №1 ОПВС Управления внутренних дел города Белгорода 22.12.2005г.;

от ООО «Транс - Сервис» Пустотин М.В., адвокат, доверенность б/н от 20.05.2009г., удостоверение №742, выдано 05.12.2008г.;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Транс - Сервис» на решение Арбитражного суда Белгородской области от 03.02.2009г. по делу №А08 - 4797/07 - 28 (судья Полухин Р.О.) по иску администрации г.Белгорода к Обществу с ограниченной ответственностью «Транс - Сервис» о запрете перевозки,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Белгорода (далее истец) обратилась в Арбитражный суд Белгородской области с иском о запрещении Обществу с ограниченной ответственностью «Транс - Сервис» (далее ООО «Транс - Сервис», ответчик) осуществлять перевозку пассажиров по муниципальному маршруту №123 - А «Железнодорожный вокзал с.Маслова пристань», входящему в состав муниципального заказа, без свидетельства на право осуществления маршрутных перевозок, выдаваемого администрацией города Белгорода (с учетом уточнений).

Решением Арбитражного суда Белгородской области от 03.02.2009г. исковые требования удовлетворены, ООО «Транс - Сервис» запрещена перевозка пассажиров по муниципальному маршруту №123 - А «Железнодорожный вокзал с.Маслова пристань», входящему в состав муниципального заказа, без свидетельства на право осуществления маршрутных перевозок, выдаваемого администрацией города Белгорода.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Транс - Сервис» обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой на данное решение, в которой ссылается на его незаконность и необоснованность, в связи с чем просит его отменить.

При этом, по мнению заявителя апелляционной жалобы, арбитражный суд первой инстанции не обосновал запрет на осуществление деятельности по перевозке ссылками на нормы права. Кроме того, заявитель жалобы полагает безосновательными приводимые истцом доводы о нарушении ответчиком безопасности дорожного движения.

В судебном заседании апелляционного суда представитель ООО «Транс - Сервис» поддержал доводы жалобы, считая обжалуемое решение незаконным и необоснованным, полагая, что оно принято с нарушением норм материального права, просил суд его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

Представитель администрации города Белгорода в судебном заседании и в приобщенном к материалам дела отзыве на жалобу возражал на ее доводы, полагая, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Заслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд считает, что обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению.

При этом апелляционный суд руководствуется следующим.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «Транс - Сервис» осуществлялась деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

На данный вид деятельности ООО «Транс - Сервис» Белгородским областным отделением Российской транспортной инспекции выдана лицензия №АСС 100670 от 22.07.2003г.

В соответствии с нормами ФЗ РФ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Законом Белгородской области «О маршрутных пассажирских перевозках в Белгородской области» в августе 2006 года были проведены открытые конкурсы на право заключения договоров на выполнение муниципального заказа на маршрутные пассажирские социально - значимые перевозки на городских и пригородных маршрутах автомобильным транспортом общего пользования и транспортное обслуживание населения по безопасной перевозке на городских и пригородных маршрутах автомобильным транспортом общего пользования.

В соответствии с действовавшим на тот период времени Положением и условиями проведения городского конкурса по выполнению муниципального заказа, утвержденного распоряжением администрации г.Белгорода от 17.07.2006г. №2039 «Об открытых конкурсах на маршрутные пассажирские перевозки», победителями конкурса (лоты 1, 2, 3, 4) являются ООО «Белкомтранс», ЗАО РТК «Белогорье», ОАО «Таксопарк».

По лоту №3 и по социально значимым маршрутным перевозкам по городским и пригородным маршрутам в связи с банкротством ОАО «Автоколонна №1402», заключены договоры с МУП «Белгородский электротранспорт».

Победителем конкурса по лоту №4 в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения договоров на выполнение муниципального заказа на транспортное обслуживание населения по безопасной перевозке на городских и пригородных маршрутах автомобильным транспортом общего пользования, признано ОАО «Таксопарк», которое правомочно на основании договора на выполнение муниципального заказа на транспортное обслуживание населения по безопасной перевозке на городских и пригородных маршрутах автомобильным транспортом общего пользования, заключенного 04.09.2006г., осуществлять согласно схемам и расписанию движения, предусмотренным муниципальным заказом в течение срока действия договора, регулярные маршрутные пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования по маршруту №123 - А, входящему в муниципальный заказ.

ООО «Транс - Сервис» была подана заявка с нарушением установленных требований к ее форме и без содержания сведений и документов, указанных в информационной карте конкурса (отсутствие необходимого количества подвижного состава), в связи с чем обществу было отказано в допуске к участию в открытом конкурсе.

Обосновывая свои требования, администрация города Белгорода указала, что в ходе проведения проверок был зафиксирован факт осуществления ответчиком несанкционированных пассажирских перевозок по маршруту №123 - А, входящему в муниципальный заказ. В частности, автомобили, принадлежащие гражданам Федоренко И.И. и Шевцову В.В. ГАЗ 322132 г/н АЕ 804 31RUS и АЕ 065 31 RUS соответственно, были направлены руководителем ООО «Транс - Сервис» на осуществление регулярных маршрутных пассажирских перевозок по маршруту №123 - А, входящему в муниципальный заказ.

Ссылаясь на то, что ООО «Транс - Сервис» не имеет права на обслуживание маршрута №123 - А, администрация города Белгорода обратилась в арбитражный суд с требованиями о запрещении ответчику осуществлять указанный вид деятельности.

Удовлетворяя требования администрации города Белгорода, арбитражный суд области исходил из того, что на основании Закона Белгородской области «О маршрутных пассажирских перевозках в Белгородской области», организация пассажирских перевозок осуществляется с привлечением перевозчиков в виде формирования муниципального и коммерческого заказа, реализуемого на конкурсной основе с учетом потребностей в перевозках на территории муниципального образования.

Условия конкурсного отбора перевозчиков детализировались в распоряжении главы местного самоуправления от 17.07.2006г. №2039 «Об открытых конкурсах на маршрутные пассажирские перевозки». Участие в конкурсе является добровольным и не зависит от формы собственности транспортных средств участников. Победитель конкурса получает свидетельство на право осуществления пассажирских перевозок на конкретном городском маршруте. Иные перевозчики, не победившие в конкурсе и не принимающие участия в нем, не вправе осуществлять перевозки по городскому маршруту, являющемуся предметом объявленного конкурса. Вместе с тем, они сохраняют право на оказание услуг по перевозке пассажиров на маршрутах, не включенных органом местного самоуправления в объявленный конкурс с учетом сформированных лотов, включающих маршруты движения по городской дорожной сети, а также на договорной основе с предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.

Исходя из указанных норм права, а также принимая во внимание то, что истцом в качестве доказательства осуществления ответчиком несанкционированных пассажирских перевозок по маршруту №123 - А, входящему в муниципальный заказ, представлены протокол 31 БА 056082 от 19.11.2008г. об административном правонарушении, составленный в отношении директора ООО «Транс - Сервис» и постановление от 03.12.2008г. №2029 по делу об административном правонарушении, которым директор ООО «Транс - Сервис» признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 4.5. Закона Белгородской области «Об административных правонарушениях», арбитражный суд области пришел к выводу о незаконности действий ответчика и удовлетворил требования администрации города Белгорода.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд не может согласиться с выводами арбитражного суда первой инстанции ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 7 статьи 16 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Из системного толкования норм законодательства следует, что исполнительные органы местного самоуправления организовывают транспортное обслуживание населения в границах городского округа и для выполнения указанной задачи городские администрации наделены соответствующими полномочиями.

Конституцией Российской Федерации гарантируются поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности (пункт 1 статьи 8).

Таким образом, транспортное обслуживание населения, в том числе в сфере пассажирских перевозок, является прерогативой не только органов местного самоуправления, но может осуществляться и субъектами предпринимательской деятельности.

В то же время положениями пп.1, 4 статьи 6 ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения» на органы местного самоуправления возложена обязанность в пределах своей компетенции решать вопросы безопасности дорожного движения при организации перевозочного процесса и обеспечении его безопасности для граждан.

Статья 5 ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения» дает перечень мер, направленных на обеспечение безопасности движения, которые не могут регулироваться на основе равноправия сторон, а подразумевают отношения на уровне власти (подчинения), характерные для административных правоотношений. К ним отнесены, в частности, регулирование деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно - транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; осуществление деятельности по организации дорожного движения; осуществление государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Данные правоотношения возникают также между перевозчиком и уполномоченными органами государственной власти по вопросам технического обеспечения безопасности движения, соблюдения установленных технических, санитарных, кадровых и иных требований к перевозчикам, которые не охватываются действием гражданского законодательства.

Иными словами, органы местного самоуправления могут ограничивать и контролировать деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляющих пассажирские перевозки лишь в части, касающейся соблюдения требований безопасности дорожного движения и не вправе ограничивать такую деятельность по иным основаниям (экономическим, целесообразности и т.д.).

Согласно статье 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.

Статьей 12 ГК РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Статьей 27 Закона Белгородской области «О маршрутных перевозках в Белгородской области» предусмотрено, что к несанкционированным относятся перевозки, выполняемые с нарушением порядка, установленного федеральными законами, настоящим законом и иными нормативными правовыми актами в Белгородской области. В случае несанкционированной маршрутной перевозки перевозчик обязан возместить финансовый и моральный ущерб заказчику перевозок или перевозчику (перевозчикам), обслуживающим маршрут, по которому выполнялась несанкционированная перевозка.

С учетом избранного способа защиты нарушенного права - восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, в предмет доказывания входят следующие обстоятельства: наличие у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факт нарушения прав и законных интересов истца ответчиком.

Однако, по мнению арбитражного суда апелляционной инстанции, арбитражным судом области не приведено ссылок на нормы права, позволяющие применить избранный истцом способ защиты запретить ООО «Транс - Сервис» осуществлять перевозки пассажиров по маршруту города Белгорода и его пригорода №123 - А, входящему в состав муниципального заказа без свидетельства на право осуществления маршрутных перевозок, выдаваемого администрацией города Белгорода.

Статьей 4.5. Закона Белгородской области «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области» установлена административная ответственность в виде наложения административного штрафа за осуществление регулярных маршрутных перевозок по маршрутам, организованным по инициативе органов государственного управления или местного самоуправления, без заключения договора на осуществление маршрутных пассажирских перевозок или с нарушением его условий.

Незаконность деятельности ООО «Транс - Сервис» может быть подвергнута проверке административными органами, органами местного самоуправления, с применением в отношении ответчика соответствующих мер воздействия. Арбитражный суд не наделен подобными полномочиями.

Таким образом, поскольку в сфере публично - правовых отношений по организации транспортного обслуживания населения ответственность предусмотрена административным законодательством, а в сфере гражданско - правовых отношений региональным законодательством Белгородской области предусмотрено право заказчика требовать возмещения ущерба в случае несанкционированной перевозки, администрацией города Белгорода был избран ненадлежащий способ защиты гражданских прав в соответствии со статьями 11, 12 ГК РФ.

Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия апелляционного суда полагает, что исковые требования администрации города Белгорода удовлетворению не подлежат. В связи с чем, обжалуемое решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба ООО «Транс - Сервис» удовлетворению.

С учетом результатов рассмотрения апелляционной жалобы, в силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1000 рублей относится на администрацию города Белгорода и подлежит взысканию с в пользу ООО «Транс - Сервис».

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктами 3, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Белгородской области от 03.02.2009г. по делу №А08 - 4797/07 - 28 отменить.

В иске администрации города Белгорода к Обществу с ограниченной ответственностью «Транс - Сервис» о запрете перевозки пассажиров по маршруту города Белгорода и его пригорода №123 - А, входящему в состав муниципального заказа, без свидетельства на право осуществления маршрутных перевозок, выдаваемого администрацией города, отказать.

Взыскать с администрации города Белгорода в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Транс - Сервис» 1000 рублей госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.

     Председательствующий
 Е.В. Маховая

     Судьи  
 Е.Е. Алферова

     Л.А. Колянчикова

     EMBED Word.Picture.8

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А08-4797/2007
Принявший орган: Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 15 июня 2009

Поиск в тексте