• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июня 2010 года  Дело N А14-600/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 29.06.2010 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 30.06.2010 г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Семенюта Е.А.

судей Миронцевой Н.Д.

Сергуткиной В.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Анзельм К.К.

при участии:

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области : Котова В.А. - главный специалист - эксперт отдела правового обеспечения по доверенности №141 - д от 06.05.2010 г., паспорт;

от открытого акционерного общества «СГ - Транс»: Колпачев С.Г., представитель по доверенности №36 - 02/433866 от 29.12.2009, паспорт,

Карапуз В.М. - представитель по доверенности №36 - 02/433867 от 29.12.2009 г., паспорт,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.04.2010 по делу № А14 - 600/2010/15/30 (судья Федосова С.С.) по заявлению открытого акционерного общества «СГ - Транс» к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Воронежской области о признании незаконными действий, выразившихся в отказе изменить удельный показатель кадастровой стоимости земли в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:28:8488815:249,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «СГ - транс» (далее по тексту - Общество, ОАО «СГ - транс») обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Воронежской области (далее - Управление Роснедвижимости по Воронежской области, Управление), выразившихся в отказе изменить удельный показатель кадастровой стоимости земли в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:28:8400015:249.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 27.04.2010 г. по делу № А14 - 600/2010/15/30 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Роснедвижимости по Воронежской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное и принять по делу новый судебный акт.

Заявитель жалобы считает, что изложенные в письме от 24.12.2009 г. №13 - 09/4492 доводы Управления по отнесению спорного земельного участка к третьей группе земель промышленности и иного специального назначения (земельные участки под объектами дорожного сервиса, размещенные на полосах отвода автомобильных дорог) соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы ОАО «СГ - транс».

Податель жалобы также ссылается на то, что изменение разрешенного использования не входит в компетенцию Управления. Изменение вида разрешенного использования производится органами местного самоуправления в заявительном порядке.

Представитель Управления Роснедвижимости по Воронежской области в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы.

Представитель ОАО «СГ - транс» в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В порядке ст.48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на основании представленных в материалы дела документов ( Приказы Минэкономразвития РФ Росреестра №п/41 от 8.02.2010, №п/163 от 19.04.2010 - с приложением, свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ от 30.04.2010г.,от 28.05.2010 г.) судом произведено процессуальное правопреемство , ответчик - Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Воронежской области заменено на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (Управление Росреестра по Воронежской области).

Исследовав материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, заслушав пояснения представителей Управления Росреестра по Воронежской области и ОАО «СГ - транс», апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела усматривается, что 18.11.2005г. Постановлением Администрации Семилукского муниципального района Воронежской области за № 882 на основании заявления Воронежской базы сжиженного газа - филиала ОАО «СГ - транс» был утвержден проект границ земельного участка площадью 5633 кв.м., с присвоением ему ориентира: Воронежская область, Семилукский район, 201 кв. (право) автодороги А - 144 «Курск - Воронеж - Борисоглебск», из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения и предназначенного для проектирования автомобильной газозаправочной станции.

Указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 36:28:84 00 015:0249, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования в придорожной полосе федеральной автодороги.

29.01.2009г. ОАО «СГ - транс» зарегистрировало право собственности на автомобильную газозаправочную станцию (АГЗС), расположенную по адресу: Воронежская область, Семилукский район, 201 кв. (право) автодороги А - 144 «Курск - Воронеж - Борисоглебск».

03.03.2009г. Постановлением Администрации Семилукского муниципального района Воронежской области за №325 ОАО «СГ - транс» был предоставлен в аренду сроком на 49 лет из земель сельскохозяйственного назначения земельный участок с кадастровым номером 36:28:84 00 015:0249, площадью 5633 кв.м. с адресным ориентиром: Воронежская область, Семилукский район, 201 кв. (право) автодороги А - 144 «Курск - Воронеж - Борисоглебск», для использования под объектом придорожного сервиса в придорожной полосе автодороги.

04.03.2009г. между Администрацией Семилукского муниципального района Воронежской области и ОАО «СГ - транс» был заключен соответствующий договор аренды на земельный участок с кадастровым номером 36:28:84 00 015:0249, площадью 5633 кв.м.

03.08.2009г. Постановлением Правительства Воронежской области за №661 арендуемый ОАО «СГ - транс» земельный участок с кадастровым номером 36:28:84 00 015:0249 площадью 5633 кв.м., был переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения для эксплуатации автомобильной газозаправочной станции.

В связи с изменением категории арендуемого земельного участка, 22.09.2009г. Управление Роснедвижимости по Воронежской области был выдан обществу кадастровый паспорт на названный земельный участок с указанием категории земель промышленности и иного специального назначения для эксплуатации газозаправочной станции и удельным показателем кадастровой стоимости земли 149, 71 руб./м2, что соответствует значению удельного показателя отнесенного к третей группе по Семилукскому району Воронежской области (Постановление Администрации Воронежской области от 27.08.2007г. №790).

01.12.09г. Общество обратилось в Управление Роснедвижимости по Воронежской области с заявлением (исх.№1 - 5 - 475) об изменении значения удельного показателя кадастровой стоимости земли с 3 группы (149,24 руб./м2) на 5 группу (19,24 руб./м2), поскольку по мнению общества, фактически спорный земельный участок находится в придорожной полосе (5 группа), а не в полосе отвода (3 группа), в связи с чем удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в кадастровом паспорте принят с нарушением норм действующего законодательства.

24.12.2009г. Управление Роснедвижимости по Воронежской области отказало обществу в изменении удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 36:28:84 00 015:0249 площадью 5633 кв.м.

В обоснование своего отказа Управление указало, что сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в единый кадастр недвижимости на основании правоустанавливающих документов органов местного самоуправления. Согласно Постановлению Правительства Воронежской области от 03.08.2009г. №661 указанный земельный участок относится к землям промышленности и иного специального назначения и в соответствии с приказом Росземкадастра от 20.03.2003г. №П/49 входит в третью группу - земельные участки под объектами дорожного сервиса, размещенные на полосах отвода автомобильных дорог.

Дополнительно Управление Роснедвижимости по Воронежской области сообщило обществу, что для изменения вида разрешенного использования при кадастровом учете необходимо обратиться в орган местного самоуправления, изменить его в правоустанавливающем документе и затем его представить в орган кадастрового учета для внесения изменений вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельного участка.

Полагая, что изложенные в письме от 24.12.2009г. № 13 - 09/4492 выводы Управления Роснедвижимости по Воронежской области по отнесению спорного участка к третьей группе земель промышленности и иного специального назначения являются не соответствующими действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы, ОАО «СГ - транс» обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с рассмотренным заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и других целей, установленных законом, определяется Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316.

Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 названных Правил).

Приказом Росземкадастра от 20.03.2003 г. N П/497 утверждена Методика государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и иного специального назначения (далее - Методика №П/49).

Согласно пункту 1.4 данной Методики определение кадастровой стоимости земельных участков промышленности и иного специального назначения включает в себя, в том числе и определение удельных показателей кадастровой стоимости земель для видов использования земель каждой группы.

В зависимости от применения методических подходов к определению кадастровой стоимости земельных участков виды использования земель промышленности и иного специального назначения согласно Методике №П/49 объединяются в шесть самостоятельных групп.

Третья группа включает в себя земельные участки под объектами дорожного сервиса, размещенные на полосах отвода автомобильных дорог.

Пятая группа включает в себя:

- земельные участки для размещения эксплуатационных предприятий связи, у которых на балансе находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения;

- земельные участки для размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;

- земельные участки для размещения автовокзалов и автостанций, других объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств;

- земельные участки морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта;

- земельные участки для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта;

- земельные участки охранных, санитарно - защитных, технических и иных зон с особыми условиями земель промышленности и иного специального назначения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 27.06.1998 г. №727 «О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования» установлены придорожные полосы от полосы отвода не менее 50 метров считая от границы полосы отвода для федеральных автомобильных дорог общего пользования.

В порядке пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257 - ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

В соответствии с пунктом 3 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно - защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

Согласно действующему законодательству земли транспорта устанавливаются независимо от категории земель, а придорожные полосы - зоны с особым режимом использования земель, предоставляются для нужд транспорта.

В силу п. 16 ст.3 Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2007 №257 - ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.

Частью 8 статьи 26 названного Закона допускается строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги.

Судом установлено, что объект дорожного сервиса, принадлежащий на праве собственности обществу расположен в пределах придорожной полосы федеральной автодороги А144 «Курск - Воронеж - Борисоглебск» на 201 км (право) на земельном участке с кадастровым номером 36:28:84 00 015:0249, площадью 5633 кв.м. Указанное обстоятельство подтверждается материалами землеустроительного дела № 1405.

Кадастровым паспортом земельного участка, выданным при постановке данного земельного участка на кадастровый учет, подтверждается разрешенное использование - под объектом придорожного сервиса в придорожной полосе федеральной дороги.

Кроме того, факт нахождения указанного объекта придорожного сервиса в пределах придорожной полосы федеральной автодороги А144 «Курск - Воронеж - Борисоглебск» на 201 км (право) на земельном участке с кадастровым номером 36:28:84 00 015:0249, был установлен решением Арбитражного суда Воронежской области по делу №А14 - 12025/2008/287/22, оставленным без изменения Постановлениями Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2009 г. и Федерального суда Центрального округа от 03.08.2009 г.

Соответствующих доказательств позволяющих установить, что спорный земельный участок находится в полосе отвода Управлением Роснедвижимости по Воронежской области в нарушение статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено.

Учитывая вышеизложенное, исходя из расположения спорного земельного участка в придорожной полосе, учитывая установленный законодательством особый режим использования земель указанной зоны, с учетом разграничения земельных участков по шести конкретным группам по видам использования земель промышленности и иного специального назначения, указанных в Методике П/49, суд пришел к правомерному выводу, что земельный участок с кадастровым номером 36:28:84 00 015:0249, площадью 5633 кв.м. относится к пятой группе как земельный участок специального назначения, предоставленный для нужд транспорта.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие - либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом действия (бездействия) могут быть признаны незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия), устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемые действия Управления Роснедвижимости по Воронежской области не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы ОАО «СГ - транс» как собственника объекта недвижимости, в связи с чем, признал их незаконными.

Доводы Управления Росреестра по Воронежской области сводятся к утверждению о необходимости отнесения спорного земельного участка к третьей группе и выражают несогласие с выводами арбитражного суда первой инстанции. Данные доводы фактически повторяют доводы Управления, заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции, им была дана надлежащая оценка арбитражным судом области, с которой апелляционный суд соглашается.

Иных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих сделать вывод о необходимости отмены обжалуемого судебного акта, при рассмотрении дела в апелляционной инстанции Администрацией заявлено не было.

При изложенных обстоятельствах, апелляционная инстанция находит, что имеющиеся доказательства судом оценены с учетом фактически установленных по делу обстоятельств, доводам лиц, участвующих в деле дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.

Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.04.2010 по делу № А14 - 600/2010/15/30 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.

     Председательствующий
   Е.А.Семенюта

     Судьи
  Н.Д.Миронцева

     В.А.Сергуткина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А14-600/2010
Принявший орган: Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 30 июня 2010

Поиск в тексте