• по
Более 53000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01 декабря 2010 года  Дело N А14-6939/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2010 года

Постановление в полном объеме изготовлено 1 декабря 2010 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Протасова А.И.

судей Михайловой Т.Л.,

Семенюта Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Сычевой Е.И.,

при участии:

от Департамента дорожного хозяйства и благоустройства администрации городского округа город Воронеж: Макеевой А.Л., главного специалиста отдела правовой работы в сфере бюджетных правоотношений и городского хозяйства юридического управления по доверенности №05 - 153 от 18.11.2010, Лейбович Т.И., заместителя руководителя управления - начальника отдела правовой работы в сфере бюджетных правоотношений и городского хозяйства юридического управления по доверенности №05 - 153 от 18.11.2010;

от Администрации городского округа город Воронеж: Макеевой А.Л., начальника сектора правового обеспечения муниципального заказа по доверенности №557 от 11.01.2010, Лейбович Т.И., начальника отдела правовой работы в сфере бюджетных правоотношений юридического управления по доверенности №601 от 11.01.2010;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области: Колмакова Р.В., специалиста - эксперта по доверенности №02 - 16/2783 от 02.08.2010, Рохмистрова В.В., руководителя, удостоверение №0131 от 01.03.2010;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Департамента дорожного хозяйства и благоустройства администрации городского округа город Воронеж и Администрации городского округа город Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.09.2010 по делу №А14 - 6939/2010/183/30 (судья Федосова С.С.) по заявлению Департамента дорожного хозяйства и благоустройства администрации городского округа город Воронеж, Администрации городского округа город Воронеж к Управлению ФАС по Воронежской области о признании недействительными решения и предписания,

УСТАНОВИЛ:

Департамент дорожного хозяйства и благоустройства администрации городского округа город Воронеж (далее - департамент) и Администрация городского округа город Воронеж (далее - администрация) обратились в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - управление, УФАС по Воронежской области) о признании недействительными решения от 28.06.2010 по делу №128 - з и предписания от 28.06.2010 по делу №128 - з (уточненные требования).

Решением от 28.09.2010 суд в удовлетворении заявленных требований отказал.

Департамент дорожного хозяйства и благоустройства администрации городского округа город Воронеж обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт.

В апелляционной жалобе Администрация городского округа город Воронеж так же просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права.

Заявители жалобы утверждают, что суд не дал оценки проектной документации, в соответствии с которой к работам по реконструкции относились именно сбор, накопление и транспортирование отходов 1 - 4 класса опасности как элемента деятельности по обращению с отходами, подлежащей лицензированию в соответствии со ст.9 Федерального закона от 24.06.1998 №89 - ФЗ и положениями Федерального закона от 08.08.2001 №128 - ФЗ. Вопросы, связанные с деятельностью по транспортировке отходов, подлежащей лицензированию, судом исследованы не были, тогда как транспортирование отходов является составной частью деятельности по реконструкции набережной Масалитинова, являющейся предметом аукциона.

Заявители жалоб полагают, что судом не исследован факт того, что при вынесении УФАС оспариваемого решения превышены полномочия, предусмотренные статьями 17, 57 Федерального Закона от 21.07.2005 №94 - ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

По делу объявлялся перерыв с 19.11.2010 до 26.11.2010.

Изучив представленные доказательства, рассмотрев доводы апелляционных жалоб и отзыва на них, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, апелляционная инстанция установила следующее.

27.05.2010 уполномоченным органом - Управлением бюджетной политики и организации закупок для муниципальных нужд по заданию заказчика - Управления дорожного хозяйства и благоустройства на официальном сайте администрации городского округа город Воронеж www.voronezh - city.ru в сети «Интернет» было размещено извещение о проведении открытого аукциона на выполнение работ по реконструкции набережной Масалитинова от Чернавского моста до Северного мостового перехода г.Воронежа (реестровый номер торгов 513 - А), последующим внесением изменений от 04.06.2010 и от 10.06.2010.

В подпункте 38 пункта 3 части 17.1 Документации об аукционе «Требования к содержанию и форме заявки на участие в аукционе» (с изменениями) установлено требование к участникам размещения заказа о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, требуемая в соответствии с Федеральным Законом от 08.08.2001 №128 - ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», выдаваемая Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 №524 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности», действующая на территории г.Воронеж и Воронежской области с указанием конкретного перечня видов опасных отходов.

08.06.2010 Федеральное государственное унитарное предприятие «Управление механизированных работ №518 при Федеральном агентстве специального строительства» обратилось к заказчику и уполномоченному органу с запросом (исх. №44/52 - 303) о разъяснении положений документации об аукционе на право выполнения работ по реконструкции набережной Масалитинова от Чернавского моста до Северного мостового перехода г.Воронежа в части требований изложенных в подпункте в) пункта 3 части 17.1 Документации об аукционе (обязательное наличие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности).

10.06.2010 Управление организации закупок для муниципальных нужд департамента экономики и инвестиций (уполномоченный орган) дало разъяснение аукционной документации (исх. 1427 - мз) ФГУП «УМР №518 при Спецстрое России» указав, что поскольку работы по сбору и транспортировки опасных отходов по видам, указанным в пп. в) п.3 части 17.1 раздела 17 документации об аукционе от 27.05.2010 №513 - АД являются предметом аукциона и в силу закона подлежат лицензированию, то в соответствии п.1 ч.1 ст.11 Федерального закона от 21.07.2005 №94 - ФЗ требование о наличии лицензии указанной в п.п. в) п.3 части 17.1 раздела 17 документации об аукционе правомерно.

21.06.2010 в Воронежское УФАС России поступила жалоба ФГУП «УМР №518 при Спецстрое России» с просьбой определить законность требований заказчика и уполномоченного органа проведения торгов о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности от участника размещения заказа - генерального подрядчика.

28.06.2010 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере размещения заказов, рассмотрев названное заявление, приняла решение №128 - з, в соответствии с которым жалоба ФГУП «УМР №518 при Спецстрое России» признана обоснованной, в действиях заказчика - Управления дорожного хозяйства и благоустройства, и в действиях уполномоченного органа - Управление бюджетной политики и организации закупок для муниципальных нужд, признано нарушение части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов (в части установления в документации об аукционе требования о предоставлении участниками размещения заказов в составе заявки лицензии на осуществление деятельности, не являющейся предметом аукциона).

На основании вышеуказанного решения Воронежское УФАС России Управлению дорожного хозяйства и благоустройства администрации городского округа город Воронеж (муниципальный заказчик) и Управлению организации закупок для муниципальных нужд департамента экономики и инвестиций администрации городского округа город Воронеж (уполномоченный орган) были выданы предписания от 28.06.2010 на устранение допущенных нарушений.

Полагая, что названные решение и предписания противоречат законодательству, нарушают их права и законные интересы, департамент и администрация обратились за защитой в арбитражный суд.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции исходил из следующего.

В соответствии частью 1 статьи 34 Федеральным законом от 21.07.2005 №94 - ФЗ документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

Документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика (часть 2 статьи 34 Закона).

В соответствии с частью 2.1 статьи 34 указанного выше Закона не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Согласно подпункту б) пункта 3 части 2 статьи 35 Закона от 21.07.2005 №94 - ФЗ заявка на участие в аукционе должна содержать: копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 указанного Закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом аукциона, и такие требования предусмотрены документацией об аукционе.

Пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона №94 - ФЗ определено, что участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

В соответствии с частью 3 статьи 35 Закона о размещении заказов требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и сведений, не допускается.

Статьей 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ (часть 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден Приказом Министерства Регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. №624.

Пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 - ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривает, что при проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы индивидуальные предприниматели, и юридические лица обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 №89 - ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов подлежит лицензированию и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года №128 - ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Согласно подпункту 74 пункта 1 статьи 17 Закона №128 - ФЗ лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I - V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности).

В соответствии со статьей 1 Закона от 24.06.1998 №89 - ФЗ "Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Обращение с отходами это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

При этом сбор отходов законодатель определяет как прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

В силу Закона №89 - ФЗ "Об отходах производства и потребления» деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Проанализировав требования вышеназванного законодательства, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что деятельность, в процессе которой образуются опасные отходы не подлежит лицензированию, в отличие от деятельности по сбору (прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц), использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов.

Принимая во внимание предмет муниципального контракта (реконструкция набережной) и виды работ, указанных в приложении №1 к аукционной документации, с учетом положений Закона от 24.06.1998 №89 - ФЗ "Об отходах производства и потребления», суд первой инстанции правомерно установил, что несмотря на то, что в процессе реконструкции набережной Масалитинова от Чернавского моста до Северного мостового перехода будут образовываться отходы производства, сама по себе деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, в силу положений Закона от 24.06.1998 №89 - ФЗ, не является предметом спорных торгов.

Таким образом, учитывая, что в силу пункта 1 части 1 статьи 11 Закона №94 - ФЗ подрядная организация при выполнении работ по реконструкции набережной Массалитова не должна в обязательном порядке иметь лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов 1 - 4 класса опасности, установление в подпункте в) пункта 3 части 17.1 раздела 17 документации спорного аукциона требования к участникам размещения заказа о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов 1 - 4 класса опасности является незаконным и противоречащим части 2.1 статьи 34, пункту 1 части 1 статьи 11, ч.3 статьи 35 Закона №94 - ФЗ о размещении заказов.

Вместе с тем, при разрешении спора судом не было учтено следующее.

Согласно ч.1 ст.8 Закона №94 - ФЗ участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта.

Исходя из буквального содержания названной нормы в системной взаимосвязи с положениями главы 8 Закона №94 - ФЗ право на обжалование действий (бездействие) заказчика имеет участник размещения заказа, претендующий на заключение государственного или муниципального контракта.

Анализ требований ч.5 ст.17, ч.1 ст.24, ч.8 ст.34, ч.1 ст.57 Закона №94 - ФЗ, позволяет сделать вывод о том, что лицо становится участником размещения заказов с того момента, когда оно в установленном порядке открыто изъявило желание заключить государственный или муниципальный контракт (подача заявки на участие в конкурсе или аукционе, котировочной заявки), а сами по себе ознакомление претендента с документацией и его обращение в контролирующий орган, не могут рассматриваться как необходимые и достаточные условия для признания жалобы поданной надлежащим субъектом.

Ограниченный круг субъектов обжалования (по определенному юридическому интересу в исходе дела) призван исключить необоснованные жалобы, способные внести неоправданную дезорганизацию в правоотношения, породить те или иные злоупотребления в сфере размещения заказов, поэтому статус подателя жалобы, его соответствие определенным требованиям закона и четкий юридический интерес добросовестного участника хозяйственного оборота имеют принципиальное значение при решении вопросов о наличии правовых и фактических оснований для соответствующего обжалования и о законности его последствий.

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлениях ФАС Центрального округа от 20.10.2010 по делу №А62 - 9851/2009, от 12.05.2010 по делу №А09 - 10133/2009, от 29.09.208 по делу №А08 - 466/08 - 26.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие - либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, ненормативный акт может быть признан незаконным только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Доказательств подачи ФГУП «Управление механизированных работ №518 при Федеральном агентстве специального строительства» заявки на участие в спорном аукционе, в материалы дела не представлено.

При указанных обстоятельствах рассмотрение антимонопольным органом жалобы ФГУП, проведение внеплановой проверки порядка размещения заказа и вынесение по результатам ее рассмотрения обжалуемых решения и предписания являются незаконными, в связи с чем, решение УФАС по Воронежской области от 28.06.2010 по делу №128 - з и предписание от 28.06.2010 по делу №128 - з следует признать недействительными.

Руководствуясь ч.2 ст.269, ст.ст.270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.09.2010 по делу №А14 - 6939/2010/183/30 отменить.

Признать недействительными решение от 28.06.2010 и предписание от 28.06.2010 УФАС по Воронежской области по делу №128 - з.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.

     Председательствующий
  А.И. Протасов

     Судьи
    Т.Л. Михайлова

     Е.А. Семенюта

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А14-6939/2010
Принявший орган: Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 01 декабря 2010

Поиск в тексте