ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01 апреля 2010 года  Дело N А14-737/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2010 года

Постановление в полном объеме изготовлено 1 апреля 2010 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи   Осиповой М.Б.

судей   Скрынникова В.А.,

Ольшанской Н.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,

при участии:

от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже: Лебенко А.Г., ведущего специалиста - эксперта юридического отдела по доверенности от 11.01.2010 № 01 - 33/22,

от ОАО «Воронежсинтезкаучук»: Пиндюриной Т.Н., ведущего юрисконсульта по доверенности от 11.01.2010 № 17 - 3, Бурыхиной Е.А., юрисконсульта по доверенности от 11.01.2010 № 17 - 5,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже на решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.12.2009 по делу № А14 - 737 - 2009/17/26 (судья Федосеева И.В.) по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже к открытому акционерному обществу «Воронежсинтезкаучук» о взыскании финансовых санкций,

УСТАНОВИЛ:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже (далее -   УПФР в г.Воронеже, Управление) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества «Воронежский синтетический каучук» (далее - ОАО «Воронежсинтезкаучук», Общество) 6918,71 руб. финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 10.12.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Управление, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.12.2009 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В апелляционной жалобе Управление ссылается на правомерность привлечения Общества к ответственности за представление недостоверных сведений в отношении Бабанина П.М.

При этом Управление указывает на то, что в ходе проверки представленных индивидуальных сведений персонифицированного учета в отношении  Бабанина П.М. не установлен факт льготной работы с 01.01.2002 по 02.02.2006., в силу чего представленные Обществом  индивидуальные сведения за 2002 - 2006 гг. в отношении данного физического лица не могут быть признаны достоверными.

Общество в представленном отзыве возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным; просит оставить решение суда первой  инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001г. №167 - ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 167 - ФЗ) страхователи представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.

В силу п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. №27 - ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон №27 - ФЗ) страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодам, представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании  приказов и других документов по учету кадров.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона №27 - ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом.

Статьей 19 Федерального закона № 27 - ФЗ предусмотрено, что Правительством Российской Федерации утверждается Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.

Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (далее - Инструкция) утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 "О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования".

Согласно п. 27 Инструкции каждый страхователь ежегодно, до 1 марта года, следующего за расчетным периодом, представляет в территориальный орган относящиеся к расчетному периоду индивидуальные сведения в отношении каждого работавшего у него застрахованного лица.

Сведения о заработной плате (доходе) и начисленных и уплаченных страховых взносах за застрахованных лиц представляются на основании данных бухгалтерского учета.

Сведения о страховом (трудовом) стаже представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица, а также данных бухгалтерского учета о начислении и уплате страховых взносов.

В соответствии с пунктом 35 Инструкции территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями, путем проведения проверок, запроса дополнительных сведений, а также путем сверки сведений о начисленных, уплаченных и поступивших страховых взносах с данными налоговых органов и органов федерального казначейства.

По требованию территориального органа страхователь представляет дополнительные сведения, в том числе подтверждающие начисление и уплату страховых взносов, трудовой (страховой) стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, за периоды до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования работающих у него застрахованных лиц.

При обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки территориальный орган уведомляет страхователя об имеющихся расхождениях и необходимости их устранения.

Пунктом 36 Инструкции установлено, что страхователь в 2 - недельный срок после уведомления территориального органа об имеющихся расхождениях устраняет их и представляет в территориальный орган уточненные данные (корректирующую или отменяющую форму).

В соответствии с абз. 3 ст. 17 Федерального закона № 27 - ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и(или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Условия назначения трудовой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от 17.12.2001 года № 173 - ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон).

В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда, соответственно, не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж, соответственно, не менее 25 и 20 лет.

Согласно п. 2 ст. 27 Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства N 537 от 18.07.2002 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации.

Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26.01.1991 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" утвержден Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.

Как следует из материалов дела, ОАО «Воронежсинтезкаучук»  представлялись  индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица на Бабанина Петра Михайловича, за 2002 - 2006 гг.

В указанных сведениях в разделе «Стаж работы за отчетный период» содержится указание на особые условия труда (код 27 - 1 1080А000 - 17541) в период с 01.01.2002 по 14.02.2002, с 17.02.2002 по 02.02.2006.

Таким образом, из представленных Обществом индивидуальных сведений  о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица следовало наличие у Бабанина П.М. льготного стажа работы за указанные в сведениях  периоды, дающего ему право на досрочную трудовую пенсию в соответствии с позицией 1080А000 - 17541 раздела VIII «Химическое производство» Списка №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26.01.1991.

Как усматривается из материалов дела, Управлением была проведена документальная проверка достоверности представленных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации индивидуальных сведений застрахованных лиц, в части специального трудового стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, по результатам которой составлен акт №33 - 37 от 15.05.2008г.

В указанном акте отражено, что  по результатам документальной проверки Управлением  не установлен факт льготной работы Бабанина П.М. за периоды работы в цехе № 25 - 21 с 01.01.2002 по 02.08.2006 в качестве машиниста компрессорных установок, оператора дистанционного пульта управления, в соответствии с кодом - позицией 1080А000 - 17541 раздела VIII «Химическое производство» Списка №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26.01.1991, так как представленными для проверки документами не подтверждена занятость в технологическом процессе производства синтетических каучуков.

В соответствии с указанным актом, сведения индивидуального (персонифицированного) учета, представленные Обществом на Бабанина П.М. за период работы с 01.01.2002 по 02.08.2006, признаны Управлением недостоверными.

Актом № 33 - 37 страхователю было предложено в двухнедельный срок предоставить корректирующие формы индивидуальных сведений на Бабанина Петра Михайловича.

В связи с тем, что по результатам документальной проверки Управлением  не установлен факт льготной работы Бабанина П.М. за периоды работы в цехе № 25 - 21 с 01.01.2002 по 02.08.2006 в качестве машиниста компрессорных установок, оператора дистанционного пульта управления, в соответствии с кодом - позицией 1080А000 - 17541 раздела VIII «Химическое производство» Списка №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26.01.1991, и в связи с непредставлением Обществом уточненных индивидуальных сведений в отношении Бабанина П.М. за 2002 - 2006 гг., Управлением 05.08.2008г. было вынесено решение №2 о применении финансовых санкций за представление недостоверных индивидуальных сведений, в соответствии с которым решено применить к страхователю ОАО «Воронежсинтезкаучук» финансовые санкции в размере 6918,71 руб. (в соответствии с п. 1,2 ст. 11, ч.3 ст. 17 ФЗ № 27 - ФЗ).

На основании решения № 2 в адрес Общества выставлено требование № 2 от 05.08.2008 об уплате финансовых санкций за представление неполных и недостоверных индивидуальных сведений в Пенсионный фонд РФ в сумме 6918,71 руб.

В связи с неисполнением в установленный срок требования об уплате штрафных санкций Управление обратилось в суд с заявлением о взыскании с Общества штрафных санкций.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В силу части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 02.12.2008г. по иску Бабанина Петра Михайловича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже о  признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173 - Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с достижением возраста 50 лет, о включении в специальный трудовой стаж периодов работы, о возложении обязанности назначить и выплатить досрочную трудовую пенсию по старости с 02.03.2008г., исковые требования удовлетворены.

Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 02.12.2008г. периоды работы с 01.01.2002г. по 14.02.2002г. и с 17.02.2002г. по 02.02.2006г. в качестве машиниста компрессорных установок, оператора дистанционного пульта управления цеха №25 на Воронежском заводе СК (в настоящее время ОАО «Воронежсинтезкаучук») включены Бабанину Петру Михайловичу в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

За Бабаниным Петром Михайловичем признано право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173 - Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Вышеуказанное решение вступило в законную силу 21.07.2009г.

Руководствуясь вышеизложенным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о достоверности сведений о льготном стаже Бабанина П.М. за период с 01.01.2002г. по 14.02.2002г. и с 17.02.2002г. по 02.02.2006г., представленных Обществом в Пенсионный фонд с указанием кода - позиции 1080А000 - 17541 раздела VIII «Химическое производство» Списка №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26.01.1991.

Следовательно, привлечение Управлением Общества к ответственности в виде финансовых санкций в размере 6918,71 руб. за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета  является неправомерным, в силу чего судом первой инстанции правомерно отказано Управлению в удовлетворении заявленных требований о взыскании и Общества финансовых санкций, предусмотренных абз.3 ст. 17 Федерального закона № 27 - ФЗ.

В силу ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно ч. 4 ст.215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы (ч.6 ст.215 АПК РФ).

В нарушение положений статьи 215 АПК РФ Управлением не доказан  факт представления Обществом недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении Бабанина П.М. за период с 01.01.2002г. по 14.02.2002г. и с 17.02.2002г. по 02.02.2006г. и, соответственно, наличие оснований для взыскания спорной суммы финансовых санкций.

Доводы апелляционной жалобы о правомерности привлечения Общества к ответственности за представление недостоверных сведений в отношении Бабанина П.М., поскольку в представленных индивидуальных сведениях на Бабанина П.М. не установлен факт льготной работы с 01.01.2002г. по 14.02.2002г. и с 17.02.2002г. по 02.02.2006г., отклоняются судом апелляционной инстанции, как противоречащие обстоятельствам дела.

Доказательств недостоверности сведений, представленных Обществом в отношении Бабанина П.М. в орган пенсионного фонда, Управлением не представлено.

Ссылки Управления на отсутствие у Бабанина П.М. специального стажа работы по Списку № 1 противоречат обстоятельствам, установленным вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Воронежа от 02.12.2008г..

Сам по себе тот факт, что в ходе проверки Управлением не был установлен факт льготной работы Бабанина П.М., не свидетельствует о том, что сведения, представленные Обществом в отношении данного лица, являются недостоверными. Содержание сведений, представленных Обществом в отношении Бабанина П.М., Управлением не опровергнуто. Более того, правомерность учета   соответствующих периодов работы Бабанина П.М.  по коду - позиции 1080А000 - 17541 раздела VIII «Химическое производство» Списка №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26.01.1991. подтверждена вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Воронежа от 02.12.2008г.

Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.

Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенной значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.