ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 декабря 2009 года  Дело N А35-4139/2009

Резолютивная часть постановления объявлена  14 декабря 2009 года

Полный текст постановления изготовлен  21 декабря 2009 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи   Маховой Е.В.,

судей   Андреещевой Н.Л.,

Колянчиковой Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Анохиной К.Г.,

при участии:

от Комитета жилищно - коммунального хозяйства города Курска: Самойлова И.С., ведущий специалист, доверенность № 03.1 - 07/7737 от 10.11.2009 г., удостоверение № 289:

от Центрального банка РФ в лице Главного управления Банка России по Курской области: Ларионов М.С., заведующий юридическим сектором, доверенность №19 - 45/5 от 18.12.2007 г.;

от ООО «Межрегиональная юридическая коллегия»: Латышев К.В., генеральный директор, протокол  б/н от 24.09.2007 г.;

от Комитета финансов города Курска: Летова Е.П., заместитель начальника отдела правового обеспечения, доверенность № 01.6.1 - 07/1034 от 30.06.2008 г.;

от ООО «Ремстрой - К»: представитель не явился, надлежаще извещен;

от ИП Вертиевой М.П.: представитель не явился, надлежаще извещен;

от ООО «ТПК Агростройинвест»: представитель не явился, надлежаще извещен;

от ООО «Курскагропродукт»: представитель не явился, надлежаще извещен;

от ООО «Экопромсервис»: представитель не явился, надлежаще извещен;

от ООО «ФСК»: представитель не явился, надлежаще извещен;

от ООО «Консенсус»: представитель не явился, надлежаще извещен;

от ООО «Акватехнологии»: представитель не явился, надлежаще извещен;

от ООО «Вертикаль»: представитель не явился, надлежаще извещен;

от ИП Семыкина В.А.: представитель не явился, надлежаще извещен;

от ООО «Спецстройресурс»: представитель не явился, надлежаще извещен;

от ООО «Энергосервис»: представитель не явился, надлежаще извещено;

от ООО «ТСЖ Курск - Жилсервис»: представитель не явился, надлежаще извещен;

от УФК по Курской области: представитель не явился, надлежаще извещен;

от Отделения по городу Курску Управления Федерального казначейства по Курской области: представитель не явился, надлежаще извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Центрального банка РФ в лице Главного управления Банка России по Курской области и общества с ограниченной ответственностью «Межрегиональная юридическая коллегия» на решение Арбитражного суда Курской области от 30.09.2009 г. по делу № А35 - 4139/09 - С5 (судья Побережная Н.В.) по иску Комитета жилищно - коммунального хозяйства города Курска к Центральному банку РФ в лице Главного управления Центрального банка России по Курской области, при участии третьих лиц: Комитета финансов города Курска, общества с ограниченной ответственностью «Ремстрой - К», индивидуального предпринимателя Вертиевой М.П., общества с ограниченной ответственностью «ТПК Агростройинвест», общества с ограниченной ответственностью «Курскагропродукт», общества с ограниченной ответственностью «Экопромсервис», общества с ограниченной ответственностью «ФСК», общества с ограниченной ответственностью «Консенсус», общества с ограниченной ответственностью «Акватехнологии», общества с ограниченной ответственностью «Вертикаль», индивидуального предпринимателя Семыкина В.А., общества с ограниченной ответственностью «Спецстройресурс», общества с ограниченной ответственностью «Энергосервис», общества с ограниченной ответственностью «ТСЖ Курск - Жилсервис», общества с ограниченной ответственностью «Межрегиональная юридическая коллегия», Управления Федерального казначейства по Курской области, Отделения по городу Курску Управления Федерального казначейства по Курской области, о признании действий незаконными и о взыскании 1 679 898, 47 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Комитет жилищно - коммунального хозяйства города Курска (далее - истец, Комитет ЖКХ г. Курска) обратился в Арбитражный суд Курской области с иском к Центральному банку Российской Федерации в лице Главного управления Банка России по Курской области (далее - ответчик, ЦБ РФ в лице ГУ Банка России по Курской области) о взыскании убытков в сумме 1 671 699, 70 рублей, причиненных истцу в результате неправомерного списания денежных средств с лицевого счета истца, открытого в ГРКЦ города Курска Главного управления Банка России по Курской области.

Определениями Арбитражного суда Курской области от  23.06.2009 г., 10.08.2009 г., 27.08.2009 г. в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федерального казначейства по Курской области (далее - УФК по Курской области), Отделение по городу Курску Управления Федерального казначейства по курской области (далее - Отделение по г. Курску УФК по Курской области), общество с ограниченной ответственность «Межрегиональная юридическая коллегия» (далее - ООО «Межрегиональная юридическая коллегия»).

В судебном заседании 24.09.2009 г. истец изменил предмет иска и просил признать незаконными действия  ЦБ РФ в лице ГУ Банка России по Курской области по списанию со счета Комитета ЖКХ г. Курска   № 40302810238070000076 денежных средств в размере 1 679 898, 47 рублей, а также обязать ЦБ РФ в лице ГУ Банка России по Курской области перечислить денежные средства в размере 1 679 898, 47 рублей на счет комитета № 40302810238070000076.

Решением Арбитражного суда Курской области от 30.09.2009 г. исковые требования удовлетворены.

Ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого судебного акта, ЦБ РФ в лице ГУ Банка России по Курской области и ООО «Межрегиональная юридическая коллегия» обратились в суд апелляционной инстанции с жалобами, в которых просят решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

В судебное заседание апелляционной инстанции представители ООО «Ремстрой - К», ИП Вертиевой М.П., ООО «ТПК Агростройинвест», ООО «Курскагропродукт», ООО «Экопромсервис», ООО «ФСК», ООО «Консенсус», ООО «Акватехнологии», ООО «Вертикаль», ИП Семыкина В.А., ООО «Спецстройресурс», ООО «Энергосервис», ООО «ТСЖ Курск - Жилсервис», УФК по Курской области, Отделения по городу Курску УФК по Курской области не явились. В материалы дела от Отделения по городу Курску УФК по Курской области поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.

Судебное заседание апелляционной инстанции проводилось с учетом требований ст. ст. 123, 156, 266 АПК РФ в отсутствие представителей указанных третьих лиц.

Представитель ЦБ РФ в лице ГУ Банка России по Курской области в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.

Представитель ООО «Межрегиональная юридическая коллегия» также поддержал доводы своей апелляционной жалобы.

Представители Комитета ЖКХ г. Курска и Комитета финансов  г. Курска с доводами апелляционных жалоб не согласны по основаниям, изложенным в представленных отзывах, считают решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене.

При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ст. 268 АПК РФ).

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, отзывов на апелляционные жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционных  жалоб.

Как установлено судом и следует из материалов дела, между ЦБ РФ в лице ГУ Банка России по Курской области (банк) и Комитетом ЖКХ  г. Курска (клиент) заключен договор банковского счета по учету средств, поступающих во временное распоряжение бюджетных учреждений  № 22 - 19/01/10 от 28.03.2008 г.

Предметом указанного договора является регулирование отношений сторон по открытию, ведению, закрытию счета по учету средств, поступающих во временное распоряжение бюджетных учреждений, по расчетно - кассовому обслуживанию клиента, а также иные отношения, связанные с указанной деятельностью.

Согласно п. 1.2 договора клиенту в Головном расчетно - кассовом центре ГУ ЦБ РФ по Курской области (ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Курской области) открыт балансовый счет № 40302810238070000076.

В соответствии с п. 2.2 договора списание средств со счета клиента производится по его поручению (распоряжению) или с его согласия (акцепта) в пределах остатка средств на его счете с соблюдением установленной законом очередности платежей. Без распоряжения клиента списание средств с его счета осуществляется банком в случаях, предусмотренных законодательством.

На указанный лицевой счет поступали денежные средства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, организатором проведения которого является Комитет ЖКХ г. Курска как муниципальный заказчик по выполнению работ, оказанию услуг для муниципальных нужд по отрасли «жилищно - коммунальное хозяйство города Курска».

Согласно  ст. 37 Федерального закона РФ № 94 - ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в случае, если было установлено требование обеспечения заявки на участие в аукционе, заказчик, уполномоченный орган обязаны вернуть внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе денежные средства участнику размещения заказа, который участвовал в аукционе, но не стал победителем аукциона, в течение пяти рабочих дней со дня подписания протокола аукциона.

В соответствии с указанным законом Комитетом ЖКХ г. Курска были объявлены и проведены конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами и общежитиями  г. Курска, аукционы по отбору организаций для выполнения ремонта, оказания услуг, в которых приняли участие и внесли денежные средства в качестве обеспечения заявки юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся третьими лицами.

06.04.2009 г. в ГРКЦ г. Курска с заявлением о взыскании денежных средств с Комитета ЖКХ г. Курска в соответствии с решением Арбитражного суда Курской области от 15.09.2008 г. по делу  № А35 - 4080/08 - С11 и выданным исполнительным листом № 13457 обратилось ООО «Межрегиональная юридическая коллегия».

По инкассовому поручению № 1 от 03.04.2009 г. денежные средства в сумме 1 679 898, 47 рублей списаны со счета Комитета ЖКХ г. Курска  № 40302810238070000076 в пользу ООО «Межрегиональная юридическая коллегия».

Списание денежных средств со счета Комитета ЖКХ г. Курска произведено ГРКЦ г. Курска по платежным ордерам в период с  07.04.2009 г. по 22.05.2009 г.

Ссылаясь на нарушение ответчиком установленного Бюджетным кодексом РФ порядка исполнения судебных актов об обращении взыскания на средства бюджета, а также на нарушение ст. 68 и ст. 70 Федерального закона № 229 - ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве», предусматривающих возможность обращения взыскания на собственные денежные средства должника, Комитет ЖКХ г. Курска обратился в Арбитражный суд Курской области с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с Положением о Комитете ЖКХ г. Курска, утвержденным решением Курского городского собрания 29.05.2008 г.  № 32 - 4 - РС, истец является бюджетным учреждением.

В соответствии с п.п. 1, 5 ст. 161 БК РФ бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с настоящим Кодексом.

Бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам.

Бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.

Порядок обращения взыскания на средства бюджетной системы РФ на основании судебных актов предусмотрен главой 24.1 БК РФ, в том числе порядок обращения взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципального бюджетного учреждения.

Согласно п. 1 ст. 242.5 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 настоящего Кодекса в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Комитету ЖКХ г. Курска на основании Соглашения от 31.12.2008 г. об осуществлении Отделением по г. Курску УФК по Курской области отдельных функций по исполнению бюджета муниципального образования «город Курск» при кассовом обслуживании исполнения бюджета г. Курска в Отделении Федерального казначейства по г. Курску открыт лицевой счет для учета операций со средствами местного бюджета.

Отделение Федерального казначейства по г. Курску УФК по Курской области в процессе осуществления обслуживания кассового исполнения бюджета приняло обязательство обеспечивать в соответствии с законодательством РФ исполнение представленных в Отделение исполнительных листов и судебных приказов, предусматривающих взыскание на средства бюджета по денежным обязательствам бюджетных учреждений - должников.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что исполнительный лист Арбитражного суда Курской области № 13457 подлежал исполнению Отделением Федерального казначейства по г. Курску УФК по Курской области в порядке, предусмотренном ст. 242.5 БК РФ.

Между тем, исполнительный лист был предъявлен взыскателем в ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Курской области для принудительного взыскания со счета Комитета ЖКХ г. Курска № 40302810238070000076.

Счет № 40302 «Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений», открытый в соответствии с п. 4.14 Положения «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации», утвержденного ЦБ РФ  26.03.2007 г. № 302 - П, предназначен для учета сумм, находящихся во временном распоряжении бюджетных учреждений, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, на счетах бюджетных учреждений и органов Федерального казначейства, подлежащих по наступлении определенных условий возврату вносителям или перечислению по принадлежности.

В рассматриваемом случае счет № 40302 открывался в кредитной организации для перечисления денежных средств, вносимых участниками размещения муниципального заказа в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсах и исполнения контракта.

Поступившие на счет № 40302810238070000076 денежные средства и произведенные по нему расходы не могут быть приняты как обязательства бюджета г. Курска.

В соответствии с п. 3 ст. 69 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве» взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях.

Как правильно указал суд первой инстанции, денежные средства, находящиеся на счете № 40302810238070000076 в ГРКЦ г. Курска, не являются собственными средствами Комитета ЖКХ г. Курска, в связи с чем на них не может быть обращено взыскание по исполнительному листу Арбитражного суда Курской области № 13457.

Между истцом и ответчиком заключен договор № 22 - 19/01/10 банковского счета по учету средств, поступающих во временное распоряжение Комитета ЖКХ г. Курска, поэтому у ЦБ РФ в лице ГУ Банка России по Курской области отсутствовали основания полагать, что находящиеся на счете № 40302810238070000076 денежные средства принадлежат должнику.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Комитета ЖКХ г. Курска.

Довод ЦБ РФ в лице ГУ Банка России по Курской области об изменении истцом и предмета и основания является несостоятельным и подлежит отклонению.

Доводы заявителей апелляционных жалоб о неправильном применении судом первой инстанции норм Бюджетного Кодекса РФ и Федерального закона «Об исполнительном производстве» основаны на неверном толковании указанных норм материального права, приведены без учета фактических обстоятельств дела и также подлежат отклонению.