ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 ноября 2008 года  Дело N А35-4147/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2008 года

Постановление в полном объеме изготовлено 28 ноября 2008 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи   Протасова А.И.

судей  Скрынникова В.А.

Сергуткиной В.А.

при ведении протокола судебного заседания Анохиной К.Г.

при участии:

от ЗАО «Курскхлеб»: Ломакиной В.В., адвоката по доверенности от 09.01.2008;

от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям: не явились, надлежаще извещены;

от Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Курской области: не явились, надлежаще извещены;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу на решение Арбитражного суда Курской области от 03.09.2008 по делу №А35 - 4147/08 - С2 (судья Силакова О.Н.) по заявлению ЗАО «Курскхлеб» к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям о признании недействительными постановления от 26.06.2008 №431 о привлечении к административной ответственности по ст. 10.6 КоАП РФ и предписания от 26.06.2008 №431;

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Курскхлеб» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям (далее - Управление) о признании недействительными постановления от 26.06.2008 №431 о привлечении к административной ответственности по ст. 10.6. КоАП РФ и предписания от 26.06.2008 №431.

Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Курской области.

Решением от 03.09.2008 суд удовлетворил заявленные требования, признав недействительными постановление от 26.06.2008 №431 и предписание от 26.06.2008 №431.

Полагая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены судом не полно, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального права, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить.

В судебное заседание Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям и Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.156, 266 АПК РФ.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя Общества, апелляционная инстанция установила следующее.

10.06.2008 сотрудниками Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям проведена проверка соблюдения ЗАО «Курскхлеб»  правил оборота подконтрольной госветнадзору продукции и ветеринарного законодательства.

В ходе данной проверки выявлен факт нарушения Обществом п.п. 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.8, 1.11 Ветеринарно - санитарных правил сбора, утилизации и  уничтожения биологических отходов от 04.12.1995 №13 - 7 - 9/469, а именно: сброс биологических отходов (скорлупы яйца куриного пищевого, образующейся после производства хлебобулочных изделий) в бытовые контейнеры с последующей отправкой на полигон согласно договора от 01.05.2008 с МУП ЖКХ «Спецавтобаза по уборке города».

10.06.2008 Управлением по данному факту в отношении Общества составлен протокол №346 о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.6. КоАП РФ.

Постановлением Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям №431 от 26.06.2008 ЗАО «Курскхлеб» привлечено к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 10.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10000 руб.

26.06.2008 Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям выдало ЗАО «Курскхлеб» предписание №431 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Посчитав указанные постановление и предписание незаконными и нарушающими его права, Общество обратилось в арбитражный суд за защитой.

Разрешая спор по существу, суд исходил из отсутствия в действиях ЗАО «Курскхлеб» состава вменяемого правонарушения, следовательно, незаконности вынесенного Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской постановления и предписания.

Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, считает их правомерными, обоснованными, и полагает необходимым при рассмотрении данного спора учитывать следующее.

В соответствии со статьей 10.6 КоАП РФ нарушение правил карантина животных или других ветеринарно - санитарных правил влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона этого деяния состоит в том, что виновный нарушает ветеринарно - санитарные правила, выражающиеся, в частности, в несоблюдении правил, обеспечивающих безопасность в ветеринарно - санитарном отношении продуктов животноводства.

Пунктами 1.1., 1.2., 1.4., 1.5., 1.7., 1.8. Ветеринарно - санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов от 04.12.1995 №13 - 7 - 2/469 установлено, что Ветеринарно - санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения.

Биологическими отходами являются, в том числе, отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения. Категорически запрещается сброс биологических отходов в бытовые мусорные контейнеры и вывоз их на свалки и полигоны для захоронения.

Привлекая ЗАО «Курскхлеб» к административной ответственности за сброс скорлупы яйца куриного в бытовые мусорные контейнеры, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям исходило из того, что скорлупа яйца куриного является биологическим отходом.

Вместе с тем, определение биологических  отходов дано в пункте 3.23 Межгосударственного стандарта ГОСТе 30772 - 2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 №607 - ст, в соответствии с которым биологическими отходами признаются биологические ткани и органы, образующиеся в результате медицинской и ветеринарной оперативной практики, медико - биологических экспериментов, гибели  скота, других животных и птицы, и другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения, а также отходы биотехнологической промышленности.

Статьей 40 Модельного закона «Об отходах производства и потребления», принятого Постановлением на двадцать девятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 31.10.2007 №29 - 15 биологические отходы, представляющие собой отходы, образующиеся в результате практической деятельности научных, медицинских или ветеринарных учреждений (при экспериментах с использованием животных, живых организмов, биологических жидкостей, материалов и тканей), гибели скота, других животных и птицы (включая скотомогильники прошлых лет, собственники которых неизвестны), а также отходы, образующиеся в биотехнологической промышленности при переработке сырья животного происхождения, подлежат особому регулированию в связи с их высокой потенциальной опасностью для окружающей среды.

Согласно положений Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52104 - 2003 «Ресурсосбережение. Термины и определения», принятого и введенного в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 3 июля 2003 года №235 - ст сырье - это природные или вторичные ресурсы, которые могут быть использованы или уже используются в каком - либо производственном процессе. В силу статьи 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184 - ФЗ «О техническом регулировании» продукция - результат деятельности, представленный в материально - вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.

Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52104 - 2003 «Ресурсосбережение. Термины и определения» определяет продукцию как результат деятельности или процессов.

Изложенным подтверждается, что яйцо куриное является продукцией животного происхождения (но не сырьем животного происхождения).

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 №786, представляющему собой перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую среду, скорлупа от куриных яиц (код 13201301 01 00 5) относится к отходам содержания, убоя и переработки животных и птиц (включая отходы рыбы и иных морепродуктов) (код 13000000 00 00 0), включенным в отходы органического природного происхождения (животного и растительного) (код 10000000 00 00 0). В данном классификаторе для каждого вида отходов определен класс опасности (последняя цифра в коде).

В соответствии со статьями 1, 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89 - ФЗ к опасным отходам относятся отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровью человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. Опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности (всего 5 классов опасности) в соответствии с критериями, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов от 15.06.2001 №511.

Из Федерального классификационного каталога отходов следует, что скорлупа от куриных яиц с классом опасности 5 (практически неопасные) относится к отходам пищевой продукции - яйца куриного и не является биологическим отходом в определении, данном в Межгосударственном стандарте  ГОСТе  30772 - 2001  «Ресурсосбережение. Обращение с  отходами. Термины и определения» и Модельном законе «Об отходах производства и потребления».

Доказательств, подтверждающих, что яичная скорлупа от яиц надлежащего качества относится к категории биологических отходов, административным органом не представлено.

Из положений пункта 3.1.1., 3.2.11., 3.10.34., 3.10.36. Санитарных правил и норм СанПиН 2.3.4.545 - 96 «2.3.4. Предприятия пищевой и перерабатывающей Промышленности Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий», утвержденных и введенных в действие Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 25.09.1996 №20, устанавливающих требования к предприятиям, производящим хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия, усматривается, что для сбора и временного хранения мусора должны быть установлены водонепроницаемые сборники с плотно закрывающимися крышками (металлические контейнеры) объемом не  более двухдневного накопления отходов.

Очистка мусоросборников производится не реже одного раза в два дня, с последующей обязательной обработкой и дезинфекцией раствором хлорной извести или другими разрешенными органами Госсанэпиднадзора дезинфицирующими средствами.

Для кондитерских изделий могут использоваться свежие чистые куриные яйца, без пороков, с неповрежденной скорлупой, не ниже II категории. Яйца должны овоскопироваться и сортироваться. Яичная скорлупа после разбивания яиц водоплавающей птицы собирается в отдельные бачки и подлежит немедленному сжиганию. Бачки после опорожнения должны очищаться, промываться теплой водой и дезинфицироваться.

Таким образом, особый режим сбора и уничтожения предусмотрен для яичной скорлупы после разбивания яиц водоплавающей птицы.

Согласно пункту 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 №7 - ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ  и микроорганизмов,  а также лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно статье 24 Федерального закона от 10.01.2002 №7 - ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду.

Статьей 21 Закона Курской области «Об охране окружающей среды на территории Курской области» установлено, что нормирование воздействия на окружающую среду, качества окружающей среды Курской области осуществляется в форме нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, образования отходов производства и потребления, лимитов их размещения, допустимых физических воздействий на окружающую среду и иных нормативов, устанавливаемых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 №401, Положением об Управлении по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Курской области, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 22.11.2004 №186 Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Курской области, в том числе устанавливает лимиты на размещение отходов.

В соответствии с пунктом 3 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 №461, лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся  отходов  и  площадью  (объемом)  объекта  их  размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.

Судом первой инстанции установлено и представленными материалами дела подтверждается, что Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Курской области для ЗАО «Курскхлеб» разработаны и утверждены Лимиты на размещение отходов производства и потребления от 17.01.2008 №52 которыми установлен перечень и количество размещаемых отходов, в том числе скорлупы от куриных яиц в количестве 2, 306 т. Срок действия данных Лимитов установлен до 16.08.2012, при условии ежегодного подтверждения до 1 декабря неизменности производственного процесса и используемого сырья.

16.08.2007 ЗАО «Курскхлеб» оформлена лицензия №ОТ - 07 - 000434 на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Материалы обоснования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов ЗАО «Курскхлеб» имеют санитарно - эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора по Курской области о соответствии деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, санитарным нормам и правилам.

Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно ч.2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.

Исследовав и оценив с совокупности доказательства по делу  в порядке ст.71 АПК РФ, суд сделал обоснованный вывод о том, что Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям не доказало наличия в действиях ЗАО «Курскхлеб» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.10.6 КоАП РФ, и признав незаконным и отменив оспариваемое постановление №431 от 26.06.2008 и предписание от 26.06.2008 №431.

При этом, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что выводы суда о том, что Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям проверки в отношении ЗАО «Курскхлеб» проверка проведена в пределах компетенции и в полном соответствии с требованиями действующего законодательства являются правомерными, обоснованными и подтверждаются представленными материалами дела.

С учетом изложенного апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам и доводам участвующих в деле лиц дана надлежащая оценка, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права.

При этом апелляционный суд учитывает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе фактически повторяют доводы, приведенные при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашедшие свою правовую оценку в обжалуемом судебном акте, которая является правильной.

Каких - либо доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям, на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представило.

Руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Курской области от 03.09.2008 по делу №А35 - 4147/08 - С2 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.

     Председательствующий
  А.И. Протасов

     Судьи
  В.А. Скрынников

     В.А. Сергуткина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка