ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 января 2009 года  Дело N А35-5079/2008

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи   Михайловой Т.Л.

судей   Скрынникова В.А.

Миронцевой Н.Д.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Фефеловой М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Курской области на решение арбитражного суда Курской области от 21.11.2008 г. (судья Горевой Д.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «АВАНГАРД - АГРО - Курск» к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Курской области о признании недействительными ненормативных актов

21идуального предпринимателя Лазеева Александра Николаевичао признании незаконным требования № 14608 от 02.05.2007 г.

при участии в судебном заседании:

от  налогоплательщика: Смирнова Е.В., представителя по доверенности № 09 - 4 от 12.01.2009 г.,

от налогового органа: Луневой Ю.С., ведущего специалиста - эксперта по доверенности № 8 от 28.10.2008 г., Шевцова П.А., ведущего специалиста - эксперта по доверенности б/н от 20.01.2009 г.

ично недействительным решениельным решение УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «АВАНГАРД - АГРО - Курск» (далее - налогоплательщик, общество «АВАНГАРД - АГРО - Курск») обратилось в арбитражный суд Курской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Курской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительными:

- решения № 1174 от 30.07.2008 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в части уплаты налогов в сумме  4 843 431, 30  руб.,  пени в сумме 942 176, 97  руб.,  штрафов в сумме  7 211 170, 97 руб.;

- решения № 1956 от 30.07.2008 г. о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в части  уплаты налогов в сумме  4 843 431, 30  руб.,  пени в сумме 942 176, 97  руб.,  штрафов в сумме  7 211 170, 97 руб.

Решением арбитражного суда Курской области от 21.11.2008 г. заявленные требования налогоплательщика удовлетворены в части, касающейся  признания незаконным решения инспекции № 1174 от 30.07.2008 г. в оспариваемых налогоплательщиком суммах.

В части, касающейся оспаривания решения № 1956 от 30.07.2008 г. о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, производство по делу прекращено  в связи с отказом налогоплательщика от заявленных требований.

Не согласившись с данным решением, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося решения.

В обоснование апелляционной жалобы инспекция ссылается на несоблюдение обществом «АВАНГАРД - АГРО - Курск» условий для перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, предусмотренных  статьями 346.2, 346.3 Налогового кодекса  Российской Федерации, вследствие чего, по мнению инспекции, оно не имело права на применение системы налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога, а должно было применять общую систему налогообложения.

В подтверждение своих доводов налоговый орган указывает на то, что выручка общества, согласно данным отчета о прибылях и убытках за 2005 г., составила 0 руб., следовательно, у общества отсутствует реализация произведенной им сельскохозяйственной продукции или продуктов ее первичной переработки  в 2005 г.

Кроме того, по мнению налогового органа, налогоплательщик не подал соответствующее заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке и сроки, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации; заявление, копия которого была  представлена налогоплательщиком  в ходе выездной налоговой проверки, не было получено налоговым органом, в нем не указано, с какого периода налогоплательщик собирается перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, и отсутствует дата составления заявления.

Представитель налогоплательщика  считает обжалуемое решение законным и обоснованным, в связи с чем в представленном отзыве на апелляционную жалобу просит отказать в ее удовлетворении, а решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Как следует из материалов дела, межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Курской области  совместно с работниками органов внутренних дел была проведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью «АВАНГАРД - АГРО - Курск» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисле­ния) налогов и сборов, в том числе налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, единого социального налога, налога на имущество организаций  за период с 24.11.2005 г. по 30.09.2007 г.

По результатам проведенной проверки инспекцией был составлен акт выездной налоговой проверки № 11 - 18/19 от 27.05.2008 г. и вынесено решение № 11 - 18/23 от 27.06.2008 г. «О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения», которым обществу, в числе прочих, были доначислены к уплате в бюджет:

- налог на добавленную стоимость за октябрь - декабрь 2006 г.  в сумме 3 443 612, 30руб., налог на прибыль за 2006 г.  в сумме  505 433 руб., единый социальный налог за 2006 г.  в сумме 894 386 руб.;

- пени за несвоевременную уплату  налога на прибыль в сумме 149 123 руб.,  налога на добавленную стоимость в сумме 580 910, 56 руб., единого социального налога  в сумме 212 142 руб.;

- штрафные санкции, предусмотренные статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату налога на добавленную стоимость за октябрь - декабрь 2006 г.  в сумме 344 362 руб.,  за неуплату налога на прибыль за 2006 г.  в сумме 50 543, 40 руб., за неуплату единого социального налога за 2006 г.  в сумме 89 438 руб.;

- штрафные санкции, предусмотренные пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса  Российской Федерации, за непредставление налоговому органу налоговых деклараций  по налогу на добавленную стоимость за октябрь - декабрь 2006 г. в сумме  5 326 858, 57 руб.,  по налогу на прибыль  в сумме 505 433 руб., по единому социальному налогу за 2006 г.  в сумме 894 386 руб.;

- штрафные санкции, предусмотренные пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, за непредставление в установленный срок расчета авансовых платежей по налогу на имущество за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2006 г., расчета авансовых платежей по единому социальному налогу  за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2006 г.  в общей сумме 150 руб.

Основанием для доначисления перечисленных сумм налогов, пеней, санкций послужил вывод инспекции о неправомерном применении обществом «АВАНГАРД - АГРО - Курск»  в 2006 г. системы налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога, вследствие чего, по мнению налогового органа, обществом не были исполнены обязанности по исчислению и уплате в бюджет за этот период налогов, установленных общей системой налогообложения, а также обязанности по представлению налоговому органу соответствующих налоговых деклараций и расчетов.

Требованием № 516 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 18.07.2008 г. налогоплательщику предложено уплатить в срок до 28.07.2008 г. доначисленные по результатам выездной налоговой проверки суммы  налогов в размере  4 843 431, 30  руб., пени  в размере 942 176, 97  руб., штрафов  в размере  7 211 170, 97 руб.

В связи с неисполнением обществом данного требования и неуплатой указанных в нем сумм налогов, пени и штрафов, налоговым органом было принято решение № 1174 от 30.07.2008 г. о взыскании данных сумм за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках.

30.07.2008 г. инспекцией вынесено постановление № 752 о взыскании доначисленных сумм налогов, пени, штрафов за счет имущества налогоплательщика.

Не согласившись с действиями налогового органа, налогоплательщик обратился  в арбитражный суд, оспаривая ненормативные акты, принятые налоговым органом по результатам  выездной налоговой проверки в указанной части.

Арбитражным судом Курской области в связи с обращениями налогоплательщика  были возбуждены дела № А35 - 4834/08 - С8, предметом  оспаривания в котором являлись  решение  № 11 - 18/23 от 27.06.2008 г., требование № 516 от 18.07.2006 г.  и постановление № 752 от 30.07.2008 г.

В рассматриваемом деле № А35 - 5079/08 - С8 оспаривается  решение № 1174 от 30.07.2008 г. о взыскании  за счет денежных средств налогоплательщика  доначисленных по решению № 11 - 18/23 от 27.06.2008 г.  налогов в сумме  4 843 431, 30  руб., пени  в сумме 942 176, 97  руб., штрафов  в сумме  7 211 170, 97 руб.

В соответствии со статьей 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Статьей 45 Налогового кодекса установлено, что обязанность  по уплате налога или сбора должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.  Неисполнение или  ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу статьи 69 Налогового кодекса  требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Согласно статье 46 Налогового кодекса, в случае неуплаты или неполной  уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется  в принудительном порядке путем принятия решения об обращении взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя  в банках.

Аналогичный порядок взыскания применяется в отношении пеней за несвоевременную уплату налогов и штрафов в случаях, предусмотренных Кодексом (пункты 9, 10 статьи 46 Налогового кодекса)

Из изложенного следует, что процедура принудительного взыскания обязательных платежей включает в себя несколько взаимосвязанных стадий и основанием ее возбуждения является наличие у налогоплательщика недоимки, под которой статьей 11 Налогового Кодекса понимается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

В данном случае основанием возбуждения процедуры принудительного взыскания явилось не исполнение налогоплательщиком требования № 516 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 18.07.2008 г., направленного налогоплательщику на основании решения № 11 - 18/23 от 27.06.2008 г. «О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения».

Решением арбитражного суда Курской области от 20.11.2008 г. по делу № А35 - 4834/08 - С8  решение инспекции № 11 - 18/23 от 27.06.2008 г. «О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» и  требование № 516 от 18.07.2006 г. об уплате налогов, сборов, пени, штрафов по состоянию на 18.07.2008 г. признаны недействительными в части доначисления налогов в сумме  4 843 431, 30  руб., пени  в сумме 942 176, 97  руб., штрафов  в сумме  7 211 170, 97 руб.

Удовлетворяя требования налогоплательщика по делу № А35 - 4834/08 - С8, суд первой инстанции исходил из следующего.

В соответствии со статьей 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в 2005 г.) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей  (единый сельскохозяйственный налог) устанавливается настоящим Кодексом и применяется наряду с общим режимом налогообложения.

Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организацией и индивиду­альными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном  главой 26.1 Налогового кодекса.

Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога организация­ми предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стои­мость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом и Тамо­женным кексом Российской Федерации при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого сельскохозяйственного налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.

Организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного на­лога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иные налоги и сборы уплачиваются организациями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, в соответствии с общим ре­жимом налогообложения.

В силу статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в 2005 г.) налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном  главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

В целях названной главы сельскохозяйственными товаропроизводителя­ми признаются организации и индивидуальные предприниматели, произво­дящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осу­ществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем дохо­де от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуаль­ных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сель­скохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая про­дукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйст­венного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 процентов.

Сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право перейти на уп­лату единого сельскохозяйственного налога, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация или индивидуальный предприниматель по­дают заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведен­ной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельско­хозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 процентов.

Согласно пункту 1 статьи 346.3 Налогового кодекса  (в редакции, действовавшей в 2005 г.) сельскохозяйственные товаропроизводители, изъявившие желание перейти на упла­ту единого сельскохозяйственного налога, подают в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого сельскохозяйственные товаропроизводители переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога, в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) заявление. При этом сельскохозяйственные товаропроизводители в заявлении о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога ука­зывают данные о доле дохода от реализации произведенной ими сельскохо­зяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), полученном ими по итогам девяти ме­сяцев того года, в котором организация или индивидуальный предпринима­тель подают заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Пунктом 2 статьи 346.3 установлено, что вновь созданные организации и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, вправе подать заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговый орган. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в текущем календарном году с мо­мента постановки на учет в налоговом органе.

Налогоплательщики, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, не вправе до окончания налогового периода  перейти на общий режим налогообложения.

Судом первой инстанции при рассмотрении дела № А35 - 4834/08 - С8 установлено, что общество с ограниченной ответственностью «АВАНГАРД - АГРО - Курск» зарегистрировано в качестве юридического лица  и поставлено на налоговый учет в качестве налогоплательщика межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Курской области  24.11.2005 г., т.е., общество является вновь созданным в 2005 г.

В соответствии с уставом,  предметом деятельности общества является производство, заготовка,  обработка, хранение, реализация, транспортировка и использование семян сельскохозяйственных растений; организация и проведение сортового и семенного контроля; производство, закупка, хранение,  переработка и реализация сельскохозяйственной продукции; другие виды деятельности.

19.12.2005 г., как это установлено судом области, обществом было направлено в межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 5 заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога. Копия данного заявления, а также доказательства его направления в адрес налого­вого органа 19.12.2005 г. и  получения последним данного почтового отправления 23.12.2005 г. подтверждается описью вложения в ценное письмо, почтовой квитанцией № 10218 от 19.12.2005 г.,  уведомлением о вручении почтового отправления с отметками органа связи, представленными налогоплательщиком налоговому органу, как это следует из акта выездной налоговой проверки и решения по нему, во время проведения проверки.

Основываясь на изложенном, а также учитывая, что переход на систему налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога носит уведомительный характер, суд области пришел к  выводу о том, что  обществом «АВАНГАРД - АГРО - Курск» правомерно применялась в 2006 г. данная система налогообложения,  и у него отсутствовали обязанности по исчислению и уплате в бюджет налогов, предусмотренных общей системой налогообложения.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А35 - 4834/08 - С8, резолютивная часть которого объявлена  21.01.2009 г., мотивированное постановление изготовлено 23.01.2009г. решение арбитражного суда Курской области от 20.11.2008 г. оставлено без изменения и вступило в законную силу.

Таким образом, судебными актами по делу № А35 - 4834/08 - С8  установлено отсутствие в спорном периоде у общества «АВАНГАРД - АГРО - Курск» оснований для уплаты налогов по общей системе налогообложения в связи с применением системы налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога, вследствие чего у налогоплательщика отсутствует обязанность по уплате налога на добавленную стоимость за октябрь - декабрь 2006 г., налога на прибыль за 2006 г., единого социального налога за 2006 г.

Соответственно, у налогового органа не имелось оснований для начисления налогоплательщику названных налогов, пеней за их несвоевременную уплату и штрафных санкций за неуплату налогов и непредставление налоговому органу налоговых деклараций и расчетов по ним, а также оснований для  возбуждения принудительной процедуры взыскания доначисленных сумм налогов, пеней и санкций, включая принятие решения о взыскании  этих сумм за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.

В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Следовательно, вышеуказанные обстоятельства, установленные арбитражными судами, имеет преюдициальное значение для разрешения настоящего спора.

Приведенные  в апелляционной  жалобе доводы налогового органа о том, что в заявлении о переходе на систему налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога отсутствует дата его составления, в нем не указано, с какого периода налогоплательщик собирается перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, и данное заявление налоговым органом не было получено, а также о том, что,  исходя из установленного  контрольного срока прохождения почтовой корреспонденции (заказного письма с уведомлением) из г. Москвы в г. Курск, равняющегося  4 - м  дням, данное заявление не могло поступить в налоговый орган ранее 23 декабря 2005 г., т.е., с пропуском крайнего срока для подачи заявления - 20 декабря 2005 г., правомерно не приняты судом области во внимание.