ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 08 мая 2009 года  Дело N А35-5244/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 08 мая 2009 г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи   Михайловой Т.Л.,

судей   Скрынникова В.А.,

Осиповой М.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Фефеловой М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску на решение арбитражного суда Курской области от 25.02.2009 г. (судья Горевой Д.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Спортэкс» к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску о признании незаконным решения № 1089 от 16.06.2008 г.,

при участии:

от налогового органа: представители не явились, извещен надлежащим образом,

от налогоплательщика: Хотина В.В., директора, протокол № 1 от 12.01.2009 г.; Леухиной Е.К., адвоката, доверенность б/н от 22.10.2008 г.,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Спортэкс» (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску (далее - инспекция, налоговый орган) № 1089 от 16.06.2008 г. «Об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению», на основании которого обществу отказано в возмещении налога в сумме 108 209 руб.,  и об обязании инспекции возместить налог на добавленную стоимость в сумме 108 209 руб. Одновременно обществом были заявлены ходатайства  о взыскании с налогового органа судебных расходов в сумме 10 000 руб. по оплате услуг адвоката и 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Решением арбитражного суда Курской области от 25.02.2009 г.  заявленные требования удовлетворены в полном объеме,  решение инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску № 1089 от 16.06.2008 г. «Об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению» признано незаконным и на инспекцию возложена обязанность  по возмещению налогоплательщику налога на добавленную стоимость в сумме 108 209 руб. Также с  на инспекции Федеральной налоговой службы  по г. Курску в пользу общества с ограниченной ответственностью «Спортэкс» взысканы судебные  расходы на оплату услуг адвоката в сумме 10 000 руб. и на уплату государственной пошлины в сумме 2 000 руб.

Налоговый орган, не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой на него, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта как несоответствующего нормам материального права, и просит принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.

В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган ссылается на то, что в связи с представлением налогоплательщиком 15.05.2008 г. уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за первый квартал 2008 г., им была прекращена камеральная проверка первичной декларации за первый квартал 2008 г., представленной 10.04.2008 г., поэтому документы, подтверждающие право на вычет по первичной декларации, налоговым органом не проверялись.

В этой связи  инспекция указывает, что решение № 1089 от 16.06.2008 г., которым по результатам проверки первичной налоговой декларации было отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 108 209 руб., носит формальный характер и не нарушает прав налогоплательщика.

По этому же основанию инспекция считает несоответствующим действительности вывод суда о соблюдении налогоплательщиком условий получения налогового вычета, поскольку налоговым органом соблюдение этих условий не проверялось, а суд в данной ситуации подменил налоговый орган, не дав при этом оценку представленным обществом для подтверждения права на получение налогового вычета документам.

Кроме того, заявитель апелляционной жалобы отметил, что по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации за первый квартал 2008 г. инспекцией вынесено решение об отказе в возмещении налога в сумме 110 405 руб., которое является предметом рассмотрения по делу № А35 - 1231/09 - С21. При этом в рамках данного дела вновь заявлено требование об обязании инспекции возместить налог на добавленную стоимость в сумме 110 405 руб.

Также налоговый орган не согласен с решением суда о взыскании с инспекции понесенных обществом расходов по оплате услуг адвоката в сумме 10 000 руб. и по уплате государственной  пошлины в сумме 2 000 руб., указав, что обществом не были представлены доказательства обоснованности расходов на оплату услуг адвоката, подробная калькуляция этих затрат и разумных пределов их взыскания.

Налогоплательщик возражает против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, считает решение суда законным и просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представители налогового органа в судебное заседание не явились. В материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску о месте и времени судебного заседания. В силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем дело было рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей налогоплательщика, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит частичной отмене.

Как следует из материалов дела, 10.04.2008 г. общество с ограниченной ответственностью «Спортэкс» представило в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за первый квартал 2008 г., в которой сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета, составила 108 209 руб.

В ходе проведения налоговым органом камеральной проверки данной декларации,  15.05.2008 г. обществом была представлена уточненная налоговая декларация за тот же период с суммой налога к возмещению  110 405 руб.

16.06.2008 г. исполняющим обязанности заместителя руководителя инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску было принято решение № 1089 «Об отказе в возмещении сум­мы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению» по первоначально представленной 10.04.2008 г. декларации, которым обществу «Спортэкс» отказано в возмещении на­лога на добавленную стоимость в сумме 108 209 руб.

Из  текста решения № 1089 усматривается, что основанием отказа в возмещении налога в сумме  108 209 руб. по декларации за  первый квартал 2008 г. явилось представление налогоплательщиком  15.05.2008 г. уточненной декларации по налогу на добавленную сто­имость за тот же период, где сумма возмещения из бюджета со­ставила 110 405 руб.

По итогам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации  за  первый  квартал  2008 г.  заместителем  начальника  налогового органа было вынесено решение № 1489 от 14.11.2008 г. «Об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению», которым  обществу «Спортэкс» отказано в возмещении налога в сумме 110 405 руб., а также  решение № 13 - 25/7629 от 14.11.2008 г. «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», на основании которого обществу был доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 22 330 руб.

Не согласившись с решением инспекции № 1089 от 16.06.2008 г. «Об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению», общество «Спортэкс» обрати­лось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным, которое является предметом рассмотрения по настоящему делу.

Также обществом «Спортэкс» оспорено в судебном порядке  и решение № 1489 от 14.11.2008 г., являющееся предметом рассмотрения арбитражного суда Курской области в деле № А351231/09 - С21.

В соответствии со  статьей  171 Налогового кодекса  налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные  налоговые вычеты.

Пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса установлено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса;  товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Статьей 172 Налогового Кодекса установлено, что вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Основанием для уменьшения подлежащих уплате сумм налога на установленные налоговые вычеты являются, в соответствии со статьей 168, 169 Налогового Кодекса, счета - фактуры, выставленные поставщиками при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), расчетные документы и первичные учетные документы, в которых соответствующая сумма налога выделена отдельной строкой.

Из изложенных правовых норм следует, что для налогоплательщика право на применение налогового вычета по налогу на добавленную стоимость в спорном периоде возникает при соблюдении следующих условий: товары, работы и услуги должны быть приобретены для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации и поставлены на учет; у налогоплательщика имеются счета - фактуры, соответствующие требованиям статьи 169 Налогового кодекса, и первичные документы с выделенной в них отдельной строкой суммой налога на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекса, если сумма налоговых вычетов в каком - либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

В силу названной статьи налоговый орган вправе проверить на основании налоговой декларации обоснованность предъявления налогоплательщиком суммы налога на добавленную стоимость к возмещению в порядке, установленном статьей 88 Налогового кодекса.

В соответствии с пунктом 8 статьи 88 Кодекса при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с настоящим Кодексом. Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.

На основании пункта 2 статьи 176 Кодекса по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 Кодекса (пункт 3 статьи 176 Налогового кодекса).

Аналогичная норма содержится в пункте 5 статьи 88 Налогового кодекса, согласно которой в случае, если лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, после рассмотрения представленных налогоплательщиком пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика,  установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, то оно обязано составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 Налогового кодекса.

Таким образом, процедура камеральной налоговой проверки включает в себя обязательное составление акта налоговой проверки в случаях выявления факта совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 3 статьи 176 Налогового кодекса акт и другие материалы камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса.

По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с пунктом 8 статьи 101 Налогового кодекса, излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа. В решении об отказе в привлечении к ответственности за налоговые правонарушения могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), а также наименование органа, его место нахождения, другие необходимые сведения.

Одновременно с этим решением, в соответствии с абзацем 4 пункта 3 статьи 176 Налогового кодекса, налоговым органом выносится решение о возмещении (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, или решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению.

Таким образом, в соответствии с порядком, установленным статьей 176 Налогового кодекса, решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению или об отказе в возмещении сумм налога, принимается одновременно с решением по результатам камеральной налоговой проверки, вынесенного на основании акта и других материалов камеральной налоговой проверки.

Из совокупного толкования приведенных норм права следует, что отсутствие акта камеральной проверки, в котором зафиксировано нарушение законодательства о налогах и сборах, исключает возможность принятия налоговым органом решения об отказе в  возмещении суммы налога, заявленной к возмещению.

В рассматриваемой ситуации налоговый орган, как установлено материалами дела, начал камеральную налоговую проверку первоначальной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за первый квартал 2008 г., в частности, направил налогоплательщику требование о предоставлении документов от  25.04.2008 г. № 11892, однако, в нарушение требований статей 88, 100, 101 Налогового кодекса, по результатам проверки акт им не составлен и мотивированное решение о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении к ответственности, в котором бы рассматривался вопрос обоснованности применения налоговых вычетов, не принято.

При таких обстоятельствах, у  инспекции не было оснований для  вынесения решения № 1089 от 16.06.2008 г. «Об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению», поскольку такого основания для отказа в возмещении налога, как прекращение камеральной проверки, главой 21 Налогового кодекса «Налог на добавленную стоимость» не предусмотрено.

При этом,  при вынесении решения № 1089  инспекция необоснованно руководствовалась пунктом 2 статьи 176 Налогового кодекса, который устанавливает обязанность налогового органа принять решение о возмещении соответствующих сумм только, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах и лишь по окончании проверки. Во всех остальных случаях, решение о возмещении либо об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость принимается совместно с решением о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении к ответственности.

В рассматриваемой ситуации проверка первичной декларации была прекращена. Акт по результатам ее проверки налоговым органом составлен не был, также как и не было принято мотивированного решения о необоснованности применения налоговых вычетов. В отсутствие такого решения и акта камеральной проверки принятие налоговым органом решения об отказе налогоплательщику в возмещении инспекции налога на добавленную стоимость не соответствует налоговому законодательству.

Согласно статье 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону и иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие - либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из положений приведенных норм, а также части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны судом незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возложена на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Учитывая установленные судом обстоятельства и исходя из того, что инспекция не представила надлежащих доказательств законности и обоснованности принятого ею   решения от 16.06.2008 г. № 1089 «Об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению», суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования общества о признании данного решения незаконным, в связи с чем, обжалуемый судебный акт в данной части отмене не подлежит.