ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 марта 2009 года  Дело N А35-5803/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 10.03.2009г.

Полный текст постановления изготовлен 17.03.2009г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Скрынникова В.А.,

судей:  Осиповой М.Б.,

Семенюта Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Косякиной И.А.

при участии:

от налогового органа: Щербаковой А.А., специалиста - эксперта юридического отдела, доверенность № 04 - 11/181170 от 29.12.2008г., удостоверение серии УР № 146544 выдано 10.08.2006г.,

от налогоплательщика: Даренской Е.К., представителя, доверенность № 25 от 16.06.2008г., паспорт серии 38 06 № 417649 выдан Отделом милиции № 1 УВД г. Курска 27.04.2007г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г. Курску на решение Арбитражного суда Курской области от 19осякиной И.А...12.2008 года по делу № А35 - 5803/08 - С15 (судья Кузнецова Т.В.) по заявлению ООО «ИСточник ТОка Курский» к ИФНС России по г. Курску о признании недействительными ее решений № 12 - 15/1364 от 22.08.2008г. и № 12 - 15/38272 от 22.08.2008г.,

УСТАНОВИЛ:

ООО «ИСточник ТОка Курский» (далее - ООО «ИСТОК», Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к ИФНС России по г. Курску (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решения № 12 - 15/1364 от 22.08.2008г. об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 2071807 руб. и  решения № 12 - 15/38272 от 22.08.2008г. о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения уплатить недоимку по НДС в сумме 312652 руб. (п. 3.1).

Решением Арбитражного суда Курской области  от 19.12.2008г. заявленные требования удовлетворены. Решение ИФНС России по г. Курску № 12 - 15/38272 от 22.08.2008г. «О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» в части предложения уплатить недоимку по НДС в сумме 312652 руб. и Решение ИФНС России по г. Курску  № 12 - 15/1364 от 22.08.2008г. «Об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению» в сумме 2071807 руб. признаны недействительными.

ИФНС России по г. Курску не согласилась с данным решением и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как усматривается из материалов дела, 15.04.2008г. ООО «ИСТОК» представило в ИФНС России по г. Курску уточненную налоговую декларацию по НДС за декабрь 2007 года, в соответствии с которой налог на добавленную стоимость, исчисленный к возмещению, составил 2071807 руб., при этом по строке 360 декларации «Общая сумма НДС, исчисленная к уменьшению» составила 1078693 руб., налоговая база по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена, отражена в сумме 7657074 руб. и налоговые вычеты в сумме 993114 руб.

Одновременно с предоставлением налоговой декларации налогоплательщик представил налоговому органу пакет документов в обоснование права на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.

По результатам камеральной проверки данной декларации и представленных налогоплательщиком документов ИФНС России по г. Курску был составлен акт б/н от 23.07.2008г. и принято решение № 12 - 15/38272 от 22.08.2008г. «О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения», в соответствии с которым ООО «ИСТОК» предложено, в том числе уплатить сумму неуплаченного НДС в сумме 312652 руб.

Также ИФНС России по г. Курску было принято решение № 12 - 15/1364 «Об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению», в соответствии с которым налогоплательщику отказано в возмещении НДС в сумме 2071807 руб.

Основанием для принятия данных решений послужил вывод налогового органа о необоснованном получении ООО «ИСТОК» налоговой выгоды по заявлению в составе налоговых вычетов НДС по товарам, приобретенным у ООО «Металлснаб». О необоснованности налоговой выгоды, по мнению налогового органа, свидетельствуют следующие обстоятельства: не проявление ООО «ИСТОК» должной осмотрительности при выборе в качестве поставщика ООО «Металлснаб», которое в свою очередь приобретало сырье у ООО «Гротеск», которое не располагается по юридическому адресу, имеет признаки «фирмы - однодневки», а именно: адрес «массовой регистрации», «массовый учредитель», «массовый руководитель», не в полном объеме выполняет свои налоговые обязательства в части уплаты в бюджет НДС.

Налоговый орган полагает, что указанные обстоятельства свидетельствуют о невыполнении безусловной обязанности вышеуказанных поставщиков уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость с выручки, полученной при реализации товаров, и, как следствие, об отсутствии в федеральном бюджете источника средств для возмещения налога на добавленную стоимость ООО «ИСТОК».

Не согласившись с выводами налогового органа, ООО «ИСТОК» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии со ст. 164 НК РФ реализация товаров (работ, услуг), помещенных под таможенный режим экспорта, подлежит налогообложению по ставке 0 процентов при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса, а именно, для подтверждения обоснованности налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:

- контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации;

- выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке;

- таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;

- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.

С 1 января 2005 года вступило в силу Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее по тексту Соглашение).

При перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь порядок взимания косвенных налогов при экспорте товаров осуществляется в соответствии с «Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой», которое является неотъемлемой частью Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004г. «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг».

В соответствии с разделом 2 данного Положения при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь при реализации товаров, вывезенных с территории государства одной стороны на территорию государства другой стороны, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость и (или) освобождение от уплаты акцизов (возмещение уплаченных сумм акцизов), при представлении в налоговые органы документов, предусмотренных п. 2 настоящего раздела.

Налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты в порядке, предусмотренном национальными законодательствами государств сторон, в отношении товаров, вывозимых с территории государств сторон в таможенном режиме экспорта.

Перечень документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов, установлен п. 2 разд. 2 Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, являющегося неотъемлемой частью Соглашения (далее по тексту Положение).

Согласно нормам п. 2, п. 3 разд. 2 Положения для обоснования применения нулевой ставки или освобождения от уплаты (возмещения) акцизов в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы, заверенные подписью руководителя и главного бухгалтера:

- договоры (их копии), на основании которых осуществляется реализация товаров,

- выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от покупателя указанного товара на счет налогоплательщика,

- третий экземпляр заявления о ввозе товара, экспортированного с территории государства одной Стороны на территорию государства другой  Стороны, с отметкой налогового органа другой Стороны, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме (о наличии освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством государства Стороны не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию этого государства);

- копии транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортируемого товара;

- иные документы, предусмотренные национальным законодательством государств Сторон.

Указанные документы с налоговой декларацией по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов, представляются в налоговые органы в течение 90 дней с даты отгрузки (передачи) товаров.

При непредставлении этих документов суммы косвенных налогов подлежат уплате в бюджет за тот налоговый период, на который приходится день отгрузки (передачи) товаров, с использованием права на вычет сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных за приобретенные (принятые на учет) товары, выполненные работы и оказанные услуги, использованные для производства и (или) реализации товаров, в порядке, установленном национальным законодательством государств сторон.

Налоговый орган производит проверку обоснованности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость и налоговых вычетов, а также освобождения от уплаты акцизов, и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении (п. 4 Положения).

В соответствии с положениями ст. 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

В соответствии с Соглашением о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 06.01.1995г., Указом Президента Российской Федерации № 525 от 25.05.1995г. «Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь», Постановлением Правительства Российской Федерации № 583 от 23.06.1995г., таможенный контроль на границе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь отменен именно в отношении товаров, происходящих из Республики Беларусь и ввозимых в Российскую Федерацию, и товаров, происходящих из Российской Федерации и вывозимых в Республику Беларусь.

Как следует из материалов дела, ООО «ИСТОК» в рамках осуществления предпринимательской деятельности были заключены договоры № 003 - 2007В от 01.03.2007г. с ООО «Автоспейс», республика Беларусь, № АКБ - 15/07 от 01.10.2007г. с ООО «Автоспейс», республика Беларусь, № АКБ - 16/07 от 01.10.2007г. с ЧУП «АКСОФТИНВЕСТСТРОЙ», республика Беларусь, № 005 - 2007В от 02.04.2007г. с ИП «Батавтотрейд», республика Беларусь, № АКБ - 12/07 от 20.09.2007г. с ОДО «Комбат - плюс», республика Беларусь.

Во исполнение заключенных контрактов налогоплательщиком произведен ряд отгрузок товаров на экспорт, в том числе: по договору № 003 - 2007В от 01.03.2007г. с ООО «Автоспейс», паспорт сделки № 07040020/0735/0000/1/0, отгружены аккумуляторные батареи на основании счета - фактуры № 00000739 от 02.10.2007г. на сумму 50784,04 долларов США, товарная накладная № 670 от 02.10.2007г., заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов № 9, CMR № 0019809, по договору № АКБ - 15/07 от 01.10.2007г. с ООО «Автоспейс», паспорт сделки № 07100016/0735/0000/1/0, отгружены аккумуляторные батареи на основании счета - фактуры № 00000777 от 16.10.2007г. на сумму 1306028 руб., товарная накладная № 703 от 16.10.2007 г., заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов № 11, CMR № 0030091, заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов № 12, счет - фактура № 00000790 от 18.10.2007г. на сумму 1297948 руб., товарная накладная № 714 от 18.10.2007г., CMR № 547318, по договору № АКБ - 16/07 от 01.10.2007г. с ЧУП «АКСОФТИНВЕСТСТРОЙ», паспорт сделки № 07100002/1000/0042/1/0, отгружены аккумуляторные батареи на основании счета - фактуры № 00000818 от 29.10.2007г. на сумму 1431224 руб., товарная накладная № 742 от 19.10.2007г., заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов № 14, CMR № 0038990, по договору № 005 - 2007В от 02.04.2007г. с ИП «Батавтотрейд», паспорт сделки № 07060007/1000/0042/1/0, отгружены аккумуляторные батареи на основании счета - фактуры № 00000738 от 02.10.2007г. на сумму 53673,44 долларов США, товарная накладная № 669 от 02.10.2007г., заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов № 54, CMR № 18631, по договору № АКБ - 12/07 от 20.09.2007г. с ОДО «Комбат - плюс», паспорт сделки № 07090028/0735/0000/1/0, отгружены аккумуляторные батареи на основании счета - фактуры № 00000729 от 28.09.2007г. на сумму 1019720 руб., товарная накладная № 660 от 28.09.2007г., заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов № 4, CMR № 515027.

Оплата отгруженных на экспорт товаров произведена иностранными контрагентами, в соответствии с условиями экспортных договоров, частично в иностранной валюте, частично в российских рублях.

По указанным выше отгрузкам оплата поступила на счета налогоплательщика, открытые в уполномоченных банках: ОАО «Курскпромбанк» - расчетный счет № 10702810401300000799, филиал ОАО «Внешторгбанк» - валютный счет № 40702840642000000085 и расчетный счет № 40702810342000000085:

-   по договору № 003 - 2007В от 01.03.2007г. с ООО «Автоспейс», оплата произведена денежными средствами в сумме 50784,04 долларов США по SWIFT - посланию,

-   по договору № АКБ - 15/07 от 01.10.2007г. с ООО «Автоспейс» оплата произведена денежными средствами в сумме 1306028 руб. по платежному поручению № 217 от 29.10.2007г., в сумме 1297948 руб. по платежному поручению № 223 от 01.11.2007г.,

- по договору № АКБ - 16/07 от 01.10.2007г. с ЧУП «АКСОФТИНВЕСТСТРОЙ» оплата произведена денежными средствами в сумме 520224 руб. по платежному поручению № 883 от 12.11.2007г., в сумме 290000 руб. по платежному поручению № 582 от 15.11.2007г., в сумме 621000 руб. по платежному поручению № 671 от 22.11.2007г.,

-   по договору № 005 - 2007В от 02.04.2007г. с ИП «Батавтотрейд» оплата произведена денежными средствами в сумме 53673,44 долларов США по SWIFT - посланию от 12.10.2007г., мемориальный ордер № 947004 от 12.10.2007г.,

-   по договору № АКБ - 12/07 от 20.09.2007г. с ОДО «Комбат - плюс» оплата произведена денежными средствами в сумме 1019720 руб. по платежному поручению № 778 от 21.09.2007г.

Все представленные налогоплательщиком копии товарно - транспортных накладных, заверены в общеустановленном порядке, имеют отметки Российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в режиме экспорта.

Кроме того, в материалах дела имеются доказательства вывоза товара за пределы таможенной территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, счета - фактуры, выставленные ООО «ИСТОК» покупателям, находящимся на территории республики Беларусь, содержат отметки об их регистрации в инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Курску, а в заявлениях о  ввозе  товаров  и  уплате  косвенных  налогов  имеются  отметки  инспекций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Советскому району г. Минска, по Партизанскому району г. Минска.

Таким образом, фактический вывоз товара за пределы таможенной территории Российской Федерации подтвержден налогоплательщиком соответствующими документами и не оспаривается налоговым органом, что свидетельствует о правомерности применения Обществом налоговой ставки 0 процентов в отношении товаров, реализованных в режиме экспорта на территорию республики Беларусь.

Из оспариваемых решений следует, что основанием для отказа в возмещении ООО «ИСТОК» налога на добавленную стоимость по товарам, реализованных в режиме экспорта на территорию республики Беларусь, послужил факт необоснованного получения налогоплательщиком налоговой выгоды, выразившейся в не проявлении им должной осмотрительности при выборе в качестве поставщика ООО «Металлснаб», которое в свою очередь приобретало сырье у ООО «Гротеск».

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что что выявленные налоговым органом в ходе проверки обстоятельства не свидетельствуют о  получении ООО «ИСТОК» необоснованной налоговой выгоды.

Статьей 171 НК РФ определено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в

В соответствии со ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов - фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.

Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Статьей 176 НК РФ установлено, что в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.

Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных ст. ст. 165, 171, 172 Кодекса в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

Из материалов дела следует, что реализованные на экспорт аккумуляторные батареи производились ООО «ИСТОК», основным поставщиком сырья (свинец) для которого является ООО «Металлснаб».