• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 февраля 2009 года  Дело N А35-6320/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2009 года

Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2009 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Колянчиковой Л.А.,

судей: Потихониной Ж.Н.,

Алферовой Е.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Плотниковой Е.С.,

при участии:

от ОАО «Территориальная генерирующая компания № 4» в лице филиала «Курская региональная генерация» представитель не явился, надлежаще извещён;

от Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ представитель не явился, надлежаще извещён;

от Комитета финансов Курской области представитель не явился, надлежаще извещён;

от Комитета жилищно - коммунального хозяйства Курской области представитель не явился, надлежаще извещён;

от Курской области в лице Комитета социального обеспечения Курской области представитель не явился, надлежаще извещён;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Курской области от 10.12.2008г. по делу № А35 - 6320/08 - с25, принятое судьёй Шумаковым А.И., по иску открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 4» в лице филиала «Курская региональная генерация» к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, при участии третьих лиц: Комитета финансов Курской области, Комитета жилищно - коммунального хозяйства Курской области, Курской области в лице Комитета социального обеспечения Курской области, о взыскании убытков в размере 1306556,87 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания №4» в лице филиала «Курская региональная генерация» (далее - истец, ОАО «ТГК - 4»,) обратилось в Арбитражный суд Курской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее ответчик), Курской области в лице Комитета социального обеспечения Курской области о взыскании с надлежащих ответчиков убытков в размере 1 306 556 руб. 87 коп., понесенных в связи с предоставлением льгот в соответствии с Федеральным законом №181 - ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» за счет средств соответствующей казны.

В ходе судебного разбирательства, в порядке ст. 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истец уточнил ответчика, просил суд взыскать убытки в размере 1 306 556 руб. 87 коп. с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации, заявив ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Курскую область в лице Комитета социального обеспечения Курской области, исключив его из числа ответчиков. Данные уточнения приняты судом.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Комитет финансов Курской области и Комитет ЖКХ Курской области.

Определением Арбитражного суда Курской области от 08.07.2008 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Курской области от 10.12.2008 с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО «Территориальная генерирующая компания № 4» в лице филиала "Курская региональная генерация" взыскано 1107251,58 рублей убытков, в остальной части иска отказано.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Курской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить в части взыскания 1107251,58 рублей, как незаконное и необоснованное, вынесенное при неправильном применении норм материального права.

По мнению заявителя апелляционной жалобы, возложенные Российской Федерацией на Министерство финансов Российской Федерации обязательства были выполнены в полном объеме; в рассматриваемых правоотношениях вина Российской Федерации отсутствует; поскольку перечисленная Министерством финансов Российской Федерации в 2007 году субвенция была израсходована Комитетом социального обеспечения Курской области не в полном объеме, ответственность за образование у истца убытков лежит на субъекте Российской Федерации - Курской области.

По ч.5 ст.268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений. Лица, участвующие в деле возражений не заявили.

При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ст.268 АПК РФ).

Лица, участвующие в деле надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в апелляционный суд не направили. Через канцелярию арбитражного апелляционного суда от Управления Федерального казначейства по Курской области поступило заявление о рассмотрении жалобы в его отсутствие. В порядке ст.ст.123, 156, 184, 266 АПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Как установлено арбитражным судом, ОАО «ТГК № 4» в период с июля по декабрь 2007 в соответствии с Федеральным законом №181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. представляло соответствующей категории граждан льготы по оплате коммунальных услуг.

Поскольку понесенные в результате предоставления указанной льготы расходы в сумме 1306556,87 рублей истцу компенсированы не были, ОАО «ТГК № 4» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Принимая решение по делу, арбитражный суд, руководствуясь положениями №181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г., ст. ст. 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о необходимости взыскания убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в размере 1107251,58 рублей.

Судебная коллегия апелляционной инстанции считает данный вывод суда первой инстанции соответствующим действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.

Согласно статье 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В силу статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В силу Закона Российской Федерации от 24.11.1995 г. №181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, предоставляются льготы на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо) от принадлежности жилого фонда, а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого, в пределах норм, установленных для продажи населению.

В соответствии со ст.28.2 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» Российская Федерация передает органам государственной власти РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Средства на реализацию передаваемы полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов РФ.

Финансирование расходов, связанных с реализацией указанного Закона, осуществляется из федерального бюджета (статьи 17, 28.2 Закона) и является целевым.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2004 N 652 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для оплаты жилищно - коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 861 Постановление Правительства Российской Федерации от 19.11.2004 г. N 652 признано утратившим силу и утверждены Правила зачисления, расходования и учета субвенций, предоставляемых из федерального бюджета в 2008 - 2010 годах бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно - коммунальных услуг отдельным категориям граждан, согласно которым остаток не использованных субъектом Российской Федерации в отчетном году субвенций, потребность в которых сохраняется, подлежит использованию в очередном финансовом году на те же цели. В случае отсутствия у субъекта Российской Федерации потребности в субвенции соответствующие средства подлежат возврату в федеральный бюджет. Использование субвенции на погашение кредиторской задолженности прошлых лет данными Правилами не предусмотрено.

Федеральным законом от 19.12.2006 N 238 - ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" Курской области предусмотрена субвенция на оплату жилищно - коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сумме 417944 тыс. руб.

Как установлено арбитражным судом, в течение 2007 года сумма субвенций на указанные выше цели в размере 417944 тыс. руб., фактически была выделена Минфином Российской Федерации Курской области в полном объеме, израсходовано 258095 тыс. руб. (отчет об исполнении консолидированного бюджета за 2007). Представленные в 2007 субвенции использованы Курской областью по целевому назначению. При этом на дату рассмотрения спора неиспользованные средства субвенций направлены на погашение задолженности по оплате жилищно - коммунальных услуг в 2008 на те же цели.

Пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично - правового образования на основании ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации. Взыскание производится с публично - правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.

Таким образом, несмотря на то, что денежные средства, перечисленные из федерального бюджета в качестве субвенций Курской области в 2007 году, не были использованы в полном объеме, данное обстоятельство не освобождает Российскую Федерацию от исполнения возложенных на нее законом обязанностей по возмещению истцу его расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан.

Обстоятельства, касающиеся использования субъектом Российской Федерации выделенных ему бюджетных средств, разрешаются в порядке предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации между участниками бюджетных отношений - Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации, и не имеют правового значения для разрешения настоящего спора.

Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд правомерно отклонил доводы Министерства финансов Российской Федерации об отсутствии вины Российской Федерации и необходимости взыскания убытков с Курской области.

Исходя из изложенного, судебная коллегия пришла к выводу, что при вынесении решения судом первой инстанции нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, не допущено, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в виде государственной пошлины в сумме 1000 руб. относятся на заявителя и возврату или возмещению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 16, ст. ст. 102 - 112, 266 - 268, п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Курской области от 10.12.2008 г. по делу А35 - 6320/08 - с25 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.

     Председательствующий
   Л.А. Колянчикова

     Судьи
   Е.Е. Алферова

     Ж.Н. Потихонина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А35-6320/2008
Принявший орган: Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 24 февраля 2009

Поиск в тексте