ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 апреля 2009 года  Дело N А35-6391/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2009 г.

Полный текст постановления изготовлен  13 апреля 2009 г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи   Михайловой Т.Л.,

судей:   Осиповой М.Б.,

Протасова А.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвеевой Г.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области на решение арбитражного суда Курской области от 22.01.2009 г.  по делу № А35 - 6391/08 - С15 (судья Кузнецова Т.В.), принятое  по заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску к территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Курской области о взыскании задолженности по пени по земельному налогу в сумме 1 282 руб. 11 коп.,

при участии в судебном заседании:

от территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области: представители не явились, надлежаще извещены,

от инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску: представители не явились, надлежаще извещены,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Курску (далее - инспекция, налоговый орган) обратилась в арбитражный суд Курской области с заявлением к территориальному органу Федеральной службы государственной  статистики  по  Курской  области (далее - орган государственной статистики, налогоплательщик) о взыскании пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 1 282 руб. 11 коп.

Решением арбитражного суда Курской области от 22.01.2009 г. заявленные инспекцией требования удовлетворены в полном объеме.

Орган государственной статистики, не согласившись с состоявшимся судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и отказать инспекции в удовлетворении ее требований о взыскании  пени по земельному налогу.

В обоснование апелляционной жалобы налогоплательщик ссылается на то, что нарушение срока уплаты земельного налога произошло из - за несвоевременного исчисления Министерством финансов Российской Федерации денежных средств.

При этом, как полагает заявитель апелляционной жалобы, поскольку основанием для привлечения к ответственности является наличие вины в исполнении обязательств, а орган государственной статистики со своей стороны принял все меры для надлежащего исполнения обязательств и его вина в несвоевременно исполнении обязательства по уплате земельного налога полностью отсутствует, то он не может быть привлечен к ответственности.

В представленном отзыве налоговый орган возражает против доводов апелляционной жалобы и считает ее не подлежащей удовлетворению.

Представители налогового органа и органа государственной статистики,  извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явились. От органа государственной статистики поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителей. В силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенных лиц или их представителей не препятствует рассмотрению дела, вследствие чего дело было рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения.

Как следует из материалов дела, 04.03.2008 г. территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области, состоящий на налоговом учете  в инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску, представил в инспекцию уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2007 г., согласно которой  сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет  по сроку уплаты 01.02.2008 г., составила 96 339 руб.

Поскольку в установленный законодательством о налогах и сборах срок сумма налога налогоплательщиком уплачена не была, налоговым органом на сумму задолженности были начислены пени и направлено в адрес налогоплательщика требование № 3215 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 17.03.2008 г. с предложением в срок до 04.04.2008 г. уплатить недоимку по земельному налогу за 4 квартал 2007 г. в сумме 96 339 руб., а также пени за его несвоевременную уплату в сумме 1 282 руб. 11 коп.

Сумма задолженности по земельному налогу в размере 96 339 руб. была уплачена налогоплательщиком по платежному поручению № 631 от 07.04.2008 г.

Предложение налогового органа об уплате пени в сумме 1 282 руб. 11 коп. органом государственной статистики исполнено не было, в связи с чем налоговый орган обратился с  соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Арбитражный суд Курской области, рассматривая возникший спор, правомерно исходил из следующего.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации  на налогоплательщиков возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги.

Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно пункту 6 статьи 1 Налогового кодекса законодательством о налогах и сборах является законодательство Российской Федерации, законодательство субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса установлено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Налогового кодекса).

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 393 Налогового кодекса налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Согласно пункту 1 статьи 396 Кодекса, сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

В силу пункта 2 статьи 396 Налогового кодекса налогоплательщики - организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.

Согласно пункту 1 статьи 397 Налогового кодекса налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга).

Решением Курского городского собрания № 172 - 3 - РС от 25.11.2005 г. «Об установлении на территории муниципального образования «Город Курск» земельного налога» срок уплаты земельного налога для налогоплательщиков - организаций установлен не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с пунктом 3.3 указанного решения авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками - организациями и физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Из материалов дела следует, что территориальный орган Федеральной службы государственной  статистики  по  Курской  области уплатил земельный налог за 2007 год в сумме 96 339 руб. платежным поручением № 631 от 07.04.2008 г., то есть по истечении установленного законодательством срока уплаты налога.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Таким образом, по смыслу пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса пени подлежат уплате налогоплательщиком только в случае образования у него недоимки, то есть не уплаченной в установленный законом срок суммы налога. Соответственно, при отсутствии задолженности по уплате налога, пени взысканию не подлежат.

Принимая во внимание, что материалами дела подтвержден и не оспаривается налогоплательщиком факт уплаты сумм земельного налога за 2007 год после наступления установленного срока уплаты, у налогоплательщика возникает обязанность по уплате пени.

В соответствии со статьей 44 Налогового кодекса обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога. Обязанность по уплате налога прекращается (пункт 3 статьи 44 Кодекса):

- с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;

- со смертью физического лица - налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации;

- с ликвидацией организации - налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;

- с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

В силу пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, в частности, с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа (подпункт 1 пункта 3 статьи 45 Кодекса); с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации (подпункт 2 пункта 3 статьи 45 Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса предусмотрено, что  в случае неуплаты или неполной уплаты организацией налога в установленный срок налоговым органом производится принудительное взыскание налога в порядке, предусмотренного статьями 46 и 47 Кодекса.

При этом с организации, которой открыт лицевой счет, взыскание налога производится  в судебном порядке.

Пунктом 8 статьи 45 Налогового кодекса установлено, что правила, предусмотренные названной статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.

В соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области, являясь бюджетным учреждением, осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства.

Из смысла вышеприведенных норм следует, что взыскание недоимки по налогам и сборам, а также пеней с бюджетных счетов получателей бюджетных средств в бесспорном порядке Налоговым кодексом не предусмотрено.

Кроме того, исходя из правовой позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума от 17.05.2007 г. № 31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение», взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения осуществляется в судебном порядке, поскольку применение к данным организациям установленной статьями 46 и 47 Налогового кодекса внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем четвертым пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса.

Поскольку в данном случае органу государственной статистики направлялось требование № 3215 об уплате налога и пени, и оно в части уплаты пени в сумме 1 282 руб. 11 коп. не было исполнено налогоплательщиком добровольно в установленный в нем срок, то налоговый орган правомерно обратился в суд.

Довод налогоплательщика о неправомерном начислении пени, поскольку уплата налога на имущество в более поздний срок по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах обусловлена несвоевременным выделением бюджетных средств, не может быть принят судом апелляционной инстанции.

Пунктами 3 и 8 статьи 75 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 г. № 137 - ФЗ) предусмотрено, что пени не начисляются на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика, а также на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции.

Иных оснований, исключающих начисление пени, статьей 75 Кодекса не предусмотрено.

Таким образом, Налоговый кодекс не предусматривает в качестве основания для не начисления пени несвоевременное выделение бюджетных средств на уплату соответствующего налога.

Также не может быть принята и ссылка налогоплательщика на отсутствие его вины в несвоевременном исполнении обязательства по уплате земельного налога.

В силу главы 11 Кодекса пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса исполнение обязанности по уплате налогов и сборов обеспечивается, в частности,  пенями.

В соответствии со статьей 75 Кодекса сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Таким образом, на основании статей 72 и 75 Кодекса пеня не является мерой налоговой ответственности.

Пени - это правовосстановительная мера государственного принуждения, носящая компенсационный характер за несвоевременную уплату налога в бюджет.

Понятие налоговой санкции предусмотрено пунктами 1, 2 статьи 114 Налогового кодекса, согласно которым налоговые санкции являются мерой ответственности за совершение налогового правонарушения и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 Кодекса.

Следовательно, налоговые санкции и пени имеют различную правовую природу.