• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 05 октября 2009 года  Дело N А35-8625/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2009 года

Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2009 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,

судей: Михайловой Т.Л.,

Осиповой М.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Косякиной И.А.,

при участии в судебном заседании:

от налогового органа: Забелиной О.Е., специалиста первого разряда по доверенности № 04 - 11/181159 от 29.12.2008,

от налогоплательщика: Смахтиной Г.В., представителя по доверенности б/н от 23.07.2009; Корабцевой М.Н., представителя по доверенности б/н от 23.07.2009,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску на решение Арбитражного суда Курской области от 07.07.2009 по делу № А35 - 8625/08 - С10 (судья Гвоздилина О.Ю.), принятое по заявлению Открытого акционерного общества «Ростелеком» в лице Территориального управления № 7 Центрального филиала ОАО «Ростелеком» к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску о признании недействительными: решения, оформленного письмом от 01.12.2008 исх. № 11 - 37/168884, об отказе в возврате излишне уплаченного налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ в виде авансовых платежей за полугодие 2008 года в сумме 6896610, 25 руб.; бездействия, выразившегося в невозврате излишне уплаченного налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ в сумме 6896610, 25 руб., а также обязании Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Курску произвести действия по возврату излишне уплаченного налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ в сумме 6896610, 25 руб.

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Ростелеком» в лице Территориального управления № 7 Центрального филиала ОАО «Ростелеком» (далее - ОАО «Ростелеком», Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением (с учетом уточнения) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными: решения, оформленного письмом от 01.12.2008 исх. № 11 - 37/168884, об отказе в возврате излишне уплаченного налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ в виде авансовых платежей за полугодие 2008 года в сумме 6896610, 25 руб., бездействия Инспекции, выразившегося в невозврате излишне уплаченного налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ в сумме 6896610, 25 руб. и обязании Инспекцию произвести действия по возврату излишне уплаченного налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ в сумме 6896610, 25 руб.

Решением Арбитражного суда Курской области от 07.07.2009 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом, налоговый орган обратился с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований налогоплательщика.

В обоснование доводов апелляционной жалобы налоговый орган ссылается на законность своего решения, оформленного письмом от 01.12.2008 исх. № 11 - 37/168884, обжалуемого Обществом, и правомерность отказа Обществу в осуществлении возврата из бюджета субъекта РФ налога на прибыль в сумме 6896610, 25 руб.

По мнению Инспекции, направив указанное письмо в адрес ОАО «Ростелеком», ИФНС России по г. Курску фактически не отказывала в осуществлении возврата излишне уплаченного налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, а только сообщила о невозможности исполнения заявлений налогоплательщика и рассмотрении вопроса о возврате излишне уплаченного налога после получения необходимой информации о наличии (отсутствии) задолженности по федеральным налогам.

Общество возражает против доводов апелляционной жалобы и считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в связи с продажей в первом квартале 2008 года акций компании «Голден Телеком» и последующего расчета налогового обязательства по налогу на прибыль, в соответствии со статьями 287, 288, 289 НК РФ, ОАО «Ростелеком» излишне уплатило авансовые платежи по налогу на прибыль за первое полугодие 2008 года по месту своего нахождения, а также по месту нахождения обособленных подразделений, в том числе в г. Курске.

Так, из представленного заявителем и не оспоренного налоговым органом расчета переплаты, судом первой инстанции установлено, что сумма 6896610, 25 руб. сложилась следующим образом: 28.04.2008 излишне уплачено с учетом декларации к уменьшению 206 016 руб. по платежному поручению № 1823; 27.05.2008 излишне уплачено с учетом уточненной декларации к уменьшению 3345 472 руб. по платежному поручению № 2309; 26.06.2008 излишне уплачено с учетом уточненной декларации к уменьшению 3345 472 руб. по платежному поручению № 2826. Расчет и копии платежных поручений приобщены к материалам дела.

28.10.2008 Открытое акционерное общество «Ростелеком» в лице Территориального управления № 7 Центрального филиала ОАО «Ростелеком» направило в Инспекцию заявление о возврате излишне уплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль, зачисляемых в бюджет субъекта РФ, за первое полугодие 2008 года в сумме 6896 960 руб.

Инспекция письмом от 01.12.2008 исх. № 11 - 37/168884 отказала Обществу в осуществлении возврата излишне уплаченного налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, по причине того, что для решения вопроса о возврате налога на прибыль направлен запрос о состоянии расчетов с бюджетом в Инспекцию по месту учета ОАО «Ростелеком».

Не согласившись с отказом налогового органа вернуть переплату по налогу на прибыль, Общество обратилось в Арбитражный суд Курской области с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя требования налогоплательщика, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Статьей 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что российские организации признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.

В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях настоящей главы признается для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.

В статье 274 НК РФ указано, что налоговой базой для целей настоящей главы признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 настоящего Кодекса, подлежащей налогообложению (п. 1). При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода (п. 7).

В соответствии со статьей 285 НК РФ налоговым периодом по налогу признается календарный год (п. 1). Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (п. 2).

Согласно статье 286 НК РФ налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со статьей 274 НК РФ (п. 1). Если иное не установлено пунктами 4 и 5 настоящей статьи, сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно. По итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном настоящей статьей (п. 2).

В силу статьи 287 НК РФ налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период. Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период. Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28 - го числа каждого месяца этого отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28 - го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога. По итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.

В соответствии со статьей 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей (п. 1). Налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы (п. 2). Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей (п.3). Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4).

Факт наличия переплаты по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ в сумме 6896610, 25 руб. и порядок ее образования подтверждается лицевым счетом Общества, состоянием расчетов и не оспаривается налоговым органом.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ налогоплательщики имеют право на возврат сумм излишне уплаченных налогов, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат излишне уплаченных сумм налогов в порядке, установленном НК РФ. Порядок возврата излишне уплаченных сумм налогов регламентирован статьей 78 НК РФ.

Статьей 78 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2007) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей (п. 1). Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности) (п. 6). Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7). Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (п. 8). Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения (п. 9).

Как видно из материалов дела, не оспаривая факт наличия у ОАО «Ростелеком» переплаты по налогу на прибыль, в части зачисляемой в бюджет субъекта РФ в сумме 6896610, 25 руб., налоговый орган обосновал свой отказ возвратить Обществу излишне уплаченную сумму налога тем, что, поскольку Территориальное управление № 7 Центрального филиала ОАО «Ростелеком» является обособленным подразделением ОАО «Ростелеком», ИФНС России по г. Курску был направлен запрос в налоговый орган по месту постановки на учет ОАО «Ростелеком» о представлении справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам.

19.12.2008 налоговым органом была получена указанная справка о состоянии расчетов ОАО «Ростелеком», согласно которой на момент составления документа задолженность по федеральным налогам, пени и штрафам составила: по пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 8229360, 41 руб., по НДС в сумме 345 982488, 22 руб., по штрафам по НДС в сумме 64 312348, 44 руб. Общая сумма задолженности составила 444 462371, 21 руб., в то время как переплата по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет составила 438 839467, 96 руб.

С учетом изложенного, Инспекция пришла к выводу о том, что в рассматриваемом случае необходимые условия, предусмотренные статьей 78 НК РФ для возврата налога, не выполнены, и 29.12.2008 (после обращения Общества в суд) приняла решение № 11 - 31/181549 «Об отказе в осуществлении зачета (возврата)».

В то же время, как правомерно установлено судом первой инстанции, Общество просило возвратить сумму переплаты по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ (Курской области) в размере доли, приходящейся на обособленное подразделение, находящееся в г. Курске, которая рассчитывается без учета прибыли федерального бюджета. Наличие недоимки по федеральным налогам, пени и штрафам свидетельствует лишь об отсутствии правовых оснований для произведения возврата суммы переплаты, образовавшейся у налогоплательщика по налогам того же уровня бюджетной системы, т.е. федерального, в пределах суммы недоимки, числящейся по месту нахождения юридического лица. В данном случае, переплата образовалась, за счет излишней уплаты налога на прибыль организаций в региональный бюджет.

Отклоняя доводы налогового органа о правомерности отказа Обществу в осуществлении возврата переплаты в бюджет Курской области ввиду наличия недоимки (задолженности) по федеральным налогам по месту учета головной организации, апелляционная коллегия учитывает следующее.

В силу статьи 13 НК РФ налог на прибыль относится к федеральным налогам. Вместе с тем, по своей бюджетной функции налог на прибыль является регулирующим бюджетов субъектов Российской Федерации налогом, распределяемым по различным уровням бюджетной системы: в силу статьи 284 НК РФ часть суммы налога по установленной ставке зачисляется в федеральный бюджет, другая часть суммы налога, исчисленная по установленной налоговой ставке, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Согласно абзацу 2 статьи 19 НК РФ филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций, не являясь самостоятельными налогоплательщиками, исполняют обязанности организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 288 НК РФ уплата авансовых платежей по налогу на прибыль, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится налогоплательщиками - организациями по месту нахождения каждого из его обособленных подразделений, исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.

Согласно статье 50 Бюджетного кодекса РФ налоговые доходы от налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, является налоговым доходом федерального бюджета.

Согласно статье 56 Бюджетного кодекса РФ налоговые доходы от налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, является налоговым доходом бюджетов субъектов Российской Федерации.

В рассматриваемом споре представитель налогового органа подтвердил, что истребуемые Обществом денежные средства, зачисленные на счета органов федерального казначейства в бюджет Курской области, последнее не вправе распределить, а налоговый орган - зачесть - в порядке пунктов 5, 6 статьи 78 НК РФ - в счет уплаты недоимки (задолженности по пени) по федеральным налогам, числящейся за Обществом по месту учета его головной организации (г. Москва).

Таким образом, в рассматриваемом случае положения пункта 6 статья 78 необходимо рассматривать применительно к порядку возврата Обществу налога по месту его учета в налоговом органе по месту нахождения Территориального управления № 7 Центрального филиала ОАО «Ростелеком» (г. Курск). Соответственно, должна учитываться недоимка (задолженность) по этому месту учета налогоплательщика, а не вообще возможные недоимки по другим местам учета.

Доказательств наличия у Общества недоимки по налогам, пени и штрафам в бюджет Курской области налоговым органом не представлено.

Материалами дела подтверждается, что Обществом соблюден порядок возврата из бюджета суммы излишне уплаченного налога, установленного статьей 78 НК РФ.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у налогового органа оснований для отказа в возврате излишне уплаченного налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ в сумме 6896610, 25 руб., в связи с чем правомерно признал недействительным решение, оформленное письмом от 01.12.2008 исх. № 11 - 37/168884, об отказе в возврате излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 6896610, 25 руб. и бездействие Инспекции, выразившееся в невозврате излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 6896610, 25 руб., обязав Инспекцию произвести действия по возврату излишне уплаченного налога на прибыль в бюджет субъекта РФ в сумме 6 896610, 25 руб.

Довод Инспекции о том, что письмом от 01.12.2008 ИФНС России по г. Курску не отказала в возврате, а только сообщила о временной невозможности исполнения заявления, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку Налоговый кодекс РФ не предусматривает каких - либо промежуточных действий или писем по истечении месячного срока на рассмотрение заявления, в связи с чем такое письмо, исходя из смысла норм о зачете (возврате), следует считать отказом в зачете (возврате) налога, а бездействие по невозврату должно считаться незаконным, поскольку по истечении месячного срока на рассмотрение заявления, налоговым органом не принято соответствующего решения.

Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Курской области от 07.07.2009 по делу № А35 - 8625/08 - С10 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения.

Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, а также учитывая, что в силу статьи 333.37 НК РФ в редакции Федерального закона от 25.12.2008 № 281 - ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу распределению не подлежат.

Руководствуясь статьями 16, 17, 268, частью 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Курской области от 07.07.2009 по делу № А35 - 8625/08 - С10 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.

     Председательствующий
    Н.А. Ольшанская

     Судьи
    Т.Л. Михайлова

     М.Б. Осипова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А35-8625/2008
Принявший орган: Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 05 октября 2009

Поиск в тексте