• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 мая 2009 года  Дело N А35-8841/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2009 года

Постановление в полном объеме изготовлено 15 мая 2009 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Протасова А.И.

судей Миронцевой Н.Д.,

Семенюта Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвеевой Г.А.,

при участии:

от Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по городу Курску и Курскому району Курской области: не явились, надлежаще извещены;

от Отделения по городу Курску Управления Федерального казначейства по Курской области: Лыкова П.Н., ведущего специалиста - эксперта по доверенности №01 - 69 от 19.01.2009;

от Отдела судебных приставов по Железнодорожному административному округу г.Курска: не явились, надлежаще извещены;

от МОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 им.Е.И.Зеленко»: не явились, надлежаще извещены;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения по городу Курску Управления Федерального казначейства по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 10.03.2009 по делу №А35 - 8841/08 - С22 (судья Петрова О.И.) по заявлению Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по городу Курску и Курскому району Курской области к Отделению по городу Курску Управления Федерального казначейства по Курской области о признании незаконными действий по отказу в принятии к исполнению Постановления о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователя - организации №1268 от 21.05.2008,

УСТАНОВИЛ:

Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по городу Курску и Курскому району Курской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Отделению по городу Курску Управления Федерального казначейства по Курской области (далее - Отделение) о признании незаконными действий по отказу в принятии к исполнению Постановления о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователя - организации №1268 от 21.05.2008 в отношении МОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 им.Е.И.Зеленко» в сумме 37382,00 руб. и его возвращении взыскателю, обязании принять к исполнению указанный исполнительный документ.

Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Отдела судебных приставов по Железнодорожному административному округу г.Курска, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 им.Е.И.Зеленко».

Решением суда от 10.03.2009 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с данным судебным актом, Отделение по городу Курску Управления Федерального казначейства по Курской области обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права.

В обоснование апелляционной жалобы казначейство ссылается на то, что порядок обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен главой 24.1 Бюджетного кодекса, в соответствии с которой исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании исполнительных документов, выданных судом для исполнения соответствующего судебного акта. Ввиду того, что органы Федерального казначейства не являются органами принудительного исполнения, исполнение ими иных исполнительных документов, не предусмотренных главой 24.1 Бюджетного кодекса, будет являться незаконным, выходящим за пределы предоставленных им полномочий.

Поскольку постановление органа Пенсионного фонда №1268 от 21.05.2008 таким исполнительным документом не является, то, по мнению Управления Федерального казначейства, на его основании не может быть обращено взыскание на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Кроме того, заявитель апелляционной жалобы указывает на нарушение органом Пенсионного фонда порядка взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, установленного статьей 25.1 Федерального закона №167 - ФЗ от 15.12.2001, которым не предусмотрено полномочие направлять постановление для исполнения в иные органы, в том числе, в органы, осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений.

Также казначейство полагает, что органом Пенсионного фонда и территориальным органом Федеральной службы судебных приставов не были приняты все необходимые и исчерпывающие меры к исполнению постановления №1268 от 21.05.2008.

В судебное заседание Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по городу Курску и Курскому району Курской области, Отдел судебных приставов по Железнодорожному административному округу г.Курска, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 им.Е.И.Зеленко», не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя Отделения по городу Курску Управления Федерального казначейства по Курской области, исследовав все в совокупности, апелляционная инстанция установила следующее.

22 апреля 2008 в адрес МОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 имени Е.И.Зеленко» Управлением ПФ РФ (ГУ) по г.Курску и Курскому району Курской области направлено требование №2830 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов организацией - страхователем, согласно которому общеобразовательному учреждению предложено уплатить недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии за 2007 год в сумме 37382 руб. Данное требование Учреждением не исполнено.

В связи с неисполнением МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 имени Е.И.Зеленко» требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов ГУ - УПФ РФ по г. Курску и Курскому району Курской области вынесено решение №1268 от 21.05.2008 о взыскании с учреждения недоимки по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии за 2007 год в сумме 37382 руб., а также постановление №1268 от 21.05.2008 «О взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователя - организации».

26.06.2008 на основании указанного постановления судебным приставом - исполнителем Отдела по Железнодорожному округу города Курска Управления Федеральной службы судебных приставов по Курской области Деловой Г.Н. было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №58/11242/543/5/2008.

В связи с отсутствием имущества, которым должник в силу своей организационно - правовой формы может распоряжаться самостоятельно, а также счетов в банках и иных кредитных организациях и денежных средств, на которые можно обратить взыскание, 19.08.2008 судебным приставом - исполнителем составлен акт о невозможности взыскания, а 19.09.2008 вынесено постановление о возвращении исполнительного документа взыскателю.

15.10.2008 Постановление №1268 от 21.05.2008 «О взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователя - организации» с заявлением исх.№07/17824 направлено ГУ - УПФ РФ по г. Курску и Курскому району Курской области для исполнения в Отделение по г.Курску Управления Федерального казначейства по Курской области.

Письмом исх.№03 - 1545 от 23.10.2008 Постановление Управления Пенсионного фонда РФ по г.Курску и Курскому району Курской области возвращено заявителю, ввиду того, что п.1 ст.242.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании исполнительного листа или судебного приказа, при этом, по мнению ОФК, исполнение постановлений органов Пенсионного фонда РФ указанной статьей не предусмотрено, в связи с чем заявителю предложено направить постановление судебному приставу - исполнителю для исполнения в порядке, установленном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Полагая, что действия Отделения по г.Курску Управления Федерального казначейства по Курской области по непринятию к исполнению Постановления №1268 от 21.05.2008 «О взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователя - организации» не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по городу Курску и Курскому району Курской области обратилось в арбитражный суд за защитой.

Согласно части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №2122 - 1 (в редакции от 05.08.2000), Пенсионный фонд Российской Федерации создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Согласно пунктам 3 и 6 данного Положения на Пенсионный фонд Российской Федерации, в частности, возложены обязанности по обеспечению целевого сбора и аккумуляции страховых взносов.

На основании Положения об управлении Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Курчатове Курской области (с выполнением функций по выплате пенсий), утвержденным постановлением Правления Пенсионного фонда от 07.02.2008 №39п, управление обеспечивает осуществление взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает: в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, на основании решения начальника управления в порядке, предусмотренном действующим законодательством; обеспечивает осуществление взыскания в судебном порядке недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы превышает: в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, либо если страхователем выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем.

Федеральным законом от 04.11.2005 №137 - ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров» (далее - Закон № 137 - ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2006, внесены изменения и дополнения в Федеральный закон от 15.12.2001 №167 - ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 №167 - ФЗ, Закон №167 - ФЗ).

В соответствии со статьями 25 и 25.1 Закона №167 - ФЗ (в редакции Закона №137 - ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей 5000 руб., а в отношении юридических лиц - 50000 руб., осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов во внесудебном порядке.

В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 №31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение» разъяснено, что установленная статьей 25 Закона №167 - ФЗ внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам (если в отношении юридических лиц размер причитающейся к уплате суммы не превышает 50000 руб.) подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно - правовой формы. Закон №167 - ФЗ не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности. В этой связи положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.

Из указанного следует, что с 01.01.2006 законодательством предусмотрен внесудебный порядок взыскания территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации со страхователей - юридических лиц независимо от их организационно - правовой формы недоимки по страховым взносам и пеней за их несвоевременную уплату, если их размер не превышает 50000 руб.

Принимая во внимание изложенное, государственное учреждение - управление Пенсионного фонда РФ по г.Курску и Курской области, как территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, уполномочено предъявить бюджетному учреждению ко взысканию сумму задолженности по страховым взносам и пеней в указанном размере во внесудебном порядке.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона №167 - ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» МОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 им.Е.И.Зеленко» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и в силу статьи 14 этого же Закона обязано своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, орган Пенсионного фонда в мае 2008 года, то есть после вступления в силу Закона №137 - ФЗ, вынес решение о взыскании с муниципального учреждения недоимки по страховым взносам и пеней, сумма которой не превышает 50000 руб., вследствие чего взыскание данной суммы недоимки следовало осуществлять во внесудебном порядке в соответствии со статьей 25.1 Федерального закона №167 - ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В силу пункта 1 статьи 25.1 данного Закона до принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

В случае, если страхователь добровольно не уплатил недоимку по страховым взносам, пени и штрафы в размере и срок, которые указаны в требовании об их уплате, соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (пункт 5 статьи 25.1 Федерального закона №167 - ФЗ).

Согласно пункту 8 статьи 25.1 Федерального закона №167 - ФЗ в решении о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов указываются основания взыскания и размер взыскиваемой суммы со ссылкой на соответствующие статьи нормативных правовых актов, документы и иные сведения, которые подтверждают наличие недоимки, пеней и штрафов, а также срок, в течение которого плательщик вправе обжаловать указанное решение в вышестоящий орган страховщика или в арбитражный суд.

Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, в соответствии с пунктом 14 статьи 25.1 Закона, обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу - исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Законом «Об исполнительном производстве».

Принудительное исполнение решения о взыскании недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов производится в порядке, установленном Законом «Об исполнительном производстве» (пункт 15 статьи 25.1 Федерального закона №167 - ФЗ).

Федеральный закон от 02.10.2007 №229 - ФЗ «Об исполнительном производстве», определяет, что судебный пристав - исполнитель осуществляет принудительное исполнение судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов и не обладает правомочиями по проверке законности принятых уполномоченными органами решений, на основании которых выдано постановление о принудительном исполнении данного решения (ст.2).

В соответствии с пункта 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 №229 - ФЗ исполнительным документом, направляемым (предъявляемыми) судебному приставу - исполнителю, является, в том числе постановление УПФ РФ.

В силу пункта 4 статьи 46 Федерального закона №229 - ФЗ исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом - исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

В этом случае, судебный пристав - исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа.

Как установлено материалами дела, постановление управления Пенсионного фонда по городу Курску и Курскому району №1268 от 21.05.2008 «О взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с организации - страхователя» было направлено для принудительного исполнения в Отдел судебных приставов по Железнодорожному округу г.Курска.

В соответствии с постановлением отдела судебных приставов по Железнодорожному округу г.Курска от 19.09.2008 постановление №1268 было возвращено управлению Пенсионного фонда по г.Курску и Курскому району вместе с актом о невозможности взыскания по причине отсутствия открытых счетов в других кредитных учреждениях, за исключением бюджетного счета, открытого в отделении по г.Курску и Курскому району управления Федерального казначейства по Курской области; имущества, подлежащего описи или аресту, муниципальное учреждение также не имеет, что подтверждается ответами из регистрирующих органов.

Данные обстоятельства дела свидетельствуют о соблюдении органом Пенсионного фонда установленного статьей 25.1 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» порядка взыскания недоимки и пеней по страховым взносам.

Факт обращения управлением Пенсионного фонда для принудительного исполнения постановления в отдел судебных приставов территориальным органом казначейства не оспаривается. Также не оспаривается и то обстоятельство, что муниципальное учреждение МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 имени Е.И.Зеленко» не имеет иных счетов, кроме бюджетных.

Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 №31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которому выступает бюджетное учреждение», при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 №167 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу - исполнителю, который осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждениях Банка России или в кредитной организации.

В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Поскольку у муниципального учреждения, имеющего бюджетный счет в отделении казначейства по г.Курску и Курскому району управления Федерального казначейства по Курской области, отсутствовали имущество или доходы, на которое может быть обращено взыскание, а также отсутствовали иные лицевые счета, открытые в кредитных учреждениях, то возвращенный судебным приставом - исполнителем исполнительный документ правильно направлен для исполнения в казначейство, через открытый счет в котором осуществляется финансирование учреждения из федерального бюджета, в связи с чем, суд области пришел к правомерному выводу о признании незаконными действий отделения по возврату постановления №1268 от 21.05.2008 «О взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователя - организации» без исполнения.

Доказательств, опровергающих изложенное и подтверждающих правомерность оспариваемых действий, Отделение по городу Курску Управления Федерального казначейства по Курской области ни в суд первой инстанции, ни на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представило.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие - либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, действие (бездействие) может быть признано незаконым только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Согласно ч.4 ст.200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия), устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Принимая во внимание изложенное, и оценив доказательства в соответствии со ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции установил, что оспариваемые действия Отделения по городу Курску Управления Федерального казначейства по Курской области по отказу в принятии к исполнению Постановления о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователя - организации №1268 от 21.05.2008 в отношении МОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 им.Е.И.Зеленко» в сумме 37382,00 руб. не соответствуют требованиям изложенных выше норм и нарушают права и законные интересы Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по городу Курску и Курскому району Курской области, в связи с чем, правомерно удовлетворил заявленные требования.

Судом первой инстанции полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела. Решение арбитражного суда Курской области от 10.03.2008 принято без нарушения норм материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда.

Руководствуясь статьями 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Курской области от 10.03.2009 по делу №А35 - 8841/08 - С22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения по городу Курску Управления Федерального казначейства по Курской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.

     Председательствующий
  А.И.  Протасов

     Судьи
  Н.Д.  Миронцева

     Е.А.  Семенюта

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А35-8841/2008
Принявший орган: Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 15 мая 2009

Поиск в тексте