ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июня 2009 года  Дело N А35-8867/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня  2009 года

Постановление в полном объеме изготовлено 16 июня 2009 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Миронцевой Н.Д.

судей   Протасова А.И.,

Ольшанской Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвеевой Г.А.,

при участии:

от  ООО «Промстройматериалы»: Нечипуренко  А.В., логист, доверенность б/н от 01.01.2009;

от Территориального управления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Курской области: представитель не явился, надлежаще извещено;

от ОАО «Курскпромбанк»: представитель не явился, надлежаще извещено;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Промстройматериалы» на решение Арбитражного суда Курской области от 28.01.2009 по делу № А35 - 8867/08 - С14 (судья Малахова И.Н.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Промстройматериалы» к Территориальному управлению Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Курской области, при  участии третьего лица: открытого акционерного общества «Курскпромбанк», об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Промстройматериалы» (далее также - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курской  области  с  заявлением  об  оспаривании  постановления Территориального управления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Курской области (далее также - административный орган, Управление) от 25.11.08 г. о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение срока переоформления паспорта сделки.

Решением арбитражного суда Курской области от 28.01.2009 по делу   № А35 - 8867/08 - С14 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, Общество с ограниченной ответственностью «Промстройматериалы» обратилось с апелляционной жалобой. Считает, что вынесенное решение противоречит нормам процессуального и материального права и подлежащего отмене. Протоколом Курской таможни от 28.10.2008 г. было установлено, что заявитель 28.12.2007 г. направил в ОАО «Курскпромбаик» два экземпляра паспорта сделки и дополнительное соглашение № 11 от 21.12.2007 г, к контракту № 1 от 17.01.2005 г. В судебное заседание заявитель представил для обозрения подлинный реестр почтовых отправлений со штампом почтового отделения связи и журнал регистрации исходящей корреспонденции. Административный орган и суд доводы ООО «Промстройматериалы» не опровергли, в подлинности реестра почтовых отправлений не усомнились, при этом в почтовое отделение связи запросы не направлялись. В нарушении п. 2.4. Положения № 258 - П от 01.06.2004 г. ОАО «Курекпромбанк» на момент рассмотрения спора не установил для заявителя порядок представления в банк паспортов сделок для переоформления, что нашло свое отражение в п. 11 договора об условиях обслуживания № 544 от 24.10.2001 г. и в судебном заседании. Принимая во внимание, что 28.12.2007 г. было последним рабочим днем месяца и года по рекомендации сотрудника банка документы были направлены почтовой связью. ОАО «Курскпромбанк», являясь агентом валютного контроля, письмом № 02/03 - 32/08 - 231 подтвердил факт переоформления паспорта сделки 26.03.2008 г. по контракту № 1 от 17.01.2005 г., но нарушений административного законодательства в действиях заявителя не обнаружил, протокол не составил, чем подтвердил направлением своего мнения в Арбитражный суд Курской области.  Административный орган пропустил срок давности для привлечения ООО «Промстройматериалы» к административной ответственности давности так как течение его срока необходимо считать с 26.03.2008 г., когда агент валютного контроля - ОАО «Курскпромбанк» - переоформил паспорт сделки и не нашел в действиях заявителя признаков административного деяния, чем подтверждается факт направления в банк паспорта сделки и дополнительного соглашения 28.12.2007 г. Протокол об административном правонарушении в соответствии со ст. 28.5 КоАП РФ обязан быть составлен немедленно, а не 28.10.2008 г. Все сомнения в соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ толкуются в пользу ООО «Промстройматериалы», а административный орган не опроверг в судебном заседании 23.01.2009 г. доводов заявителя. Просит отменить решение арбитражного суда Курской области от 28.01.2009 г. по делу  А35 - 8867/08 - С14 полностью и принять новое решение - отменить постановление Территориального Управления в Курской области Федеральной службы финансово - бюджетного надзора от 25.11.2008 г. по делу № 0801 - 110/2008 г. о привлечении ООО «Промстройматериалы» к административной ответственности в размере 40000 рублей.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу Территориальное управление Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Курской области возражает против доводов апелляционной жалобы. Полагает, что довод ООО «Промстройматериалы» о своевременном направлении (28.12.2007) документов в уполномоченный банк исследованы Территориальным управлением при рассмотрении дела и исследованы судом  в ходе судебного разбирательства. Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих факт представления 28.12.2007 в уполномоченный банк документов для переоформления паспорта сделки  № 05010007/0735/0000/2/0. Единые правила оформления ПС установлены Инструкцией ЦБ РФ от 15.06.2004 № 117 - И,  порядок  представления  резидентами  и  нерезидентами  подтверждающих  документов  и неэкономическую деятельность. Выдача ОАО «Курскпромбанк» заявителю переоформленного паспорта сделки по контракту от 17.01.2005 № 1 не подтверждает отсутствие нарушений валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, а именно Инструкции Центрального Банка РФ от 15.06.2004 № 117 - И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее Инструкция ЦБ РФ № 117 - И) у ООО «Промстройматериалы». Постановление Территориального управления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Курской области (далее Территориальное управление) о назначении административного наказания в виде штрафа по делу № 08 - 01 - 1 10/2008 вынесено 25.11.2008. то есть в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

В дополнение к отзыву Управлением представлены письменные пояснения о том, что в материалах административного дела, поступившего из Курской таможни (вх. №1259 от 29.10.2008) имеется письмо ООО «Промстройматериалы» от 27.10.2008 №1237, данное Курской таможне, из которого, по мнению административного органа, следует, что 28.12.2007г. ООО «Промстройматериалы» представило в ОАО «Курскпромбанк» дополнительное соглашение от 21.12.2007г. №11 к контракту от 17.01.2005г. №1 и два экземпляра паспорта сделки №0510007/0735/0000/2/0, переоформленного с учетом изменений, внесенных в контракт данным дополнительным соглашением, при этом один экземпляр сделки был возвращен в адрес ООО «Промстройматериалы» 26.03.2008 года. Для всестороннего выяснения обстоятельств дела Территориальное управление Определением об истребовании необходимых дополнительных сведений (материалов) по делу об административном правонарушении от 11.11.2008г. истребовало у ОАО «Курскпромбанк» сведения о дате представления ООО «Промстройматериалы» в банк дополнительного соглашения от 21.12.2007 №11 к контракту от 17.05.2005г. №1 двух экземпляров паспорта сделки №0510007/0735/0000/2/0, переоформленного с учетом изменений, внесенных в контракт дополнительным соглашением. В ответ на запрос Территориального управления ОАО «Курскпромбанк письмом от 21.11.2008г. исх. №02/03 - 32/08 - 231 сообщило, что дополнительное соглашение от 21.12.2007г. №11 к контракту от 17.01.2005г. №1 было представлено ООО «Промстройматериалы» одновременно с двумя экземплярами ПС №0510007/0735/0000/2/0 в ОАО «Курскпромбанк» 26.03.2008 года.

Дело рассматривалось в отсутствие представителей Территориального управления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Курской области и  ОАО «Курскпромбанк» в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ.

В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО «Промстройматериалы» Нечипуренко  А.В. поддержал доводы апелляционной жалобы, полагал решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, просил суд его отменить и принять по делу новый судебный акт, отменив постановление Территориального управления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Курской области от 25.11.2008 о привлечении Общества к административной ответственности.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя ООО «Промстройматериалы» Нечипуренко  А.В., исследовав все в совокупности, апелляционная инстанция установила следующее.

ООО «Промстройматериалы», расположенное по адресу: г. Курск, проспект Хрущева, д.22, офис 3, зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1024600942882, ИНН 4632016891.

В период с 08.08.08г. по 28.10.08 г. на основании письма Центрального таможенного управления Курской таможни №64 - 18/15408 от 08.08.08г. «О проведении проверок соблюдения валютного законодательства», изданного в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 10.12.03г. №173 - ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» старшим государственным таможенным инспектором отдела валютного контроля Курской таможни Лаврушовой И.А. проведена документальная проверка соблюдения ООО «Промстройматериалы» валютного законодательства РФ, требований Инструкции Банка России от 15.06.04г. № 117 - И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее - Инструкция Банка России), требований иных актов органов валютного регулирования и валютного контроля.

В ходе проверки установлено, что ООО «Промстройматериалы» заключило контракт от 17.01.05г. № 1 на поставку товара - щебня гранитного, балласт для дорог.

В соответствии с требованиями Инструкции Банка России ООО «Промстройматериалы» в уполномоченном банке - ОАО «Курскпромбанк» по Контракту оформило паспорт сделки № 05010007/0735/0000/2/0.

В соответствии с п. 11.1. Контракта - данный договор вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до 31.12.2005г.

К Контракту было заключено дополнительное соглашение от 21.12.07г. №11, в соответствии с п. 1 которого срок действия Контракта был пролонгирован до 01.04.08г.; в графе 6 «Дата завершения исполнения обязательств по контракту» раздела 3 ПС указано - 01.04.08г.

На основании информации, предоставленной ОАО «Курскпромбанк» от 05.09.08г., ООО «Промстройматериалы» осуществило платеж (предоплату) за товар с 19.01.05г. по 27.03.08г. на общую сумму - 41915930,14 рублей.

ООО «Промстройматериалы» оформило товар по ГТД в режиме «выпуск для внутреннего потребления» на общую сумму 41915930,14 рублей.

Поставка продукции по ГТД № 10102150/091107/0014298,  № 10102150/181107/0014793, № 10102150/191107/14824 в соответствии с п. 5.1. Контракта осуществлена на условиях ДАФ граница Украина - Российская Федерация, станция перехода Зерново - экс/Суземка - экс. железнодорожным транспортом.

Товар по ГТД № 10102150/091107/0014298 ввезен на таможенную территорию РФ 01.11.07г., о чем свидетельствует оттиск штампа Брянской таможни «выпуск разрешен». Товар по ГТД № 10102150/181107/0014793 ввезен на таможенную территорию РФ - 12.11.07г., о чем свидетельствует оттиск штампа Брянской таможни «выпуск разрешен». Товар по ГТД  № 10102150/191107/14824 ввезен на таможенную территорию РФ - 15.11.07г., о чем свидетельствует оттиск штампа Брянской таможни «выпуск разрешен».

На основании информации, предоставленной уполномоченным банком от 05.09.08г. изменения в графу 6 «Дата завершения исполнения обязательств по контракту» раздела 3 ПС в соответствии с дополнительным соглашением от к Контракту, в ПС № 05010007/0735/0000/2/0 внесены 26.03.08г.

Переоформив в уполномоченном банке  ОАО «Курскпромбанк» ПС №05010007/0735/0000/2/0  26.03.08г.  ООО   «Промстройматериалы» нарушило, по мнению административного органа, срок для переоформления ПС № 05010007/0735/0000/2/0, установленный п.3.151 Инструкции Банка России.

По результатам проверки старшим государственным таможенным инспектором отдела валютного контроля Курской таможни Лаврушовой И.А. составлены акт проверки соблюдения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования №10108000/281008/ВКи071 от 28.10.08г. и протокол об административном правонарушении №10108000 - 463/2008 от 28.10.08г.

25.11.08г. руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Курской области вынесено постановление №08 - 01 - 110/2008 о назначении ООО «Промстройматериалы» в соответствии с ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ наказания по факту нарушения установленных единых правил оформления паспортов сделок в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд за судебной защитой.

Отказывая в удовлетворении требований Общества, суд первой инстанции основывался на выводах о невыполнении Обществом в установленный срок обязанности по соблюдению единых правил оформления паспортов сделок, то есть несвоевременному переоформлению паспорта  сделки  №  05010007/0735/0000/2/0  после  заключения дополнительного соглашения от 21.12.07г. № 1 и доказанности совершения обществом  административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ. Апелляционная коллегия не может согласиться с данными выводами суда и руководствуется следующим.

Согласно части 1 статьи 46 Конституции России каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Часть 2 указанной конституционной нормы предусматривает, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (ч. 6 ст. 210 АПК РФ)

Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Согласно ч. 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ст. 22 Федерального закона №173 - ФЗ от 10.12.03г. «О валютном регулировании и валютном контроле» валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право: проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов; запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса. Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право: выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Пунктом 1 Положения о Федеральной службе финансово - бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.06.04г. №278, определено, что федеральная служба финансово - бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово - бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Согласно п. 4 Положения о Федеральной службе финансово - бюджетного надзора федеральная служба финансово - бюджетного надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Статьей 23.60 КоАП РФ предусмотрено право органов валютного контроля рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 настоящего Кодекса. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 ст. 23.60 КоАП РФ, вправе руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля.

Ст. 20 Федерального закона от 10.12.03г. № 173 - ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» определено, что Центральный Банк Российской Федерации устанавливает единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.

Согласно Инструкции Банка России от 15.06.04г. № 117 - И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее - Инструкция) Центральным Банком Российской Федерации установлены единые правила оформления паспортов сделок.

В соответствии с требованием п. 3.15. Инструкции в случае внесения в контракт (кредитный договор) изменений или дополнений, затрагивающих сведения, указанные в оформленном резидентом ПС, либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС, резидент представляет в банк ПС следующие документы: два экземпляра ПС, переоформленного с учетом изменений, внесенных в контракт; документы, подтверждающие вносимые изменения и дополнения в контракт; иные документы.

В соответствии с п. 3.151 Инструкции резидент представляет документы, указанные в п.3.15 настоящей Инструкции, после внесения соответствующих изменений в контракт (кредитный договор) либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС, но не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту (кредитному договору) либо не позднее очередного срока представления в банк ПС документов и информации в соответствии с требованиями настоящей Инструкции и нормативного акта Банка России, регулирующего порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций.

Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля установлен Положением Центрального Банка РФ от 01.06.04г. №258 - П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (далее - Положение).

В соответствии с п. 2.4 Положения резидент обязан представить в уполномоченный банк, в котором по контракту оформлен паспорт сделки, документы, связанные с проведением валютных операций, в срок не позднее 45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации.