ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 июля 2009 года  Дело N А35-8925/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля  2009 г.

В полном объеме постановление изготовлено 07 июля  2009 г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Михайловой Т.Л.,

судей  Свиридовой С.Б.,

Ольшанской Н..А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем  Фефеловой М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по  Курской области на решение арбитражного суда Курской  области от 26.03.2009 г. по делу № А35 - 8925/08 - С26 (судья Д.В. Лымарь), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Стройтрансгаз - агро» к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Курской области  о признании незаконным решения № 916 от 24.09.2008 г.

при участии в судебном заседании:

от налогового органа:  Ольховиковой Е.А. - начальника юридического отдела по доверенности №1 от 22.02.2008 г.,

от налогоплательщика: Чекрышова Э.Н., представителя по доверенности от 15.05.2009 г.,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Стройтрансгаз - агро» (далее - общество «Стройтрансгаз - агро», налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Курской области (далее - инспекция, налоговый орган) № 916 от 24.09.2008 г. «О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя».

Решением арбитражного суда Курской области от 26.03.2009 г. заявленные требования налогоплательщика удовлетворены, оспариваемое решение инспекции № 916 от 24.09.2008 г. признано незаконным.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом, инспекция обратилась с настоящей апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить  решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.

В обоснование доводов апелляционной жалобы налоговый орган ссылается на отсутствие нарушения установленной процедуры принудительного взыскания задолженности по налогам и пеням.

При этом инспекция указывает, что до принятия оспариваемого решения о взыскании налогов и пеней за счет имущества налогоплательщика - организации налоговым органом было обращено взыскание на денежные средства на счетах налогоплательщика в банках путем принятия соответствующих решений.

В связи с тем, что инспекция располагала данными об остатках денежных средств лишь на одном из имеющихся у общества  расчетных счетов, инкассовые поручения были выставлены только к этому счету.

Вместе с тем, поскольку одновременно были приостановлены расходные операции по всем другим счетам налогоплательщика, инспекция считает, что ею были приняты исчерпывающие меры по взысканию недоимки по налогам и пеням за счет денежных средств налогоплательщика, и, так как из - за недостаточности  денежных средств у налогоплательщика они не привели к погашению задолженности, инспекция правомерно перешла к осуществлению следующей процедуры взыскания - обращение взыскания на иное имущество налогоплательщика.

По мнению инспекции, факт недостаточности на счетах  налогоплательщика  денежных средств  подтвердился в процессе рассмотрения спора судом, что  свидетельствует об обоснованности ее действий  по обращению взыскания на иное имущество налогоплательщика и о законности принятия  решения № 916 от 24.09.2008 г. в порядке статьи 47 Налогового кодекса.

Представитель общества с ограниченной ответственностью «Стройтрансгаз - агро» возразил против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение арбитражного суда Курской области законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав пояснения представителей налогового органа и налогоплательщика, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене исходя из следующих обстоятельств.

Как усматривается из материалов дела, обществом «Стройтрангаз - агро» были представлены в налоговый орган налоговые декларации за 2 квартал 2008 г., в том числе: по налогу на имущество организаций с суммой налога, подлежащей уплате в бюджет, в размере 2 751 934 руб., по транспортному налогу с суммой, подлежащей уплате в бюджет - 266 233 руб., по земельному налогу с суммой налога, подлежащей уплате в бюджет - 115 руб.00коп.

Так как в установленные налоговым законодательством сроки указанные суммы налогов не были уплачены налогоплательщиком в бюджет, на суммы имеющейся задолженности инспекцией были начислены пени в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе за несвоевременную уплату налога на имущество организаций -  9 861 руб. 10 коп., транспортного налога - 7 354 руб.49 коп., земельного налога - 24 коп.

В адрес налогоплательщика инспекцией были направлены требование № 42985 от 14.08.2008 г. на уплату 266 233 руб. транспортного налога с организаций, а также 7 354 руб. 49 коп. пени, начисленных за просрочку его уплаты, со сроком исполнения до 04.09.2008 г., и требование № 42986 от 14.08.2008 г. на уплату 73 руб. земельного налога ( с учетом переплаты по данному налогу в сумме 42 руб.) и  24 коп. пени за просрочку его уплаты, 2 751 934 руб. налога на имущество организаций и 9 861 руб. 10 коп. пени за просрочку его уплаты, в срок до 04.09.2008 г.

В связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налоговых платежей в сроки, установленные в требованиях № 42985 от 14.08.2008 г. и № 42986 от 14.08.2008 г., налоговым органом были приняты решения от 15.09.2008 г. № 1340 «О взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации в банках» и № 1339 от 15.09.2008 г. «О взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации в банках».

В соответствии с указанными решениями инспекцией выставлены инкассовые поручения № 3789 от 15.09.2008 г. на сумму 7 354 руб. 49 коп. (пени по транспортному налогу), № 3790 от 15.09.2008 г. на сумму 266 233 руб. 00 коп. (транспортный налог), № 3791 от 15.09.2008 г. на сумму 9 861 руб. 10 коп. (пени по налогу на имущество), № 3792 от 15.09.2008 г. на сумму 2 751 934 руб. (налог на имущество) и № 3793 от 15.09.2008 г. на сумму 0 руб. 24 коп. (пени по земельному налогу) к расчетному счету налогоплательщика № 40702810342000000030, открытому в Курском  филиале ОАО Банк ВТБ.

Для обеспечения исполнения решения о взыскании налогов и пеней за счет денежных средств налогоплательщика  налоговый орган одновременно с решением от 15.09.2008 г. № 1340  принял  решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках:

- в отношении расчетного счета № 40702810432021000145 в Курском филиале ОАО «РОССЕЛЬХОЗБАНК» -  № 2575 от 15.09.2008 г.,

- в отношении расчетного счета № 40702810400090000107 в ОАО «Русь - Банк»   -  № 2577 от 15.09.2008 г.,

- в отношении расчетного счета № 40702810342000000030 в Курском филиале ОАО Банк ВТБ -  № 2578 от 15.09.2008 г.,

- в отношении расчетного счета № 40702810600000000504 в ООО «Первый Чешско - Российский Банк» - № 2579 от 15.09.2008 г.

В связи с недостаточностью денежных средств на расчетном счете общества «Стройтрансгаз - агро» № 40702810342000000030, открытом в Курском  филиале ОАО Банк ВТБ, в порядке статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом было принято решение от 24.09.2008 г. № 916 о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика - организации на общую сумму 3 035 382 руб. 83 ком., в том числе: 3 018 167 руб. налогов (266 233 руб. транспортного налога и  2 7511 934 руб. налога на имущество организаций) и 17 215 руб. 83 коп. пени (7 354 руб. 49 коп. по транспортному налогу,  9 861 руб. 10 коп. по налогу на имущество организаций, 0 руб. 24 коп. по земельному налогу).

При этом действие выставленных инкассовых поручений  к счету № 40702810342000000030 в Курском  филиале ОАО Банк ВТБ было приостановлено решением от 25.09.2008 г. № 1031.

Полагая, что решение от 24.09.2008 г. № 916  принято с нарушением процедуры принудительного взыскания задолженности, установленной налоговым законодательством, и нарушает права и законные интересы налогоплательщика, общество «Стройтрансгаз - агро» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

В обоснование заявленных требований налогоплательщик ссылался на то, что при применении мер взыскания налогов и пеней за счет имущества налоговым органом не были отозваны из банка выставленные им инкассовые поручения на взыскание  тех же сумм налогов и пеней за счет денежных средств налогоплательщика, т.е. имеет место двойное взыскание, а также на то, что ему не были направлены в установленном порядке требования об уплате налогов и решения, принятые на основании статей 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

Рассматривая  заявленные требования, суд отклонил доводы налогоплательщика о применении к нему процедуры  двойного взыскания с налогов и о несоблюдении налоговым органом порядка направления актов, принимаемых в связи с возбуждением процедуры принудительного взыскания задолженностей по налогам и пеням.

В то же время, суд пришел к выводу о том, что налоговым органом полностью не были исчерпаны возможности взыскания задолженности за счет денежных средств налогоплательщика, так как инкассовые поручения  на основании решения, принятого в порядке статьи 47 Налогового кодекса, были выставлены им не ко всем имеющимся у налогоплательщика счетам в банках. Данное обстоятельство явилось основанием удовлетворения требований налогоплательщика.

Суд апелляционной инстанции считает указанный вывод арбитражного суда Курской области не соответствующим фактическим  обстоятельствам дела, а также действующим положениям налогового законодательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно пункту  2 статьи 45 Налогового кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.  Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.

Пеня является на основании статьи 72 Налогового кодекса способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт  3 статьи 75 Налогового кодекса).

Согласно пункту 6 статьи 75 Налогового кодекса  принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса

В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки и  должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок бесспорного взыскания неуплаченных налогов (сборов, пени) с налогоплательщика.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках (пункт 1 статьи 46 Налогового кодекса).

Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 46 Налогового кодекса).

Согласно пунктам 4, 5 статьи 46 Налогового кодекса поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Поручение налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.

Пунктом 7 статьи 46 Налогового кодекса предусмотрено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 Кодекса.

На основании пункта 8 статьи 46 Налогового кодекса при взыскании налога налоговым органом может быть применено в порядке и на условиях, которые установлены статьей 76 настоящего Кодекса, приостановление операций по счетам налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

Порядок осуществления взыскания налога, сбора, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика регламентируется положениями статьи 47 Налогового кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 47 Налогового кодекса в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.

Из анализа приведенных норм следует, что взыскание недоимки с организаций в принудительном порядке представляет систему последовательных обязательных действий налоговых органов, направленных на недопустимость  изъятия имущества должника при наличии иных способов погашения недоимки, в том числе за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.

При этом право налогового органа на обращение взыскания на имущество должника обусловлено недостаточностью или отсутствием денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или отсутствием у налогового органа  информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.

Таким образом, указывая на такой критерий обращения взыскания на иное имущество должника, как недостаточность или отсутствие денежных средств на счетах налогоплательщика, законодатель возлагает на налоговые органы обязанность по выставлению инкассовых поручений не ко всем имеющимся у налогоплательщика счетам, а лишь к тем, денежный остаток или движение денежных средств по которым  предполагает возможность исполнения  выставленных к ним инкассовых поручений.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом области, на  момент принятия налоговым органом  решения об обращении взыскания на денежные средства налогоплательщика от 15.09.2008 г. № 1340 общество с ограниченной ответственностью «Стройтрансгаз - агро» имело следующие открытые в банках  счета:

-   расчетный счет № 40702810400090000107  в Курском филиале ОАО «Русь - Банк»;

-   расчетный счет № 40702810833290100118  в Курском ОСБ № 8596;

-   расчетный счет № 40702810630000000029 в  КБ «Юниаструм банк»;

- расчетный  счет  № 40702810432021000145  в  Курском  филиале  ОАО «РОССЕЛЬХОЗБАНК»;

-   расчетный счет № 40702810600000000504  в ООО «Первый Чешско - Российский Банк»;

- расчетный счет № 40702810342000000030 в Курском  филиале ОАО Банк ВТБ;

-   ссудный  счет  № 45206810332020000145  в  Курском  филиале  ОАО «РОССЕЛЬХОЗБАНК».