• по
Более 46000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 сентября 2008 года  Дело N А35-916/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 22.09.2008 года

Постановление в полном объеме изготовлено 29.09.2008 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Осиповой М.Б.

судей Михайловой Т.Л.,

Сурненкова А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Фефеловой М.Ю.,

при участии:

от ИФНС России по г. Курску: Иванова Ж.В., главный специалист - эксперт юридического отдела, доверенность №04 - 11/115780 от 11.08.2008 действительна до 31.12.2008, удостоверение серии УР №309917, действительно до 31.12.2009; Клевцова Т.И., старший госналогинспектор, доверенность №04 - 11/132855 от 17.09.2008, удостоверение серии УР №308806, действительно до 31.12.2009; Шевцов П.А., специалист 1 разряда, удостоверение серии УР №310025 действительно до 31.12.2009;

от ООО «Курскрегионгаз»: Братякина Л.А., заместитель начальника юридического отдела, доверенность №452 от 24.12.2007 действительна по 31.12.2008, паспорт серии 38 01 №299597 выдан Отделом милиции №7 УВД г. Курска 30.06.2001; Черкашина Л.С., заместитель главного бухгалтера, доверенность №132 от 25.03.2008 действительна по 31.12.2008, паспорт серии 38 01 №411205 выдан ОВД Обоянского района Курской области 25.12.2001.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г. Курску на решение Арбитражного суда Курской области от 25.07.2008 по делу №А35 - 916/08 - С15 (судья Т.В. Кузнецова), по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Курскрегионгаз» к ИФНС России по г. Курску о признании недействительным решения №15 - 11/8 от 01.02.2008г.,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Курская региональная компания по реализации газа» (далее - ООО «Курскрегионгаз», Общество) обратилось в арбитражный суд Курской области с требованием о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску (далее - ИФНС России по г. Курску, Инспекция) № 15 - 11/8 от 01.02.2008 года о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда Курской области от 25.07.2008 года заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение инспекции Федеральной налоговой службы по городу Курску от 1 февраля 2008 года № 15 - 11/8 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

ИФНС России по г. Курску не согласилась с данным решением и обратилась с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося решения и принятии по делу нового судебного акта.

В обоснование апелляционной жалобы Инспекция ссылается на то, что операции по предоставлению Обществом потребителям льготной категории природного газа в рамках предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно - коммунальных услуг в соответствии с Федеральными законами и Указами, которыми также предусмотрено возмещение понесенных расходов от передачи данного товара, не могут быть признаны реализацией, в результате которой возникает объект налогообложения налогом на добавленную стоимость.

В обоснование того, что в данном случае у Общества отсутствуют операции по реализации и , соответственно, объект налогообложения налогом на добавленную стоимость Инспекция ссылается также на то, что Общество получает из местного бюджета возмещение убытков, возникших в связи с предоставлением населению газа по льготным тарифам. Указанное возмещение, по мнению Инспекции, по своему экономическому смыслу не связано с расчетами по оплате поставленных товаров. При этом Инспекция ссылается на положения ст.154 НК РФ ( в редакции, действующей с 01.01.2006 г.), в соответствии с которой суммы субвенций, субсидий, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

Следовательно, по мнению Инспекции, суммы, полученные из бюджета на возмещение убытков от предоставления населению газа по льготным тарифам не включаются в налоговую базу в целях исчисления НДС и не являются объектом налогообложения по НДС, так как их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг).

В связи с указанным, по мнению Инспекции, у Общества отсутствует право на применение соответствующих налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.

Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает на необоснованность доводов Инспекции, считает, что Общество имеет право на налоговые вычеты, поскольку передача газа в полном объеме (в оплачиваемой и в безвозмездно передаваемых частях объема) является операцией по реализации и, соответственно признается объектом налогообложения в целях главы 21 НК РФ.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью «Курскрегионгаз» осуществляет деятельность на основании свидетельства серия 46 № 000231633 о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице и состоит на налоговом учете в ИФНС России по городу Курску.

Инспекцией была проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты, в частности, налога на добавленную стоимость за период 01.08.06 г. по 31.07.07 г., по итогам проверки составлен акт проверки № 15 - 11/64 от 26.12.2007г.

В ходе проведения налоговой проверки Инспекцией было установлено, что Общество в нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ, Кодекс) неправомерно применило налоговые вычеты по НДС. В связи с невозможностью определения по каждому счету - фактуре суммы налога на добавленную стоимость, неправомерно предъявленной к вычету, в соответствии с пунктом 7 статьи 31 Налогового кодекса РФ Инспекцией определена сумма налога расчетным путем.

Всего неправомерно, по мнению Инспекции, возмещено Обществом НДС в сумме 9 171 594,50 руб., в том числе:

за 2006 год (август - 10 008,97 руб., сентябрь - 119 439,04 руб., октябрь - 350 674,24 руб., ноябрь - 1 568 328,83 руб., декабрь - 1 219 144,79 руб.);

за 2007 год (январь - 1 394 505,93 руб., февраль - 1 331 131,03 руб., март - 1 305 395,01 руб., апрель - 1 159 300,35 руб., май - 359 904, 59 руб., июнь - 173 399,79 руб., июль - 180 361,93 руб.).

Неправомерное возмещение Обществом НДС повлекло, по мнению Инспекции, неуплату налога на добавленную стоимость за проверяемый период на общую сумму 9 171 594,50 руб.

Рассмотрев акт выездной налоговой проверки № 15 - 11/64 от 26.12.2007г, возражения Общества, Инспекцией 1 февраля 2008 г. вынесено решение № 15 - 11/8 о привлечении ООО «Курскрегионгаз» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по п.1 ст. 122 Налогового Кодекса РФ в виде штрафа в сумме 1 596 385, 49 руб., доначислен НДС в сумме 9 171 594,50 руб., пени по НДС на сумму 428 796,82 руб.

Общество, полагая, что указанное решение нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходил из следующего.

В соответствии со статьей 143 Кодекса Общество является плательщиком налога на добавленную стоимость.

Операции, признаваемые объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, указаны в п. 1 ст. 146 Кодекса.

Статьей 166 Кодекса определен порядок исчисления налога на добавленную стоимость, сумма которого исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

В силу п. 1 ст. 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов - фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.

Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Согласно статье 173 Кодекса установлено, что сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате налогоплательщиком в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с главой 21 НК РФ.

Статьей 176 Кодекса установлено, что в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.

Как следует из материалов дела, между ООО «Курскрегионгаз» (Регионгаз) и ООО «Межрегионгаз» (Поставщик) был заключен договор поставки газа № К - 5 - 27 - 0030/06 от 16.12.2005 г., предметом которого является поставка Поставщиком газа, добытого ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами в 2006 году Регионгазу для дальнейшей реализации потребителям (покупателям) Курской области в общем объеме по региону в количестве 1848,1 млн.м3. и договор поставки газа № К - 5 - 27 - 0132/07 от 15.12.2006 г., предметом которого является поставка Поставщиком газа, добытого ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами в 2007 году Регионгазу для дальнейшей реализации покупателям (в т.ч. потребителям) Курской области в общем объеме по региону в количестве 1931,0 млн.м.

Сторонами подписаны дополнительные соглашения № 1 от 25.01.2007 г. и № 2 от 16.03.2007 г. к договору поставки газа от 15.12.2006 г № К - 5 - 27 - 0132\07.

Судом установлено и материалами налоговой проверки подтверждается, что в соответствии с договором поставки газа № К - 5 - 27 - 0030\06 от 16.12.2005г. ООО «Межрегионгаз» был поставлен газ в 2006 г. Обществу и оплачен последним по следующим счетам - фактурам: № 3322/06Ф от 31.08.2006 г. на общую сумму 93217 165,49руб., в т.ч. НДС 14 219 567,62 руб., № 3409/06Ф от 31.08.2006 г. на общую сумму 517 588,32 руб., в т.ч. НДС 78 954,15 руб. (снабженческо - сбытовые услуги), № 3844/06Ф от 30.09.2006 г. на общую сумму 129766 401,95 руб., в т.ч. НДС 19794 874,88 руб., № 3920/06Ф от 30.09.2006 г. на общую сумму 731 817,42 руб., в т.ч. НДС 111 633,17 руб. (снабженческо - сбытовые услуги), № 4431/06Ф от 31.10.2006 г. на общую сумму 253 977 774,14 руб., в т.ч. НДС 38 742 372,32 руб., № 4506/06Ф от 31.10.2006 г. на общую сумму 1 451 613,67 руб., в т.ч. НДС 221 432,59 руб. (снабженческо - сбытовые услуги), № 4879/06Ф от 30.11.2006 г. на общую сумму 340 758 525,99 руб., в т.ч. НДС 51 980 114,13 руб., № 4952/06Ф от 30.11.2006 г. на общую сумму 1 950 368,27 руб., в т.ч. НДС 297 513,80 руб. (снабженческо - сбытовые услуги), № 5385/06Ф от 31.12.2006 г. на общую сумму 345 502 742,87 руб., в т.ч. НДС 52 703 808,24 руб., № 5467/06Ф от 31.12.2006 г. на общую сумму 1 982 971,14 руб., в т.ч. НДС 302 487,12 руб. (снабженческо - сбытовые услуги).

В соответствии с договором поставки газа № К - 5 - 27 - 0132\07 от 15.12.2006г., ООО «Межрегионгаз» был поставлен газ в 2007 г. Обществу и оплачен последним по следующим счетам - фактурам: № 355/07Ф от 31.01.2007 г. на общую сумму 380 555 255,66 руб., в т.ч. НДС 58 050 801,71 руб., № 421/07Ф от 31.01.2007 г. на общую сумму 1 945 208,74 руб., в т.ч. НДС 296 726,76 руб. (снабженческо - сбытовые услуги), № 956/07Ф от 28.02.2007 г. на общую сумму 401 946 670,90 руб., в т.ч. НДС 61 313 898,95 руб., № 940/07Ф от 28.02.2007 г. на общую сумму 20 48 857,41 руб., в т.ч. НДС 312 537,57 руб. (снабженческо - сбытовые услуги), № 1413/07Ф от 31.03.2007 г. на общую сумму 310 744 618,84 руб., в т.ч. НДС 47 401 721,52 руб., № 1490/07Ф от 31.03.2007 г. на общую сумму 1 576 166,65 руб., в т.ч. НДС 240 432,20 руб. (снабженческо - сбытовые услуги), № 1965/07Ф от 30.04.2007 г. на общую сумму 221 089 744,52 руб., в т.ч. НДС 33 725 554,25 руб., № 2046/07Ф от 30.04.2007 г. на общую сумму 1 128 320,44 руб., в т.ч. НДС 172 116,68 руб. (снабженческо - сбытовые услуги), № 2544/07Ф от 31.05.2007 г. на общую сумму 121 004 009,88 руб., в т.ч. НДС 18 458 238,80 руб., № 2626/07Ф от 31.05.2007 г. на общую сумму 613 236,18 руб., в т.ч. НДС 93 544,50 руб. (снабженческо - сбытовые услуги), № 3185/07Ф от 30.06.2007 г. на общую сумму 97 523 723,30 руб., в т.ч. НДС 14 876 500,16 руб., № 3195/07Ф от 30.06.2007 г. на общую сумму 470 413,15 руб., в т.ч. НДС 71 757,94 руб. (снабженческо - сбытовые услуги), № 3781/07Ф от 31.07.2007г. на общую сумму 98 054 203,31 руб., в т.ч. НДС 14 957 420,84 руб., № 3864/07Ф от 31.07.2007 г. на общую сумму 476 851,53 руб., в т.ч. НДС 72 740,06 руб. (снабженческо - сбытовые услуги).

Из материалов дела усматривается, что оплаченный Поставщику по вышеуказанным счетам - фактурам НДС в 2006 и 2007 годах был предъявлен Обществом к вычету. Факт оплаты полученного Обществом по вышеуказанным договорам от ООО «Межрегионгаз» газа с НДС подтверждается материалами дела и не оспаривается Инспекцией.

Инспекция посчитала, что Общество, в нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 171 Кодекса, неправомерно применило налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость по вышеназванным счетам - фактурам, поскольку «передача» Обществом населению природного газа не является реализацией.

Поскольку согласно п.п. 9 п.3 ст.39 Налогового кодекса РФ не признаются реализацией товаров (работ, услуг) иные операции в случаях предусмотренных Кодексом, следовательно, по мнению Инспекции, операции по поставке природного газа льготируемой категории граждан, в результате которых Общество получает из местного бюджета возмещение расходов, по своему экономическому смыслу не связанных с расчетами по оплате поставленных товаров, не могут быть отнесены к реализации товаров (работ, услуг), в результате которых возникает объект налогообложения. Из указанного следует, что суммы, полученные из бюджета в возмещение убытков от предоставления населению льгот, не включаются в налоговую базу в целях начисления НДС и не являются объектом налогообложения по НДС, так как их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, предметом договоров № 1 - 31/12 от 19.01.2006 г. и № 77 - 87/12 от 02.02.2007 г., заключенных между ООО «Курскрегионгаз» и Комитетом социального обеспечения Курской области, Комитетом жилищно - коммунального хозяйства Курской области, является возмещение в 2006, 2007 годах Обществом расходов, понесенных в связи с предоставлением мер социальной поддержки по оплате за жилищно - коммунальные услуги, в соответствии с Федеральными законами от 24.11.1995 N 181 - ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 12.01.1995 N 5 - ФЗ "О ветеранах", Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", законодательством о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы и других радиационных катастроф, Законами Курской области "О социальной поддержке лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, и ветеранов труда", "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий" в порядке, утвержденном постановлением Правительства Курской области от 25.05.2005 г. № 77 «О Порядке возмещения расходов, понесенных организациями при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Курской области».

В указанных договорах изложен порядок возмещения расходов по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно - коммунальных услуг, в том числе, обязанности Общества по предоставлению Комитету жилищно - коммунального хозяйства Курской области документов (отчетов, актов сверки, счетов - фактур), обязанности Комитета жилищно - коммунального хозяйства Курской области представлять Комитету социального обеспечения Курской области полученные от Общества документы и платежные поручения для перечисления бюджетных средств на счет Общества.

Из материалов дела усматривается, что Общество выставляло счета - фактуры в адрес Комитета социального обеспечения Курской области на возмещение расходов, понесенных в связи с предоставлением мер социальной поддержки по оплате за жилищно - коммунальные услуги (природный газ) в проверяемом периоде за август, сентябрь, октябрь 2006 года с учетом НДС в том числе: август 2006 года на сумму 1 704 422,61 руб. в т.ч. НДС - 259 733,17 руб., сентябрь 2006 года на сумму 1 863 321,89 руб. в т.ч. НДС - 316 817,41 руб., октябрь 2006 года на сумму 4 694 926,22 руб. в т.ч. НДС - 716 171,06 руб.

Позднее (31.12.2006 г.) Общество выставило счета - фактуры Комитету социального обеспечения Курской области, в которых произведена корректировочная запись ранее выставленных сумм НДС, в том числе: август 2006 года на сумму 1 444 689,44 руб. без НДС, сентябрь 2006 года на сумму 1 546 504,48 руб. без НДС, октябрь 2006 года на сумму 3 978 755,16 руб. без НДС, ноябрь 2006 года на сумму 16 500 581,32 руб. без НДС, декабрь 2006 года на сумму 15 036 514,07 руб. без НДС.

Всего за 2006 г. выставлено счетов - фактур без НДС на сумму 38507044,47 руб.

В 2007 г. Общество также выставляло счета - фактуры в адрес Комитета социального обеспечения Курской области на возмещение расходов, понесенных в связи с предоставлением мер социальной поддержки по оплате за жилищно - коммунальные услуги (природный газ) без учета НДС на суммы: январь 2007 г. - 13811276,42 руб., февраль 2007 г . - 14351876,21 руб., март 2007 г. - 16004125,04 руб., апрель 2007 г. - 14210444,87 руб., май 2007 г. - 5 068 797,21 руб., июнь 2007 г. - 2 656 093,07 руб., июль 2007 г. - 2 514 716,93 руб.

Всего за 2007 г. выставлено счетов - фактур без НДС на сумму 68617329,75 руб.

Природный газ, в отношении которого Обществом был заявлен налоговый вычет, использовался Обществом для реализации в рамках договоров купли - продажи газа категориям населения Курской области, для которых законодательством предусмотрена система мер социальной поддержки.

Так, согласно п.п.9 п.1 ст.14 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5 - ФЗ инвалидам войны в качестве меры социальной поддержки предусмотрена оплата газа в размере 50 процентов.

В соответствии с пп. "б" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.92 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" установлена скидка в размере не ниже 30% от установленной платы за пользование газом.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 2 Закона Курской области "О социальной поддержке лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, и ветеранов труда" ветеранам труда в качестве меры социальной поддержки предусмотрена оплата газа в размере 50 процентов.

В соответствии с пп.8 п. 2 ст. 1 Закона Курской области "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий" лицам, подвергшимся политическим репрессиям в качестве меры социальной поддержки предусмотрена оплата газа в размере 50 процентов.

Газ по льготным тарифам реализовывался также в соответствии со ст.14 Закона РФ № 1244 - 1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» , Федеральным законом от 26.11.1998 г. № 175 - ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 2 - ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на семипалатинском полигоне», Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Материалами дела подтверждается, что покупателями оплачивалось 50 процентов потребленного газа (50% объема газа) по регулируемой цене в соответствии с абзацем 2 п.1 ст.424 Гражданского кодекса РФ, а не весь потребленный газ по сниженной до 50 % цене газа.

Остальные 50 процентов потребленного газа передаются Обществом в собственность покупателя без оплаты - безвозмездно.

Указанные обстоятельства Инспекцией не оспорены, доказательств обратного не представлено.

Судом первой инстанции обоснованно признан несостоятельным вывод Инспекции о том, что операции по поставке природного газа льготируемой категории граждан, в результате которых Общество получает из местного бюджета возмещение расходов, по своему экономическому смыслу не связанных с расчетами по оплате поставленных товаров, не могут быть отнесены к реализации товаров (работ, услуг), в результате которых возникает объект налогообложения. В связи с этим суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылку Инспекции на п.2 ст.146 Кодекса, предусматривающий, что в целях настоящей главы не признаются объектом налогообложения операции, указанные в п.3 ст.39 Кодекса, а также на п.п.9 п.3 ст.39 Кодекса.

Согласно п.1 ст.38 Кодекса объект налогообложения - реализация товаров (работ услуг), с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Кодекса и с учетом положений данной статьи.

В силу п.1 ст.39 Кодекса реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

В соответствии с абз. 2 п.п.1 п.1 ст.146 Кодекса в целях главы 21 «Налог на добавленную стоимость» передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

В соответствии с п.2 ст.154 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

Из вышеизложенных норм следует, что отсутствие необходимости учитывать при определении налоговой базы определенные суммы, полученные налогоплательщиком в связи с совершением рассматриваемых хозяйственных операций, не свидетельствует о том, что у налогоплательщика отсутствует объект налогообложения в связи с совершением данных хозяйственных операций.

При этом, суд первой инстанции обоснованно указал, что статья 154 Налогового кодекса РФ, на которую ссылается Инспекция, не устанавливает перечень необлагаемых НДС операций, а лишь определяет налоговую базу в отношении облагаемых налогом операций. При реализации объема газа, переданного покупателю на безвозмездной основе, налоговая база определяется согласно п.2 ст.154 Налогового кодекса РФ.

С учетом указанных норм при реализации объема газа, переданного покупателю на возмездной основе, налоговая база определяется согласно п.1 ст.154 Кодекса, а при реализации объема газа покупателю на безвозмездной основе, налоговая база определяется согласно п.2 ст.154 Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 настоящего Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты.

Согласно п.2 ст. 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении: 1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; 2)товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Условия предъявления налога на добавленную стоимость к вычету определены п.1 ст.172 Кодекса, согласно которому налоговые вычеты, предусмотренные ст.171 Кодекса, производятся на основании счетов - фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих принятие на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Каких - либо ограничений права на предъявление сумм налога на добавленную стоимость к вычету для налогоплательщиков, реализующих товары (работы, услуги) по регулируемым ценам и получающим в связи с этим возмещение расходов, понесенных в связи с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно - коммунальных услуг, Налоговым кодексом РФ не предусмотрено.

Таким образом, в соответствии с п.п.1 п.2 ст.171 Кодекса в проверяемом периоде Обществом правомерно предъявлен к вычету исчисленные в установленном законом порядке суммы налога на добавленную стоимость.

В связи с тем, что природный газ был приобретен Обществом у ООО «Межрегионгаз» для осуществления налогооблагаемой операции - реализации населению, то Общество правомерно, в соответствии с п.п.1 п.2 ст.171 Кодекса в проверяемом периоде предъявило к вычету НДС в спорной сумме.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела в отношении 50 процентов потребленного газа, переданного Обществом в собственность покупателя без оплаты - безвозмездно, по которому Обществом получено из местного бюджета возмещение расходов, налоговая база определена Обществом как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Разница, возникающая у налогоплательщика в результате превышения сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг), над суммами налога, начисленными при реализации населению по государственным регулируемым ценам (тарифам) или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, подлежит возмещению в порядке и на условиях, предусмотренных ст.176 Кодекса (Письмо МНС РФ от 16.02.2004 г. № 02 - 3 - 07/21).

В соответствии с письмами Минфина РФ от 01.11.2006 г. № 03 - 04 - 11/201, Федеральной налоговой службы от 03.10.2005 г. № ММ - 6 - 03/811 суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам на основании п.2 ст.171 Кодекса принимаются к вычету в общеустановленном порядке.

В соответствии с правовой позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. п. 1, 2 постановления № 53 от 12.10.2006 г. «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды», судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.

Под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежаще оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если Инспекцией не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

Налоговая выгода также не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или экономической деятельности.

Таким образом, инспекция должна представить сведения, бесспорно подтверждающие, что действия налогоплательщика не имели экономического обоснования, направлены исключительно на искусственное создание условий для возмещения налога из бюджета и, следовательно, являются недобросовестными.

ИФНС России по г. Курску в оспариваемом решении не были указаны иные оснований для отказа Обществу в применении налоговых вычетов, кроме вышеперечисленных.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Общество правомерно применил налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость, в связи с чем, признал необоснованным доначисление Обществу налога на добавленную стоимость в сумме 9 171 594,50 руб., пени и штрафа.

Инспекцией не представлено доказательств наличия у Общества задолженности по налогу на добавленную стоимость в сумме 9 171 594,50 рублей или доказательств отсутствия у Общества права на налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость в указанной сумме.

На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно признал решение ИФНС России по г. Курску № 15 - 11/8 от 01.02.2008 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия Инспекцией оспариваемого акта, возлагается на этот орган.

Частью 5 ст. 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В нарушение указанных норм Инспекцией не представлено надлежащих доказательств законности принятого ненормативного акта.

Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании Инспекцией положений ст.ст.39, 146, 154, 171 Налогового кодекса РФ.

Ссылки Инспекции на постановление ФАС Центрального округа от 30.03.2007 г. по делу № А35 - 651/06 - 23 также подлежат отклонению, поскольку характер расходов предприятия, связанных с предоставлением мер социальной поддержки населению по оплате жилищно - коммунальных услуг, не имеет правового значения при разрешении вопроса об осуществлении либо не осуществлении конкретным налогоплательщиком операций, являющихся объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. Как указано выше, размер и характер возмещения данных расходов влияет лишь на порядок исчисления налоговой базы (ст.154 НК РФ) и не может свидетельствовать об отсутствии операций по реализации товаров, работ, услуг.

В рассматриваемом случае Инспекцией в ходе проверки нарушений, связанных с занижением налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, не устанавливалось.

Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.

Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенной значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Курской области от 25.07.2008 по делу № А35 - 916/08 - С15 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску без удовлетворения.

В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина, уплаченная при подаче апелляционной жалобы, возврату не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Курской области от 25.07.2008 по делу № А35 - 916/08 - С15 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.

     Председательствующий
    М.Б. Осипова

     Судьи
   Т.Л. Михайлова

     А.А. Сурненков

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А35-916/2008
Принявший орган: Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 29 сентября 2008

Поиск в тексте