ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 декабря 2009 года  Дело N А35-9291/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2009 года

Постановление в полном объеме изготовлено 16 декабря 2009 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Осиповой М.Б.,

судей  Ольшанской Н.А.,

Свиридовой С.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Фефеловой М.Ю.

при участии:

от Гаражно - строительного кооператива № 23: представитель не явился, надлежаще извещен,

от Инспекции ФНС России по г. Курску: представитель не явился, надлежаще извещена,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Гаражно - строительного кооператива № 23 на решение Арбитражного суда Курской области от 11.06.2009 по делу № А35 - 9291/08 - С21 (судья Ольховиков А.Н.) по заявлению Гаражно - строительного кооператива №23 к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску,

УСТАНОВИЛ:

Гаражно - строительный кооператив №23 (далее - ГСК №23, кооператив) обратился в Арбитражный суд Курской области с заявлением  о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску (далее - ИФНС России по г. Курску, Инспекция), выразившихся в наложении на заявителя обязанностей налогового агента по исчислению земельного налога членам Гаражно - строительного кооператива №23 и его взиманию с них, а также об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску исчислять земельный налог физическим лицам членам Гаражно - строительного кооператива №23 и вручать им уведомления в порядке установленном законом (с учетом уточнения).

Решением Арбитражного суда Курской области 11.06.2009 в удовлетворении заявленных требований Гаражно - строительного кооператива №23 отказано.

ГСК №23, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Курской области от 11.06.2009 и принять по делу новый судебный акт.

Из содержания апелляционной жалобы ГСК №23 следует, что, по мнению заявителя апелляционной жалобы, плательщиками земельного налога за участок, на котором расположены гаражи - стоянки, принадлежащие членам кооператива на праве собственности, являются члены кооператива. Сам кооператив плательщиком земельного налога признан быть не может в силу того, что кооперативом не использует данный земельный участок для своих нужд.

ГСК № 23 указывает на то, что Инспекцией не представлено сведений о наличии в пользовании у организации доли в объекте налогообложения; кроме того, судом первой инстанции не принят во внимание правовой режим использования земельного участка.

Также кооператив ссылается на нарушение судом первой инстанции процессуальных норм, выразившееся в том, что суд разрешил вопрос о правах членов кооператива, не привлеченных к участию в деле.

Кроме того, нарушение норм процессуального права кооператив усматривает в том, что протоколы судебного заседания суда первой инстанции носят формальный характер и не соответствуют требованиям ст. 155 АПК РФ, что, по мнению кооператива, привело к принятию судом неправильного решения.

Кроме того, в заявлении ГСК №23 от 03.12.2009 г. кооператив просит признать физических лиц, членов ГСК - 23 налогоплательщиками земельного налога за всю площадь земельного участка кадастровый номер 46:29:102042:8 в соответствии с долями, находящимися у них в фактическом землепользовании и на этом основании урегулировать в пользу бюджета разногласия с налоговыми органами по г.Курску и Курской области по порядку исчисления и уплате земельного налога непосредственно в бюджет надлежащими лицами с учетом льгот предоставленных им законом.

Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.

В материалах дела имеется заявление Гаражно - строительного кооператива № 23 о рассмотрении дела в отсутствие представителя кооператива.

На основании ст. ст. 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривалось в отсутствие представителей ГСК №23 и Инспекции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции отмене или изменению не подлежит.

Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования и праве пожизненного наследуемого владения.

В силу пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.

Земельный налог на территории города Курска установлен решением Курского городского собрания от 25.11.2005 г. №172 - 3 - РС «Об установление на территории муниципального образования «Город Курск» земельного налога», вступившем в законную силу 01.01.2006 г.

Статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежит обязательной государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 122 - ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

На основании п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Таким образом, основанием для взимания земельного налога является правоустанавливающий документ на земельный участок.

Статья 4 Федерального закона № 122 - ФЗ от 21.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» устанавливает обязанность государственной регистрации прав собственности и других вещных прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе в отношении земельных участков. Следовательно, обязанность по уплате земельного налога возникает с момента государственной регистрации права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения на земельные участки.

В силу  пункта 1 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона № 122 - ФЗ от 21.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации.

Из пункта 9 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что  государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в реестре.

Исходя из вышеизложенного и  на основании пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.

Указанная правовая позиция отражена в п.4  постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 г. № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» ( далее - постановление Пленума ВАС РФ № 54).

Судом апелляционной инстанции учтено также, что в соответствии со ст.20 Земельного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Однако п.3 указанной нормы установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.

При этом, в соответствии с п. 3 постановления Пленума ВАС РФ № 43  при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога, судам следует учитывать, что плательщиками данного налога являются также лица, хотя и не упомянутые в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации среди возможных обладателей права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, однако на основании пункта 3 этой статьи сохраняющие указанное право, возникшее до введения в действие названного Кодекса.

Как следует из материалов дела, 13.11.1981 г. на основании решения исполнительного комитета Курского городского Совета народных депутатов № 464 Гаражно - строительному кооперативу №23 был отведен земельный участок по ул. К.Маркса под строительство 38 боксов.

Решением исполнительного комитета Курского городского Совета народных депутатов №109 от 21.04.1989 г. за ГСК №23 на праве бессрочного пользования закреплен земельный участок площадью 1,21 га для размещения гаражей индивидуального пользования (120 боксов), о чем ему был выдан Государственный акт на право пользование землей А - I №087192.

В соответствии с постановлением Администрации города Курска №9 от 21.06.1999 г. были внесены изменения в решение Исполнительного комитета Курского городского Совета народных депутатов №109 от 21.04.1989 г.: размер площади переданного земельного участка (1,21 га), ранее указанный в данном решении, был увеличен до 1,4575 га.

Указанному земельному участку присвоен кадастровый номер 46:29:02:042:0009.

Согласно имеющимся в материалах дела  кадастровым выпискам о земельном участке (выписки из государственного кадастра недвижимости) и кадастровым паспортам указанный земельный участок поставлен на  государственный кадастровый учет за номером 46:29:102042:8 (предыдущий кадастровый номер - 46:29:02:042:0009).

Таким образом,  материалами дела подтверждается , что кооператив является плательщиком земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 46:29:102042:8, поскольку указанный земельный участок предоставлено кооперативу на праве постоянного ( бессрочного) пользования до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, которое  в силу ст.20 ЗК РФ сохраняется за кооперативом.

Следовательно, именно кооператив является плательщиком земельного налога в отношении спорного земельного участка как субъект соответствующего права.

Доводы апелляционной жалобы о том, что плательщиками земельного налога являются физические лица - владельцы гаражей (члены ГСК №23), отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, материалы дела не содержат надлежащих доказательств, подтверждающие возникновение у них права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Представленные кооперативом к апелляционной жалобе свидетельства о государственной регистрации права подтверждают факт регистрации права физических лиц на гаражи, поименованные в свидетельствах.

Из представленных кооперативом документов не следует, что за указанными физическими лицами зарегистрировано право собственности на землю.

Судом апелляционной инстанции также учтено, что действующим законодательством установлен порядок переоформления прав постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.

Так , в  соответствии с  ст.3. Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137 - ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» право постоянного ( бессрочного) пользования на землю подлежит переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2.1 настоящей статьи установлено, что переоформление гаражными потребительскими кооперативами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, и сроком не ограничивается.

Согласно п.5 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Таким образом, до момента государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками (или вступления в силу актов, подтверждающих прекращение права постоянного (бессрочного) пользования) плательщиком земельного налога является кооператив, как субъект соответствующего права.

Поскольку материалами дела подтверждается наличие права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком у ГСК №23, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ГСК № 23 является плательщиком земельного налога в отношении земельного участка расположенного в г. Курске по ул. К.Маркса площадью 1,4575 га. и обязан был исчислять и уплачивать земельный налог в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами соответствующего муниципального образования.

При этом, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, которые бы свидетельствовали о возникновении у ГСК №23 обязанности по уплате арендной платы за спорный земельный участок.

Также суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие в материалах дела доказательства того, что у членов кооператива зарегистрированы ( переоформлены ) в установленном порядке права на земельный участок, и, соответственно, возникли обстоятельства, с которыми законодательство связывает возникновение обязанности по уплате земельного налога у физических лиц - членов ГСК.

Кооперативом указанные доказательства не представлены.

Доводы апелляционной жалобы кооператива о том, что указав на отсутствие вышеизложенных доказательств, суд первой инстанции разрешил вопрос о правах членов ГСК № 23, судом апелляционной инстанции отклоняются поскольку  не соответствуют действительности и основаны на неверном толковании кооперативом выводов суда первой инстанции.

Из обжалуемого решения Арбитражного суда Курской области не следует , что оно  содержит какие - либо конкретные выводы о правах либо обязанностях членов кооператива.

Судом апелляционной инстанции учтено также , что согласно п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога"  объект налогообложения земельным налогом возникнет только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован.

О формировании спорного земельного участка в соответствии с установленным порядком свидетельствует представленные  по запросу суда апелляционной инстанции Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Курской области кадастровая выписка о земельном участке (выписка из государственного кадастра недвижимости), а также  план земельного участка № 4629/204/09 - 1926 с отраженными в нем точками границ, имеющиеся сведения о которых позволяют однозначно определить их положение на местности.

Согласно представленным пояснениям и документам, земельный участок, расположенный по адресу: г. Курск, между ул. Карла Маркса и пр. Светлый с кадастровым номером 46:29:1020042:8 (равнозначен кадастровому номеру 46:29:1020042:0008), был поставлен на государственный кадастровый учет на основании Акта приема - передачи инвентаризационной описи по ранее учтенным земельным участкам в кадастровом квартале  46:29:1020042 № 437 от 11.06.2002 г.

Факт формирования земельного участка в соответствии с требованиями законодательства, а также его параметры и кадастровая стоимость кооперативом не оспариваются, что следует из пояснений, представленных суду апелляционной инстанции.

В пункте 3 статьи 391 НК РФ установлено, что налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 статьи 396 НК РФ (пункт 1 статьи 396 НК РФ).

Налоговым периодом признается календарный год ( п. 1 ст. 393 НК РФ). Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года ( п. 2 ст. 393 НК РФ).

Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (ст. 397 НК РФ).