ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 октября 2008 года  Дело N А36-1406/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 29.09.2008 года

Постановление в полном объеме изготовлено 14.10.2008 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи   Осиповой М.Б.

судей   Михайловой Т.Л.,

Сурненкова А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,

при участии:

от ОАО «Липецкоблгаз»:  Мордовкин А.В. -   представитель по доверенности № 01 - 110 от 07.0 - 5.2008 , паспорт серия 42 02  № 400705 выдан Советским отделом милиции УВД г.Липецка 08.04.2002;

от ИФНС России по Октябрьскому району г.Липецка: Максимова Е.Ф. - зам.начальника отдела налогового аудита, по доверенности от 27.05.2007 № 04 - 07/05968, удостоверение серия УР № 313476; Мешкова Н.Н. - зам.начальника отдела выездных проверок по доверенности от 29.09.2008  № 14 - 07/10422, удостоверение серия УР № 313774.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по Октябрьскому району г. Липецка на решение  Арбитражного суда Липецкой области от 09.07.2008 по делу №А36 - 1406/2008 (судья Тонких Л.С.) по заявлению открытого акционерного общества «Липецкоблгаз» к ИФНС России по Октябрьскому району г. Липецка о признании частично незаконным решения № 2006дсп от 30.04.2008г.,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество по газификации и эксплуатации газового хозяйства Липецкой области «Липецкоблгаз» (далее - ОАО «Липецкоблгаз», Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Липецка (далее ИФНС России по Октябрьскому району г. Липецка, Инспекция) о признании частично недействительным (незаконным) решения № 2006дсп от 30.04.2008 г. в части привлечения Общества к налоговой ответственности в виде штрафа по п.1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) по ЕСН в сумме 361 349 руб., по НДС - 627 401 руб., по налогу на прибыль - 11 717 руб., по ЕНВД - 59 628 руб., по ст. 123 НК РФ за неперечисление НДС как налоговым агентом - в размере 222 712 руб., по п. 2 ст. 27 Федерального закона РФ от 15.12.2001 г. № 167 - ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" за неполную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде штрафа в сумме 151 264 руб.;

начисления пени за несвоевременную уплату налогов: ЕСН - 342 053 руб., НДС - 1 669 199 руб., НДС (налоговый агент) - 10 913 руб., налог на прибыль в федеральный бюджет - 440 руб., налог на прибыль в территориальный бюджет - 4 193 руб., ЕНВД - 69 807 руб., за несвоевременное перечисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 115 053 руб.,

предложения уплатить недоимку по налогам, в том числе: ЕСН - в сумме 2 885 657 руб., НДС - 7 253 656 руб., налог на прибыль за 2005 г. - 53 466 руб., за 2006 г. - 26 880 руб., ЕНВД - 419 532 руб., недоимку по  страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - 1 578 244 руб.

Определением Арбитражного суда Липецкой области от 04.06.2008г. требования в части привлечения Общества к налоговой ответственности в виде штрафа по п.1 ст. 122 НК РФ по НДС в размере 627 401 руб., по ст. 123 НК РФ за неперечисление НДС как налоговым агентом  в сумме 222 712 руб., начисления пени за несвоевременную уплату НДС в сумме 1 669 199 руб., НДС (налоговый агент) в сумме 10 913 руб., предложения уплатить НДС в сумме 7 253 656 руб., из данного дела выделены в отдельное производство с присвоением ему номера А36 - 1578/2008.;

требования в части в части привлечения Общества к налоговой ответственности в виде штрафа п.1 ст. 122 НК РФ по налогу на прибыль в размере 11 717, начисления пени за несвоевременную уплату налога на прибыль в федеральный бюджет в сумме 440 руб., налога на прибыль в территориальный бюджет в сумме 4 193 руб., предложения уплатить недоимку по налогу на прибыль за 2005 г. - 53 466 руб., за 2006 г. - 26 880 руб., из данного дела выделены в отдельное производство с присвоением ему номера А36 - 1579/2008.;

требования в части привлечения Общества к налоговой ответственности в виде штрафа по п.1 ст. 122 НК РФ по ЕНВД в размере 59 628 руб., начисления пени за несвоевременную уплату ЕНВД в сумме 69 807 руб., предложения уплатить недоимку по ЕНВД в сумме 419 532 руб. из данного дела выделены в отдельное производство с присвоением ему номера А36 - 1580/2008.

Предметом рассмотрения данного дела является требование Общества о признании недействительным (незаконным) решения ИФНС России по Октябрьскому району г.Липецка от 30.04.2008г. № 2006дсп в части:

1) привлечения Общества к налоговой ответственности в виде штрафа за неполную уплату единого социального налога в размере 361 349 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 151 264 руб.;

2) начисления пени за несвоевременную уплату ЕСН - в размере 342 053 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - в размере 115 053 руб.;

3) предложения Обществу уплатить недоимку ЕСН - в сумме 2 885 657 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - в сумме 1 578 244 руб.

Решением Арбитражного суда Липецкой области от 09.07.2008 года заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным 30.04.2008г. № 2006дсп «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части:

привлечения ОАО «Липецкоблгаз» к налоговой ответственности по п.1 ст.122 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ, Кодекс) за неполную уплату ЕСН в виде штрафа в размере 361 349 руб., в том числе: ЕСН в федеральный бюджет - 284 449 руб., ЕСН в фонд социального страхования - 37 944 руб., ЕСН в федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 11 752 руб., ЕСН в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 27 204 руб.;

по п. 2 ст. 27 Федерального закона РФ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" за неполную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде штрафа в размере 151 264 руб., в том числе: на страховую часть - 140 081 руб., на накопительную часть - 11 183 руб.;

начисления пени за несвоевременную уплату ЕСН в сумме 342 053 руб., в том числе: ЕСН в федеральный бюджет - 285 211 руб., ЕСН в фонд социального страхования - 25 355 руб., ЕСН в федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 10 085 руб., ЕСН в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 21 402 руб.;

начисления пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 115 053 руб., в том числе: на страховую часть - 107 557 руб., на накопительную часть - 7 496 руб.;

предложения уплатить единый социальный налог в сумме 2 885 657 руб., в том числе: ЕСН в федеральный бюджет - 2 222 472 руб., ЕСН в фонд социального страхования - 336 609 руб., ЕСН в федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 108 697 руб., ЕСН в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 217 879 руб.;

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 1 578 244 руб., в том числе: на страховую часть - 1 464 367 руб., на накопительную часть - 113 877 руб.

ИФНС России по Октябрьскому району г. Липецка не согласилась с данным решением и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение Арбитражного суда Липецкой области от 09.07.08 г. и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ОАО «Липецкоблгаз».

В обоснование апелляционной жалобы Инспекция ссылается на то, что взносы в НПФ «Газификация» не соответствуют критериям, указанным в пп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ, поэтому не могут быть выведены из объекта налогообложения ЕСН.

Также, по мнению Инспекции,  независимо от того, на какой счет (именной пенсионный счет участника или солидарный счет Вкладчика) перечисляются взносы, учет Обществом ведется по каждому работнику отдельно, и, следовательно, суммы страховых взносов, перечисленных Обществом в НПФ «Газификация» за своих работников, в соответствии с п. 16 ст.255 и п. 25 ст. 270 НК РФ должны учитываться в составе расходов на оплату труда, и в соответствии с п. 1 ст. 237 НК РФ такие выплаты должны облагаться ЕСН.

Также Инспекция считает, что суд первой инстанции не дал оценки тому, что списки, представлялись НПФ «Газификация» и утверждались генеральным директором ОАО «Липецкоблгаз» с указанием конкретных работников и сумм начисленных пенсионных взносов по данным работников, что, по мнению Инспекции, свидетельствует о том, что расчет сумм пенсионных взносов по конкретным участникам производил НПФ «Газификация», а не ОАО «Липецкоблгаз»; указывает, что даже если страховые взносы перечислены одной суммой на солидарный пенсионный счет организации, открытый в НПФ, ЕСН также начисляется, так как Кодексом установлено, что налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по  каждому физическому лицу, в пользу которого осуществляется выплаты.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, по результатам проведенной выездной  налоговой проверки ОАО «Липецкоблгаз» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, в том числе единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2005г. по 31.12.2006г. составлен акт № 15 от 29.02.2008г. (л.д. 37 - 243 - т.1).

30.04.2008г. Инспекцией принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (л.д. 8 - 166 - т.2), которым ОАО «Липецкоблгаз» привлечено к налоговой ответственности по п.1 ст. 122 НК РФ по ЕСН в сумме 361 349 руб., по НДС - 627 401 руб., по налогу на прибыль - 11 717, по ЕНВД - 59 628 руб., по ст. 123 НКРФ за неперечисление НДС как налоговым агентом - в размере 222 712 руб., по п. 2 ст. 27 Федерального закона РФ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" за неполную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде штрафа в сумме 151 264 руб.; по транспортному налог за 2006 г. - 150 руб., по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля - 50 руб.;

начислены пени за несвоевременную уплату налогов: ЕСН - 342 053 руб., НДС - 1 669 199 руб., НДС (налоговый агент) - 10 913 руб., налог на прибыль в федеральный бюджет - 440 руб., налог на прибыль в территориальный бюджет - 4 193 руб., ЕНВД - 69 807 руб., за несвоевременное перечисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 115 053 руб., транспортный налог - 109,6 руб., НДФЛ - 6 470 руб.;

предложено уплатить недоимку в сумме 12 513 050 руб., в том числе ЕСН - в сумме 2 885 657 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - 1 578 244 руб., НДС - 7 548 070 руб., налог на прибыль за 2005 г. - 53 466 руб., за 2006 г. - 26 880 руб., ЕНВД - 419 532 руб., транспортный налог - 750 руб., налог на землю за 2005 г. - 453 руб.

предложено уменьшить НДС, исчисленный в завышенных размерах в сумме 66 384 руб.

Основанием доначисления ЕСН и страховых взносов, начисления пени и привлечения к ответственности по ЕСН и страховым взносам послужил вывод Инспекции о невключении Обществом в нарушение требований п.1 ст.237 НК РФ в налогооблагаемую базу по единому социальному налогу сумм перечисленных взносов в негосударственный пенсионный фонд «Газификация» (далее - НПФ «Газификация», Фонд) в пользу участников (сотрудников ОАО «Липецкоблгаз»), что повлекло занижение налоговой базы по ЕСН и привело к неуплате данного налога.

При этом, согласно решения Инспекции, суммы перечисленных Обществом в негосударственный пенсионный фонд взносов не соответствуют критериям, установленным п.п.7 п.1 ст.238 НК РФ.

Кроме того, в решении Инспекция указала на то, что указанные суммы, в силу п.16 ст.255 НК РФ подлежат отнесению в состав расходов на оплату труда, учитываемых в целях налогообложения налогом на прибыль. В связи с указанным спорные суммы и в силу п.3 ст.236 НК РФ спорные суммы перечислений в негосударственный пенсионный фонд являются объектом налогообложения единым социальным налогом.

В связи с тем, что в силу ст.10 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и единый социальный налог имеют одинаковые объекты налогообложения и налоговую базу, вышеуказанные нарушения привели также к занижению налоговой базы для расчета страховых взносов, и, соответственно, к неуплате страховых взносов.

Не согласившись с решением № 2006дсп от 30.04.2008г. в части доначисления ЕСН и страховых взносов, начисления пени и привлечения к ответственности по ЕСН и страховым взносам, ОАО «Липецкоблгаз» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем пп. 1 п. 1 ст. 235 Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско - правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

В соответствии с п. 1 ст. 237 НК РФ при определении налоговой базы единого социального налога учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в пп. 7 п. 1 ст. 238 Кодекса).

В силу пп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Как следует  из материалов дела, Обществом заключен договор с Негосударственным пенсионным фондом «Газификация» о негосударственном пенсионном обеспечении, согласно которому Общество (вкладчик) обязуется перечислять в Фонд в пользу участников (сотрудников ОАО «Липецкоблгаз») пенсионные взносы в размерах, порядке и в сроки, установленные договором (л.д. 140 - 143 - т.5).

Федеральным законом от 07.05.1998 г. № 75 - ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" установлено, что НПФ являются особой организационно - правовой формой некоммерческой организации социального обеспечения, исключительный вид деятельности которой - негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с его вкладчиками в пользу участников фонда.

Основной целью перечисления пенсионных взносов на солидарный счет является формирование солидарного фонда пенсионных накоплений вкладчика, за счет которого Фонд будет осуществлять дополнительные пенсионные выплаты в пользу работников.

Таким образом, условия договора о негосударственном пенсионном обеспечении от 05.01.2001 г. № 343, заключенного между ОАО "Липецкоблгаз" и негосударственным пенсионным фондом "Газификация", не соответствуют критериям, установленным пп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ.

Однако изложенное не означает, что взносы в негосударственный пенсионный фонд во всех остальных случаях создают объект налогообложения по единому социальному налогу.

В соответствии с п.3 ст.236 НК РФ указанные в пункте 1 данной статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся), не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков - организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Действующее законодательство не предоставляет организациям права самостоятельно решать, включать или нет в расходы на оплату труда те или иные выплаты. В связи с этим с целью проверки обоснованности невключения Обществом в состав расходов на оплату труда выплат, осуществленных на солидарный счет НПФ «Газификация», суд первой инстанции обоснованно  руководствовался положениями ст.255 НК РФ.

Как следует из п.16 ст.255 НК РФ, к расходам на оплату труда в целях обложения налогом на прибыль относятся суммы платежей (взносов) работодателей по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным в пользу работников с негосударственными пенсионными фондами, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации. В случаях негосударственного пенсионного обеспечения указанные суммы относятся к расходам на оплату труда по договорам негосударственного пенсионного обеспечения при условии применения пенсионной схемы, предусматривающей учет пенсионных взносов на именных счетах участников негосударственных пенсионных фондов. При этом договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее пяти лет.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что для отнесения взносов в негосударственные пенсионные фонды к расходам на оплату труда, уменьшающим налогооблагаемую прибыль, необходима совокупность условий:

1) учет пенсионных взносов должен производиться на именных счетах участников НПФ;

2) договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее пяти лет.

Согласно п.1.2 договора № 343 от 05.01.2001 Фонд принимает на себя обязательства при наступлении пенсионных оснований у участников выплачивать последним негосударственные пенсии на условиях договора в соответствии с пенсионной схемой № 5 (см. л.д. 140 - т.5), а с 10.06.2005г. - в соответствии с пенсионной схемой № 2 (см. дополнительное соглашение № 26 от 10.06.2005г., справку НПФ «Газификация» от 06.03.2008г. № 33 - л.д. 146 - т.5).

В соответствии с Правилами НПФ «Газификация», утвержденными решением Совета НПФ от 13.03.2000г. № 49, и та, и другая схемы предусматривают перечисление пенсионных взносов вкладчиком - работодателем на расчетный счет фонда, учет этих средств фондом на солидарном пенсионном счете; учет пенсионных взносов, полученных непосредственно от вкладчика - физического лица, на его именном лицевом счете; перераспределение средств с солидарного счета на именной счет только по распоряжению вкладчика - работодателя и при наступлении соответствующих пенсионных оснований, выплату пенсий участнику фонда сроком от 3 до 15 лет (л.д. 74 - 99 - т.6). Между тем Дополнительное соглашение № 24 - 1 к договору от 05.01.2001г. № 343 о негосударственном пенсионном обеспечении предусматривает выплату пенсий до исчерпания средств на именном пенсионном счете участника не менее пяти лет (л.д. 1 - т.8). Аналогичное положение содержится и в Положении о негосударственном пенсионном обеспечении сотрудников ОАО «Липецкоблгаз», утв. 10.08.2005г., на выплату пенсий сотрудникам Общества (п.6.6 - л.д. 107 - 113 - т.8).

Материалами дела подтверждается, что осуществление перечислений взносов и их учет осуществлялись в полном соответствии с названными схемами (платежные поручения от 14.11.2006г. № 3924, от 12.12.2006г. № 4316, от 18.12.2006г. № 4373, от 24.02.2005г. № 404, от 27.06.2005г. № 1682, от 21.07.2005г. № 1959, от 27.09.2005г. № 2755, от 14.11.2005г. № 3396, от 21.11.2005г. № 3503, от 07.02.2006г. № 377, от 20.02.2006г. № 481, от 22.05.2006г. № 1541, от 21.06.2006г. № 2017, от 21.09.2006г. № 3210, от 04.10.2006г. № 3357, списки участников, расчет суммы пенсионного взноса к перечислению на солидарный счет - л.д. 1 - 73 - т.6, т.9, л.д. 1 - 100 - т.10). Перечисление денежных средств на именные лицевые счета участников фонда осуществлялось только по распорядительным письмам заявителя (например, л.д. 125 - 129 - т.8). Спора относительно этих сумм, а также сумм, перечисленных негосударственному пенсионному фонду «Регионфонд» (см. л.д. 130 - 145 - т.8), между сторонами не имеется.