ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 октября 2009 года  Дело N А36-1589/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2009  г.

Полный текст постановления изготовлен  27 октября 2009  г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Михайловой Т.Л.,

судей:  Осиповой М.Б.,

Скрынникова В.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Фефеловой М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному району г. Липецка на решение арбитражного суда Липецкой области от 01.09.2009 г. по делу № А36 - 1589/2009 (судья Бессонова Е.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Торгтек» к инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному району г. Липецка о признании незаконными решений № 372 и № 4964 от 18.03.2009 г.,

при участии в судебном заседании:

от налогового органа: Лизнёвой Е.С., главного специалиста - эксперта юридического отдела по доверенности от 11.03.2009 г.,

от налогоплательщика: представители не явились, надлежаще извещен,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Торгтек» (далее - общество «Торгтек», налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд Липецкой области с заявлением (с учетом уточнений требований от 09.07.2009 г.) о признании незаконными решений инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному району г. Липецка (далее - инспекция, налоговый орган) от 18.03.2009 г. № 4964 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» и № 372 «Об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость».

Решением арбитражного суда Липецкой области от 01.09.2009 г.  (С учетом определения об исправлении опечатки от  25.09.2009 г.) заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Инспекция, не согласившись с данным решением, обратилась с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося  судебного акта в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильным применением судом норм материального права, и просит принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований налогоплательщика.

В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган указывает на то, что общество «Торгтек» в спорный период являлось плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, поскольку доходы общества в течение всего третьего квартала 2008 г. не превысили предельный размер, установленный статьей 346.13 Налогового кодекса;  изменения в учредительные документы общества относительно доли участия другой организации, превышающей 25 процентов, не регистрировались;  уведомление о переходе на общий режим налогообложения в налоговый орган не представлялось.

Также налоговый орган обращает внимание на то, что, поскольку сведения об изменении состава участников общества и о переходе доли в размере 30 процентов уставного капитала общества «Торгтек» к другому обществу на основании договора купли - продажи доли от 02.07.2008 г. были внесены в Единый государственный реестр юридических лиц только 06.05.2009 г., то, в силу положений пункта 3 статьи 84 Налогового кодекса, на момент вынесения спорных решений инспекция не могла располагать данными, позволяющими признать общество «Торгтек» утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения.

При изложенных обстоятельствах налоговый орган полагает, что им правомерно отказано налогоплательщику в возмещении суммы налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2008 г., так как последний в данном налоговом периоде не являлся плательщиком налога на добавленную стоимость.

Кроме того, налоговый орган не согласен с выводом суда о нарушении инспекцией процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, выразившейся в непринятии решения о проведении мероприятий дополнительного налогового контроля, указывая, что проведение данных мероприятий является правом налогового органа, а не его обязанностью. При этом, поскольку в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки и возражений налогоплательщика инспекцией была дана оценка доводам общества на предмет наличия регистрации изменений в учредительных документах относительно состава учредителей, то у налогового органа отсутствовала объективная необходимость в проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

К тому же, поскольку в ходе судебного разбирательства обществом не заявлялся довод о нарушении инспекцией статьи 101 Налогового кодекса, то налоговый орган, по его мнению, в нарушение пункта 1 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса, был лишен возможности давать свои объяснения суду.

Представители общества «Торгтек», извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Согласно положениям статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неявка в судебное заседание надлежаще извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие, в связи с чем дело было рассмотрено в отсутствие не явившегося лица.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя налогового органа, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит  изменению в части, касающейся мотивов его принятия.

Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Торгтек» 20.10.2008 г. представило в инспекцию Федеральной налоговой службы по Правобережному району г. Липецка декларацию по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2008 г.

По результатам камеральной налоговой проверки представленной декларации инспекцией был составлен акт проверки № 5440 от 30.01.2009 г. и приняты решения:

- № 4964 от 18.03.2009 г. «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», которым общество «Торгтек» привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде  взыскания штрафа в сумме 121 347 руб. за неуплату налога на добавленную стоимость и ему предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 606 735 руб. и  пени в сумме 27 026 руб. 67 коп.;

- № 372 от 18.03.2009 г. «Об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость», которым налогоплательщику отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 521 407 руб.

Основанием для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость и привлечения общества к ответственности явился вывод инспекции о том, что правом на налоговые вычеты и на возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость обладают только плательщики этого налога. Поскольку общество «Торгтек» в 3 квартале 2008 г. находилось на упрощенной системе налогообложения и не утратило права на применение данной системы налогообложения, то у общества  отсутствовало  право  на получение налогового вычета по налогу на добавленную стоимость.

Решения инспекции № 372 и № 4964 от 18.03.2009 г.  были обжалованы налогоплательщиком в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган. Решениями управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области от 21.05.2009 г. жалобы общества оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с решениями инспекции № 4964 и № 372 от 18.03.2009 г., общество обрати­лось в арбитражный суд.

Удовлетворяя требования налогоплательщика, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Налогового кодекса «Упрощенная система налогообложения».

Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 346.11 Налогового кодекса в редакции, действовавшей в  спорном периоде).

Как указано в пункте 1 статьи 346.12 Кодекса, плательщиками единого налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 Кодекса.

Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 Налогового кодекса, не превысили 15 млн. рублей (пункт 2 статьи 346.12 Кодекса в редакции, действовавшей в спорный период).

В соответствии со статьей 346.13 Налогового кодекса организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. В пункте 3 названной статьи указано, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода (налоговым периодом признается календарный год - пункт 1 статьи 346.19 Налогового кодекса) перейти на общий режим налогообложения, если иное не предусмотрено этой статьей.

Пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса предусмотрены случаи, при которых налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения и должен применять иной режим налогообложения. В частности,  налогоплательщик  утрачивает право на применение упрощенной системы налогообложения, если по итогам отчетного (налогового) периода его доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса, превысили 20 млн. рублей, либо если в течение отчетного (налогового) периода им допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 Налогового кодекса.

В этих случаях, в соответствии с пунктом 5 статьи 346.13 Налогового кодекса, на налогоплательщика возложена обязанность сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода.

Подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса установлен запрет на применение упрощенной системы налогообложения организациями, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Поэтому в случае, если  во время применения упрощенной системы налогообложения  произошло отчуждение доли в уставном капитале, превышающей  данный размер, такая организация утрачивает право на применение упрощенной системы налогообложения.

Материалами дела установлено, что 21.06.2006 г. общество «Торгтек» зарегистрировано в инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному району г. Липецка в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1064823055285.

На момент государственной регистрации единственным учредителем общества  являлась  Дроздецкая Е.Н., владеющая 100 процентами  долей в уставном капитале общества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.12 Кодекса и на основании уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения от 03.07.2006 г. № 402 общество с ограниченной ответственностью «Торгтек» с момента регистрации  находилось на упрощенной системе налогообложения.

30.06.2008 г. учредителем общества «Торгтек» Дроздецкой Е.Н. принято решение № 5 о продаже  30 процентов доли участия в уставном капитале общества номинальной стоимостью 3 000 руб. обществу с ограниченной ответственностью  «Центр ОПТ».

На основании данного решения и по результатам проведения собрания учредителей (протокол собрания от 02.07.2008 г.)  утвержден учредительный договор общества «Торгтек» в новой редакции и 02.07.2008 г. между Дроздецкой Е. Н. (продавец) и обществом с ограниченной ответственностью «Центр ОПЛ» (покупатель) заключен договор купли - продажи доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью «Торгтек».

Согласно пункту 1.1 данного договора продавец продает, а покупатель покупает долю уставного капитала общества «Торгтек», составляющую 30 процентов,  стоимостью 3 000 руб. Пунктом 2.2 договора установлено, что оплата стоимости доли производится покупателем в момент подписания  договора.

Факт исполнения условий договора, перехода доли в уставном капитале общества «Торгтек» к обществу  «Центр ОПЛ» и ее оплаты  подтверждается актом приема - передачи доли в уставном капитале от 02.07.2008 г. и  расходным кассовым ордером общества «Центр ОПЛ» № 1417 от 02.07.2008 г. на сумму 3 000 руб.

В результате, согласно учредительному договору общества «Торгтек» и уставу общества  в новой редакции, доля общества «Центр ОПЛ» в уставном капитале общества «Торгтек» составила 30 процентов, а доля Дроздецкой Е.Н. - 70 процентов.

Таким образом, по состоянию на 02.07.2008 г. доля участия другой организации в обществе «Торгтек» составила более 25 процентов, вследствие чего общество перестало отвечать требованиям пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса и потеряло право на применение упрощенной системы налогообложения начиная с 3 квартала 2008 г., став налогоплательщиком налогов, установленных общей системой налогообложения.

30.06.2008 г. (исх. № 12/1) общество «Торгтек» направило в инспекцию  Федеральной налоговой службы по Правобережному району г. Липецка уведомление о переходе с третьего квартала 2008 г. на общую систему налогообложения, одновременно сообщив, что оно отказывается от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства.

За 3 квартал 2008 г. общество  «Торгтек» представило в инспекцию Федеральной налоговой службы по Правобережному району г. Липецка декларацию по налогу на добавленную стоимость от 20.10.2008 г., на основании которой  к уплате в бюджет им исчислен налог в сумме  606 735 руб., к  налоговому вычету - 1 128 142 руб. Итого сумма налога, подлежащая возмещению из бюджета, составила  521 407 руб.

Налоговый орган, отказывая по результатам камеральной проверки представленной декларации в возмещении налога, указал на то, что обществом не соблюден установленный Федеральным законом № 29 - ФЗ от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» порядок внесения изменений в учредительные документы  и не зарегистрированы внесенные в устав общества «Торгтек» и его учредительный договор изменения состава участников, в связи с чем  общество не имело оснований для перехода на общую систему налогообложения, а, соответственно, оно не является  плательщиком налога на добавленную стоимость и не имеет права на налоговые вычеты по налогу

С данным доводом налогового органа согласиться нельзя ввиду следующего.

Порядок государственной регистрации юридических лиц и ведения Единого государственного реестра юридических лиц урегулирован Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129 - ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Согласно статье 1 названного Закона, им регулируются отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - это  акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статьей 4 названного Закона установлено, что в  Российской Федерации ведутся являющиеся федеральными информационными ресурсами государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона № 129 - ФЗ (в редакции Федерального закона от 23.06.2003 г. № 76 - ФЗ, действующей в спорный период) в состав сведений о юридическом лице, подлежащих обязательному включению в единый государственный реестр юридических лиц, входят, в том числе,  сведения: об учредителях (участниках) юридического лица (в отношении акционерных обществ -  также сведения о держателях реестров их акционеров); подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица; сведения о дате регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дате получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы; размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого).

В силу пункта 5 статьи 5 Закона в случае, если изменение указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI настоящего Федерального закона «Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц».

Статьями 17, 18  главы VI Федерального закона № 129 - ФЗ (в редакции Федеральных законов от 23.06.2003 г. № 76 - ФЗ и от 23.07.2008 г. № 160 - ФЗ) установлено, что государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.

При этом  государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется на основании следующих документов: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины. Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, подтверждающее, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

На основании пункта 2 статьи 18 Закона № 129 - ФЗ представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.