ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 ноября 2008 года  Дело N А36-2009/2008

Резолютивная часть постановления объявлена  11 ноября 2008  г.

Постановление изготовлено в полном объеме  18 ноября  2008  г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи -    Михайловой Т.Л.,

судей -    Осиповой М.Б.,

Протасова А.И.,

при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Фефеловой М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке на решение арбитражного суда Липецкой области от 10.09.2008 года по делу № А36 - 2009/2008 (судья Наземникова Н.П.),

принятое по заявлению Октябрьского районного отделения городской организации Липецкой областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов к государственному учреждению -  управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке о признании незаконным решения № 18р от 13.05.2008 г.,

при участии в судебном заседании:

от управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке - представители не явились, надлежаще извещено,

от Октябрьского районного отделения городской организации Липецкой областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов - представители не явились, надлежаще извещено,

УСТАНОВИЛ:

Октябрьское районное отделение городской организации Липецкой областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов (далее - организация, страхователь) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке (далее - управление, орган пенсионного фонда)  № 18р от 13.05.2008 года.

Решением арбитражного суда Липецкой области от 10.09.2008 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом, управление обратилось с апелляционной жалобой, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, в связи с чем просит отменить решение арбитражного суда Липецкой области от 10.09.2008 года.

В обоснование апелляционной жалобы управление ссылается на то, что страхователем не представлены в установленный законодательством срок надлежащим образом оформленные  сведения, необходимые для персонифицированного учета, в связи с чем он обоснованно привлечен к ответственности  за непредставление таких сведений, установленной пункта 2 статьи 11  Федерального закона от 01.04.1996 года № 27 - ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования».

Представленные страхователем документы  содержали недостоверные сведения о размере задолженности организации по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и по этой причине они были возвращены  на  доработку.

Страхователь в представленном отзыве возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, и не подлежащим отмене.

Страхователь  и управление, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. От управления поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей. Неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенных лиц или их представителей, не препятствует рассмотрению дела в силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.

Как следует из материалов дела, Октябрьское районное отделение городской организации Липецкой областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов зарегистрировано в Управлении Федеральной налоговой службы по Липецкой области в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1024800001808, в управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке в качестве страхователя за  регистрационным номером 058 - 001 - 011013.

В результате проведения камеральной проверки исполнения страхователем обязанности по представлению органам пенсионного фонда сведений, необходимых для персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования,  должностным лицом управления пенсионного фонда был установлен тот факт, что им не представлены такие сведения, о чем 22.04.2008 года был составлен акт № 32.

По результатам рассмотрения акта заместителем начальника управления 13.05.2008 года принято решение № 18р о привлечении организации к ответственности за нарушение пункта 2 статьи 11  Федерального закона от 01.04.1996 года № 27 - ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» в виде взыскания штрафа в сумме 1 642 руб. 80 коп.

Октябрьское районное отделение городской организации Липецкой областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов, не согласившись с данным решением, обратилось в арбитражный суд.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167 - ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 167 - ФЗ) организация является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В силу пункта 2 статьи 14 Федерального закона № 167 - ФЗ страхователь - организация обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением этих страховых взносов в указанный бюджет; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

На основании статей 11 и 15 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27 - ФЗ «Об обязательном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь обязан один раз в год, но не позднее 1 марта, представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту его регистрации сведения о страховом стаже каждого работающего у него застрахованного лица, сумме начисленных страховых взносов и другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

Пунктом 4 статьи 11 Федерального закона № 27 - ФЗ установлено, что данные сведения представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации. Форма «Индивидуальные сведения о трудовом стаже, заработке (вознаграждении), доходе и начисленных страховых взносах застрахованного лица» (форма № СЗВ - 4 - 2) утверждена Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 21.10.2002 г. № 122п (с изменениями, внесенными Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.10.2003 года  № 152п).

Аналогичные требования к представлению индивидуальных сведений установлены пунктом 27 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 года  № 318. В названной Инструкции определено, что вместе с индивидуальными сведениями в отношении каждого работающего застрахованного лица страхователь к 1 марта года, следующего за расчетным периодом, представляет ведомость об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (форма АДВ - 11), в которой отражает сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом по организации за расчетный период, а также имеющуюся задолженность по уплате страховых взносов на начало и конец расчетного периода.

Статьей 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлена ответственность страхователей в виде взыскания штрафа в размере 10 процентов причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.

Из смысла указанной статьи следует, что непредставление сведений в установленные сроки и представление неполных и (или) недостоверных сведений образуют два самостоятельных состава правонарушений, ответственность за которые установлена названной статьей.

Как установлено судом первой инстанции, организация в установленные сроки - 21.01.2008 года представила в пенсионный фонд сведения по индивидуальному (персонифицированному) учету за расчетный период  2007 год, в которых были отражены все предусмотренные унифицированными формами  СЗВ - 4 - 2 и АДВ - 11 сведения, в том числе список застрахованных лиц, суммы начисленных страховых взносов за период их работы.

Факт получения управлением от организации индивидуальных сведений в установленный срок органом пенсионного фонда не оспаривается и подтверждается перепиской, которая ведется между сторонами. Своим письмом № 406 от 25.01.2008 года управление подтверждает, что 24.01.2008 года им получен отчет от страхователя по индивидуальным сведениям за 2007 год, направленный последним по почте.

Из этой же переписки, а также из пояснений, дававшихся представителями органа пенсионного фонда в суде первой инстанции и содержащихся в апелляционной жалобе, следует, что представленные  документы не были приняты им по причине того, что в ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (форма АДВ - 11) не была указана задолженность по страховым взносам за 2002 - 2003 г.г.

Страхователю  было предложено представить исправленные формы, представленные им документы органом пенсионного фонда были возвращены.

Так как в установленный срок исправленные формы не были представлены, орган пенсионного фонда вынес решение № 18р о привлечении организации к ответственности за непредставление в установленный срок документов, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в виде штрафа в размере 1 642 руб. 80 коп.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167 - ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом.

Пунктом 7 статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что органы внебюджетных фондов являются участниками отношений,  регулируемых  законодательством  о  налогах  и  сборах, следовательно, в силу статей 31, 82 Налогового кодекса органы государственного внебюджетного фонда при осуществлении функций налогового контроля в пределах их компетенции наделяются правами и обязанностями налоговых органов, а привлечение страхователя к ответственности осуществляется ими в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

Статьей 106 Налогового кодекса налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

В силу статьи  108 Налогового кодекса  никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Статьей 109 Кодекса установлено, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события налогового правонарушения;

2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;

3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;

4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Проанализировав и оценив в совокупности  представленные органом пенсионного  фонда доказательства в обоснование правомерности привлечения  страхователя к ответственности, суд области пришел к обоснованному выводу о том, что, поскольку сведения по индивидуальному (персонифицированному) учету были представлены страхователем органу пенсионного фонда в установленный законом срок, то в его действиях отсутствует состав правонарушения в виде непредставления в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Установленный органом пенсионного фонда факт  недостоверности представленных сведений  образует  состав иного правонарушения - представление неполных и (или) недостоверных сведений, однако, к ответственности за данное правонарушение орган пенсионного фонда страхователя не привлек.

При таких обстоятельствах, суд области правомерно удовлетворил заявленные организацией требования и признал незаконным решение управления № 18р от 13.05.2008 года.

Доводы органа пенсионного фонда об обоснованности привлечения страхователя к ответственности  отклоняются судом апелляционной инстанции в связи с их несоответствием фактическим обстоятельствам дела.

Также суд апелляционной инстанции  отклоняет довод апелляционной жалобы об имеющейся у страхователя задолженности по страховым взносам за 2002 - 2003 г.г. в размере 3 152 980 руб. 65 коп., исходя их следующих обстоятельств дела.

Решением арбитражного суда Липецкой области от 11.02.2004 г. по делу № А36 - 250/2 - 03, принятому по заявлению государственного учреждения - управления Пенсионного фонда по Октябрьскому округу г. Липецка о взыскании с Октябрьского районного отделения городской организации Липецкой областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 3 152 980 руб. 65 коп., в удовлетворении требований управления было отказано в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, вступившим в законную силу решением суда по делу № А36 - 250/2 - 03 установлен факт отсутствия задолженности организации по страховым взносам за 2002 - 2003 г.г.

Следовательно, требование управления отразить в отчетных документах страхователя за 2007 год сумму  3 152 980 руб. 65 коп. как имеющуюся у него задолженность за 2002 - 2003 г.г., является неправомерным, ввиду чего данный довод обоснованно отклонен судом первой инстанции.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, установил  фактические обстоятельства дела  в полном объеме, дал им надлежащую правовую оценку  и правильно применил нормы материального права, подлежащие применению.

Таким образом, основания для отмены обжалуемого судебного решения отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

Исходя из результата рассмотрения дела  государственная пошлина в сумме 1000 руб. подлежит отнесению на заявителя апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение арбитражного суда Липецкой области от 10.09.2008 года  оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.

     Председательствующий
   Т.Л. Михайлова

     Судьи
   М.Б. Осипова

     А.И.Протасов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка