ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 февраля 2009 года  Дело N А36-2669/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2009 г.

Полный текст постановления изготовлен  16 февраля 2009 г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Михайловой Т.Л.,

судей:   Скрынникова В.А.,

Осиповой М.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Фефеловой М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Силан» на решение арбитражного суда Липецкой области от 24.11.2008 г. (судья Дегоева О.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Силан» к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Липецкой области о признании незаконным решения инспекции № 38 от 23.05.2006 г.,

при участии в судебном заседании:

от  налогоплательщика: Салимова О.О., представителя по доверенности № 21 от 26.08.2008 г.,

от налогового органа: Сотникова О.В., начальника юридического отдела по доверенности № 2 от 11.01.2009 г.,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Силан» (далее - заявитель, налогоплательщик, акционерное общество «Силан») обратилось в арбитражный суд Липецкой области с заявлением (с учетом уточнений) о признании незаконным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Липецкой области (далее - инспекция, налоговый орган) № 38 от 23.05.2006 г. «О взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика - организации (налогового агента - организации), индивидуального предпринимателя» с учетом изменений, внесенных решением № 3 от 07.11.2008 г. «О внесении изменений в Решение № 38 от 23.05.2006 г. и Постановление № 36 от 23.05.2006 г. «О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя».

Решением арбитражного суда Липецкой области от 24.11.2008 г. в удовлетворении заявленных акционерным обществом «Силан» требований отказано по основанию  пропуска срока на обращение в арбитражный суд.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом, открытое акционерное общество «Силан» обратилось с настоящей апелляционной жалобой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, в связи с чем просит отменить решение арбитражного суда Липецкой области от 24.11.2008 г., принять новый судебный акт и признать незаконным решение инспекции № 38 от 23.05.2006 г. с учетом изменений, внесенных решением № 3 от 07.11.2008 г.

В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган указывает на то, что решением инспекции № 3 от 07.11.2008 г. в обжалуемое решение № 38 от 23.05.2006 г. внесены изменения, в связи с чем спорное решение, по мнению общества, излагается в новой редакции. На основании этого налогоплательщик полагает, что срок на подачу заявления в арбитражный суд о признании ненормативного правового акта недействительным следует исчислять с момента принятия нового решения с учетом внесенных в решение № 38 от 23.05.2006 г. изменений.

Кроме того, налогоплательщик полагает, что при рассмотрении настоящего дела суд не вправе был ограничиваться выводами об истечении срока для обжалования решения инспекции № 38, а должен был рассмотреть спор по существу и дать надлежащую правовую оценку вновь принятому решению № 3 от 07.11.2008 г.

Представитель инспекции  возразил против доводов апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение законным и обоснованным, и просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле,  апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, комиссией по реструктуризации задолженности управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Липецкой области на основании заявления акционерного общества открытого типа «Силан» вынесено решение № 3 от 03.02.2000 г. «О реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, пеням и штрафам перед федеральным бюджетом». Данным решением налогоплательщику предоставлена отсрочка (рассрочка) погашения задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет, образовавшейся на 01.12.1999 г., в том числе по налогам на общую сумму 5 871 000 руб. сроком на 6 лет, по пеням и штрафам на сумму 5 390 000 руб. сроком на 4 года. При этом акционерное общество должно было осуществлять платежи в погашение задолженности ежеквартально, не позднее 15 числа последнего месяца квартала, с единовременной уплатой процентов по обслуживанию отсроченного (рассроченного) долга в размере одной десятой годовой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

03.02.2000 г. был также согласован и утвержден график погашения задолженности по налогам и сборам, а также по пени и штрафам на общую сумму 1 349 000 руб.

Решением межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Липецкой области № 31 от 21.12.2001 г. признан утратившим силу график погашения задолженности, утвержденный  решением № 3 от 03.02.2000 г., и утвержден новый график погашения задолженности по налогам и сборам, а также по пени и штрафам на сумму 2 722 000 руб.

Решением комиссии по реструктуризации задолженности инспекции  Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Данковскому району Липецкой области на основании заявления акционерного общества «Силан» принято решение № 7 от 26.10.2001 г. о предоставлении акционерному обществу права реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам, образовавшейся на 01.10.2001 г. В соответствии с данным решением налогоплательщику предоставлено право реструктуризации по федеральным налогам и сборам на  сумму 800 тыс. руб., по пеням и штрафам - на сумму 3 062 000 руб.

Акционерное общество в соответствии с данным решением должно было осуществлять платежи в погашение задолженности по налогам и сборам в течение 6 лет, по пеням и штрафам в течение 4 лет, а так же уплачивать начисленные проценты, исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Центрального банка, ежеквартально, не позднее 15 числа последнего месяца квартала.

В октябре 2001 г. были согласованы и утверждены графики погашения задолженности: один график погашения задолженности по налогам и сборам на сумму 800 000 руб. и один график погашения задолженности по пеням и штрафам на общую сумму 3 062 000 руб.

15.02.2002 г. комиссия по реструктуризации задолженности инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Липецкой области на основании заявления акционерного общества приняла решение о предоставлении отсрочки погашения задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организации по состоянию на 01.01.2001 г., в частности: по страховым взносам на сумму 5 344 100 руб. сроком на 5 лет, по пеням и штрафам на сумму 21 961 900 тыс. руб. сроком на 5 лет. В соответствии с данным решением организация обязана производить платежи в погашение задолженности ежеквартально, в соответствии с графиком погашения задолженности.

В феврале 2002 г. налоговым органом и акционерным обществом были согласованы и утверждены графики погашения задолженности: пять графиков погашения задолженности по страховым взносам на сумму 5 344 100 руб. и пять графиков погашения задолженности по пеням и штрафам на общую сумму 29 362 600 руб.

10.04.2006 г. межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 4 принято решение № 1 о прекращении действия  решения о реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным, региональным и местным бюджетами и внебюджетного фонда.

Указанным решением  инспекция прекратила действие решения № 3 от 03.02.2000 г. и решения б/н от 15.02.2002 г., в связи с чем обязала налогоплательщика уплатить неуплаченную сумму задолженности по налогам и сборам, по  начисленным пеням и штрафам, а также проценты за пользование бюджетными средствами, начисленные в период действия реструктуризации.

Основанием принятия решения, как это следует из его текста,  послужила не уплата открытым акционерным обществом «Силан» платежей, подлежащих перечислению в 1 квартале 2006 г. в соответствии с утвержденными графиками.

О нарушении условий реструктуризации налоговым органом в адрес налогоплательщика были направлены уведомления: № 1 - 4, 6 - 15, 17  от 07.04.2006 г.

Также инспекцией в адрес налогоплательщика были направлены требования об уплате налога.

В связи с неисполнением данных требований в указанный в них срок, а также в связи с неисполнением (частичным исполнением) выставленных ему инкассовых поручений, 23.05.2006 г. межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 4 по Липецкой области в порядке статей 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации было принято решение № 38 о взыскании налогов (сборов), а также пеней в общей сумме 36 101 841 руб. 54 коп. за счет имущества налогоплательщика - открытого акционерного общества «Силан» и вынесено постановление № 36.

26.05.2006 г. на основании исполнительного документа - постановления инспекции № 36 от 23.05.2006 г. судебным приставом - исполнителем Данковского районного отдела Чурсиной Е.А. возбуждено исполнительное производство № 4398/2/06. Должнику (открытому акционерному обществу «Силан») установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Определением Данковского городского суда Липецкой области от 08.09.2006 г. по заявлению акционерного общества «Силан» налогоплательщику предоставлена рассрочка исполнения постановления инспекции № 36 от 23.05.2006 г. в части взыскания пени в общей сумме 29 463 724 руб. 87 коп. на срок до 01.09.2008 г., при этом на общество была возложена обязанность ежемесячно выплачивать в погашение пени в сумме 1 227 655 руб. 20 коп.

30.10.2008 г. межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 4 принято решение № 2 о прекращении действия решения № 31 от 21.12.2001 г. и решения № 7 от 26.11.2001 г. о реструктуризации задолженности акционерного общества «Силан» по обязательным платежам в федеральный, региональный и местные бюджеты по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль организаций. Основанием принятия данного решения послужила не уплата открытым акционерным обществом «Силан» платежей (пеней), подлежащих перечислению за 2007 г. и три квартала 2008 г. в соответствии с утвержденными графиками погашения реструктуризации задолженности.

Кроме того, в 2008 г. инспекцией было установлено, что в решение № 38 от 23.05.2006 г. и в постановление № 36 от 23.05.2006 г. в отношении акционерного общества «Силан» ошибочно включены суммы, находящиеся на реструктуризации по решению № 3 от 03.02.2000 г., а именно:

- 1 640 500 руб. - по налогу на добавленную стоимость,

- 2 405 505 руб. 52 коп. - по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местный бюджет,

- 312 810 руб. - по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет.

В связи с этим, решением инспекции № 3 от 07.11.2008 г. внесены изменения в решение № 38 и постановление № 36 от 23.05.2006 г., текст пункта 1 которых с учетом этих изменений изложен в новой редакции. С учетом этих изменений, с общества за счет его имущества подлежат взысканию налоги (сборы), а также пени в пределах сумм, указанных в требованиях об уплате налогов, сборов, пеней, перечисленных в решении № 38 и постановлении № 36 от 23.05.2006 г. и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса, в разрезе неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов в сумме 6 527 337 руб. 73 коп. и пеней в сумме 25 215 688 руб. 29 коп., всего в размере 31 743 026 руб. 02 коп.

Налогоплательщик, не согласившись с решением инспекции № 38 от 23.05.2006 г. «О взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика - организации (налогового агента - организации), индивидуального предпринимателя» с учетом изменений, внесенных в него решением № 3 от 07.11.2008 г., обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным, при этом указав, что в связи с внесением налоговым органом изменений в обжалуемое решение, срок на подачу заявления в арбитражный суд следует исчислять с момента принятия решения № 3 от 07.11.2008 г.

Арбитражный суд, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что внесение изменений и дополнений в ранее принятое решение не влияет на течение срока обжалования данного решения, поскольку не прерывает и не возобновляет его, в связи с чем суд не нашел оснований для признания указанных обществом причин пропуска срока уважительными.

Суд апелляционной инстанции находит выводы суда области обоснованными, исходя из следующего.

Статьей 137 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) установлено право каждого лица обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Порядок обжалования актов ненормативного характера установлен статьей 138 Налогового кодекса, согласно которой акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Судебное обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Статьей 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлен порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, согласно которому указанные дела рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом, с особенностями, установленными в главе 24 Кодекса.

Так, частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие - либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 этой статьи предусмотрено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

На основании части 4 статьи 113 Арбитражного процессуального кодекса течение процессуального срока, исчисляемого месяцами, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которым определено начало процессуального срока и в силу части 2 статьи 114 истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока.

В соответствии с частью 1 статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 г. № 367 - О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании.

В частях 1 и 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса установлено, что процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.

При этом Арбитражным процессуальным кодексом не предусмотрен перечень уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить указанный срок. Поэтому оценка уважительности обстоятельств, послуживших основанием для пропуска срока, является прерогативой суда, рассматривающего заявление о восстановлении пропущенного срока.

В  постановлении от 31.01.2006 г. № 9316/05 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, оценивая  схожую правовую ситуацию, указал, что  отсутствие причин к восстановлению срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса, может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Материалами дела установлено, что оспариваемое обществом решение инспекции № 38 «О взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика - организации (налогового агента - организации), индивидуального предпринимателя» было принято  23.05.2006 г.

На основании спорного решения № 38 налоговым органом было вынесено постановление № 36 от 23.05.2006 г., которое в соответствии с письмом межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Липецкой области № 7641 от 26.05.2006 г. было направлено для сведения налогоплательщику. Данное обстоятельство налогоплательщиком не оспаривается.

Одновременно постановление инспекции № 36 было направлено для исполнения судебному приставу, и по нему возбуждено исполнительное производство. Не оспаривая самого постановления,  акционерное общество «Силан», ссылаясь на тяжелое финансово - экономическое положение, обратилось в Данковский городской суд Липецкой области с заявлением о рассрочке его исполнения постановления. Определением суда такая рассрочка ему была предоставлена на срок до 01.09.2008 г.

Исходя из установленных обстоятельств, суд апелляционной инстанции  считает, что обществу было известно о принятии инспекцией оспариваемого решения № 38 от 23.05.2006 г. еще в мае 2006 г. Данное обстоятельство подтверждается письмом межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Липецкой области № 7641 от 26.05.2006 г. и определением Данковского городского суда Липецкой области от 08.09.2006 г.

Вместе с тем, заявление об оспаривании решения инспекции № 38 от 23.05.2006 г. было подано обществом в арбитражный  суд 11.09.2008 г. (согласно штампу арбитражного суда на исковом заявлении), то есть, с пропуском трехмесячного срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса для обжалования ненормативных правовых актов.

В качестве причины пропуска срока на обращение в суд налогоплательщик указал на то, что в обжалуемое решение № 38 вносились изменения, в связи с чем срок на подачу заявления в арбитражный суд следует исчислять с момента принятия решения в новой редакции (с учетом изменений, внесенных решением № 3 от 07.11.2008 г.).

Суд апелляционной инстанции с данным доводом налогоплательщика согласиться не может, поскольку решением № 3 от 07.11.2008 г. сумма налоговых обязательств общества скорректирована в сторону их уменьшения, т.е., внесение в обжалуемое решение изменений не создало для налогоплательщика каких - либо иных правовых последствий, о которых ему не было известно ранее. Следовательно, о нарушении налоговым органом прав и обязанностей акционерного общества «Силан» в том объеме, в котором обществом обжаловано решение инспекции № 38 от 23.05.2006 г., налогоплательщику было известно еще в мае 2006 г.

В связи с этим, вывод суда первой инстанции о пропуске налогоплательщиком срока на обращение в арбитражный суд является обоснованным. Восстановление пропущенного срока представляется суду апелляционной инстанции  невозможным ввиду отсутствия уважительных причин его пропуска.