ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 2009 года Дело N А36-2878/2006
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2009 года
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июля 2009 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Сергуткиной В.А.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвеевой Г.А.,
при участии:
от ЗАО «Липецк Мобайл»: Щербинин А.В., представитель по доверенности б/н от 19.08.2008;
от УФАС по Липецкой области: Старкова А.А., ведущий специалист - эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции, доверенность № 74 от 15.07.2009;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Липецк Мобайл» на решение Арбитражного суда Липецкой области от 03.12.2008 по делу №А36 - 2878/2006 (судья Ларшина О.Б.) по заявлению закрытого акционерного общества «Липецк Мобайл» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области о признании незаконным и отмене постановления административного органа № 30 - Р - 06 от 05.10.2006 о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество «Липецк Мобайл» (далее также - Общество, заявитель по делу) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным постановления управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (далее также - Управление, антимонопольный орган) от 05.10.2006 о привлечении к административной ответственности.
Определением от 21.11.2006 арбитражный суд приостановил производство по делу на основании ходатайств сторон до разрешения дела № А36 - 2665/2006 по заявлению закрытого акционерного общества «Липецк Мобайл» о признании незаконными и отмене решения от 12.09.2006 и предписания № 21 от 12.09.2006 управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по антимонопольному делу № 19.
Определением от 19.09.2007 арбитражный суд возобновил производство по делу.
Определением от 02.10.2007 арбитражный суд на основании ходатайства заявителя повторно приостановил производство по делу до разрешения дела № А36 - 2628/2006 по заявлению закрытого акционерного общества «Липецк Мобайл» к управлению Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области, ОАО «Вымпел - Коммуникации» о признании незаконным и отмене постановления руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области г. Липецк о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №19 - Р - 06 от 12.09.2006.
Определением от 20.11.2008 арбитражный суд возобновил производство по делу.
Решением арбитражного суда Липецкой области от 03.12.2008 по делу №А36 - 2878/2006 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой. Считает, что Арбитражным судом Липецкой области необоснованно не приняты доводы общества о нарушении процедуры привлечения к административной ответственности в части уведомления о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, ссылаясь на передачу полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации. Указывает, что Обществу было недостаточно времени на подготовку правовой позиции. Полагает, что судом при принятии решения не учтены положения ч. 4 ст. 210 АПК РФ, ст. 1.5 КоАП РФ. Просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В судебном заседании представитель Общества указанную правовую позицию поддержал.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области отклоняет доводы апелляционной жалобы. Считает, что заявитель по делу надлежаще уведомлен о времени и месте составления протокола, что исключает нарушение порядка привлечения к административной ответственности. Ссылается на законность оспариваемых актов. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. В судебном заседании представитель Управления указанную правовую позицию поддержал.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда производство по делу № А36 - 2878/2006 приостановить до разрешения по существу Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации надзорной жалобы ЗАО «Липецк Мобайл» по делу № А36 - 2628/2006.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда производство по делу №А36 - 2878/2006 возобновлено с 17.07.2009.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, исследовав все в совокупности, апелляционная инстанция не находит оснований для изменения или отмены оспариваемого судебного акта в виду следующего.
Как следует из материалов дела, 12.09.2006 управлением Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области вынесено решение, в соответствии с которым реклама «Теле2. Всегда дешевле», распространенная заявителем на рекламных конструкциях, признана недостоверной как не соответствующей требованиям пунктов 1 и 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе».
На основании указанного решения ЗАО «Липецк Мобайл» выдано предписание от 12.09.2006 № 21 о прекращении в срок до 25.09.2006 нарушения пунктов 1 и 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе» и обязании в срок до 29.09.2006 письменно сообщить (предоставить доказательства) в антимонопольный орган об устранении нарушений законодательства о рекламе
Согласно копиям решения и предписания, представленным в материалы дела заявителем, подтверждается их получение заявителем 15.09.2006.
На основании приказа управления ФАС России по Липецкой области от 29.09.2006 № 114 в целях соблюдения исполнения заявителем предписания от 12.09.2006 № 21 уполномоченным лицом антимонопольного органа проведена проверка.
Согласно акту осмотра рекламы № 22 от 29.09.2006 установлен факт неисполнения ЗАО «Липецк Мобайл» предписания от 12.09.2006 № 21.
По данному факту управлением Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении от 02.10.2006 № 30 - Р - 06.
Постановлением от 05.10.2006 о наложении штрафа по делу № 30 - Р - 06 об административном правонарушении управление Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области привлекло ЗАО «Липецк Мобайл» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей в проверяемый период) в виде штрафа в размере 2 000 минимальных размеров оплаты труда, что составляет 200 000 рублей.
Считая постановление о привлечении к административной ответственности незаконным, ЗАО «Липецк Мобайл» обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением об оспаривании данного постановления.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался доказанностью вины общества в совершении вменяемого административного правонарушения, пришел к выводам о законности процедуры привлечения Общества к административной ответственности и отсутствии объективных оснований для применения к совершенному правонарушению критерия малозначительности.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, считает их обоснованными, и при рассмотрении спора руководствуется следующим.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей в проверяемый период) невыполнение в установленный срок законного предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Согласно статье 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей в проверяемый период) управление Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области в лице заместителя руководителя является административным органом, полномочным рассматривать дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей в проверяемый период)
Предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей в проверяемый период) срок давности привлечения заявителя к административной ответственности с момента обнаружения административного правонарушения - 02.10.06 на дату вынесении оспариваемого постановления от 05.10.06 о наложении штрафа по делу № 30 - Р - 06 об административном правонарушении не истек.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении в отношении заявителя арбитражным судом не установлено.
Оценивая довод представителя заявителя о ненадлежащем извещении ЗАО «Липецк Мобайл» о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, арбитражный суд первой инстанции обоснованно счел несостоятельным данный довод, являющийся одновременно доводом апелляционной жалобы, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей в проверяемый период) лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей в проверяемый период) доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, в том числе, протоколом об административном правонарушении.
Составление протокола с нарушением установленного порядка исключает его из числа допустимых доказательств по делу об административном правонарушении.
Положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей в проверяемый период), регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют определенные гарантии защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе отражается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе (часть 3); указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются (часть 4).
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает необходимость принятия административным органом достаточных мер для извещения привлекаемого к административной ответственности лица либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении в целях обеспечения лицу возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Названные нормы права призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Целью таких гарантий является полное и всестороннее выяснение фактических обстоятельств дела об административном правонарушении.
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, в целях извещения заявителя о месте и времени составления протокола об административном правонарушении антимонопольным органом в адрес ЗАО «Липецк Мобайл» было направлено уведомление от 29.09.2006 № 1577. Указанное уведомление содержало полную информацию о событии административного правонарушения, а также о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Уведомление о составлении протокола об административном правонарушении от 29.09.06 №1577 было получено секретарем - референтом ЗАО «Липецк Мобайл» Тарасовой В.Г. 29.09.2006, что подтверждается документом вх. № 785 от 29.09.2006.
Кроме того, данное уведомление было получено ЗАО «Липецк Мобайл» посредством почтовой связи 02.10.2006. При этом, как следует из уведомления органа почтовой связи №27018, почтовое отправление с уведомлением о составлении протокола об административном правонарушении от 29.09.2006 №1577 от имени ЗАО «Липецк Мобайл» по доверенности Тарасовой.
Таким образом, антимонопольным органом были приняты достаточные меры для надлежащего извещения ЗАО «Липецк Мобайл» о месте и времени составлении протокола об административном правонарушении. Юридическое лицо было заблаговременно извещено и имело реальную возможность обеспечить явку своего законного представителя в целях предоставления своих объяснений по существу выявленного административного правонарушения.
Материалами административного дела № 30 - Р - 06 подтверждается неисполнение ЗАО «Липецк Мобайл» в установленный срок законного предписания антимонопольного органа №21 от 12.09.2006 (акт осмотра рекламы №22 от 29.09.2006; протокол об административном правонарушении от 02.10.2006 № 30 - Р - 06).
Оценив довод представителя заявителя с учетом совокупности имеющихся в материалах дела доказательств относительное наличия в действия ЗАО «Липецк Мобайл» признаков статьи малозначительности совершенного административного правонарушения, арбитражный суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.04.2006 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике, при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Общественная опасность деяния является необходимым элементом любого административного правонарушения, поскольку сам факт закрепления в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях какого либо деяния, совершение которого влечет административную ответственность, свидетельствует об общественной опасности данного деяния в разной ее степени.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей в проверяемый период) является формальным, так как возможность привлечения лица к административной ответственности в данном случае не обусловлено наступлением каких - либо вредных последствий.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного контроля (надзора).
Следовательно, общественная опасность деяния (в форме бездействия), установленного частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей в проверяемый период), заключается в самом факте игнорирования законного предписания государственного органа.
В связи с этим арбитражный суд первой инстанции, основываясь на полной, всесторонней оценке доказательств по делу, и внутреннем убеждении, как того требует ст 71 АПК РФ, не усмотрел оснований считать совершенное ЗАО «Липецк Мобайл» административное правонарушение малозначительным. Оснований переоценить данный вывод суда первой инстанции апелляционная коллегия не находит.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств и вышеуказанных норм права, правильно примененных к спорному правоотношению судом первой инстанции, последний принял законное и обоснованное решение по делу, оснований для отмены или изменения которого апелляционная коллегия не усматривает.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит. Доводы апелляционной жалобы, по сути, направлены на переоценку доказательств без надлежащих к тому правовых оснований, выводы суда первой инстанции не опровергают.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта (часть 4 статьи 270 АПК РФ), судом не допущено.
Учитывая изложенное, и руководствуясь ст.ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 03.12.2008 по делу №А36 - 2878/2006 оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Липецк Мобайл» - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий
А.И. Протасов
Судьи
В.А.Сергуткина
Е.А. Семенюта
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка