ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 мая 2009 года  Дело N А36-2881/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 07.05.2009 года

Постановление в полном объеме изготовлено 29.05.2009 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи   Осиповой М.Б.

судей   Скрынникова В.А.,

Михайловой Т.Л.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,

при участии:

от  ОАО «Доломит»: Панковой М.В. - главного бухгалтера по доверенности от 30.04.2009 № 18/2009 - 2, паспорт 42 01  159411 выдан ОВД Данковского района Липецкой области 19.06.2001; Никитиной В.Н. - начальника юридического отдела по доверенности от 30.07.2008 № 18/809, паспорт 42 02  381227 выдан ОВД Данковского района Липецкой области 30.01.2002; Красных Е.В. - представителя по доверенности от 30.07.2008 № 18/808, паспорт 42 02  457633 выдан Юго - Западным отделом милиции УВД г.Липецка 26.04.2002;

от Межрайонной инспекции ФНС России № 4 по Липецкой области:  Дымовой З.И. - главного госналогинспектора по доверенности от 04.05.2009  № 17, удостоверение УР № 314130; Исаевской С.В. - главного госналогинспектора юридического отдела по доверенности от 11.01.2009 № 5, удостоверение УР № 313736.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России № 4 по Липецкой области на решение Арбитражного суда  Липецкой области от 30.12.2008 по делу № А36 - 2881/2008 (судья Дегоева О.А.) по заявлению Открытого акционерного общества «Доломит» о признании частично незаконным решения Межрайонной инспекции ФНС России № 4 по Липецкой области от 30.06.2008 № 1/11 - П,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерного общества «Доломит» (далее - ОАО «Доломит», Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Липецкой области (далее - МИФНС России №4 по Липецкой области, Инспекция) о признании частично незаконным решения от 30.06.2008 № 1/11 - П.

Определением Арбитражного суда Липецкой области от 26.09.2008 г. требование Общества о признании незаконным решения Инспекции в части доначисления ОАО «Доломит» 4 104 328,66 руб. налога на добавленную стоимость и 2 305 640,94 руб. пени за его несвоевременную уплату выделено в отдельное производство с присвоением номера А36 - 2881/2008.

Решением Арбитражного суда Липецкой области от 30.12.2008 г. по делу А36 - 2881/2008.заявленные требования Общества удовлетворены частично, признано незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Липецкой области от 30.06.2008 № 1/11 - П в части предложения ОАО «Доломит» уплатить:

-   972 874,73 руб. НДС и соответствующих сумм пени по эпизоду отказа в налоговых вычетах на основании счетов - фактур, выставленных поставщиками автошин - обособленным подразделением ООО «Рудпром» и ООО «Торговый дом НЛМК»;

-   580 917,44 руб. НДС и соответствующих сумм пени по эпизоду отказа в налоговых вычетах на основании счетов - фактур, выставленных продавцом автошин обособленным подразделением ООО «Рудпром», в которых грузоотправителем значится ОАО «Белшина»;

-   1 913 961,12 руб. НДС и соответствующих сумм пени по эпизоду отказа в налоговых вычетах по приобретенному дизтопливу на основании счетов - фактур, выставленных обособленным подразделением ООО «Рудпром»;

-   549 041,09 руб. НДС и соответствующих сумм пени по эпизоду отказа в налоговых вычетах на основании иных счетов - фактур, суд обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 4 по Липецкой области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО «Доломит» в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу.

В остальной части в удовлетворении требований отказано.

Также суд первой инстанции взыскал с Инспекции  в пользу Общества расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1055 рублей.

Инспекция, не согласившись с принятым судебным актом в части удовлетворенных требований Общества, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части признания незаконным решения Инспекции от 30.06.2008 № 1/11 - П в части предложения уплатить:

- 972 874,73 руб. НДС и соответствующих сумм пени по эпизоду отказа в налоговых вычетах на основании счетов - фактур, выставленных поставщиками автошин - обособленным подразделением ООО «Рудпром» и ООО «Торговый дом НЛМК»;

- 580 917,44 руб. НДС и соответствующих сумм пени по эпизоду отказа в налоговых вычетах на основании счетов - фактур, выставленных продавцом автошин обособленным подразделением ООО «Рудпром», в которых грузоотправителем значится ОАО «Белшина»;

- 1 913 961,12 руб. НДС и соответствующих сумм пени по эпизоду отказа в налоговых вычетах по приобретенному дизтопливу на основании счетов - фактур, выставленных обособленным подразделением ООО «Рудпром»;

- 549 041,09 руб. НДС и соответствующих сумм пени по эпизоду отказа в налоговых вычетах на основании иных счетов - фактур, и принять по делу новый судебный акт в этой части.

В обоснование апелляционной жалобы Инспекция указывает те доводы, которые послужили основанием для вынесения оспариваемого решения; указывает на недостоверность данных в представленных Обществом документах в подтверждение обоснованности заявленных налоговых вычетов.

Инспекция ссылается на то, что в силу положений ст.ст. 171, 172 НК РФ, вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов.

Также со ссылками на  постановления Президиума ВАС РФ от 30.01.2007г. № 10963/06, от 30.10.07г. № 8686/07, определение Конституционного Суда РФ от 15.02.2005г. № 93 - 0 указывает, что обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товаров.

Общество в представленном отзыве возражает против доводов апелляционной жалобы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Стороны не заявил каких - либо возражений по пересмотру решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.

При указанных обстоятельствах на основании части 5 статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части, т.е. в части  удовлетворенных требований Общества.

В судебном заседании 4 мая 2009 г. был объявлен перерыв до 7 мая 2009 г.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыв на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка правильности исчисления и уплаты ОАО «Доломит» налогов и сборов, в том числе налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2002 г. по 30.06.2005 г., составлен акт № 1/11 от 02.06.2008 г.

Рассмотрев акт, материалы проверки и представленные Обществом возражения, Инспекцией вынесено решение  №1/11 - П от 30.06.2008 г. о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Обществу доначислено:

НДС - 4 310 726,46 руб., налог на прибыль - 3 403 473,3 руб., налог на добычу полезных ископаемых - 249 977 руб., НДФЛ - 73 820 руб., ЕСН - 293 944 руб., пени по указанным налогам в сумме 3 474 889,54 руб., в том числе по НДС в сумме 2 502 436,18 руб.

Основанием для принятия решения Инспекции в оспариваемой в настоящем деле части  послужило необоснованное, по мнению Инспекции, предъявление Обществом к вычету 4 310 726,46 руб. НДС, повлекшее недоначисление НДС к уплате в бюджет в указанной сумме, ошибок при исчислении Обществом налоговой базы по НДС Инспекцией не установлено.

Не согласившись с решением Инспекции №1/11 - П от 30.06.2008 г., Общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.

Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии со ст.146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются установленные данной статьей операции.

Налоговая база по НДС в зависимости от характера осуществляемых налогоплательщиком операций определяется налогоплательщиком в соответствии с требованиями статей 154 - 159, 162 НК РФ.

В силу ст.166 НК РФ сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 данной статьи.

В силу пункта 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты.

Статьей 171 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) установлено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении: товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Согласно статьи 172 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период.) налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов - фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.

Вычетам подлежат, если иное не установлено данной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, в 2002 - 2005 гг. при применении вычетов налогоплательщик должен доказать факты приобретения и принятия к учету товаров (работ, услуг), а также уплаты поставщику налога на добавленную стоимость в составе цены приобретаемых товарно - материальных ценностей. Причем документы, представляемые налогоплательщиком в обоснование правомерности применения налоговых вычетов, должны соответствовать установленным законодательством требованиям и достоверно свидетельствовать об обстоятельствах, с которыми законодательством о налогах и сборах связано право налогоплательщика на применение налоговых вычетов.

При этом, ст. 169 НК РФ установлено, что счет - фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса РФ.

В Определениях от 15 февраля 2005 года № 93 - О и от 18 апреля 2006 года № 87 - О Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что по смыслу пункта 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации соответствие счета - фактуры требованиям, установленным пунктами 5 и 6 данной статьи, позволяет определить контрагентов по сделке (ее субъекты), их адреса, объект сделки (товары, работы, услуги), количество (объем) поставляемых (отгруженных) товаров (работ, услуг), цену товара (работ, услуг), а также сумму начисленного налога, уплачиваемую налогоплательщиком и принимаемую им далее к вычету; требование пункта 2 статьи 169 НК РФ, согласно которому налогоплательщик в качестве основания налогового вычета может представить только счет - фактуру, содержащий все требуемые сведения, и не вправе предъявлять к вычету сумму налога, начисленную по счету - фактуре, сведения в котором отражены неверно или неполно, направлено на создание условий, позволяющих оценить правомерность налогового вычета и пресечь ситуации, связанные с необоснованным возмещением (зачетом или возвратом) сумм налога из бюджета; названные законоположения не запрещают принимать к вычету суммы налога на добавленную стоимость, исчисление и оформление которых соответствует всем необходимым для осуществления налогового контроля требованиям, а потому не могут рассматриваться как ограничивающие конституционные права и свободы налогоплательщиков.

Таким образом, при применении вычетов налогоплательщик должен доказать факты приобретения товаров (работ, услуг) для осуществления операций, указанных в п.1 ст.171 НК РФ и принятия к учету данных товаров (работ, услуг).

В силу ст.ст.65, 200 АПК РФ обязанность доказать, что представленные налогоплательщиком документы содержат неполные, недостоверные и (или) противоречивые данные, возложена на налоговый орган.

Как следует из решения Инспекции, основанием доначисления 972 874 руб. 73 коп. налога на добавленную стоимость (в т.ч. 473 268 руб. - за 2002 г., 368 749,3 руб. - за 2003 г., 55 886,4 руб. - за 2004 г., 74 971,03 руб. за 1 - е полугодие 2005 г., расчет Инспекции на л.д. 3 - 4 т. 16) и соответствующих сумм пени послужили выводы Инспекции о неправомерном предъявлении Обществом к вычету НДС на основании счетов - фактур, выставленных поставщиками автошин - обособленным подразделением ООО «Рудпром» и ООО «Торговый дом НЛМК».

При этом Инспекция сослалась на следующие обстоятельства:

-   указание в счетах - фактурах недостоверной информации в отношении грузоотправителей - ООО «Раут Компании» г.Москва, ООО «Торговый дом Красноярский шинный завод», ООО «Альфа Инжиниринг М», ООО «Энергоком», ООО «Торговая Компания Раут»;

-    приобретение автошин без договорных отношений с ООО «Рудпром»;

-    непредставление товарно - транспортных накладных и путевых листов;

-   - отсутствие в товарных накладных реквизитов, предусмотренных унифицированной формой № ТОРГ - 12, номеров телефонов и банковских реквизитов грузоотправителя, грузополучателя, поставщика, плательщика, номера и даты транспортной накладной;

-   ведение ОАО «Доломит» карточек учета приобретенных автошин с нарушением статьи 9 Закона «О бухгалтерском учете»;

-   допрошенный в ходе проверки Тарасов Н.Н., который являлся получателем груза по вышеперечисленным накладным, пояснил, что автошины были получены со склада ОАО «НЛМК» и ОАО «Стагдок», за период с 01.01.2002 по 31.12.2004 он не направлялся в командировку в г.Москву на предприятие ООО «Раут Компани» для получения автошин;

-   товарные накладные не отражают операций по передаче товара от грузоотправителей грузополучателю ОАО «Доломит», так как в них отсутствуют подписи лиц, производивших фактический отпуск товара от грузоотправителя.

Как следует из пп. 3 п. 5 ст. 169 НК РФ, в счете - фактуре должны быть, в частности, указаны наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя.

Совокупность данных обстоятельств, по мнению Инспекции, свидетельствует о нарушении Обществом требований п. 2 и п. 5 ст. 169 НК РФ, выразившихся в недостоверности содержащихся в счетах - фактурах и товарных накладных формы ТОРГ - 12, подтверждающих вычет по НДС, сведений о грузоотправителе.

Инспекция указывает, что в соответствии с пунктом 2 Инструкции Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, Центрального статистического управления при Совете Министров СССР № 354/7, Министерства автомобильного транспорта РСФСР № 10/998 от 30.11.1983 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» при перевозке грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и международном сообщениях надлежащим первичным документом является товарно - транспортная накладная формы 1 - Т.

По мнению инспекции, поскольку в данном случае приобретенный товар перевозился автомобильным транспортом, наличие товарно - транспортной накладной является обязательным условием для подтверждения принятия товаров на учет и, соответственно, основанием для применения налоговых вычетов по НДС.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «Рудпром» по договорам поставки № РД - 02/2002 от 24.01.2002 (л.д. 123 - 149 т.1), № 1/14 от 31.12.2003 (л.д. 7 - 11 т. 14) поставляло ОАО «Доломит» в проверяемых периодах товары, в том числе автошины, дизтопливо, бензин.

Договором поставки № РД - 02/2002 от 24.01.2002 предусмотрено, что продавец - ООО «Рудпром» обязан в течение пяти дней с даты отгрузки передать Покупателю счет - фактуру и товарно - транспортную накладную (п. 4.2 договора).

Согласно приложений и спецификаций к договору № РД - 02/2002 от 24.01.2002 условиями поставки автошин являлись как самовывоз, так и СРТ, ОАО «НЛМК» ; EXW г.Липецк, г.Курск, ОАО «НЛМК»  (л.д. 123 - 149 т.1).