ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 апреля 2009 года  Дело N А36-2975/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2009 года

Постановление в полном объеме изготовлено 15 апреля 2009 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи   Михайловой Т.Л.

судей   Скрынникова В.А.

Осиповой М.Б.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Матвеевой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Коршуновой Людмилы Борисовны на решение арбитражного суда Липецкой области от 25.12.2008 г. (судья Тетерева И.В.),

принятое по заявлению индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Коршуновой Людмилы Борисовны к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Липецкой области о признании частично недействительным решения

21идуального предпринимателя Лазеева Александра Николаевичао признании незаконным требования № 14608 от 02.05.2007 г.

при участии в судебном заседании:

от  налогоплательщика: Сысоева А.М., адвоката по доверенности б/н от 27.10.2008 г.,

от налогового органа: Грибановой В.А., зам. начальника отдела выездных проверок по доверенности б/н от 04.03.2009 г.; Гордеевой В.Н., специалиста - эксперта юридического отдела по доверенности № 0407/ от 24.11.2008 г.; Азимова Р.С., начальника юридического отдела по доверенности № 04 - 07/ от 29.01.2009 г.

ично недействительным решениельным решение УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица Коршунова Людмила Борисовна (далее - налогоплательщик, предприниматель Коршунова, предприниматель) обратилась в арбитражный суд Липецкой области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Липецкой области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения № 15 от 30.06.2008 г. в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 18 878 894 руб., пени в сумме 2 312 355 руб., налоговых санкций в сумме 3 775 779 руб. (с учетом уточнения).

Решением арбитражного суда Липецкой области от 25.12.2008 г. заявленные требования удовлетворены в части уменьшения размера налоговых санкций до 500 000 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Не согласившись с данным решением, предприниматель Коршунова обратилась с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося решения в части отказа в удовлетворении требований.

В обоснование апелляционной жалобы предприниматель ссылается на то, что налоговым органом не представлено доказательств  неосуществления предпринимательской деятельности обществом с ограниченной ответственностью  «Горстройтехно» в июле - августе 2007 г. При этом, налогоплательщик указывает на то, что общество «Горстройтехно» было зарегистрировано в налоговом органе до 19.02.2007 г., то есть до заключения с ним договора, исполнение которого происходило в июле - августе 2007 г.

Также налогоплательщик указывает на то, что им были предприняты  необходимые и достаточные меры для проверки контрагента, о чем свидетельствуют  представленные в налоговый орган копии свидетельств о государственной регистрации и постановке на налоговый учет. В связи с этим налогоплательщик считает, что факт ее недобросовестности не был установлен судом первой инстанции.

Кроме того, в апелляционной жалобе налогоплательщик указывает на то, что при рассмотрении апелляционной жалобы, поданной предпринимателем в управление Федеральной налоговой службы по Липецкой области на решение инспекции  № 15 от 30.06.2008 г., вышестоящий налоговый орган не известил его о рассмотрении жалобы, чем лишил возможности предоставить объяснения и доказательства в порядке досудебного урегулирования возникшего спора.

По существу,  доводы апелляционной жалобы касаются только части решения, которой отказано в удовлетворении требований налогоплательщика.

В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

Лица, участвующие в деле,  ходатайств о пересмотре решения суда первой инстанции в полном объеме не заявляли, в связи с чем, исходя из положений части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд проверяет законность решения арбитражного суда Липецкой области от 25.12.2008 г. лишь в обжалуемой части.

В представленном в материалы дела отзыве налоговый орган просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей налогового органа и налогоплательщика, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка в отношении предпринимателя Коршуновой по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов, в том числе налога на добавленную стоимость за период с 19.10.2005 г. по 31.08.2007 г.

По результатам проведенной проверки инспекцией был составлен акт № 15 от 04.06.2008 г. и вынесено решение № 15 от 30.06.2008 г. о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

В соответствии с названным решением, предприниматель был привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания  штрафов, в том числе за неуплату налога на добавленную стоимость в сумме 3 775 779 руб. Также предпринимателю был доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 18 878 894 руб. и пени в сумме 2 312 355 руб.

Основанием для принятия оспариваемого решения по доначислению налога на добавленную стоимость за июль - август 2007г. послужил вывод инспекции о неправомерном применении налогоплательщиком налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в сумме 18 878 894 руб.

Решением управления Федеральной налоговой службы  по Липецкой области от 14.08.2008 г. решение инспекции № 15 от 30.06.2008 г. в данной части оставлено без изменения, а апелляционная жалоба налогоплательщика - без удовлетворения.

Не согласившись с решением инспекции № 15 от 30.06.2008 г., налогоплательщик обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

В соответствии со статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от  22.07.2005 г. № 119 - ФЗ, действующей с 01.01.2006 г.),  налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении:

1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса;

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Пунктом 1 статьи  172 Налогового кодекса установлено, что вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Основанием для  уменьшения подлежащих уплате сумм налога  на установленные налоговые вычеты являются, в соответствии со статьями 168, 169 Налогового кодекса, счета - фактуры, выставленные поставщиками при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) и оформленные в соответствии с требованиями статьи 169 Налогового кодекса,  расчетные документы и первичные учетные документы, в которых соответствующая сумма налога выделена отдельной строкой.

К оформлению счетов - фактур  налоговым законодательством предъявляется ряд требований, в том числе они должны содержать  реквизиты, определенные статьей 169 Налогового кодекса, включающие порядковый номер и дату выписки счета - фактуры, наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя, наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя, наименование поставляемых (отгружаемых) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единицы измерения, количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету - фактуре товаров (работ, услуг) исходя из принятых по нему единиц, цену (тариф) за единицу измерения, стоимость товаров (работ, услуг) за все количество поставляемых (отгруженных) по счету - фактуре (выполненных работ, оказанных услуг) без налога,  налоговую ставку, сумму налога, предъявляемую покупателю товаров (работ, услуг), стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету - фактуре товаров (выполненных работ,  оказанных услуг) с учетом суммы налога, подписи руководителя и главного бухгалтера организации или иного  уполномоченного лица.

Счета - фактуры, составленные и выставленные с нарушением установленного  порядка, не могут являться  основанием для  принятия  предъявленных  покупателю продавцом сумм налога к вычету. Также не может предъявляться налог к вычету по счетам - фактурам, содержащим недостоверные сведения.

В соответствии с пунктами  1,2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.

Таким образом, при применении вычетов налогоплательщик должен доказать факты приобретения и принятия к учету товаров (работ, услуг). Причем документы, представляемые налогоплательщиком в обоснование правомерности применения налоговых вычетов, должны соответствовать установленным законодательством требованиям и достоверно свидетельствовать об обстоятельствах, с которыми законодательством о налогах и сборах связано право налогоплательщика на применение налоговых вычетов.

Как следует из материалов дела, 01.01.2007 г. между обществом с ограниченной ответственностью «Горстройтехно» (поставщик) и предпринимателем Коршуновой (покупатель) был заключен договор поставки товаров № Ф16/07 - 03, согласно которому поставщик обязался передать, а покупатель принять и оплатить товар, наименование, цена, количество, ассортимент которого будет определяться сторонами в накладных, являющихся неотъемлемыми частями договора (п.1.1 договора).

Разделом 2 договора стороны предусмотрели, что по выбору покупателя доставка товара будет осуществляться либо самовывозом со склада поставщика, либо доставкой товара на склад покупателя. В этом случае покупатель обязан возместить поставщику стоимость расходов по доставке товара. Пункт 2.8 договора также предусматривает, что товар считается  переданным покупателю с момента передачи его уполномоченному представителю покупателя и подтверждается подписанной товарно - транспортной накладной.

Из материалов дела видно, что в качестве документов, обосновывающих право на применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, предприниматель Коршунова представила выставленные обществом «Горстройтехно» счета - фактуры № 1349 от 10.08.2007 г., № 1017 от 18.07.2007 г., № 1363 от 17.08.2007 г., № 1203 от 28.07.2007 г., № 1219 от 30.07.2007 г., № 1384 от 28.08.2007 г., № 1371 от 20.08.2007 г., № 1389 от 31.08.2007 г., товарные накладные № 1349 от 10.08.2007 г., № 1017 от 18.07.2007 г., № 1363 от 17.08.2007 г., № 1203 от 28.07.2007 г., № 1219 от 30.07.2007 г., № 1384 от 25.08.2007 г. № 1371 от 20.08.2007 г., № 1389 от 31.08.2007 г., а также акты приема - передачи векселей.

Однако, при анализе указанных счетов - фактур и первичных бухгалтерских документов, на основании которых предприниматель за июль - август 2007 г. заявила налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость (в июле 2007 г. в сумме 6 752 531 руб., в августе 2007 г. в сумме 12 126 362 руб.), судом области установлено, что они содержат недостоверные сведения о поставщике товара - обществе с ограниченной ответственностью «Горстройтехно» и не подтверждают факта совершения хозяйственной операции  по приобретению предпринимателем Коршуновой товара по договору поставки от 01.01.2007 г., в связи с чем суд пришел к выводу о том, что представленные документы не могут подтвердить обоснованность получения налогового вычета.

При этом суд первой инстанции отметил, что предприниматель Коршунова действовала без должной осмотрительности при выборе контрагента.

Указанная позиция суда первой инстанции представляется апелляционной коллегии верной.

В силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр (пункт 3 статьи 49, пункт 2 статьи 51, пункт 8 статьи 63 Гражданского кодекса).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129 - ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с данным Федеральным законом.

В силу статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129 - ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 данной статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридического лица.

Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.

Согласно пункту 7 статьи 22 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»,  если в течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении не поступило заявление от юридического лица, в отношении которого принято данное решение, и (или) от его кредиторов либо иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением организации из Единого государственного реестра юридических лиц, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.

Ликвидированные (несуществующие) организации юридическими лицами гражданско - правовом смысле не являются, то есть не могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности. Их действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками в смысле статьи 153 Гражданского кодекса. Сделки совершаются от имени юридического лица уполномоченным надлежащим образом физическим лицом, при этом полномочия у данного физического лица возникают в силу закона исходя из его должностного положения (в случае, если он является единоличным исполнительным органом юридического лица) или на основании доверенности.

Несуществующее юридическое лицо не может уполномочить действовать от его имени совершающее сделку физическое лицо, поэтому несуществующее юридическое лицо не может быть участником договора (статьи 182, 420 Гражданского кодекса).

Таким образом, при осуществлении сделок с несуществующими юридическими лицами - продавцами у покупателя отсутствуют правовые основания для получения налоговых вычетов.

Из материалов дела усматривается, что в порядке исполнения требований пункта 3 статьи 21.1 Федерального закона  от 08.08.2001 г.  №  129 - ФЗ  «О  государственной  регистрации  юридических  лиц  и индивидуальных предпринимателей» межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы  № 46 по   г. Москве в номере 42(93)  от 25.10.2006 г.  журнала «Вестник государственной регистрации» было опубликовано сообщение о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц общества с ограниченной ответственностью «Горстройтехно», ОГРН 1037722061398, ИНН 7722305886, в связи с принятием соответствующего решения № 134144 от 20.10.2006 г.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции налоговым органом представлена выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 14.02.2008 г.,  из которой следует, что общество с ограниченной ответственностью «Горстройтехно» с 19.02.2007 г. исключено из Единого государственного реестра юридических лиц  на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129 - ФЗ.

Изложенное свидетельствует, что по состоянию на 25.10.2006 г. общество «Горстройтехно» фактически не осуществляло хозяйственную деятельность, а  с 19.02.2007 г. оно  утратило статус юридического лица и в силу вышеприведенных правовых норм не могло иметь гражданских прав и нести связанные с ними  обязанности; равно как и лицо,  являвшееся, по данным Единого государственного реестра юридических лиц, директором общества «Горстройтехно», утратило свои полномочия  и, соответственно, право на подписание документов от его имени.

Между тем, предприниматель Коршунова, заявляя право на налоговый вычет, указывает на совершение хозяйственной операции, ссылаясь на счета - фактуры, товарные накладные, акты приема - передачи векселей, датированные июлем и августом 2007 г.,  т.е.   периодом,  когда контрагент по договору поставки фактически не являлся субъектом предпринимательской деятельности. При этом, представленные счета - фактуры и первичные бухгалтерские документы подписаны Прядко Павлом Ивановичем, утратившим свои полномочия руководителя общества «Горстройтехно» с 19.02.2007 г.

Таким образом, представленные в материалы дела документы, выданные общество «Горстройтехно» после утраты им статуса юридического лица и подписанные неуполномоченным на то должностным лицом, не могут носить достоверный и законный характер в целях налогообложения, поскольку действия указанного лица не могут быть признаны сделками в соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что документы, представленные налогоплательщиком в обоснование правомерности заявленных налоговых вычетов, содержат недостоверные сведения относительно поставщика товара и подписаны лицом, полномочия которого не подтверждены, поэтому не могут являться подтверждением обоснованности получения налогового вычета.