• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 августа 2008 года  Дело N А36-299/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2008 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 07 августа 2008 г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.

судей: Сергуткиной В.А.

Шеина А.Е.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кондратьевой Н.С.,

В судебное заседание явились:

от Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области: Белан М.В. - представитель по доверенности б/н от 14.07.2008 сроком на 1 год без права передоверия, паспорт серии 42 02 №745189 выдан Октябрьским ОМ УВД г. Липецка 14.02.2003, Хлыстенков С.П. - представитель по доверенности б/н от 14.07.2008 сроком на 1 год без права передоверия, паспорт серии 42 04 №094203 выдан УВД Октябрьского округа г. Липецка 09.02.2004,

Колесникова С.И. - представитель по доверенности №469 от 20.02.2008 сроком на один год, паспорт серии 42 03 №883468 выдан Октябрьским ОМ УВД г. Липецка 24.06.2003;

от ООО «Производственно - технический центр «Становое»: Редькина Т.С. - адвокат по доверенности б/н от 06.02.2008 сроком на три года с правом передоверия, удостоверение №2495 выдано 03.03.2003 регистрационный номер 77/2412 в реестре адвокатов г. Москвы, паспорт серии 45 01 №009087 выдан ОВД «Орехово - Борисово Южное» г. Москвы 26.06.2001.

Из вызванных в судебное заседание не явились:

от Администрации Становлянского района Липецкой области: извещены надлежащим образом;

от ООО «Становлянское»: извещены надлежащим образом.

Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области

на решение Арбитражного суда Липецкой области от 12.05.2008 по делу № А36 - 299/2008, принятое судьей Захаровой Е.И., по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Производственно - технический центр «Становое», при участии заинтересованных лиц: Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области, Администрации Становлянского района Липецкой области, общества с ограниченной ответственностью «Становлянское» о признании недействительным отказа Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области в оформлении и выдаче лицензии обществу с ограниченной ответственностью «Производственно - технический центр «Становое» на право пользования недрами для разведки и добычи песков на Злобинском участке за №3820 от 20.12.2007 и обязании выдать лицензию обществу с ограниченной ответственностью «Производственно - технический центр «Становое» на право пользования недрами для разведки и добычи песков на Злобинском участке Становлянского района Липецкой области РФ в границах согласно акта земельного отвода.

УСТАНОВИЛ:

ООО «ПТЦ «Становое» обратился в арбитражный суд с требованиями о признании недействительным отказа Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области в оформлении и выдаче лицензии обществу с ограниченной ответственностью «Производственно - технический центр «Становое» на право пользования недрами для разведки и добычи строительных песков на Злобинском участке за № 3820 от 20.12.2007 г. и обязать выдать лицензию обществу с ограниченной ответственностью «Производственно - технический центр «Становое» на право пользования недрами для разведки и добычи строительных песков на Злобинском участке Становлянского района Липецкой области РФ в границах согласно акту земельного отвода (с учетом уточнений от 09.04.2008 г. ).

Решением арбитражного суда Липецкой области от 12.05.2008 г. заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с указанным судебным актом, Управление экологии и природных ресурсов обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. При этом, заявитель жалобы указывает на то, что решение принято при неполном выяснении обстоятельств дела. Управление указывает, что представленные ООО «ПТЦ «Становое» документы на получение лицензии были рассмотрены специалистом управления. В нарушение п.1.3 Положения, утв. Липецким областным Советом депутатов от 06.07.06 г. № 13320 - пс, не представлено предварительное согласование собственника земли на отвод. Вместо этого представлено гарантийное письмо Администрации на заключение договора аренды. Кроме того, Обществом представлено заключение о геологическом строении, составленный с нарушением требований ч.1 ст.28, ч.3 ст.36.1 ФЗ РФ «О недрах». По мнению заявителя жалобы, поскольку не был представлен необходимый пакет документов, отказ в предоставлении лицензии вынесен Управлением в пределах компетенции и в рамках действующего законодательства.

ООО «ПТЦ «Становое» не согласно с доводами апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным. Полагает, что для получения лицензии был представлен необходимый пакет документов в соответствии с п.3.3, 3.5 Положения.

Кроме того, Общество ссылается на нарушение Управление срока направления отказа в выдаче лицензии.

Истец по делу полагает, что Управление не вправе было испрашивать лицензию на геологическое изучение участка недр, так как геологическое изучение на спорной территории производилось организацией, имеющей право осуществлять такого рода деятельность.

В настоящее судебное заседание представители Администрации Становлянского района Липецкой области, ООО «Становлянское» не явились. В материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о месте и времени судебного разбирательства. В связи с чем, дело рассматривается в их отсутствие в порядке ст.ст. 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.

17 октября 2007 г. ООО «ПТЦ «Становое» обратилось в Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области с заявлением от 10.10.2007 г. о выдаче лицензии на право пользования недрами для разведки и добычи строительных песков с ежегодным объемом добычи 300 тыс.куб.м. на Злобинском участке, расположенном в 2,0 км к Юго - Востоку от с.Злобино, на левом борту руч.Кривой Колодец на срок 5 лет с целью использования песка для автодорожного строительства (т.1, л.д. 13,48; т.З, л.д.6).

20 декабря 2007 г. обществом был получен письменный отказ в оформлении и выдаче лицензии в связи с тем, что указанный участок недр планируется использовать для муниципальных нужд Становлянского района (т.1,л.д.12).

Полагая, что отказ Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области от 20.12.2007 г. № 3820 не соответствует ст.ст.9,10,12 Закона РФ «О недрах», п.п.3.3, 3.5, 3.6 «Положения о порядке оформления, государственной регистрации, выдачи, учета и хранения лицензий на право пользования участками недр, содержащими месторождения

общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Липецкой области», утвержденного Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 06.07.2006 г. № 1320 - пс, и ограничивает предусмотренное статьей 9 Закона РФ «О недрах» право ООО «ПТЦ «Становое» использовать свои способности и имущество для предпринимательской деятельности в сфере недропользования, последнее обратилось с вышеуказанным заявлением в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на нарушение Управлением Закона РФ «О недрах», Положения, утв. Липецким областным Советом депутатов от 06.07.06 г. № 13320 - пс.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда в виду следующего.

Согласно ст. 6 Закона РФ «О недрах» недра предоставляются в пользование, в том числе для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых.

Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.

Предоставление лицензии на пользование недрами осуществляется при наличии согласия собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца на предоставление соответствующего земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр. (ст.11 Закона).

В силу п.9 ст.4 Закона РФ «О недрах» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относятся установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения.

Порядок оформления, государственной регистрации, выдачи, учета и хранения лицензий на право пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Липецкой области, определен Положением, утв. Постановлением Липецкого областного Совета депутатов 06.07.2006 г. № 1320 - пс .

В силу п.п.3.5 указанного Положения рассмотрение заявки, оформление и выдача лицензии на праве пользование участками недр осуществляется исполнительным органом в течение 30 дней со дня регистрации заявки.

В случае непредставления заявителем всех необходимых документов, предусмотренных п.3.3 настоящего Положения, соискатель письменно уведомляется о необходимости представления недостающих документов или сведений. В этом случае срок рассмотрения представленных документов устанавливается с даты регистрации дополнительно представленных документов.

В соответствии с п.3.6 в оформлении и выдаче лицензии соискателю может быть отказано в следующих случаях : 1) непредставления всех необходимых документов, установленных п.п.3.3 настоящего Положения; 2) представления заявителем недостоверных сведений о себе; 3) заявитель не представил доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ ; 4) при систематическом несоблюдении заявителем условий пользования недрами на участках недр, ранее предоставленных в пользование.

Исполнительный орган в письменной форме уведомляет заявителя об отказе в оформлении и выдаче лицензии с указанием причин отказа.

Из материалов дела усматривается, что, обратившись с заявлением о выдаче лицензии, Общество, в срок, установленный п.3.5 Положения, не получило от Управления ни отказа, ни уведомления о предоставления дополнительных доказательств.

Кроме того, 20.11.07 г., предоставило Управлению дополнительные документы для получения лицензии.

Управление 20.12.07 г. отказало Общество в оформлении и выдаче лицензии в связи с тем, что указанный участок недр планируется использовать для муниципальных нужд Становлянского района.

Принимая во внимание, что дополнительные документы предоставлены Обществом 20.11.07 г. по собственной инициативе, суд обоснованно признал отсутствие оснований для продления срока рассмотрения заявления о выдаче лицензии от 17.10.07 г.

В связи с чем, правомерно установил нарушение Управлением 30 - дневного срока представленных документов, установленный п.3.3 Положения.

Согласно материалам дела, собственником земельного участка, в который входят границы истребуемого участка, является ООО «Становлянское». Указанное подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № 48 - АВ № 463292 от 06.11.2007 г. на земельный участок площадью 5158500 кв.м., предоставленный обществу из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу : Липецкая область, Становлянский район, с/с Становлянский (бывшее КП «Становлянское») ООО «Становлянское» с кадастровым номером 48:14:000 00 00 0207.

Из ответа Елецкого территориального отдела Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Липецкой области от 28.04.2008 г. № 215 усматривается, что земельный участок согласно плану земельного отвода Злобинского участка входит в границы участка № 3 с кадастровым номером 48 : 14: 000 00 00:0207, принадлежащего ООО «Становлянское» на праве собственности .

Установлено, что собственник земельного участка ООО «Становлянское» согласно на отвод спорного земельного участка ООО «Становое» для целей недропользования.

05.03.08 г. между ООО «Становлянское» и ООО «ПТЦ «Становое» заключен договор аренды.

Заключение о геологическом строении Злобинского месторождения строительных песков было выдано Обществу Отделом геологии и лицензирования по Липецкой области Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу.

В соответствии со ст.3 Закона « О недрах» к полномочиям федеральных органов государственной власти органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования относятся, в том числе:

1) разработка и совершенствование законодательства Российской Федерации о недрах;

2) определение и реализация федеральной политики недропользования, определение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальнейшего расширения и качественного улучшения минерально - сырьевой базы путем разработки и реализации федеральных программ;

3) установление общего порядка пользования недрами и их охраны, разработка соответствующих стандартов (норм, правил), в том числе классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых;

4) создание и ведение единой системы федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах, распоряжение информацией, полученной за счет государственных средств;

5) государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность, за исключением информации об участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участках недр местного значения, а также участках недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

(в ред. Федерального закона от 15.04.2006 N 49 - ФЗ)

12) координация научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ, связанных с пользованием недрами;

13) защита прав пользователей недр и интересов граждан Российской Федерации;

14) разрешение споров по вопросам пользования недрами между субъектами Российской Федерации;

16) государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а также установление порядка его проведения.

В связи с изложенным, Отдел геологии и лицензирования является органом, уполномоченным давать заключения.

Указанное заключение подготовлено Отделом на основе материалов геологосъемочных работ и материалов полевых и предварительных работ ОАО «Липецгеология».

В соответствии с пунктом 6 Инструкции «О порядке установления факта открытия месторождения полезных ископаемых» факт открытия месторождения устанавливается после заключения госэкспертизы запасов полезных ископаемых, подтверждающих промышленную значимость месторождения.

Судом установлено, что в рамках договора № 4874/1 от 03.11.00 г. выявлено четыре минерально - сырьевые базы для проектирования и строительства обхода г.Ельца, в том числе Злобинский участок.

Полученная информация использовалась для проектирования . Проект прошел государственную экспертизу.

По заданию ООО ПТЦ «Совинтервод» ОАО «Липецкгеология» проведены замерочные геолого - разведочные работы, в ходе которых оценены ресурсы полезных ископаемых данного участка.

Осуществляя деятельность, ОАО «Липецкгеология» получило информацию о запасах полезных ископаемых и подтвердило промышленную значимость месторождения.

Указанные сведения были предметом рассмотрения на заседании НТС. Что отражено в протоколе № 8 от 20.12.03 г.

Фактически геологическое изучение недр произведено ПГО ЦЕНТРГЕОЛОГИЯ в период с 1958 по 2005 г.г., о чем свидетельствует материалы отчета о разведке Грунин - Воргольского месторождения строительных песков для автодорожного строительства, утвержденного протоколом № 3 заседания экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации Комитета Экологии Администрации Липецкой области от 28.04.06 г. При указанной разведке Грунин - Воргольского месторождения было разведано Злобинское месторождение строительных песков для автодорожного строительства. Данные обстоятельства подтверждаются обзорной картой района работ, геологической картой дочетвертичных отложений, геологичной картой четвертичных отложений.

Из материалов дела усматривается, что Злобинское месторождение является участком Грунин - Воргольского и включено в развитие минерально - сырьевой базы.

В соответствии с п.п.2.1, 2.2 «Положения о порядке оформления, государственной регистрации, выдачи, учета и хранения лицензий на пользование участками недр...» лицензии на право пользования участками недр выдаются с целью: геологического изучения; добычи полезных ископаемых; разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств; строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; сбора минералогических, палентологических и других геологических коллекционных материалов.

Лицензия на добычу полезного ископаемого удостоверяет право на разработку месторождения и может выдаваться для всего месторождения или отдельной его части.

Согласно п.2.3 «Положения о порядке оформления, государственной регистрации, выдачи, учета и хранения лицензий на пользование участками недр...» допускается предоставление лицензии одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи

общераспространенных полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении.

В силу п.2.6 вышеуказанного Положения при предоставлении лицензии на пользование недрами для разведки и добычи полезных ископаемых пользователи недр могут, согласно лицензии, начинать добычу до проведения государственной экспертизы геологической информации.

Согласно п. 18 Приказа МПР РФ № 261 от 08.10.07 «Об утверждении административного регламента Федерального Агентства по недропользованию… учет и внесение сведение в государственный реестр участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, осуществляется Роснедрами и (или) его территориальным органом одновременно с государственной регистрацией лицензии на пользование недрами.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие - либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В связи с чем, суд пришел к правомерному выводу о том, что своим несвоевременным отказом Управление лишило лицензиата возможности знать о результатах рассмотрения заявления и устранить обстоятельства, препятствующие получению лицензии.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) - незаконными.

При таких обстоятельствах апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права.

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом норм права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

Таким образом, апелляционная коллегия считает решение суда законным и обоснованным.

В связи с изложенным, решение суда следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Расходы по госпошлине в силу ст.110 АПК РФ относятся на Главное управление образования Воронежской области, которое платежным поручением от 23.06.08 г. перечислило 1000 руб. госпошлины при обращении с апелляционной жалобой.

Руководствуясь ст.ст.267 - 271 АПК РФ суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Липецкой области от 12.05.08 г. по делу № А36 - 299/2008 - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.

     Председательствующий
     Миронцева Н.Д.

     Судьи
    Сергуткина В.А.

     Шеин А.Е.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А36-299/2008
Принявший орган: Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 07 августа 2008

Поиск в тексте