ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 ноября 2009 года  Дело N А36-3580/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 5 ноября 2009 года

Постановление в полном объеме изготовлено 12 ноября 2009 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Осиповой М.Б.

судей   Ольшанской Н.А.,

Скрынникова В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке на решение Арбитражного суда Липецкой области от 09.09.2009 г. по делу № А36 - 3580/2009 (судья Бессонова Е.В.), принятое по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке к индивидуальному предпринимателю Попову Сергею Анатольевичу о взыскании штрафа,

при участии в судебном заседании:

от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке: представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения;

от ИП Попова С.А.: представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке (далее - Управление, орган Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Попова Сергея Анатольевича (далее - предприниматель Попов С.А., предприниматель) 218,40 руб. штрафа за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального персонифицированного учета в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27 - ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Решением Арбитражного суда Липецкой области от 09.09.2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Липецкой области от 09.09.2009 года.

В обоснование апелляционной жалобы Управление ссылается на доказанность материалами дела факта неисполнения предпринимателем Поповым С.А. обязанности, установленной статьей 11 Федерального закона № 27 - ФЗ от 01.04.1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», по представлению в установленный срок органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о каждом из работающих у него лицах, необходимых для правильного назначения трудовых пенсий и на отсутствие в связи с этим обстоятельством у суда первой инстанции оснований для отказа в удовлетворении требований Управления о взыскании санкций за это нарушение.

Кроме того, заявитель апелляционной жалобы не согласен с выводом суда области о том, что в силу положений статьи 11 Налогового кодекса при поверке соблюдения налоговым органом существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки следует руководствоваться положениями статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса. Одновременно орган Пенсионного фонда указывает на то, что при соблюдение последним статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса будет нарушен пункт 6 статьи 101.4 Налогового кодекса, то есть упущен срок на выставление решения о привлечении к ответственности за совершение законодательства об обязательном пенсионном страховании и требования об уплате недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились. От Управления  поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.

Неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенных лиц или их представителей не препятствует рассмотрению дела в силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вследствие чего дело было рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.

Как следует из материалов дела, Попов Сергей Анатольевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 304482221700205, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 17.12.2008 г.

Должностным лицом Управления Пенсионного фонда была проведена проверка своевременности предоставления сведений персонифицированного учета предпринимателем Поповым С.А. за 2008 год, по результатам которой установлено, что предпринимателем в установленный срок (до 01.03.2009 года) не были представлены в территориальный орган Пенсионного фонда сведения за 2008 год, необходимые для персонифицированного учета, о чем 07.04.2009 года был составлен акт № 137 «Об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об обязательном пенсионном страховании».

По результатам рассмотрения акта заместителем начальника Управления 06.05.2009 года принято решение № 79р о привлечении Попова С.А. к ответственности за нарушение пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27 - ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» в виде взыскания штрафа в сумме 218,40 руб.

Требованием № 79т от 06.05.2009 года Управление предложило предпринимателю Попову в добровольном порядке уплатить сумму финансовых санкций в срок до 24.05.2009 года.

Поскольку добровольно сумма финансовых санкций в срок, установленный в требовании, Поповым С.А. уплачена не была, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании.

Рассматривая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении органом Пенсионного фонда процедуры привлечения предпринимателя к ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.

Апелляционная инстанция находит выводы суда первой инстанции обоснованными, соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27 - ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон № 27 - ФЗ) сведения о застрахованных лицах представляются страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско - правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 27 - ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона № 27 - ФЗ сведения о каждом работающем у него застрахованном лице представляются страхователем один раз в год, но не позднее 1 марта.

Абзацем 3 статьи 17 Федерального закона № 27 - ФЗ установлено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

На обязательный судебный порядок взыскания санкций, установленных абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27 - ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», указано также в пункте 7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.2006 года № 105.

Из содержания приведенных норм следует, что субъектами ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, являются и страхователи, осуществляющие прием на работу по трудовому договору или заключающие договоры гражданско - правового характера, и физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - застрахованные лица, к которым, в том числе, относятся индивидуальные предприниматели. При этом, в указанных целях индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории «страхователь» в случае, если такой индивидуальный предприниматель осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско - правового характера, на вознаграждения по которым в силу законодательства РФ начисляются страховые взносы.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167 - ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в соответствующей редакции) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом.

Порядок проведения налогового контроля и рассмотрения дел о налоговых правонарушениях установлен главой 14 Налогового кодекса Российской Федерации «Налоговый контроль».

При этом дела о налоговых правонарушениях, выявленных не в ходе камеральной или выездной налоговой проверки, а в ходе иных мероприятий налогового контроля (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 Налогового кодекса), рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 Налогового кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 101.4 Налогового кодекса при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым Кодексом налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение.

В соответствии с пунктом 4 статьи 101.4 Налогового кодекса акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения.

В силу пункта 5 статьи 101.4 Налогового кодекса лицо, привлекаемое к налоговой ответственности, имеет право в течение 10 дней со дня получения акта представить возражения по существу правонарушения.

По истечении срока, указанного в пункте 5 статьи 101.4 Налогового кодекса,  в течение  10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение.

Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица. (пункт 7 статьи 101.4 Налогового кодекса)

Из изложенного следует, что рассмотрение материалов проверки  осуществляется непосредственно руководителем органа Пенсионного фонда или его заместителем в том месте и в то время, о которых извещен страхователь или его представитель, в присутствии страхователя или его представителя, или при наличии у руководителя ( его заместителя)  органа Пенсионного фонда достаточных доказательств надлежащего извещения страхователя о месте и времени рассмотрения материалов проверки.

Понятие «надлежащее извещение» о месте и времени рассмотрения материалов проверки, также как и способ извещения, не определены налоговым законодательством, в связи с чем, основываясь на положениях  статьи 11 Налогового кодекса и исходя из правовой позиции,  сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.02.2008 года № 12566/07, согласно которой положения налогового законодательства, обеспечивающие гарантии налогоплательщикам при привлечении их к налоговой ответственности, могут быть рассмотрены по аналогии с существовавшей при взыскании налоговых санкций в судебном порядке гарантией обеспечения судом лицу возможности участвовать лично и (или) через своего представителя в судебном заседании, в том числе с соответствующей обязанностью суда в части правил надлежащего извещения, установленных статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 123 Арбитражного процессуального кодекса лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, проведения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта. Лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если: 1) адресат отказался от получения копии судебного акта и этот отказ зафиксирован; 2) несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд; 3) копия судебного акта, направленная арбитражным судом по последнему известному суду месту нахождения организации, месту жительства гражданина, не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.

Согласно пункту 12 статьи 101.4 Налогового кодекса несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.

Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения.

В рассматриваемой ситуации из содержания акта № 137 от  07.04.2009 г. «Об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об обязательном пенсионном страховании» следует, что акт не был вручен предпринимателю в период его составления, а был направлен почтой.

Кроме того, в акте № 137 содержится указание на то, что рассмотрение настоящего акта состоится 06.05.2009 года в здании Управления Пенсионного фонда в г. Липецке по адресу: 398050, г. Липецк, ул. Интернациональная, д. 6, каб. 301.

В качестве доказательства извещения предпринимателя о времени и месте рассмотрения акта № 137 от  07.04.2009 г.  «Об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об обязательном пенсионном страховании» Управлением Пенсионного фонда представлена суду копия уведомления от 07.04.2009 г.

Вместе с тем данное уведомление налогоплательщиком получено не было и возвращено органу Пенсионного фонда согласно почтовому штемпелю на конверте 11.05.2009 г. с указанием причины невручения - истек срок хранения, то есть после рассмотрения материалов проверки.

Других мер по вручению или направлению предпринимателю уведомления о рассмотрении акта № 137 и принятию решения Управлением предпринято не было.

Из содержания решения № 79р от 06.05.2009 года «О привлечении к ответственности за нарушение Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27 - ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что акт был рассмотрен и решение по нему принято в отсутствие самого лица, в отношении которого составлен акт.

Таким образом, 06.05.2009 г. в момент рассмотрения материалов проверки у Управления отсутствовали  доказательства надлежащего извещения предпринимателя о времени и месте рассмотрения акта проверки, и должностное лицо, не убедившись  в том, что предприниматель надлежащим образом извещен  о времени и месте рассмотрения материалов проверки, рассмотрело материалы проверки и приняло решение о привлечении предпринимателя к ответственности.

Также судом первой инстанции обоснованно учтено, что в нарушение требований  ст.106 Налогового кодекса Российской Федерациип.7 ст.101.4 НК РФ вопрос о вине предпринимателя при производстве по делу  о вмененном правонарушении Управлением не исследовался, форма вины, наличие обстоятельств, смягчающих либо отягчающих ответственность, не устанавливалось.

Доказательств того, что в ходе рассмотрения материалов о выявленном правонарушении Управлением исследовались и устанавливались вышеуказанные обстоятельства, Управлением не представлено. Ни акт проверки, ни решение Управление указанных данных не содержит.

Таким образом, основываясь на совокупности указанных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что  Управлением  допущено  нарушение процедуры рассмотрения материалов, что в силу п.12 ст.101.4 НК РФ является основанием для отмены решения Управления.

Согласно статье 104 Налогового кодекса после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или в иных случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом.

До обращения в суд налоговый орган обязан предложить лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения, добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.

В случае, если лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, отказалось добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустило срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом, за совершение данного налогового правонарушения.

Исковое заявление о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в суд общей юрисдикции. К исковому заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.