ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 ноября 2009 года  Дело N А36-3971/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2009 года

Постановление в полном объеме изготовлено 18 ноября 2009 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи   Ольшанской Н.А.

судей   Скрынникова В.А.,

Осиповой М.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Малышевой Г.А.,

при участии в судебном заседании:

от органа пенсионного фонда: не явились, надлежаще извещены,

от страхователя: не явились, надлежаще извещены,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке на решение Арбитражного суда Липецкой области от 21.09.2009 по делу № А36 - 3971/2009 (судья Дегоева О.А.) по заявлению Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке к Обществу с ограниченной ответственностью «Стимул - Плюс» о взыскании финансовой санкции в сумме 126 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке (далее - Управление, орган пенсионного фонда, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью «Стимул - Плюс» (далее - Общество «Стимул - Плюс», Общество, страхователь) финансовых санкций в сумме 126 руб.

Решением Арбитражного суда Липецкой области от 21.09.2009 отказано в удовлетворении заявленных требований.

Не согласившись с данным решением Управление, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции  отменить.

В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает на то, что при вынесении решения № 103р от 19.06.2009 пенсионным фондом соблюдены нормы налогового законодательства. При этом податель жалобы полагает, что при соблюдении Управлением статьи 123 АПК РФ в части определения даты извещения, будет нарушен пункт 6 статьи 101.4 НК РФ, то есть упущен срок на вынесение решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании.

Представители Управления и Общества в судебное заседание не явились. В материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении о месте и времени судебного заседания. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенных лиц или их представителей не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем дело было рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела, в связи с тем, что Обществом «Стимул - Плюс» в установленный Федеральным законом от 01.04.1996 № 27 - ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» срок не представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2008 год, Государственным учреждением - Управлением пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке был составлен акт № 178 от 22.05.2009 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании. В акте указано, что его рассмотрение состоится 19.06.2009. Акт направлен Обществу 22.05.2009.

19.06.2009 в отсутствие Общества «Стимул - Плюс» Управлением было вынесено решение № 103р о привлечении к ответственности за нарушение Федерального закона от 01.04.1996 № 27 - ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде штрафа в размере 126 руб.

На основании решения в адрес Общества выставлено требование № 103т от 19.06.2009 об уплате штрафных санкций со сроком исполнения до 06.07.2009, в связи с неисполнением которого Управление обратилось в суд.

В силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167 - ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 167 - ФЗ), абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27 - ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»  (далее - Федеральный закон № 27 - ФЗ), Общество «Стимул - Плюс» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона № 167 - ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 27 - ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско - правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии со статьями 11, 15 Федерального закона № 27 - ФЗ страхователи обязаны представлять в органы Пенсионного фонда РФ по месту их регистрации в качестве плательщиков взносов сведения об уплачиваемых страховых взносах и о трудовом стаже за каждое работающее у него застрахованное лицо один раз в год, но не позднее 1 марта.

Статьей 19 Федерального закона № 27 - ФЗ установлено право Правительства Российской Федерации утверждать инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.

Согласно пункту 27 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 № 318, каждый страхователь ежегодно, до 1 марта года, следующего за расчетным периодом, представляет в территориальный орган относящиеся к расчетному периоду индивидуальные сведения в отношении каждого работавшего у него застрахованного лица.

Статьей 17 Федерального закона  № 27 - ФЗ  установлено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Материалами дела подтверждается факт непредставления в установленный срок Обществом «Стимул - Плюс» сведений, необходимых для осуществления  индивидуального (персонифицированного) учета за 2008 год,

что свидетельствует о наличии в действиях страхователя состава правонарушения, ответственность за которое установлена абзацем 3 статьи 17 Федерального закона № 27 - ФЗ.

В то же время, принимая решение об отказе в удовлетворении требований органа пенсионного фонда, суд первой инстанции правомерно исходил из несоблюдения пенсионным фондом порядка привлечения к ответственности Общества «Стимул - Плюс», предусмотренного  Налоговым кодексом Российской Федерации.

В силу абзаца 3 статьи 2 Федерального закона № 167 - ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом.

В соответствии с абзацем 1 статьи 2 Федерального закона № 167 - ФЗ Федеральный закон № 27 - ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании, устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Из вышеуказанного следует, что поскольку Федеральными законами № 27 - ФЗ и № 167 - ФЗ не определен порядок привлечения страхователя к ответственности, органам Пенсионного фонда Российской Федерации при принятии решения о привлечении к ответственности следует руководствоваться положениями статей 101, 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

При этом, в соответствии со статьей 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ.

Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123 НК РФ) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ.

Таким образом, к процедуре привлечения обязанного лица к ответственности по статье 17 Федерального закона № 27 - ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного законодательства в рассматриваемом случае подлежат применению положения статьи 101.4 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных ст. 120, 122 и 123 НК РФ), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение.

Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений (пункт 5 статьи 101.4 НК РФ).

По истечении срока, указанного в пункте 5 статьи 101.4 НК РФ, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение (пункт 6 статьи 101.4 НК РФ).

В силу пунктов 6, 7 статьи 101.4 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.

При рассмотрении акта могут оглашаться составленный акт, иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения. Отсутствие письменных возражений не лишает этого лица права давать свои объяснения на стадии рассмотрения акта.

При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства.

В соответствии с пунктом 8 статьи 101.4 НК РФ по результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа  выносит решение о привлечении лица к ответственности за совершение нарушения либо об отказе в привлечении лица к ответственности за совершение нарушения.

Таким образом, из смысла взаимосвязанных положений статьи 101.4 НК РФ следует, что рассмотрение акта и других материалов и принятие по ним решения осуществляется непосредственно руководителем налогового  органа (органа пенсионного фонда) или его заместителем в том месте и в то время, о которых извещено лицо, привлекаемое к ответственности, в присутствии лица, привлекаемого к ответственности, или при наличии достаточных доказательств надлежащего уведомления лица, привлекаемого к ответственности, о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки.

При этом, рассмотрение материалов проверки, возражений налогоплательщика (в случае их представления) и принятие по ним решения представляет собой единую процедуру, которая завершается принятием руководителем (заместителем руководителя) налогового органа (органа пенсионного фонда) по результатам рассмотрения материалов проверки решения в соответствии с пунктом 8 статьи 101.4 НК РФ.

Пунктом 12 статьи 101.4 НК РФ предусмотрено, что нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.

Судом первой инстанции  установлено и следует из материалов дела, что 22.05.2009 органом пенсионного фонда в адрес Общества «Стимул - Плюс» заказным письмом с уведомлением (номер почтового отправления - 868739) был направлен акт № 178 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании с указанием, что его рассмотрение состоится 19.06.2009.

19.06.2009 в отсутствие представителя Общества «Стимул - Плюс» Управлением было вынесено решение № 103р.

Вместе с тем, материалы дела свидетельствуют о том, что указанное почтовое отправление № 868739 было возвращено в адрес пенсионного фонда 26.06.2009. с указанием причины невручения получателю  «истечение срока хранения», то есть после рассмотрения материалов проверки.

Следовательно, 19.06.2009 у органа пенсионного фонда отсутствовали доказательства надлежащего извещения Общества «Стимул - Плюс» о времени и месте рассмотрения акта проверки, и должностное лицо Управления, рассматривавшее материалы проверки, не убедившись в том, что страхователь был надлежащим образом извещен о времени и месте такого рассмотрения, рассмотрело материалы проверки в отсутствие доказательств надлежащего уведомления страхователя.

Изложенное также согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 12.02.2008 № 12566/07. Согласно указанной правовой позиции законодатель, осуществляя мероприятия налогового администрирования, в том числе предусматривая внесудебный порядок взыскания сумм налоговых санкций, исходил из необходимости сохранения гарантий защиты прав налогоплательщиков и других лиц, в отношении которых проводится налоговый контроль, по меньшей мере, в объеме, предусмотренном ранее действовавшим законодательством.

Одной из таких гарантий при судебном взыскании сумм налоговых санкций является обеспечение судом лицу возможности участвовать лично и (или) через своего представителя в судебном заседании.

Нарушение данного требования в соответствии с частью 4 статьи 270, части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в любом случае является основанием для отмены судебного акта.

Таким образом, поскольку в налоговом законодательстве отсутствует понятие «надлежащее извещение», то исходя из вышеизложенной правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ при проверке соблюдения налоговым органом (органом пенсионного фонда) существенных условий процедуры рассмотрения акта и материалов мероприятий налогового контроля следует руководствоваться положениями арбитражного процессуального законодательства (ст.123 АПК РФ).

Следовательно, существенные условия процедуры рассмотрения материалов мероприятий налогового контроля в случае, если налогоплательщик (его представитель) не присутствовал при рассмотрении акта и материалов мероприятий налогового контроля, которое завершилось принятием соответствующего решения, могут быть признаны соблюденными только при наличии у должностного лица налогового органа (органа пенсионного фонда), рассматривающего акт и материалы мероприятий налогового контроля, доказательств надлежащего извещения налогоплательщика о месте и времени рассмотрения акта и соответствующих материалов на момент рассмотрения данных материалов.

В рассматриваемом случае, исходя из материалов дела у должностного лица органа пенсионного фонда на момент рассмотрения акта № 178 такие доказательства отсутствовали.

Таким образом, учитывая изложенное, Управление не обеспечило Обществу «Стимул - Плюс» возможность участвовать в процессе рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля лично и (или) через своего представителя, что в силу пункта 12 статьи 101.4 НК РФ является безусловным основанием для отмены принятого решения.

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно части 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы (часть 6 статьи 215 АПК РФ).

Решение №103р от 19.06.2009, послужившие основанием для обращения Управления с заявлением в суд о взыскании с Общества «Стимул - Плюс» штрафных санкций, принято Управлением с нарушением существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля, что свидетельствует о его несоответствии требованиям законодательства о налогах и сборах.

Следовательно, такое решение не может служить основанием для удовлетворения судом заявления о взыскании примененной этим решением штрафной санкции.

Довод подателя жалобы о том, что следствием соблюдения Управлением положений статьи 123 АПК РФ будет пропуск срока на вынесение решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку пропуск срока на вынесение указанного решения не является безусловным основанием для его отмены.