ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 апреля 2009 года  Дело N А36-4069/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2009 года

Постановление в полном объеме изготовлено 27 апреля 2009 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи   Протасова А.И.

судей  Миронцевой Н.Д.,

Семенюта Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания Матвеевой Г.А.,

при участии:

от ООО «Карьер»: не явились, надлежаще извещены;

от Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области: Лаптева О.Р., начальника отдела государственного контроля по доверенности №1166 от 13.04.2009;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Карьер» на решение Арбитражного суда Липецкой области от 06.02.2009 по делу №А36 - 4069/2008 (судья Ларшина О.Б.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Карьер» к Управлению экологии и природных ресурсов Липецкой области о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Карьер» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области, о привлечении к административной ответственности по ст.8.2. КоАП РФ.

Решением от 06.02.2008 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.

Полагая, что выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального права, Общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить.

В судебное заседание ООО «Карьер» не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.156, 266 АПК РФ.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области, апелляционная инстанция установила следующее.

В период с 03.10.2008 по 13.11.2008 сотрудниками Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области проведена внеплановая проверка соблюдения ООО «Карьер» требований экологического законодательства.

В ходе данной проверки выявлен факт нарушения требований Федерального закона №89 - ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» при приеме и захоронении производственных отходов полученных от других лиц, выразившийся в:

- захоронении отдельных видов отходов, не предусмотренных имеющи­мися у заявителя лимитами на размещение отходов (выжимки яблок и очистки моркови, жидкие отходы в виде брака соков, пюре), а также захоронении указанных отходов, имеющих органический состав, при наличии тех­нологии преобразования данных отходов в удобрение;

-   отсутствии в обществе учета видов и классов опасности отходов, по­лученных от других лиц и размещенных обществом;

-   отсутствии у лица (мастера по переработке отходов Качанова О. В.), которое допущено к обращению с опасными отходами, свидетельства (серти­фиката) на право работы с такими отходами, что является нарушением статьи 15 закона.

17.11.2008 Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области по данному факту в отношении Общества составлен протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Постановлением Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области №1477 от 24.11.2008 ООО «Карьер» привлечено к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

Посчитав указанное постановление незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его таковым и отмене.

Разрешая спор по существу, суд пришел к обоснованному выводу о необходимости исключения эпизода - отсутствия в обществе учета видов и классов опасности отходов, полученных от других лиц и размещенных обществом, из состава административного правонарушения, вменяемого в вину Обществу, поскольку установил, что такой учет в обществе ведется.

Вместе с тем, посчитал доказанным факт нарушения ООО «Карьер» требований ст.15, ч.2 ст.18, ст.21 Федерального закона №89 - ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», следовательно совершения вменяемого правонарушения, вины в его совершении, и отсутствия в действиях Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности.

Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными и обоснованными, и полагает при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно - эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях (бездействиях) по несоблюдению экологических и санитарно - эпидемиологических требований при обращении с отходами.

В соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 №89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления» и статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 №7 - ФЗ «Об охране окружающей среды», индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать экологиче­ские, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Феде­рации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, вести в установленном порядке учет образовавшихся от­ходов, а также соблюдать экологические требования по осуществлению платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52 - ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 №89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления» лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 №461, установлено, что лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Согласно статье 21 Федерального закона №89 - ФЗ основными принципами экономического регулирования в области обращения с отходами являются:

- уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот;

- платность размещения отходов;

- экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 №89 - ФЗ лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.

Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Факт нарушения ООО «Карьер» требований изложенный норм, а именно,

- захоронение отдельных видов отходов, не предусмотренных имеющи­мися у заявителя лимитами на размещение отходов (выжимки яблок и очистки моркови, жидкие отходы в виде брака соков, пюре), а также захоронении указанных отходов, имеющих органический состав, при наличии тех­нологии преобразования данных отходов в удобрение;

-   отсутствие у лица (мастера по переработке отходов Качанова О. В.), свидетельства (серти­фиката) на право работы с такими отходами, подтверждается представленными материалами дела, в результате чего действия  заявителя образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При осуществлении деятельности, связанной с приемом и захоронением производственных отходов полученных от других лиц, у общества имелась возможность не допускать выявленных его действиях нарушений. Однако Обществом не были приняты все зависящие от него меры для недопущения названного нарушения, что свидетельствует о наличии в его действиях вины.

Привлекая ООО «Карьер» к административной ответственности Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области действовало в строгом соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не допустило процессуальных нарушений.

Оценив в соответствии со ст.71 АПК РФ доказательства по своему внутреннему убеждению, и установив в действиях ООО «Карьер» состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и отсутствие оснований для признания незаконным и отмены постановления Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области №1477 от 24.11.2008, суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования в суде первой инстанции, им дана правовая оценка, которая является правильной.

Каких - либо доводов, основанных на доказательственной базе, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, ООО «Карьер» на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представило.

При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, выводы суда изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Липецкой области от 06.02.2009 по делу №А36 - 4069/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Карьер» - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.

     Председательствующий
  А.И. Протасов

     Судьи
  Н.Д. Миронцева

     А.Е. Семенюта

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка