ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 мая 2008 года  Дело N А36-436/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 19.05.2008г.

Полный текст постановления изготовлен 19.05.2008г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Скрынникова В.А.,

судей:  Михайловой Т.Л.,

Протасова А.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Овсянниковой Е.С.

при участии:

от налогоплательщика: Шульгина И.С., представителя, доверенность б/н от 09.01.2008г.,  паспорт серии 42 02 № 456873 выдан Советским ОМ УВД г. Липецка, Столповского А.А., паспорт серии 42 03 № 901027 выдан Оскольским ОМ УВД г. Липецка,

от налогового органа:  Сухолиной Е.В., заместителя начальника отдела, доверенность б/н от 15.04.2008г., паспорт серии 42 03 № 914797 выдан УВД Октябрьского округа г. Липецка 04.09.2003г., Азариной С.Ю., начальника юридического отдела, доверенность б/н  от 12.05.2008г., удостоверение УР № 314220 действительно до 31.12.2009г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по Правобережному району г. Липецка на решение Арбитражного суда Липецкой области от 31.08.2007 года по делу № А36 - 436/2007  (судья Бессонова Е.В.) по заявлению ИП Столповского А.А. к ИФНС России по Правобережному району г. Липецка о признании недействительным ее решения № 48 от 16.02.2007г.,

УСТАНОВИЛ:

ИП Столповский А.А. обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по Правобережному району г. Липецка от 16.02.2007г. № 48.

Решением Арбитражного суда Липецкой области от 31.08.2007г. заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение ИФНС России по Правобережному району г. Липецка от 16.02.2007г. № 48 в части привлечения ИП Столповского А.А. к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, за неполную уплату НДС в виде штрафа в сумме 406579 руб. 80 коп., за неполную уплату НДФЛ в виде штрафа в сумме 318767 руб. 80 коп., за неполную уплату ЕСН в виде штрафа в сумме 59867 руб., привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 119 НК РФ, в виде штрафа в сумме 701783 руб., предложения уплатить в срок, указанный в требовании, НДС в сумме 2509810 руб., НДФЛ в сумме 1593839 руб., ЕСН в сумме 299339 руб. и пени за несвоевременную уплату ЕСН, пени за несвоевременную уплату НДФЛ в сумме 233995 руб. 50 коп., пени за несвоевременную уплату НДС в сумме 597861 руб. 69 коп. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2007г. решение Арбитражного суда Липецкой области от 31.08.2007г. отменено в части признания недействительным решения ИФНС России по Правобережному району г. Липецка от 16.02.2007г. № 48 в части привлечения ИП Столповского А.А. к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, за неполную уплату НДС в виде штрафа в сумме 406579 руб. 80 коп., за неполную уплату НДФЛ в виде штрафа в сумме 318767 руб. 80 коп., за неполную уплату ЕСН в виде штрафа в сумме 59867 руб., привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 119 НК РФ, в виде штрафа в сумме 701783 руб., предложения уплатить в срок, указанный в требовании, НДС в сумме 2509810 руб., НДФЛ в сумме 1593839 руб., ЕСН в сумме 299339 руб. и пени за несвоевременную уплату ЕСН, пени за несвоевременную уплату НДФЛ в сумме 233995 руб. 50 коп., пени за несвоевременную уплату НДС в сумме 597861 руб. 69 коп. и в этой части в удовлетворении требований ИП Столповского А.А. отказано.

В остальной части решение суда оставлено без изменения.

Постановлением ФАС Центрального округа от 04.03.2008г.  постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2007г. по настоящему делу отменено в части отмены решения Арбитражного суда Липецкой области от 31.08.2007г. о признании недействительным решения ИФНС России по Правобережному району г. Липецка от 16.02.2007г. № 48 в части привлечения ИП Столповского А.А. к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, за неполную уплату НДС в виде штрафа в сумме 406579 руб. 80 коп., за неполную уплату НДФЛ в виде штрафа в сумме 318767 руб. 80 коп., за неполную уплату ЕСН в виде штрафа в сумме 59867 руб., привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 119 НК РФ, в виде штрафа в сумме 701783 руб., предложения уплатить НДС в сумме 2509810 руб., пени по НДС в сумме 597861 руб. 69 коп. и дело в этой части передано на новое рассмотрение в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

В остальной части постановление апелляционного суда оставлено без изменения.

Таким образом, при новом рассмотрении подлежит проверке правомерность решения ИФНС России по Правобережному району г. Липецка от 16.02.2007г. № 48 в части привлечения ИП Столповского А.А. к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, за неполную уплату НДС в виде штрафа в сумме 406579 руб. 80 коп., за неполную уплату НДФЛ в виде штрафа в сумме 318767 руб. 80 коп., за неполную уплату ЕСН в виде штрафа в сумме 59867 руб., привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 119 НК РФ, в виде штрафа в сумме 701783 руб., предложения уплатить НДС в сумме 2509810 руб., пени по НДС в сумме 597861 руб. 69 коп.

Основанием для доначисления налогов, пени, привлечения к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ явился вывод налогового органа о необоснованности расходов предпринимателя по НДФЛ и ЕСН, вычетов по НДС по счетам - фактурам и накладным, кассовым чекам, выданным поставщиками ООО "Дока - Импекс" и ООО "Прогресс". По мнению налогового органа, отсутствие сведений о государственной регистрации ООО "Дока - Импекс" и ООО "Прогресс" в Федеральной базе данных Единого государственного реестра юридических лиц препятствует возможности принять первичные бухгалтерские документы, составленные от лица этих организаций, в обоснование затрат, произведенных ИП Столповским А.А.

Основанием для привлечения ИП Столповского А.А. к налоговой ответственности по п.2 ст.119 НК РФ явился вывод налогового органа о непредставлении в установленный срок налоговых деклараций за апрель, май и июнь 2005 года ввиду того, что сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за апрель 2005 г. превысила один миллион рублей.

Рассмотрение дела откладывалось.

В судебном заседании 15.05.2008г. объявлялся перерыв до 19.05.2008г. (с учетом выходных дней).

При новом рассмотрении апелляционной жалобы налогового органа, изучив материалы дела, а также с учетом позиции ФАС Центрального округа, изложенной в постановлении от 04.03.2008г., суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит изменению.

При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

В соответствии с ч.2 ст.289 АПК РФ указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.

Отменяя постановление суда апелляционной инстанции от 29.11.07 г., суд кассационной инстанции в постановлении указал на неправомерность применения налоговым органом к рассматриваемой ситуации положений подпункта 7 пункта 1 статьи 31 и пункта 7 статьи 166 НК РФ.

Из содержания постановления суда кассационной инстанции следует, что  к рассматриваемой ситуации подлежат применению п.1 ст.166, ст.ст. 169, 171, 172 Налогового кодекса РФ, регулирующие общий порядок исчисления НДС.

Пунктом 1 статьи 166 Налогового кодекса РФ предусмотрен порядок исчисления налога на добавленную стоимость, исходя из которого сумма налога при определении налоговой базы на основании статей 154 - 159 и 162 Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

В силу п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 налоговые вычеты.

Вычетам подлежат, в частности, суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи (пункт 2 статьи 171 Кодекса).

Исходя из ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов - фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога на добавленную стоимость.

Требования к оформлению счетов - фактур в целях получения налогового вычета предусмотрены ст.169 НК РФ.

Как следует из материалов дела, ИП Столповский А.А. в подтверждение правомерности заявленных в налоговых декларациях по НДС сумм налоговых вычетов представил счета - фактуры, кассовые чеки и накладные, выставленные ООО «Дока - Импекс» и ООО «Прогресс».

Вместе с тем, согласно ответам ИФНС России № 8 по г. Москве от 12.09.2006г., МИФНС России № 10 по Вологодской области от 11.09.2006г., УФНС России по Липецкой области от 14.12.2006г. ООО «Дока - Импекс», ИНН 7708914510, и ООО «Прогресс», ИНН 3526350111, в Федеральной базе данных Единого государственного реестра юридических лиц не значатся, указанные ИНН не присваивались ни одному налогоплательщику.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129 - ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, а также сведений о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Отказ в предоставлении содержащихся в государственных реестрах сведений не допускается.

Правилами ведения Единого государственного реестра юридических лиц и представления содержащихся в нем сведений, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.02 N 438, предусмотрено, что содержащиеся в государственном реестре сведения о конкретном юридическом лице предоставляются по запросу, составленному в произвольной форме.

Следовательно, ИП Столповский А.А., приобретая товар у поставщиков, не получив объективную информацию из налоговых органов об их правоспособности, приняв от них документы, содержащие недостоверную информацию, не проявил должной осмотрительности и взял на себя риск негативных последствий, таких как невозможность документально подтвердить обоснованность заявленных налоговых вычетов по НДС и расходов по НДФЛ и ЕСН.

Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что представленные ИП Столповским А.А. документы не свидетельствуют о реальности понесенных налогоплательщиком расходов и обоснованности налоговых вычетов, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований в данной части.

ИП Столповский А.А. ссылается на то, что по имеющимся в материалах дела доказательствам невозможно однозначно сделать вывод об отсутствии контрагентов заявителя в ЕГРЮЛ в момент совершения сделки, поскольку судом не учтено, что после постановки на налоговый учет одним налоговым органом и присвоения ему индивидуального номера налогоплательщика, налогоплательщик может впоследствии встать на налоговый учет в другом налоговом органе, по месту своего нового юридического адреса.

Данный довод не может быть принят во внимание, поскольку носит предположительный характер.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 168 Налогового кодекса РФ право предъявить покупателю к оплате налог на добавленную стоимость в составе стоимости реализованного товара предоставлено только налогоплательщикам, к которым в силу ст. ст. 11 и 143 Налогового кодекса РФ относятся организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 51 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129 - ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 г. N 319 Министерство Российской Федерации по налогам и сборам уполномочено осуществлять с 01.07.2002 г. государственную регистрацию юридических лиц.

Как следует из п. 3 ст. 83 Налогового кодекса РФ, постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.

В соответствии с п.п. 2 п. 5 ст. 169 Налогового кодекса РФ идентификационные номера продавца и покупателя относятся к обязательным реквизитам, которые должны быть указаны в счетах - фактурах.

Пунктом 7 ст. 84 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика.

Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Присвоенный организации идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) не подлежит изменению и не может быть повторно присвоен другой организации или другому физическому лицу.

Следовательно, сведения, содержащиеся в счетах - фактурах о поставщиках с указанием их ИНН, которые, по данным налогового органа, не были присвоены ни одному налогоплательщику, свидетельствуют о несоответствии этих документов требованиям п. 5 ст. 169 Налогового кодекса РФ, что влечет для налогоплательщика правовые последствия, предусмотренные п. 2 ст. 169 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, счета - фактуры, оформленные от имени ООО "Дока - Импекс" и ООО "Прогресс", не являются доказательствами достоверности и законности осуществленных заявителем вычетов, поскольку налоговым органом установлено, не опровергнуто налогоплательщиком, что сведения об этих поставщиках в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют, ИНН им не присваивался.

Данные налогового органа об отсутствии регистрации в ЕГРЮЛ и ЕГРН поставщиков налогоплательщика подтверждены надлежащими доказательствами.

Таким образом, налоговый орган пришел к обоснованному выводу о неправомерности предъявления налогоплательщиком вычетов по НДС в сумме 2509810 руб. по счетам - фактурам, оформленным от имени ООО "Дока - Импекс" и ООО "Прогресс".

Вместе с тем, как видно из оспариваемого решения, налоговым органом факт неправомерного предъявления налогоплательщиком вычетов по НДС в сумме 2509810 руб. приравнен к неуплате налога, в связи с чем, налоговый орган доначислил к уплате в бюджет налог на добавленную стоимость в указанной сумме.

Между тем, установленный ИФНС России по Правобережному району г. Липецка факт необоснованного применения налоговых вычетов не во всяком случае может повлечь за собой неуплату налога на добавленную стоимость в той же сумме, поскольку согласно п. 1 ст. 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов общая сумма налога, исчисленная с определенной налогоплательщиком налоговой базы.

Как отмечено в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.04.2007г. № 15000/06, невозможность автоматического отождествления с недоимкой заявленного к возмещению налога на добавленную стоимость однозначно следует из положений статей 171 - 173 Кодекса, на что указано в постановлениях Президиума ВАС РФ от 07.06.2005г. № 1321/05 и от 16.01.2007г. № 10312/06.

Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал на необходимость проверки указанных обстоятельств.

При новом рассмотрении ИФНС России по Правобережному району г. Липецка представлены расчеты НДС, пени и налоговых санкций, предусмотренных п. 1 ст. 122 НК РФ и п. 2 ст. 119 НК  РФ, исходя из сумм недоимки по НДС с учетом указаний ФАС ЦО.

Согласно расчету налоговых санкций по ст.122 НК РФ  неправомерное предъявление налоговых вычетов по НДС в сумме 2509810 руб. с учетом сумм налога, исчисленного налогоплательщиком с налоговой базы фактически привело к неуплате НДС в бюджет в сумме 2305722 руб.

Таким образом, к уплате в бюджет за период 2004 - 2005 годы подлежал НДС в сумме 2305722 руб., в связи с чем, доначисление ИП Столповскому А.А. за указанный период НДС в сумме, превышающей 2305722 руб. (204088 руб.) является неправомерным.

Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

С учетом установленной суммы недоимки, размер штрафа по п.1 ст.122 НК РФ составит 378514 руб.. В остальной части (28065 руб. 20 коп.) привлечение  налогоплательщика к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ является неправомерным.

Учитывая отсутствие у налогоплательщика обязанности уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 204088 руб. по решению от 16.02.2007г. № 48, суд апелляционной инстанции также находит неправомерным начисление налогоплательщику и предложение уплатить пени по НДС в сумме 45915 руб. 31 коп.

Таким образом, налоговый орган неправомерно привлек ИП Столповского А.А. к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, за неполную уплату НДС в виде штрафа в сумме 28065 руб. 20 коп., а также доначислил НДС за период 2004 - 2005 г.г. в сумме 204088 руб. и пени за несвоевременную уплату НДС в сумме 45915 руб. 31 коп.