ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 ноября 2008 года  Дело N А36-818/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 12 ноября 2008 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи   Шеина А.Е.,

судей   Протасова А.И.,

Миронцевой Н.Д.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Анохиной К.Г.,

при участии:

от УФАС по Липецкой области - Старкова А.А., ведущий специалист - эксперт, доверенность №13 от 13.05.2008, удостоверение №2198 выдано 24.04.2008;

от ООО «Метро Кэш энд Керри» - представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД Липецкой области - представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от ООО «М Инвест» - представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Метро Кэш энд Керри» на решение Арбитражного суда Липецкой области от 27.06.2008 по делу №А36 - 818/2008 (судья Захарова Е.И.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Метро Кеш энд Керри» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (далее - УФАС по Липецкой области) о признании незаконными решения №395 от 04.03.2008 (дело №А36 - 818/2008) и предписания №06 от 04.03.2008 (дело №А36 - 819/2008).

Определением Арбитражного суда Липецкой области от 24.04.2008 дела №А36 - 818/2008 и №А36 - 819/2008 были объединены для совместного рассмотрения в одно производство №А36 - 818/2008.

Решением Арбитражного суда Липецкой области от 27.06.2008 по делу №А36 - 818/2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, решение судом первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права, подлежит отмене по основаниям, изложенным в жалобе.

УФАС по Липецкой области возражает против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД Липецкой области (далее - Управление ГИБДД УВД Липецкой области) в своем отзыве подержало позицию Общества.

ООО «М Инвест» отзыв на апелляционную жалобу не представило.

ООО «Метро Кеш энд Керри», Управление ГИБДД УВД Липецкой области, ООО «М Инвест», надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывы на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 22.01.2008 на основании приказа №2 от 22.01.2008 сотрудниками УФАС по Липецкой области была проведена проверка ООО «Метро Кеш энд Керри» на предмет соблюдения Федерального закона «О защите конкуренции».

По результатам проверки было установлено, что в г. Липецке распространяется рекламная информация «METRO» на опорах знаков дорожного движения: Усмань - Воронеж - ул.Московская; Елец - Воронеж - Москва; комплекс ГИБДД - НЛМК - Воронеж - Усмань; комплекс ГИБДД - НЛМК - улица Катукова; Москва - Воронеж - комплекс ГИБДД; проспект Победы - Воронеж - Усмань; Тамбов - Данков - Елец; улица Терешковой - улица Первомайская - комплекс ГИБДД - улица Неделина; Воронеж - Усмань - Москва; Петровский мост - улица 50 лет НЛМК; проспект Мира - улица Неделина - комплекс ГИБДД; Аэропорт - улица Ленина - Центр; улица Гагарина - улица Терешковой; Воронеж - Усмань - Елец; Елец - Воронеж - Тамбов; Орел - Чаплыгин - Липецк; Центр - Тамбов - Орел; Центр - Тамбов - Воронеж; Липецк - Тамбов - Усмань; Аэропорт - ж. - д.Вокзал; Центр - улица Зои Космодемьянской; улица Терешковой - площадь Победы,  со стрелкой, указывающей маршрут проезда.

14.02.2008 УФАС по Липецкой области было возбуждено антимонопольное дело №06 в отношении ООО «Метро Кеш энд Керри» по признакам нарушения части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции».

04.03.2008 УФАС по Липецкой области было принято решение №395, в соответствии с которым ООО «Метро Кеш энд Керри» признано нарушившим часть 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции», и выдано предписание №06 о прекращении Обществом нарушений антимонопольного законодательства.

Согласно предписанию №06 от 04.03.2008 Обществу было указано в срок 26.03.2008 прекратить нарушение части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в размещении рекламной информации на опорах дорожных знаков в г. Липецке, и получении преимущества в осуществлении своей предпринимательской деятельности по отношению к другим хозяйствующим субъектам, а также устранить указанные выше нарушения и убрать любым способом нанесенную рекламную информацию «METRO» с опор дорожных знаков в г. Липецке.

Не согласившись с решением УФАС по Липецкой области и выданным на его основе предписанием, считая, что они не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы ООО «Метро Кеш энд Керри» в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд.

По мнению суда апелляционной инстанции, рассматривая заявленные требования по существу и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с частью 2 статьи 1, частью 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135 - ФЗ (далее - ФЗ «О защите конкуренции), целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно пункту 9 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В силу части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция не допускается.

Согласно п.п.1 - 3 ст.22, п.п.1,2 ч.1 ст.23, ч.1, п.3 ч.2 ст.39 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

Основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является, в том числе, обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Как следует из материалов дела, 22.01.2008 на основании приказа №2 от 22.01.2008 сотрудниками УФАС по Липецкой области была проведена проверка ООО «Метро Кеш энд Керри» на предмет соблюдения Федерального закона «О защите конкуренции».

По результатам проверки, в соответствии с приказом от 12.02.2008 №17, на основании части 4 статьи 44 ФЗ «О защите конкуренции», УФАС по Липецкой области было возбуждено дело №06 по признакам нарушения ООО «Метро Кэш энд Керри» части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции», создана комиссия по рассмотрению названного дела.

Решением Комиссии УФАС по Липецкой области от 04.03.2008 №395 Общество было признано нарушившим часть 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции», ему было выдано предписание №06 от 04.03.2008 о прекращении нарушения, выразившегося в размещении рекламной информации на опорах дорожных знаков в г. Липецке и получении преимущества в осуществлении своей предпринимательской деятельности по отношению к другим хозяйствующим субъектам.

Таким образом, решение вынесено и предписание выдано антимонопольным органом в пределах полномочий, возложенных на него законом.

Доводы Общества о том, что распространяемая информация не является рекламой, правомерно не приняты судом первой инстанции во внимание по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 №38 - ФЗ (далее - ФЗ «О рекламе») настоящий федеральный закон не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В силу частей 1, 3 статьи 19 ФЗ «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций) монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементов зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.

Распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается.

Согласно договору от 20.07.2006 № 014 ДИ, заключенного между ООО «Метро Кэш энд Керри» и ООО «М Инвест», приложений № 1 и 2 к нему, дополнительного соглашения № 25/07/Р от 21.03.2007, технических заданий на выполнение работ, распространяемая спорная информация располагалась совместно с указанием городов, населенных пунктов Липецкой области, улиц г. Липецка на информационных указательных знаках индивидуального проектирования.

Из Устава ООО «Метро Кэш энд Керри» следует, что основной целью Общества является осуществление хозяйственной деятельности, направленной на извлечение прибыли, предметом деятельности общества является оптовая и мелкооптовая торговля продовольственными и промышленными товарами.

Согласно свидетельства №268521 словосочетание «METRO CASH & CARRY» является товарным знаком, зарегистрированным в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации 12.05.2004 со сроком действия до 13.01.2010, при этом, как указано в свидетельстве, неохраняемыми элементами являются «Cash & carry», а слово «METRO», в свою очередь, является охраняемым элементом.

Таким образом, слово «METRO», с учетом особенностей своего исполнения (на английском языке), является средством индивидуализации ООО «Метро Кэш энд Керри», реализуемых им товаров и вида осуществляемой деятельности.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно установил, что распространяемая на информационных знаках индивидуального проектирования информация «METRO» со стрелкой, указывающей маршрут проезда, адресована неопределенному кругу лиц (потенциальным заказчикам, покупателям), направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (не к любому гипермаркету, а именно к гипермаркету «METRO», принадлежащему ООО «Метро Кэш энд Керри», не к любой продукции, а с элементом товарного знака «METRO»), формирует и поддерживает интерес к нему и его продвижение на рынке реализации продовольственных и промышленных товаров (неопределенный круг лиц узнает средство индивидуализации ООО «Метро Кэш энд Керри», его изображение «METRO» и месторасположение данного объекта), в этой связи является рекламой.

Ссылка Общества на то, что спорная информация обращена непосредственно определенному кругу лиц: юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, водителям автомобилей, на которых доставляются товары, техническим службам, обслуживающим производственное оборудование, правомерно не принята судом первой инстанции во внимание, поскольку не содержит ограничения в распространении (только для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в специально предусмотренных местах и др.).

Более того, в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 №196 - ФЗ (далее - ФЗ «О безопасности дорожного движения») участниками дорожного движения являются не только юридические лица и индивидуальные предприниматели, но и другие лица, принимающие непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.

Довод Общества о том, что спорная информация является дорожным знаком информационного характера, также правомерно не принята судом первой инстанции во внимание в связи со следующим.

В соответствии с Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52290 - 2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования», утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 №121 - ст, введенным в действие с 01.01.2006, с изменениями, утвержденными Ростехрегулированием «Поправка к ГОСТ Р 52290 - 2004» (далее - ГОСТ Р 52290 - 2004)  настоящий  стандарт  устанавливает  группы,  изображения, размеры дорожных знаков (далее - знаков), предназначенных для установки на улицах и дорогах (далее - дорогах) с целью информирования участников дорожного движения об условиях и режимах движения, а также технические требования к знакам и применяемым для их изготовления материалам, методам испытаний. Стандарт также устанавливает требования к световозвращающим материалам для знаков.

Согласно пункту 4.1 ГОСТ Р 52290 - 2004 на знаках 6.9.1, 6.9.2, 6.10.2, 6.12, 6.14.1, 6.14.2 для каждого из направлений движения указывают не более трех названий населенных пунктов, других объектов или номеров маршрута.

В качестве объектов, указываемых на знаках 6.9.1, 6.9.2, 6.10.1 - 6.12 могут быть: населенные пункты, административные образования (районы, округа и т.п.), ландшафтно - географические объекты (реки, озера, горы и т.п.), элементы дорожной сети (другие дороги, площади, путепроводы, мосты и т.п.), придорожные объекты (вокзалы, грузовые причалы, производственные и торговые предприятия), объекты сервиса (мотели, кемпинги, гостиницы, станции технического обслуживания и т.п.), объекты туризма и спорта (музеи, исторические памятники, памятники архитектуры, дворцы спорта, стадионы, бассейны, ипподромы, гребные каналы, автомобильно - спортивные трассы и т.п.).

В соответствии с частью 3 статьи 19 ФЗ «О рекламе» распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается.

В связи с чем, спорная информация содержащая признаки рекламы, не может быть расценена как дорожный знак информационного характера.

Более того, из материалов административного дела усматривается, что несмотря на местонахождение гипермаркета «METRO» по адресу : г. Липецк, ул. 50 лет НЛМК, д.8, ООО «Метро Кэш энд Керри» распространило информацию о нем на одной опоре со знаками дорожного движения и в иных районах г. Липецка, то есть не возле придорожного объекта, а по направлению движения к нему.

Из решения антимонопольного органа следует, что в г. Липецке торговлей продовольственными и промышленными товарами занимаются универсамы «Пятерочка», «Пролетарский», магазины «Покупайка», Центр семейных покупок «Мы», гипермаркет «Линия», ТД «Перекресток».

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал, что разместив рекламную информацию «METRO» со стрелкой, указывающей маршрут проезда, на опорах дорожных знаков в разных частях г. Липецка, ООО «Метро Кэш энд Керри» получило преимущество в осуществлении своей предпринимательской деятельности по отношению к другим вышеперечисленным хозяйствующим субъектам, работающим на вышеуказанном рынке, которое может причинить им убытки.

При этом, в соответствии со статьей 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В данном случае ООО «Метро Кэш энд Керри» могло причинить убытки другим хозяйствующим субъектам, работающим на вышеуказанном рынке, которые не имели возможности разместить рекламную информацию на одной опоре со знаками дорожного движения.

Ссылки Общества на Федеральные законы «О безопасности дорожного движения», «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, правомерно не приняты судом первой инстанции во внимание, поскольку обустройство дорог и организация маршрутного ориентирования участников дорожного движения должна осуществляться в соответствии с требованиями приведенных законов и не противоречить Федеральному закону «О защите конкуренции».

Что же касается разъяснений, содержащихся в Письме Минфина РФ от 15.12.2006 №03 - 11 - 04/3/541, то последние не подлежат применению при рассмотрении данного дела, поскольку не относятся к предмету спора, кроме того, в соответствии с п.п.8 - 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 №763 не зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Доводы ООО «Метро Кэш энд Керри» и ООО «М Инвест» о том, что предписание №06 от 04.03.2008 выдано ненадлежащему лицу, правомерно не приняты судом первой инстанции по следующим основаниям.