ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 сентября 2008 года  Дело N А48-1655/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 27.08.2008г.

Полный текст постановления изготовлен 03.09.2008г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Михайловой Т.Л.,

судей:  Скрынникова В.А.,

Протасова А.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Башкатовой Л.О.

при участии:

от налогоплательщика:  Шевлякова В.В., представителя по доверенности б/н от 15.05.2008г.,

от налогового органа: Луниной И.В., главного специалиста - эксперта по доверенности № 04 - 05 от 01.07.2008г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы  № 2 по Орловской области на решение арбитражного суда Орловской области от 27.06.2008 года по делу № А48 - 1655/08 - 8  (судья  Володин А.В.), принятое  по заявлению индивидуального предпринимателя без образования юридического лица   Старых О.Н. к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы  № 2 по Орловской области о признании недействительным ее решения № 5 от 24.01.2008г.,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица  Старых Олег Николаевич (далее - предприниматель Старых, налогоплательщик) обратился в арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы  № 2 по Орловской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 24.01.2008 г. № 5 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (с учетом уточнения требований).

Решением арбитражного суда Орловской области от 27.06.2008 г. заявленные требования удовлетворены, решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Орловской области от 24.01.2008 г.  № 5  признано недействительным.

Инспекция не согласилась с данным решением и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы инспекция ссылается  на необоснованность вывода суда первой инстанции о нарушении  инспекцией существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, поскольку рассмотрение материалов проверки и принятие решения по ним было произведено в день, о котором предприниматель Старых извещался надлежащим образом, а изготовление решения в полном объеме  в более поздний день не нарушает норм налогового законодательства, так как  Налоговый кодекс не устанавливает сроков изготовления решения и не  предписывает налоговым органам изготавливать  решение в полном объеме непосредственно в день его принятия.

Представитель налогоплательщика возразил против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда области законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, на основании решения начальника межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Орловской области  от 16.08.2007 г. № 44  сотрудниками инспекции  проведена выездная налоговая проверка индивидуального предпринимателя  Старых  по вопросам соблюдения налогового законодательства, в том числе,   по налогу на доходы физических лиц, налогу на добавленную стоимость, единому социальному налогу, единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности  за период с 01.01.2004 г. по 31.12.2006 г.

По результатам проверки составлен акт выездной налоговой проверки № 63 от 14.12.2007 г. и принято решение № 5 от 24.01.2008 г. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

Данным решением индивидуальный предприниматель Старых  привлечен к налоговой ответственности:

- по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса за неуплату налога на доходы физических лиц  за 2004 - 2006 г.г. в виде взыскания штрафа в сумме 276326 руб., за неуплату единого социального налога  за 2004 - 2006 г.г. в виде взыскания штрафа в сумме 50830 руб., за неуплату налога на добавленную стоимость  за 2004 - 2006 г.г. в виде взыскания  штрафа в сумме 1063631 руб., за неуплату единого налога на вмененный доход за 4 квартал 2006 г. в виде взыскания штрафа в сумме 726 руб.;

- по статье  123 Налогового кодекса за неправомерное неперечисление сумм налога налоговым агентом в виде взыскания  штрафа в сумме 2289 руб.;

- по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса за непредставление сведений за 2004 - 2006 г.г. в виде взыскания  штрафа в сумме 700 руб.;

- по пункту 1 статьи  119 Налогового кодекса за непредставление деклараций по единому социальному налогу   в виде взыскания  штрафа в сумме 602 руб.;

- по пункту  2 статьи 119 Налогового кодекса за непредставление деклараций по налогу на добавленную стоимость   в виде взыскания  штрафа в  сумме 3837142 руб.

Кроме того,  налогоплательщику предложено уплатить налог на доходы физических лиц за 2004 - 2006 г.г. в сумме 1381629 руб., налог на доходы физических лиц, подлежащий удержанию и перечислению налоговым агентом,  за 2004 - 2006 г.г. в сумме 11444 руб., единый социальный налог за 2004 - 2006 г.г. в сумме 254148 руб., налог на добавленную стоимость  за 2004 - 2006 г.г. в сумме 5318155 руб., единый налог на вмененный доход за 4 квартал 2006 г. в сумме 3631 руб.,  пени за несвоевременную уплату налогов в общей сумме 1522075 руб. 23 коп., а  также  внести необходимые исправления  в документы налогового учета и уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах налог на добавленную стоимость  за 2005 г. в сумме 48728 руб., за 2006 г. в сумме 1403 руб.

По апелляционной жалобе, поданной  в управление Федеральной налоговой службы по Орловской области, доначисленные суммы  штрафных санкций  уменьшены: по налогу на доходы физических лиц  за 2004 г. на   31988 руб., по единому социальному налогу за 2004 г. на  2885 руб., по налогу на добавленную стоимость  за 2004 - 2006 г.г. на 418871 руб. (по статье 122 Налогового кодекса) и на 3837142 руб. (по пункту 2 статьи  119 Налогового кодекса).

Также решением  управления Федеральной налоговой службы  по Орловской области № 52 от 01.04.2008 г. решение  № 5 от 24.01.2008 г. отменено в части начисления  пеней в сумме  515048 руб. 31 коп., и предложения налогоплательщику уплатить налог на добавленную стоимость  за 2005 - 2006 г.г. в сумме 1552822 руб.

Не согласившись с решением межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы  № 2 по Орловской области  от 24.01.2008 г. № 5 (в редакции решения управления Федеральной налоговой службы по Орловской области от 01.04.2008 г. № 52), налогоплательщик обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Требования о признании решения недействительным в  уточненном виде  мотивированы нарушением налоговым органом существенных условий процедуры рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, выразившемся в не обеспечении лицу, в отношении которого ведется производство по делу о налоговом правонарушении, возможности участвовать в рассмотрении материалов налоговой проверки, а также давать свои объяснения и возражения по выявленным нарушениям.

Судом первой инстанции  требования  налогоплательщика по заявленному им основанию оспаривания решения налогового органа удовлетворены, при этом,  суд не оценивал основания произведенных доначислений налогов, пеней и санкций.

В силу частей 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления входит их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа на их принятие (совершение), а также наличие нарушений ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания указанных обстоятельств и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения действий (бездействия) лежит на органе, принявшем решение.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Таким образом, бремя доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом законных прав лежит на лице, оспаривающем акт.

Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного правового акта недействительным является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данного акта закону и нарушения им законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В связи с изложенным, устанавливая обстоятельства наличия либо отсутствия нарушенных законных прав заявителя, суд апелляционной инстанции считает необходимым включить в предмет исследования по делу обстоятельства доначисления налогов, начисления пеней и привлечения к налоговой ответственности.

В силу  статей  143, 207, 235 Налогового кодекса индивидуальный предприниматель Старых в проверяемом периоде  являлся плательщиком налогов по общей системе налогообложения: налога на добавленную стоимость,  налога на доходы физических лиц,  единого социального налога.

Налоговой проверкой, произведенной налоговым органом, установлено, что предприниматель Старых занизил налогооблагаемые базы по перечисленным налогам вследствие расхождения данных о доходах (выручке), полученных за проверенный период, с данными о поступлении денежных средств на расчетные счета и в кассу предпринимателя за тот же период, а также завысил расходы (налоговые вычеты), учитываемые в целях налогообложения, на сумму затрат по приобретению товаров у организаций, являющихся  недобросовестными налогоплательщиками - обществ  «Стандарт - Резерв» и  «Технотрейд», и на сумму затрат, не подтвержденных документально и не обоснованных экономически.

В соответствии со статьей  146 Налогового кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость является  выручка от  реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (определенной согласно статьям 154 - 159 и 162 настоящего Кодекса) а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз (пункт 1 статьи 166 Налогового кодекса).

В соответствии со статьями 166, 171 - 173, 176 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса, на установленные Кодексом налоговые вычеты.

Статьями 171, 172 Налогового Кодекса установлено, что вычетам подлежат  суммы налога, предъявленные  налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (до 01.01.2006 г.) либо уплаченные при ввозе  на таможенную территорию Российской Федерации товаров,  приобретаемых для осуществления  производственной деятельности,  перепродажи или иных операций, признаваемых объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.

Основанием для  уменьшения подлежащих уплате сумм налога  на установленные налоговые вычеты являются, в соответствии со статьей 168, 169 Налогового Кодекса, счета - фактуры, выставленные поставщиками при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) и оформленные в соответствии с требованиями статьи 169 Налогового Кодекса,  расчетные документы и первичные учетные документы, в которых соответствующая сумма налога выделена отдельной строкой.

Вычетам подлежат только суммы налога,  предъявленные налогоплательщику и уплаченные им  при приобретении товаров (работ, услуг) (до 01.01.2006 г.), либо фактически уплаченные им  при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет  указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных  статьей 172 Налогового кодекса и при наличии соответствующих первичных документов.

Из приведенных норм Налогового кодекса Российской Федерации следует, что право налогоплательщика на налоговые вычеты обусловлено уплатой им суммы налога на добавленную стоимость при приобретении товаров (работ, услуг) (до 01.01.2006 г.), принятием данных товаров (работ, услуг) на учет и наличием счетов - фактур и соответствующих первичных документов, достоверно подтверждающих факт совершения хозяйственной операции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками (статья 209 Налогового Кодекса).

Статьи 210 Налогового кодекса  при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 227 Налогового кодекса  физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, исчисление и уплату налога производят по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности. В статье 208 Налогового кодекса  указан перечень доходов, принимаемых в качестве таковых для целей обложения налогом на доходы физических лиц. Данный перечень не является закрытым, о чем свидетельствует подпункт  10 пункта 1 указанной статьи.

В силу пункта 1 статьи 221 Налогового кодекса  данные лица при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в соответствии с пунктом  2 статьи 210 Налогового кодекса  имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом указанные расходы принимаются к вычету в составе затрат, принимаемых к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, согласно соответствующим статьям главы «Налог на прибыль организаций» Кодекса.

В соответствии со статьей 236 Налогового кодекса  объектом налогообложения по единому социальному налогу для индивидуальных предпринимателей признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Согласно пункту 3 статьи 237 Налогового кодекса  налоговая база по единому социальному налогу для индивидуальных предпринимателей определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить  полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Как следует из оспариваемого решения,  одним из оснований для доначисления предпринимателю Старых налога на доходы физических лиц, единого социального налога и налога на добавленную стоимость  послужил вывод налогового органа о занижении налогоплательщиком общей суммы дохода от предпринимательской деятельности.

При этом, при определении дохода налоговый орган использовал данные о движении денежных средств налогоплательщика по счетам, открытым  в филиале ОАО «ВБРР»  № 40802810300010000587 и Орловском филиале ОАО «Импексбанк» № 40802810900070000386, а также данные об оприходовании денежных средств по книге кассира - операциониста.

Как видно из материалов дела, индивидуальный предприниматель Старых в 2004 и 2005 г.г. осуществлял оптовую торговлю автошинами по договорам поставки и по данному виду деятельности находился на общепринятой системе налогообложения.

В налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2004 г. предприниматель  Старых указал общую сумму дохода от предпринимательской деятельности в размере 5269600 руб., которая была принята налоговым органом в целях исчисления налога.

Сумма фактически произведенных расходов, связанных с извлечением доходов, согласно декларации,  составила 5273741 руб., в том числе сумма материальных расходов - 3456102 руб., сумма расходов на оплату труда - 48747 руб., сумма прочих расходов - 1398693 руб., амортизационные отчисления - 370199 руб.

В налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2005 г. налогоплательщик указал сумму дохода от указанного вида деятельности в размере 8987400 руб. Сумма фактически произведенных расходов составила 8766808 руб. 06 коп., в том числе сумма материальных расходов - 7028181 руб. 97 коп., сумма расходов на оплату труда - 25004 руб. 15 коп.,  сумма прочих расходов - 1418297 руб. 34 коп., амортизационные отчисления - 295324 руб. 60 коп. Облагаемые доход за 2005 г. составил 220591 руб. 94 коп., сумма налога на доходы физических лиц  - 28677 руб.

Основываясь на банковских выписках, налоговый орган пришел к выводу, что в 2004 г. доход предпринимателя составил сумму 5269600 руб., сумма фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода (профессиональный налоговый вычет), составила  4031566 руб.; в 2005 г. доход  составил сумму  10202837 руб.,  фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, непосредственно связанные с извлечением дохода (профессиональный налоговый вычет) - 8088423 руб. 97 коп.; в 2006 г. доход получен в сумме  17426466 руб.,  фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, непосредственно связанные с извлечением доходов, составили сумму  9624240 руб.