• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 ноября 2009 года  Дело N А48-1691/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 25 ноября 2009 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сергуткиной В.А.,

судей Семенюта Е.А.,

Миронцевой Н.Д.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Анзельм К.К.,

при участии:

от Территориального управления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Орловской области: Давыдов Е.А., доверенность от 25.05.2007;

от общества с ограниченной ответственностью «Торгавто»: Феоктистов С.М., доверенность б/н от 24.11.2009,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 12.05.2009 по делу № А48 - 1691/2009 (судья Клименко Е.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Торгавто» к Территориальному управлению Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Орловской области об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Торгавто» (далее - ООО «Торгавто», Общество) обратилось в арбитражный суд с требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), об оспаривании постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Орловской области (далее - Управление, административный орган) о назначении административного наказания от 08.04.2009 №54 - 09/18 и №54 - 09/19, которыми Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за несоблюдение установленного срока представления справки о подтверждающих документах.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 12.05.2009 заявленные требования удовлетворены частично, признано незаконным и отменено постановление Управления от 08.04.2009 №54 - 09/19, в удовлетворении остальной части требований Обществу отказано.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2009 указанное решение было отменено в части признания незаконным и отмены постановления Управления от 08.04.0209 №54 - 09/19, в остальной части оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29.09.2009 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2009 было отменено и дело направлено на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.

В ходе нового рассмотрения судом апелляционной инстанции установлено, что Управление, не согласившись с решением Арбитражного суда Орловской области от 12.05.2009 в части признания незаконным и отмене постановления Управления от 08.04.2009 №54 - 09/19, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также неправильным истолкованием закона.

По мнению административного органа, Общество совершило два правонарушения, за которые правомерно привлечено к ответственности, так как каждая справка о подтверждающих документах в отдельности является формой учета, должна была быть представлена в свой срок, а один и тот же период непредставления подтверждающих документов не является признаком, характеризующим объективную сторону правонарушения. Кроме того, Управление считает, что в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные КоАП РФ, для прекращения производства по делу, а также для освобождения Общества от ответственности в связи с малозначительностью деяния.

ООО «Торгавто» возражает против доводов апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным, представило отзыв. Общество считает неправомерным повторное привлечение его к административной ответственности за нарушение срока представления одной и той же формы отчетности за один и тот же период.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в обжалуемой части на основании следующего.

В соответствие с частью 5 статьи 268 АПК РФ, учитывая отсутствие возражений другого лица, участвующего в деле, о пересмотре решения в полном объеме, законность и обоснованность судебного акта проверяется только в обжалуемой части.

Как следует из материалов дела, должностными лицами Орловской таможни на основании решения начальника Орловской таможни от 11.03.2009 №10111000/110309/Р0019 проведена общая таможенная ревизия ООО «Торгавто» по вопросам соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при декларировании товаров по ГТД №10111030/280808/П005559, 10111030/010908/0005596, 10111030/281008/0006559, 10111030/301008/П006617, 10111030/011108/0006658, 10111030/171108/0006846, 10111030/120109/0000007, 10111030/130109/0000015 за период с 01.04.2008 по 11.03.2009. В ходе проверки установлено следующее.

17.09.2008 между фирмой «WENZHOU ВECKENBAUER INTERNATIONAL TRADE CO. LTD», Китай, (продавец) и ООО «Торгавто» (покупатель) заключен контракт №ВКЕ08В017, в соответствии с которым продавец обязуется передать в собственность покупателю товар, количество и характеристики которого прописаны в спецификации. Поставка осуществляется, согласно пункта 2.1 контракта, на условиях FOB - порт Нингбо. Общая стоимость контракта определена пунктом 5.1 в размере 500000 долларов США. В силу пункта 5.2 контракта оплата производится в долларах США на условиях банковского перевода средств на счет Продавца следующим образом: покупатель обязан перечислить предоплату в размере 30% от стоимости продукции, указанной в счете - проформе, на счет продавца в течение 5 банковских дней с момента получения покупателем извещения от продавца о готовности продукции к отгрузке; остаток средств оплачивается покупателем после отгрузки продукции по истечении трех дней. В соответствии с пунктом 6.1 контракта продавец обязан отгрузить продукцию в распоряжение покупателя в срок от 15 до 45 дней с момента получения аванса.

По данному контракту в филиале Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытого акционерного общества) - Орловском отделении №8595 Обществом 02.10.2008 оформлен паспорт сделки №08100001/1481/1067/2/0.

13.01.2009 ООО «Торгавто» осуществило ввоз товара (двери бытового назначения входные из черных металлов (стальные)) по контракту №ВКЕ08В017 от 17.09.2008. Таможенное оформление товара произведено по ГТД №10111030/120109/0000007.

Справка о подтверждающих документах представлена в уполномоченный банк 10.03.2009.

Также в ходе проверки установлено, что 28.08.2008 между фирмой «ZHEJIANG YUXIM DOORS CO., LTD», Китай, (продавец) и ООО «Торгавто» (покупатель) заключен контракт №ВКЕ08В017, в соответствии с которым продавец обязуется передать в собственность покупателю товар, количество и характеристики которого прописаны в спецификации. В соответствии с пунктом 6.1 контракта продавец обязан отгрузить продукцию в распоряжение покупателя в течение 45 рабочих дней после получения аванса. Остальные условия контракта от 28.08.2008 аналогичны условиям контракта от 17.09.2008.

Паспорт сделки №08100017/1481/1067/2/0 по данному контракту был оформлен Обществом 20.10.2008 в том же уполномоченном банке, что и паспорт сделки по контракту от 17.09.2008.

14.01.2009 Обществом во исполнение контракта от 28.08.2008 ввезен товар (двери бытового назначения входные из черных металлов (стальные)), оформленный по ГТД №10111030/130109/0000015.

Справка о подтверждающих документах представлена в уполномоченный банк 10.03.2009.

По результатам проверки составлен акт №10111000/160309/А0019 общей таможенной ревизии от 16.03.2009.

Полагая, что совершенные Обществом деяния, заключающиеся в предоставлении справок о подтверждающих документах в уполномоченный банк с нарушением определенного пунктом 2.4 Положения о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, утвержденного ЦБ РФ 01.06.2004 №258 - П, срока, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, должностным лицом Орловской таможни 20.03.2009 составлены протоколы об административных правонарушениях №10111000 - 9/2009 (несвоевременное представление в уполномоченный банк документов, подтверждающих ввоз товара на основании контракта от 17.09.2008) и №10111000 - 10/2009 (несвоевременное представление в уполномоченный банк документов, подтверждающих ввоз товара на основании контракта от 28.08.2008).

20.03.2009 материалы дела об административных правонарушениях были переданы Орловской таможней в Управление для рассмотрения и принятия решений.

Определениями от 26.03.2009 №54 - 09/18 и №54 - 09/19 рассмотрение дел об административных правонарушениях в отношении ООО «Торгавто» было назначено на 08.04.2009.

08.04.2009 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, о совершении которого составлен протокол №10111000 - 9/2009, и дела об административном правонарушении, о совершении которого составлен протокол №10111000 - 10/2009, Управлением были вынесены постановления о назначении административного наказания №54 - 09/18 и №54 - 09/19 соответственно, которыми Общество привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40000 рублей за каждое правонарушение.

Не согласившись с вынесенными постановлениями, ООО «Торгавто» обратилось за судебной защитой с рассмотренными требованиями.

Удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконным и отмене постановления Управления от 08.04.2009 №54 - 09/19, суд первой инстанции исходил из доказанности факта несвоевременного представления документов, подтверждающих ввоз товара на основании контракта от 28.08.2008, однако пришел к выводу о том, что нарушение сроков представления подтверждающих документов и справок о них по паспортам сделок №08100001/1481/1067/2/0 и №08100017/1481/1067/2/0 является одним правонарушением, в связи с чем повторное привлечение за нарушение срока представления одной и той же формы отчетности за один и тот же период неправомерно в силу части 5 статьи 4.1 КоАП РФ.

Апелляционный суд, соглашаясь с позицией суда области по вопросу доказанности факта нарушения срока представления в уполномоченный банк документов, подтверждающих ввоз товара на основании контракта от 28.08.2008, полагает неправильным вывод о незаконности постановления Управления от 08.04.2009 54 - 09/19 ввиду его несоответствия требованиям части 5 статьи 4.1 КоАП РФ на основании следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Порядок валютного регулирования и валютного контроля установлен Федеральным законом Российской Федерации от 10.12.2003 № 173 - ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон «О валютном регулировании и валютном контроле»). Целью указанного Закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Частью 2 статьи 5 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» предусмотрено, что для реализации функций, предусмотренных данным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Согласно части 4 указанной статьи Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Из части 3 статьи 23 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» следует, что порядок представления уполномоченным банкам резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

Нормативным актом Банка России, регулирующим порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, является Положение о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, утвержденное ЦБ РФ 01.06.2004 №258 - П.

Пунктами 2.2 и 2.4 названного Положения предусмотрена обязанность резидента в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации, в установленном банком ПС порядке представлять в данный банк подтверждающие документы с двумя экземплярами справки о них.

Формы учета по валютным операциям для резидентов установлены Ука­занием ЦБР от 10.12.2007 №1950 - У «О формах учета по валютным операци­ям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж», которым к формам учета отнесе­на справка о подтверждающих документах.

По смыслу приведенных выше норм права, ООО «Торгавто» должно было представить в банк паспорта сделки №08100017/1481/1067/2/0 подтверждающие документы с двумя экземплярами справки о них не позднее срока, определенного пунктом 2.4 Положения №258 - П.

Как следует из материалов дела, ввоз товара был осуществлен 14.01.2009.

Следовательно, Общество должно было выполнить обязанность по представлению необходимых документов в уполномоченный банк не позднее 29.01.2009. Исполнение этой обязанности 10.03.2009 повлекло нарушение установленного срока на 40 календарных дней.

На основании этого суд приходит к выводу, что Обществом нарушен срок представления подтверждающих документов с двумя экземплярами справки о них по паспорту сделки №08100017/1481/1067/2/0.

Таким образом, факт несоблюдения ООО «Торгавто» установленного срока представления форм учета по валютной операции, совершенной во исполнение контракта от 28.08.2008 №ВКЕ08В017, судом первой инстанции установлен правильно, подтверждается материалами дела и не оспаривается Обществом.

Тем не менее, вывод суда области о том, что нарушение сроков представления подтверждающих документов и справок о них по паспортам сделок №08100001/1481/1067/2/0 и №08100017/1481/1067/2/0 является одним правонарушением, апелляционная инстанция считает неправильным в связи со следующим.

Часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ признает административным правонарушением противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ устанавливает ответственность за несоблюдение порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок в виде штрафа, размер которого для юридических лиц составляет от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

По смыслу норм Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», а также Положения о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, утвержденного ЦБ РФ 01.06.2004 №258 - П, юридическим фактом, порождающим обязанность по представлению подтверждающих документов с экземплярами справки о них, применительно к рассматриваемой ситуации, является выпуск таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров. Такая обязанность возникает каждый раз, когда имеет место указанный юридический факт. При этом сроки исполнения обязанности зависят оттого, когда осуществлен ввоз товара, и не оканчиваются одновременно, если товары ввезены в разные дни.

В том случае, когда юридический факт наступил, а обязанность по представлению форм учета и отчетности по валютным операциям в установленный срок не исполнена, имеет место несоблюдение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, образующее объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Следовательно, непредставление документов, подтверждающих ввоз товаров на основании двух различных договоров, образует два самостоятельных события административного правонарушения.

Таким образом, при принятии решения судом неправильно истолкована норма части 6 статьи 15.25 КоАП РФ и не принято во внимание существование двух разных событий административного правонарушения. Такое толкование нормы КоАП РФ позволяет нарушителю порядка представления подтверждающих документов и информации в банк ПС неоднократно совершать правонарушение при осуществлении различных валютных операций и избегать ответственности за каждый факт совершения противоправных действий.

Процессуальные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлены.

Вместе с тем, согласно статье 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Давая оценку совершенному Обществом деянию, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии признаков малозначительности и возможности освобождения от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.

Апелляционный суд также не находит возможным освобождение Общества от административной ответственности на указанном основании в связи со следующим.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности деяния, выразившейся в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично - правовых обязанностей, посягательстве на установленный порядок в сфере валютного регулирования и валютного контроля, приняв во внимание, что в рассматриваемом случае до получения справки о подтверждающих документах банк паспорта сделки не мог отчитаться по операции, а, следовательно, данная операция не была учтена Центральным Банком РФ, учитывая, что нарушение срока представления документов для оформления паспорта сделки составило 40 дней, апелляционный суд приходит к выводу о том, что совершенное Обществом деяние содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем не является малозначительным.

В отсутствие отягчающих обстоятельств назначение административного наказания в виде административного штрафа в минимальном размере является правильным.

При таких обстоятельствах Общество правомерно привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ за несоблюдение установленных сроков представления в уполномоченный банк подтверждающих документов с двумя экземплярами справки о них по паспорту сделки №08100017/1481/1067/2/0.

Следовательно, постановление Управления о назначении административного наказания от 08.04.2009 №54 - 09/19 является законным.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит отмене.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 3 статьи 269, подпунктом 4 пункта 1, подпунктом 3 пункта 2 статьи 270, статьей 271 АПК РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Орловской области от 12.05.2009 по делу № А48 - 1691/2009 отменить в части признания незаконным и отмены постановления Территориального управления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Орловской области от 08.04.2009 №54 - 09/19, апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Орловской области - удовлетворить.

В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Торгавто» о признании недействительным постановления Территориального управления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Орловской области от 08.04.2009 №54 - 09/19 отказать.

В остальной части решение Арбитражного суда Орловской области от 12.05.2009 по делу № А48 - 1691/2009 оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.

     Председательствующий
  В.А. Сергуткина

     Судьи  
  Е.А. Семенюта

     Н.Д. Миронцева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А48-1691/2009
Принявший орган: Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 25 ноября 2009

Поиск в тексте