ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 октября 2008 года  Дело N А48-1761/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2008  г.

Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2008  г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Михайловой Т.Л.,

судей:  Осиповой М.Б.,

Сурненкова А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем

Овсянниковой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Гелагаева Рукмана Абдул - Керимовича на решение арбитражного суда Орловской области от 07.07.2008 г. (судья Володин А.В.),

принятое по заявлению индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Гелагаева Рукмана Абдул - Керимовича к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы  № 1 по Орловской области о признании частично недействительным решения № 22 от 28.03.2008 г.

при участии в судебном  заседании:

от налогоплательщика: Чуряева А.В., представителя по доверенности б/н от 11.09.2007 г.,

от налогового органа:  Панюшкиной Л.В., начальника отдела по доверенности № 04 - 08/12445 от 01.09.2008 г.; Астаповой Е.А., специалиста 1 разряда по доверенности № 04 - 05/ от 22.09.2008 г.,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица Гелагаев Рукман Абдул - Керимович (далее - предприниматель Гелагаев, налогоплательщик) обратился в арбитражный суд Орловской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Орловской области (далее - инспекция, налоговый орган)  о признании недействительным решения № 22 от 28.03.2008 г. «О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» (с учетом уточнений):

- по пункту  1 решения  в части применения   налоговой ответственности за неуплату налога на доходы физических лиц  за 2006 г. в сумме 39344,80 руб.,  за неуплату  налога на добавленную стоимость  за 2006 г. в сумме 22899 руб., за неуплату  единого социального налога  за 2006 г. в сумме 10987 руб.;

- по пункту 2 в части начисления пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц   в сумме 17190 руб., налога на добавленную стоимость  в сумме 22956 руб., единого социального налога  в сумме 4801 руб.;

- по пункту 3.1. в части предложения уплатить недоимки  по налогу на доходы физических лиц за 2006 г.   в сумме 196724 руб., по налогу на добавленную стоимость  за 1 - й квартал 2006 г. в сумме 3533 руб., за 4 - й квартал 2006 г. в сумме 147793 руб., по единому социальному налогу  за 2006 г. в сумме 54937 руб.;

- по пункту 3.2. в части предложения уплатить доначисленные штрафы в оспариваемых суммах;

- по пункту 3.3. в части предложения уплатить доначисленные пени в оспариваемых суммах;

- по пункту 4 полностью.

Решением арбитражного суда Орловской области от 07.07.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда, налогоплательщик  обратился с апелляционной жалобой на состоявшийся  судебный акт, в которой просит решение суда области отменить и принять новый судебный акт.

Как следует из апелляционной жалобы, налогоплательщик не согласен с выводом суда о противоречивости его показаний и данных,  полученных налоговыми органами  в ходе проведения мероприятий налогового контроля, так как  ни налоговым органом, ни судом первой инстанции не установлено, что зерно, реализованное им  Орловскому комбинату хлебопродуктов и Железногорскому комбикормовому заводу,  было приобретено им не у общества с ограниченной ответственностью  «БАРТ».

Также налогоплательщик утверждает, что реальность произведенных им хозяйственных операций с обществом «БАРТ» и налоговая выгода от взаимоотношений с этой организацией по налогу на доходы физических лиц признана правомерной вступившим  в законную силу решением арбитражного суда Орловской области  от 30.10.2007 г. по делу №А48 - 3715/07 - 15, в связи с чем считает, что факт реальности произведенных сделок и их надлежащее документальное подтверждение судом ранее были установлены и переоценка этих выводов недопустима.

Кроме этого, предприниматель в представленном дополнении к апелляционной жалобе ссылается на нарушение налоговым органом процедуры привлечения его к налоговой ответственности, указывая на то, что по результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля обязательно должен был быть составлен акт, в котором бы фиксировались выявленные налоговым органом нарушения и который являлся бы основанием для представления налогоплательщиком аргументированных возражений.

Из заявления о дополнении апелляционной жалобы также следует, что ни налоговый орган при принятии  решения о привлечении к налоговой ответственности, ни суд области не учли то обстоятельство, что в случае, если налогоплательщик не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц производится в размере 20 процентов общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности

Инспекция с доводами апелляционной жалобы не согласна, считает обжалуемое решение  суда законным и обоснованным, просит в удовлетворении  апелляционной жалобы отказать.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, апелляционная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка предпринимателя Гелагаева по вопросам соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, в том числе, налога на добавленную стоимость, единого социального налога по доходам предпринимателя, налога на доходы физических лиц по собственным доходам за период с 06.07.2005 г. по 31.12.2006 г.

По результатам проверки инспекцией составлен акт выездной налоговой проверки № 3 от 31.01.2008 г.,

После представления предпринимателем возражений на акт выездной налоговой проверки налоговым органом было вынесено решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля от 03.03.2008 г. № 16.

По результатам рассмотрения материалов проверки налоговым органом было вынесено решение № 22 от 28.03.2008 г. «О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения».

Данным решением предприниматель Гелагаев,  в том числе, привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового Кодекса Российской Федерации,  за неуплату налога на добавленную стоимость в виде взыскания  штрафа в сумме 22 899 руб.; за неуплату налога на доходы физических лиц по собственным доходам в виде взыскания  штрафа в сумме 39 344,80 руб.; за неуплату единого социального налога по собственным доходам в виде взыскания  штрафа в сумме 10 987 руб.

Налогоплательщику также было  предложено уплатить пени  по налогу на  доходы физических лиц  в сумме  17 190 руб.,  по налогу на добавленную стоимость  в сумме 22 956 руб.,  по единому социальному налогу  в сумме 4 801 руб., а также налог на добавленную стоимость  за 1 - ый, 4 - ый кварталы 2006 г. в оспариваемой сумме  151 326 руб.,  налог на доходы физических лиц за 2006 г. в оспариваемой сумме 196 724 руб.,  единый социальный налог  за 2006 г. в оспариваемой сумме 54 937 руб.

Не согласившись с указанным решением, налогоплательщик  обратился  с заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Налогового Кодекса Российской Федерации объектом обложения по налогу на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками - физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.

Согласно статье 210 Налогового Кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 221 Налогового Кодекса Российской Федерации установлено, что индивидуальные предприниматели имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой «Налог на прибыль организаций».

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового Кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из подпункта 2 пункта 1 статьи 235 Налогового Кодекса Российской Федерации, индивидуальные предприниматели являют­ся плательщиками единого социального налога.

В соответствии с пунктом 3 статьи 237 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговая база по единому социальному налогу для индивидуальных предпринимателей определяется как сумма доходов, полученных налогоплательщиками за налоговый период, как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль организации соответствующими статьями главы 25 Налогового Кодекса.

Пунктом 1 статьи 252 Налогового Кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В  соответствии с положениями пункта 1 статьи 1 и пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129 - ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких - либо пропусков или изъятий.

Как установлено пунктом 1 статьи  Федерального закона «О бухгалтерском учете», все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Пунктом 4 той же статьи установлено, что первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.

Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

Пунктом 2 указанной нормы  установлено, что первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы), код формы; дату составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники).

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, перечень которых определен названными нормами.

Приказом Минфина России и Министерства по налогам и сборам  России от 13.08.2002 г. № 86н/БГ - 3 - 04/430 утвержден Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, пунктом 2 которого предусмотрено, что индивидуальные предприниматели должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета всех полученных доходов, произведенных расходов и хозяйственных операций при осуществлении пред­принимательской деятельности. Данные учета доходов и расходов и хозяйственных опе­раций используются для исчисления налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, уплачиваемого индиви­дуальными предпринимателями на основании главы 23 Налогового кодекса  Российской Федерации.

При решении вопроса о возможности учета тех или иных расходов для целей ис­числения налога необходимо исходить из того, подтверждают представленные налого­плательщиком документы произведенные им расходы или нет. То есть, условием для включения понесенных затрат в состав расходов является возможность на основании имеющихся документов сделать однозначный вывод о том, что расходы на приобрете­ние товаров (работ, услуг) фактически понесены.

В соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на добавленную стоимость признаются индивидуальные предприниматели.

Пунктом 1 статьи 171 Налогового Кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, налогоплательщику предоставлено  право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном статьей 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты.

Согласно статье 171 Налогового Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику  при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, либо  фактически уплаченные им  при ввозе товаров на таможенную территорию  Российской Федерации, после  принятия на учет  указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей и при наличии  соответствующих первичных документов.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса установлено, что  налоговые вычеты, предусмотренные статьей  171 Кодекса, производятся на основании счетов - фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.

Из приведенных норм Налогового кодекса Российской Федерации следует, что право налогоплательщика на налоговые вычеты обусловлено приобретением им товаров (работ, услуг), используемых для осуществления деятельности, являющейся объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость,  принятием данных товаров (работ, услуг) на учет и наличием счетов - фактур и соответствующих первичных документов, достоверно подтверждающих факт совершения хозяйственной операции.

Из материалов дела следует, что предпринимателем Гелагаевым  в феврале 2006 года было приобретено зерно у общества с ограниченной ответственностью «БАРТ» (г. Москва) в количестве 19 700 кг на сумму 38 865,50 руб., в том числе налог на добавленную стоимость в сумме 3 533,23 руб. по счету - фактуре 00000046 от 14.02.2006 г. и товарной накладной № 46 от 14.02.2006 г.  В подтверждение оплаты товара предприниматель представил кассовый чек от 03.11.2006 г. на сумму 38865,50 руб.

В соответствии с договором № 9 от 13.02.2006 г. зерно, приобретенное у общества «БАРТ» в феврале 2006 г., предприниматель в том же меся­це перепродал Орловскому комбинату хлебопродуктов по товарной накладной № 1 от 16.02.2006 г. и счету - фактуре № 1 от 16.02.2006 г. на  сумму 49250 руб.

В ноябре - декабре 2006 г. предпринимателем Гелагаевым у того же  общества «БАРТ» было приобретено зерно в количестве 422 979 кг на сумму 1 625 723 руб., в том числе  налог на добавленную стоимость 147 793,12 руб. по следующим документам:

- товарная накладная № 169 от 03.11.2006 г. и счет - фактура № 00000169 от 03.11.2006 г. на сумму 54545,45 руб., в том числе налог на добавленную стоимость 5454,55 руб.;

- товарная накладная № 175 от 06.11.2006 г. и счет - фактура № 00000175 от 06.11.2006 г. на сумму 54545,45 руб., в том числе налог на добавленную стоимость 5454,55 руб.;

- товарная накладная № 178 от 07.11.2006 г. и счет - фактура № 00000178 от 07.11.2006 г. на сумму 54545,45 руб., в том числе налог на добавленную стоимость  5454,55 руб.;

- товарная накладная № 180 от 08.11.2006 г. и счет - фактура № 00000180 от 08.11.2006 г. на сумму 54545,45 руб., в том числе налог на добавленную стоимость 5454,55 руб.;

- товарная накладная № 182 от 09.11.2006 г. и счет - фактура № 00000182 от 09.11.2006 г. на сумму 54545,45 руб., в том числе налог на добавленную стоимость  5454,55 руб.;

- товарная накладная № 186 от 13.11.2006 г. и счет - фактура № 00000186 от 13.11.2006 г. на сумму 54545,45 руб., в том числе налог на добавленную стоимость  5454,55 руб.;

- товарная накладная № 187 от 14.11.2006 г. и счет - фактура № 00000187 от 14.11.2006 г. на сумму 54545,45 руб., в том числе налог на добавленную стоимость  5454,55 руб.;

- товарная накладная № 192 от 15.11.2006 г. и счет - фактура № 00000192 от 15.11.2006 г. на сумму 54545,45 руб., в том числе налог на добавленную стоимость  5454,55 руб.;

- товарная накладная № 195 от 16.11.2006 г. и счет - фактура № 00000195 от 16.11.2006 г. на сумму 54545,45 руб., в том числе налог на добавленную стоимость  5454,55 руб.;

- товарная накладная № 226 от 20.11.2006 г. и счет - фактура № 00000226 от 20.11.2006 г. на сумму 54545,45 руб., в том числе налог на добавленную стоимость 5454,55 руб.;

- товарная накладная № 237 от 01.12.2006 г. и счет - фактура № 00000237 от 01.12.2006 г. на сумму 54545,45 руб., в том числе налог на добавленную стоимость 5454,55 руб.;