• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 декабря 2009 года  Дело N А48-3412/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 02 декабря 2009 г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,

судей Свиридовой С.Б.,

Ольшанской Н.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Фефеловой М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Орла на решение арбитражного суда Орловской области от 07.09.2009 г. по делу № А48 - 3412/2009 (судья Володин А.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Фирма ЛиК» к инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Орла о признании незаконными действий и обязании перечислить на расчетный счет налог на добавленную стоимость в сумме 109610 руб. 20 коп.,

при участии:

от налогового органа: Костиной И.А., специалиста 1 разряда по доверенности № 35 от 24.06.2009 г.,

от налогоплательщика: Шевлякова В.В., представителя по доверенности б/н от 26.10.2009 г.,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Фирма ЛиК» (далее - общество «Фирма ЛиК», общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд Орловской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований) к инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району города Орла (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконными действий инспекции, выразив­шихся в письменном отказе от 18.05.2009 года № 10 - 09/13726 возвратить переплату по налогу на добавленную стоимость путем перечисления на расчётный счёт общества «Фирма ЛиК» налога на добавленную стои­мость, подлежащего возмещению на основании решения о возмещении от 26.01.2009 г. № 941, и об обязании инспекции устранить допущенное наруше­ние прав и законных интересов общества путём перечисления на его расчётный счёт суммы налога 109610 руб. 20 коп.

Решением арбитражного суда Орловской области от 07.09.2009 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Действия инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району города Орла по отказу в возврате излишне уплаченной суммы налога, выразившиеся в письменном отказе от 18.05.2009 г. № 10 - 09/13726 перечислить на расчётный счёт общества с ограниченной ответственностью «Фирма ЛиК» суммы налога на добавлен­ную стоимость, подлежащего возмещению на основании решения от 26.01.2009 г. № 941, признаны незаконными, и на инспекцию возложена обязать устранить нарушение прав и законных интересов общества «Фирма ЛиК» путём перечисления на его расчётный счёт суммы налога 109610 руб. 20 коп.

Налоговый орган, не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой на него, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта как вынесенного с нарушением норм материального права, установленных статьями 78, 176 Налогового кодекса и без надлежащего установления и оценки фактических обстоятельств дела, в связи с чем просит принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.

В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган указывает на неправомерность вывода суда первой инстанции относительно того, что задолженность по налогу на добавленную стоимость в сумме 35031 руб. 80 коп. была погашена в полном объеме, поскольку данная обязанность исполнялась частичными платежами и общая сумма списания составила только 23803 руб. 57 коп.

Также налоговый орган не согласен с выводом суда об истечении пресекательного срока на принудительное взыскание задолженности по пеням за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 105448 руб., указывая, что данная недоимка не была признана в порядке, установленном статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации, нереальной ко взысканию, а иных оснований для списания задолженности и признания ее несуществующей налоговое законодательство не предусматривает.

Кроме того, заявитель апелляционной жалобы ссылается на наличие у общества задолженности по уплате единого социального налога за первый и второй кварталы 2009 г., подлежащей уплате в бюджет того же уровня, не учтенной судом при принятии решения об обязании возвратить денежные средства на расчетный счет налогоплательщика, поскольку сверка по уплате налогов на момент принятия решения была проведена только в отношении налога на добавленную стоимость, акт сверки по единому социальному налогу отсутствует.

В этой связи, учитывая имеющуюся у общества недоимку по налогам и пеням, подлежащим уплате в бюджет того же уровня, налоговый орган указывает на отсутствие оснований для возвращения налогоплательщику на указанный им банковский счет в порядке статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации спорной суммы налога на добавленную стоимость.

Налогоплательщик возражает против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, считает решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. При этом налогоплательщик в своем отзыве указывает, что недоимка по налогу на добавленную стоимость в сумме 35031 руб. 80 коп. и пени по данному налогу в сумме 1062 руб. 56 коп. уплачены в полном объеме. Относительно пеней по налогу на добавленную стоимость в сумме 105448 руб. 44 коп. общество указывает на отсутствие объективных и документально подтвержденных сведений об основаниях начисления этих пеней. В отношении недоимки по единому социальному налогу общество пояснило, что задолженность по уплате единого социального налога у него отсутствует, уплата текущих платежей по названному налогу за первый и второй кварталы 2009 г. и соответствующих пеней произведена им по представленным в материалы дела платежным документам, и отсутствие в этой ситуации акта сверки не является основанием для непризнания данного обстоятельства. Кроме того, по мнению общества, налоговый орган уклонился от проведения сверки расчетов по единому социальному налогу.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей налогового органа и налогоплательщика, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.

Как следует из материалов дела, 16.10.2008 г. общество с ограниченной ответственностью «Фирма ЛиК» представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за второй квартал 2008 г., в которой сумма налога, исчисленная к уменьшению из бюджета, составила 464058 руб. Данная сумма сложилась как разница между суммой налога 663 773 руб., подлежащей вычету, и суммой налога 199 715 руб., исчисленной к уплате в бюджет по операциям по реализации товаров (работ, услуг), а также передачи имущественных прав, облагаемых по ставкам, предусмотренным пунктами 2 - 4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании требования налогового органа № 11 - 11/3520 от 24.10.2008 г. обществом для камеральной налоговой проверки уточненной декларации были также представлены копии следующих документов: книга покупок и книга продаж; счета - фактуры по приобретенным товарам (работам, услугам); первичные документы, подтверждающие оприходование товара (работ, услуг) и постановку на учет; договоры с поставщиками.

По итогам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации за второй квартал 2008 г. руководителем налогового органа было вынесено решение № 941 от 26.01.2009 г. «О возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению». Согласно данному решению обществу подлежал возмещению налог на добавленную стоимость в сумме 464058 руб.

22.04.2009 г. на основании данного решения о возмещении общество «Фирма ЛиК» обратилось в инспекцию с заявлением, в котором просило перечислить сумму налога на добавленную стоимость 424592 руб. 20 коп. на расчетный счет общества № 40702810800000000308 в закрытом акционерном обществе АИКБ «Зенит Бизнес Банк», БИК 045402719, кор/счет № 30101810700000000719.

Письмом от 18.05.2009 г. (исх. № 10 - 09/13726) инспекция отказала обществу в возврате подлежащего возмещению налога на добавленную стоимость в сумме 424592 руб. 20 коп., указав на наличие задолженности. Одновременно данным письмом налогоплательщику было указано на необходимость проведения сверки по расчетам с бюджетом.

Не согласившись с действиями инспекции по отказу в возврате налога, налогоплательщик обратился в суд с соответствующим заявлением.

Проведя с налоговым органом совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, по итогам которой был составлен акт № 2027 от 14.08.2009 г., общество уточнило заявленные требования и просило признать незаконными действия инспекции в части отказа возвратить на его расчетный счет налог на добавленную стоимость в сумме 109610 руб. 20 коп.

Удовлетворяя заявленные требования (с учетом последующего уточнения), суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии со статьей 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

Статьей 166 Налогового кодекса установлено, что общая сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса, момент определения налоговой базы которых, установленный статьей 167 настоящего Кодекса, относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

Согласно пункту 1 статьи 173 Налогового кодекса сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Налогового кодекса, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с главой 21 Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 той же статьи Кодекса, если сумма налоговых вычетов в каком - либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Аналогичные положения содержит норма пункта 1 статьи 176 Налогового кодекса, в соответствии с которой в случае, если по итогам налогового периода сум­ма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с под­пунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 названного Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями данной статьи. После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы на­лога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 названного Кодекса.

По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведе­нии камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законо­дательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 176 Налогового кодекса Рос­сийской Федерации).

При наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным феде­ральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штра­фам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных названным Кодексом, налоговым органом производится самостоятельно зачёт суммы налога, подлежащей возмещению, в счёт погашения указанных недо­имки и задолженности по пеням и (или) штрафам (пункт 4 статьи 176 Нало­гового кодекса Российской Федерации).

При отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным феде­ральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штра­фам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных на­званным Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению на­логового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указан­ный им банковский счет. При наличии письменного заявления налогопла­тельщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет упла­ты предстоящих налоговых платежей по налогу или иным федеральным на­логам (пункт 6 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации).

Решение о зачёте (возврате) суммы налога принимается налоговым ор­ганом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично) (пункт 7 статьи 176 Налогового кодекса Россий­ской Федерации).

Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплатель­щику о принятом решении о возмещении (полностью или частично), о приня­том решении о зачёте (возврате) суммы налога, подлежащей возмещению, или об отказе в возмещении в течение пяти дней со дня принятия соответ­ствующего решения. Указанное сообщение может быть передано руководи­телю организации, индивидуальному предпринимателю, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения (пункт 9 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации).

Поскольку пункт 2 статьи 173 Налогового кодекса предусматривает возможность возмещения налогоплательщиком сумм налога на добавленную стоимость в случае превышения налоговых вычетов, указанных в декларации, над суммами налога, исчисленными в связи с реализацией товаров (работ, услуг), в пределах установленного этим пунктом срока - трех лет после окончания соответствующего налогового периода, то, соответственно, налогоплательщик не лишен возможности в пределах указанного срока и в порядке статьи 176 Налогового кодекса, при наличии решения налогового органа о возмещении налога, подать заявление о возврате налога на указанный им банковский счет. Возврат налога в данном случае обусловлен отсутствием у налогоплательщика недоимки по федеральным налогам, соответствующим пеням и штрафам.

Как установлено налоговым органом в ходе камеральной налоговой проверки представленной налогоплательщиком уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за второй квартал 2008 г., общая сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая вычету по декларации, составила 663 773 руб.; сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет - 199 715 руб. Следовательно, сумма налоговых вычетов превышает сумму налога, начисленную по операциям, признаваемым объектами обложения налогом на добавленную стоимость, на 464 058 руб.

Правильность применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в указанном размере подтверждена документами, представленными обществом в налоговый орган, к которым у налогового органа не имеется претензий по их оформлению и содержанию, в связи с чем инспекцией было принято решение № 941 от 26.01.2009 г. о возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 464 058 руб.

Согласно акту совместной сверки расчётов по налогам, сборам, пеням, штрафам № 2027 от 14.08.2009 г., проведенной инспекцией и обществом «Фирма ЛиК» по состоянию на 01.08.2009 г., сумма переплаты по налогу на добавленную стоимость, подлежащая возмещению обществу из федерального бюджета, составила 109610 руб. 20 коп.

Одновременно в данном акте содержалось указание о наличии у общества задолженности по уплате налога на добавленную стоимость, связанной с выполнением им функций налогового агента, в сумме 35031 руб. 80 коп., и по пеням по тому же налогу в сумме 1062 руб. 56 коп., а также по пеням в сумме 105448 руб. 44 коп.

На наличие у общества задолженности по уплате налога на добавленную стоимость в сумме 29634 руб. 20 коп. и пеней в сумме 128 руб. 63 коп. было указано в требовании № 8709 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 29.06.2009 г., выставленном инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Орла.

Поскольку в установленный срок (до 20.07.2009 г.) требование № 8709 исполнено не было, налоговый орган 21.07.2009 г. принял решение № 1517 о взыскании за счет денежных средств общества на счетах в банках налога на добавленную стоимость в сумме 29634 руб. 20 коп. и пеней в сумме 128 руб. 63 коп. и выставил к расчетному счету общества в ГРКЦ ГУ Банка России по Орловской области на основании данного решения инкассовое поручение № 3157 от 21.07.2009 г. на списание 29634 руб. 20 коп. налога.

Данное инкассовое поручение было исполнено полностью путем списания денежных средств с расчетного счета общества «Фирма ЛиК» № 40702810847000140825 в Орловском отделении Сбербанка № 8596 частичными платежами: 27.07.2009 г. - в сумме 470 руб. 28 коп., 29.07.2009 г. - в сумме 58 руб. 92 коп., 31.07.2009 г. - в сумме 0 руб. 20 коп., 12.08.2009 г. - в сумме 1859 руб. 99 коп., 14.08.2009 г. - в сумме 176 руб. 08 коп., 21.08.2009 г. - в сумме 3211 руб. 20 коп., 28.08.2009 г. - в сумме 53 руб. 96 коп., 02.09.2009 г. - в сумме 23803 руб. 57 коп., а всего - 29634 руб. 20 коп. Факт списания денежных средств со счета налогоплательщика подтверждается выписками из лицевого банковского счета № 40702810847000140825, имеющимися в материалах дела, а также соответствующими отметками банка на платежных документах.

Платежным поручением № 605 от 02.09.2009 г. обществом произведено перечисление в бюджет налога на добавленную стоимость в сумме 5523 руб. с указанием на то, что перечисленная сумма является остатком задолженности налогового агента по налогу на добавленную стоимость по товарам, произведенным на территории Российской Федерации за 2 квартал 2009 г. по акту сверки от 14.08.2009 г.

Уплата пеней по налогу на добавленную стоимость в сумме 1062 руб. 56 коп. была произведена 02.09.2009 г. по платежному поручению № 606.

Исследовав представленные налогоплательщиком документы об уплате налога и пеней, суд области пришел к обоснованному выводу о том, что у налогоплательщика отсутствует задолженность по налогу на добавленную стоимость и по пеням в суммах соответственно 35031 руб. 80 коп. и 1062 руб. 56 коп. Имеющимися в деле документами указанный вывод суда подтвержден.

Оценивая довод инспекции о наличии у общества задолженности по уплате пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 105448 руб. 44 коп., образовавшейся в 2003 - 2004 г.г., суд области правомерно исходил из следующего.

В соответствии со статьёй 70 Налогового кодекса в редакции, действовавшей в 2003 - 2004 г.г., требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотре­но названным Кодексом. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налого­вого органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отно­шении сроков направления требования о перечислении налога, направляемо­го налоговому агенту.

В силу статьи 46 Налогового кодекса (в соответствующей редакции), в случае неуплаты или не­полной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные сред­ства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках (пункт 1 статьи 46 Налогового кодекса).

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоря­жения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюд­жетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщи­ка или налогового агента (пункт 2 статьи 46 Налогового кодекса).

Пунктом 3 статьи 46 Нало­гового кодекса в редакции, действовавшей в 2003 - 2004 г.г., было установлено, что решение о взыскании принимается после истечения срока, установлен­ного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недей­ствительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган мо­жет обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налого­вого агента причитающейся к уплате суммы налога.

Согласно пункту 1 статьи 47 Кодекса в случае недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента, налоговый орган вправе обра­тить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных де­нежных средств налогоплательщика - организации, налогового агента - орга­низации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с уче­том сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 названного Кодекса. Взыскание налога за счет имущества налого­плательщика - организации или налогового агента - организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соот­ветствующего постановления судебному приставу - исполнителю для испол­нения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнитель­ном производстве» с учетом особенностей, предусмотренных настоящей ста­тьей.

В пункте 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитраж­ного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 года № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъ­яснено, что пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога (статья 70 Налогового кодекса Российской Федерации) не вле­чет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудитель­ное взыскание налога и пеней (пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Россий­ской Федерации).

Действующее законодательство возлагает на налоговые органы обязанность доказывать законность совершения оспариваемых действий (бездействия). Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений. При этом пунктом 1 названной статьи и пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возложена на орган или лицо, которые совершили действия (бездействия).

Поскольку, как установлено судом первой инстанции и не опровергается налоговым органом, никаких объективных и документально подтверждён­ных сведений об основаниях начисления пеней по налогу на добавленную стоимость в сумме 105448 руб. 44 коп. инспекцией в материалы настоящего дела представлено не было, как и не было представлено доказательств своевременного принятия предусмотренных законодатель­ством о налогах и сборах мер принудительного взыскания с общества «Фирма ЛиК» задолженности по указанной пене, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии осно­ваний для возложения на заявителя обязанности погасить задолженность по указанной пене по налогу на добавленную стоимость путём её зачета в счёт подлежащего возмещению налога на добавленную стоимость в сумме 109610 руб. 20 коп.

Относительно довода заявителя апелляционной жалобы о наличии у общества «Фирма ЛиК» задолженности по уплате единого социального налога, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.

Согласно представленным в материалы дела расчету по единому социальному налогу за первый квартал 2009 г. и таблицам расчета пеней по единому социальному налогу, сумма авансовых платежей по единому социальному налогу, подлежащему уплате в федеральный бюджет, составила за первый квартал 2009 г. 2473 руб., сумма пеней - 33 руб. 13 коп.; сумма авансовых платежей по единому социальному налогу, подлежащему уплате в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, - 528 руб., сумма пеней - 7 руб. 07 коп.; сумма авансовых платежей по единому социальному налогу, подлежащему уплате в территориальный фонд обязательного медицинского страхова­ния, - 960 руб., сумма пеней - 12 руб. 87 коп.

За второй квартал 2009 г., согласно соответствующему расчету по единому социальному налогу, сумма авансовых платежей по единому социальному налогу, подлежащему уплате в федеральный бюджет, составила 24764 руб. (8234 руб. - по сроку 15.05.2009 г., 8070 руб. - по сроку 15.06.2009 г., 8460 руб. - по сроку 15.07.2009 г.); сумма авансовых платежей по единому социальному налогу, подлежащему уплате в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, - 1 362 руб. (453 руб. - по сроку 15.05.2009 г., 444 руб. - по сроку 15.06.2009 г., 465 руб. - по сроку 15.07.2009 г.); сумма авансовых платежей по единому социальному налогу, подлежащему уплате в территориальный фонд обязательного медицинского страхова­ния, - 2 476 руб. (823 руб. - по сроку 15.05.2009 г., 807 руб. - по сроку 15.06.2009 г., 846 руб. - по сроку 15.07.2009 г.).

Уплата начисленных сумм авансовых платежей по единому социальному налогу за первый квартал 2009 г., а также соответствующих пеней произведена обществом «Фирма ЛиК» по следующим выставленным инспекцией инкассовым поручениям:

- № 3768 от 14.08.2009 г. на списание 20 руб. 19 коп. пеней по единому социальному налогу, подлежащему уплате в федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

- № 3770 от 14.08.2009 г. на списание 36 руб. 72 коп. пеней по единому социальному налогу, подлежащему уплате в территориальный фонд обязательного медицинского страхования;

- № 3766 от 14.08.2009 г. на списание 94 руб. 56 коп. пеней по единому социальному налогу, подлежащему уплате в федеральный бюджет;

- № 3767 от 14.08.2009 г. на списание 528 руб. единого социального налога, подлежащему уплате в федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

- № 3769 от 14.08.2009 г. на списание 960 руб. единого социального налога, подлежащему уплате в территориальный фонд обязательного медицинского страхования;

- № 3765 от 14.08.2009 г. на списание 2 473 руб. единого социального налога, подлежащему уплате в федеральный бюджет.

Доказательством списания указанных сумм со счета плательщика является отметка банка на инкассовых поручениях в графе «Списано со счета плательщика», в соответствии с которой списание со счета фактически произведено 02.09.2009 г., и выписка из лицевого банковского счета общества за ту же дату.

Уплата единого социального налога за второй квартал 2009 г. и соответствующих пеней была произведена обществом путем перечисления денежных средств по платежным поручениям № 633 от 01.10.2009 г., № 634 от 01.10.2009 г., № 635 от 01.10.2009 г., № 636 от 01.10.2009 г., № 637 от 01.10.2009 г., № 638 от 02.10.2009 г., № 639 от 02.10.2009 г., № 641 от 02.10.2009 г. суммы в общей сумме 29696 руб. 13 коп., что подтверждается выпиской из лицевого счета общества «Фирма ЛиК» и отметками банка на соответствующих платежных документах.

Таким образом, задолженность по уплате единого социального налога за период первый и второй кварталы 2009 г., а также соответствующих пеней была полностью погашена налогоплательщиком, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о наличии у общества «Фирма ЛиК» недоимки по единому социальному налогу несостоятельны.

Отсутствие при указанных обстоятельствах акта сверки по единому социальному налогу не может служить основанием для признания соответствующих сумм единого социального налога и пеней не уплаченными.

Также и ссылка налогового органа в апелляционной жалобе на отсутствие акта сверки по единому социальному налогу не принимается судом апелляционной инстанции в качестве довода, обосновывающего принятие судом области неправомерного решения.

В связи с отсутствием у налогоплательщика недоимки по налогам, сборам, пеням и штрафам, сумма переплаты по налогу на добавленную стоимость в размере 109610 руб. 20 коп., имеющаяся согласно акту сверки № 2027 от 14.08.2009 г., подлежала возмещению обществу «Фирма ЛиК» на основании решения инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Орла № 941 от 26.01.2009 г.

Согласно статье 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону и иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие - либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из положений приведенных норм, а также части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны судом незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возложена на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Учитывая установленные судом обстоятельства и исходя из того, что инспекция не представила надлежащих доказательств законности и обоснованности совершенных ею действий по отказу в перечислении на расчетный счет общества «Фирма ЛиК» налога на добавленную стоимость в сумме 109610 руб. 20 коп. на основании принятого ею решения № 941 от 26.01.2009 г. «О возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению», суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования общества о признании данных действий налогового органа незаконным, обязав налоговый орган совершить действия по перечислению на расчетный счет налогоплательщика данной суммы налога.

Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка и правильно применены нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Все доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу.

Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

Исходя из результата рассмотрения дела и положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд в качестве истца и ответчика, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд.

ПОСТАНОВИЛ:

Решение арбитражного суда Орловской области от 07.09.2009 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Орла - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.

     Председательствующий
     Т.Л. Михайлова

     Судьи
     С.Б. Свиридова

     Н.А. Ольшанская

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А48-3412/2009
Принявший орган: Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 02 декабря 2009

Поиск в тексте