ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 декабря 2009 года  Дело N А48-3739/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 08.12.2009

Постановление в полном объеме изготовлено  11.12.2009

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи   Миронцевой Н.Д.,

судей  Протасова А.И.,

Сергуткиной В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Анзельм К.К.,

при участии:

от Администрации Сабуровского сельского поселения: Булычев В.И., глава Сабуровского сельского поселения, удостоверение №06 от 11.09.06;

от Открытого акционерного общества агропромышленное объединение «Сабурово»: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от Администрации Орловского района Орловской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Сабуровского сельского поселения на решение арбитражного суда Орловской области от 24.09.2009 по делу № А48 - 3739/2009 (судья Капишникова Т.И.), по заявлению Открытого акционерного общества агропромышленное объединение «Сабурово» к Администрации Сабуровского сельского поселения, Администрации Орловского района Орловской области, о признании незаконными действий,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество агропромышленное объединение «Сабурово» (далее по тексту - заявитель, ОАО АПО «Сабурово», Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к администрации Сабуровского сельского поселения, администрации Орловского района  Орловской  области  о  признании  незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от согласования границ земельного участка, и об обязании ответчиков согласовать границы земельного участка площадью 13,85 га под объектами недвижимости, принадлежащими ОАО АПО «Сабурово» на праве собственности.

В ходе судебного разбирательства заявитель в порядке ч.1 ст.49 АПК РФ уточнил свои требования и просил суд признать незаконными действия администрации Сабуровского сельского поселения, выразившиеся в отказе в согласовании границ земельного участка, содержащемся в письме от29.06.2009г. №190, и обязать согласовать границы земельного участка площадью 13,85 га под объектами недвижимости, принадлежащими ОАО АПО «Сабурово» на праве собственности.

В силу п.4 ч.1 ст.150 АПК РФ отказ от требований к Администрации Орловского района Орловской области принят судом, производство по делу в данной части прекращено.

Решением арбитражного суда Орловской области от 24.09.2009  заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация Сабуровского сельского поселения обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. По мнению заявителя апелляционной жалобы, решение суда является незаконным и необоснованным. Полагает, что имеется достаточно доказательств законности и обоснованности оспариваемых действий. В судебном заседании апелляционной инстанции глава Сабуровского сельского поселения В.И. Булычев поддержал доводы апелляционной жалобы.

Дело рассматривалось арбитражным апелляционным судом в порядке статей  123, 156, 266 АПК РФ в отсутствие представителей Открытого акционерного общества агропромышленное объединение «Сабурово;  Администрации Орловского района Орловской области , извещённых о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Согласно ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 08.12.2009.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав все доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.

Как установлено судом, Открытое акционерное общество агропромышленное объединение «Сабурово» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1025700695943, что подтверждается свидетельством серии 57 № 000399798.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 26.01.07 по делу № А48 - 2826/06 - 16б ОАО АПО «Сабурово» признано несостоятельным (банкротом), в его отношении введено конкурсное производство.

В ходе процедуры конкурсного производства было выявлено недвижимое имущество: 3 объекта незавершенного строительства - коровники (одноэтажные здания с железобетонными перекрытиями, площадью 1077,6,1015,5 и 1501,6 кв.м соответственно) расположенные по адресу: Орловская область, Сабуровский с\с, с.Сабурово, ул.Лучистая д.35, год начала строительства 1975, инвентарные номера № 54:247:002:010934820:0001, литеры «А», «Б», «В».

В соответствии с решениями Арбитражного суда Орловской области от 29.05.08 по делу № А48 - 1314/08 - 9, от 10.06.08 по делу № А48 - 1310/08 - 1, от 29.05.08 по делу № А48 - 1312/08 - 9 на указанные объекты незавершенного строительства было признано право собственности ОАО АПО «Сабурово».

На указанные объекты 01.11.08 было зарегистрировано право собственности в Управлении Федеральной регистрационной службы, о чем выданы свидетельства о регистрации права собственности № 57 - АА 679525, № 57 - АА 679521, № 57 - АА 679524.

ЗАО «Бюро Проектирования и Инженерно - Строительных Изысканий» «ГеоПроектИмпульс» оформлено землеустроительное дело по межеванию земельного участка площадью 13,85 га.

Заявитель 17.06.09 обратился к Главе Администрации Сабуровского сельского поселения с заявлением о согласовании границ земельных участков под объектами недвижимости, принадлежащими ОАО АПО «Сабурово» на праве собственности согласно схеме размещения земельного участка с учетом отсутствия земельных споров по смежным границам (т.1, л.д.46).

Письмом от 29.06.09 № 190 (т.1, л.д.31) Глава администрации Сабуровского сельского поселения В.И. Булычев отказал в удовлетворении заявления по мотиву того, что объекты недвижимости (коровники), свидетельство о государственной регистрации права 57 АА 679521, 57 АА679524, 57 АА 679525 не являются объектами незавершенного строительства, это разукомплектованные остатки бывших ферм совхоза «Сабуровский», а также рекомендовал заявителю обратиться в Администрацию  Орловского  района  за  подписанием  документации,  т.к. вопросы выделения земельных участков юридическим и физическим лицам находятся в её компетенции.

Отказ в согласовании границ земельного участка, выраженный в письме от 29.06.09 № 190, оспорен заявителем в арбитражный суд.

Арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что арбитражный суд первой инстанции при рассмотрении данного спора  правомерно удовлетворил заявленные требования, правильно установил фактические обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку и обосновал свои выводы нормами законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие - либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).

В силу п.1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Пунктом 7 ст.36 ЗК РФ установлено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В силу ст.11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Статьей 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно п. 2 ст. 35 Земельного кодекса РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется исходя из правил п. 3 ст. 33 ЗК РФ, в силу которых предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

В соответствии с п.1 ст.68 ЗК РФ землеустройство включает в себя ряд мероприятий, в том числе работы по описанию местоположения и установлению на местности границ объектов землеустройства.

В соответствии с «Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства», утв. Росземкадастром 17.02.03г., межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно - территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.

Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы: подготовительные работы; составление технического проекта; уведомление лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания; определение границ объекта землеустройства на местности, их согласование и закрепление межевыми знаками; определение координат межевых знаков; определение площади объекта землеустройства; составление карты (плана) объекта землеустройства или карты (плана) границ объекта землеустройства; формирование землеустроительного дела; утверждение землеустроительного дела в установленном порядке.

Определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование проводятся в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, или уполномоченных ими лиц (представителей) при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей.(п.14.1)

Перед процедурой согласования границ объекта землеустройства они предварительно обозначаются на местности в соответствии с имеющимися сведениями государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной документацией и (или) иными сведениями.(п.14.2)

При неявке на процедуру согласования границ кого - либо из вышеуказанных лиц или отказе от участия в процедуре согласования границ (непредставление мотивированного отказа в согласовании границы) в акте согласования границ фиксируется их отсутствие или отказ от участия в процедуре согласования границ, а по границе объекта землеустройства проводится предварительное межевание.

В течение тридцати календарных дней этим лицам направляются повторные уведомления с указанием срока явки для согласования или предоставления мотивированного отказа в согласовании границ по результатам предварительного межевания. В случае неявки в течение указанного срока или непредставления мотивированного отказа в согласовании границы, границы объекта землеустройства считаются установленными.

Споры, возникшие при согласовании границ, рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.(п.14.3).

Результаты согласования границ оформляются актом (актами) согласования границ объекта землеустройства, который подписывается всеми участниками процедуры согласования границ, включая исполнителя работ. (п.14.4).

В п.4 «Методических рекомендаций по проведению землеустройств при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства» указано, что работы по образованию новых и упорядочению существующих земельных участков, как правило, включают в себя два этапа: составление проекта территориального землеустройства, его согласование и утверждение; составление карты (плана) земельного участка по результатам установления границ земельного участка на местности и (или) съемки на местности частей земельного участка, занятых объектами недвижимости.

Проект территориального землеустройства, как правило, содержит правовые, экономические, технические документы, включающие в себя расчеты, описание, проектные планы, в которых обосновываются и воспроизводятся в графической и текстовой форме мероприятия, реализация которых предусматривается при образовании новых и упорядочении существующих земельных участков.(п.7.1)

При образовании новых и упорядочении существующих земельных участков проекты территориального землеустройства составляются в виде проектов границ земельных участков (вновь образуемых или упорядочиваемых земельных участков) и проектов перераспределения сельскохозяйственных угодий (на территории реорганизуемых или реорганизованных сельскохозяйственных организаций).

В соответствии с п.7.5. в проекте территориального землеустройства, по результатам подготовительных работ и в соответствии с заданием на выполнение работ (на проектирование), решаются вопросы размещения земельных участков (участка), изменения или восстановления (упорядочения) границ земельных участков, перераспределения земель. В процессе проектирования рассматриваются возможные варианты проектных решений, проводится их обоснование и делается выбор наилучшего варианта. При этом учитывается следующее: каждый земельный участок формируется по присущим только ему характеристикам: местоположение, целевое назначение земель, разрешенное использование, площадь, удостоверенные границы, ограничения в использовании земель, обременения правами иных лиц (сервитуты);размер земельного  участка  устанавливается  в  соответствии  с  утвержденными  в установленном порядке предельными размерами, нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией; в общую площадь земельного участка под объектами недвижимости включается площадь, непосредственно занятая этими объектами, и площадь прилегающей территории, необходимая для обеспечения функционирования (обслуживания, эксплуатации) конкретного объекта недвижимости в соответствии с установленными нормами; в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом - в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3,5 метров). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом. Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута; раздел земельного участка с целью образования новых самостоятельных земельных участков осуществляется таким образом, чтобы каждый вновь образуемый земельный участок мог использоваться в соответствии с разрешенным использованием без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами; границы земельного участка устанавливаются в соответствии с требованиям эколого - ландшафтной организации территории; не допускается изломанность проектируемых границ, если она не обусловлена существующими естественными или искусственными рубежами.

На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что  спор по настоящему делу не касается вопроса предоставления земельного участка, а сводится к процедуре оформления землеустроительного дела.

Довод ответчика о том, что объекты недвижимости (коровники), свидетельство о государственной регистрации права 57 АА 679521, 57 АА679524,  57  АА  679525  не  являются  объектами  незавершенного строительства, это разукомплектованные остатки бывших ферм совхоза «Сабуровский», обоснованно не принят арбитражным судом, поскольку вступившими в законную силу судебными актами по делам № №А48 - 1314/08 - 9, А48 - 1312/08 - 9, А48 - 1310/08 - 1 установлено, что они относятся к объектам незавершенного строительства, на которые признано право собственности. Указанные судебные акты в силу ч.2 ст.69 АПК РФ имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора.

Кроме того, данные объекты прошли государственную регистрацию как объекты незавершенного строительства.

Как следует из самого оспариваемого письма № 190 от 29.06.09г. «земельный участок площадью 13,85 га, согласно плана землеустройства выполненного ЗАО «Бюро Проектирования и Инженерно - Строительных Изысканий «ГеоПроектИмпульс» расположенный на землях, находящихся в ведении Сабуровского сельского поселения».

Из представленых в материалы дала документов - «Материалов установления границ сельского поселения Сабуровское Орловского муниципального района Орловской области», Протокола согласования границ сельского поселения Сабуровское и Постановления Сабуровского сельского Совета народных депутатов № 19/42 - СС от 14.09.04г. «О статусе, границах и административном центре муниципального образования сельское поселение Сабуровское» (т.1, л.д.123 - 136), следует, что земли, границы которых просил согласовать заявитель, находятся в пределах границ Сабуровского сельского поселения, а других смежных землепользователей, с кем следовало бы согласовывать границы земельного участка, нет.

Согласно ст.4 Устава Орловского района Орловской области, к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности района.

Пунктом 3 «Положения об управлении и распоряжении земельными участками на территории Орловского района», принятого районным Советом народных депутатов 07.04.06г. № 3 - 16/РС установлено, что до разграничения государственной собственности на землю распоряжение землями, находящимися в государственной собственности и расположенными в границах Орловского района осуществляют органы местного самоуправления Орловского района и сельских поселений, п.Знаменка согласно соглашениям о пределах полномочий исполнительных органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками.