ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 ноября 2008 года  Дело N А48-402/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 7 ноября 2008 года

Постановление в полном объеме изготовлено 14 ноября 2008 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи   Протасова А.И.

судей   Сергуткиной В.А.,

Семенюта Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Анохиной К.Г.,

при участии:

от ООО «Квант»:  Волобуева В.В., адвоката по доверенности от 29.01.2008;

от Департамента имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области: Зайцевой Г.В., главного специалиста по доверенности №162 от 04.03.2008;

от Администрации г.Орла: не явились, надлежаще извещены;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 29.05.2008 по делу №А48 - 402/08 - 10 (судья Тонконог Л.И.) по заявлению ООО «Квант» к Департаменту имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области о признании незаконным решения и обязании направить заявление в Администрацию г.Орла,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Квант» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Департаменту имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области (далее - департамент) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, изложенного в письме №2731/з от 06.11.2007 и обязании направить заявление в Администрацию г.Орла для осуществления действий по выбору земельного участка в соответствии с земельным законодательством.

Дело рассматривалось с участием заинтересованного лица - Администрации г.Орла.

Решением от 29.05.2008 суд удовлетворил заявленные требования.

В апелляционной жалобе Департамент имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.

В судебное заседание Администрация г.Орла не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ.

Изучив представленные доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 22.10.2007 ООО «Квант» обратилось в Департамент имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности с целью строительства торгово - развлекательного комплекса предполагаемой площадью 6га, местоположением - г.Орел, Наугорское шоссе.

Письмом от 06.11.2007 №2731/з Департамент отказал обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка площадью 6га по Наугорскому шоссе, указав, что данный земельный участок расположен в зоне перспективного многоквартирного жилищного строительства.

Полагая, что  решение, изложенное в письме №2731/з от 06.11.2007, принято с нарушением требований действующего законодательства, его прав и интересов, ООО «Квант» обратилось за защитой в арбитражный суд.

Разрешая спор по существу, суд посчитал подтвержденными заявленные требования и удовлетворил их.

Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора учитывать следующее.

В силу статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут принадлежать гражданам и юридическим лицам (за исключением указанных в статье 24 Кодекса) на праве собственности либо аренды.

Согласно ст.29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.11 названного Кодекса, согласно которой управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления.

Абзацем 3 пункта 10 статьи 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» в редакции ФЗ от 17.04.2006 №53 - ФЗ, установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с указанной нормой 30.06.2006 принят Закон Орловской области №603 - ОЗ «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле», статья 1 которого предусматривает, что распоряжение такими участками осуществляется органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области в сфере управления государственным имуществом, порядок распоряжения такими участками устанавливается Коллегией Орловской области.

Органом, осуществляющим распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле, в силу ст.42 Закона Орловской области от 30.05.2006 №598 - ОЗ, Постановлений Коллегии Орловской области от 11.07.2006 №№125 и 126, является Департамент имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области.

Согласно ст.31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико - экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Пунктом 5.2 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле, утвержденного постановлением Коллегии Орловской области от 11.07.2006 №126, установлено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в Департамент с заявлением о выборе земельного участка. В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико - экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта не допускается в случаях, если в заявлении указывается место, предусмотренное градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки, для размещения иных объектов. Заявление гражданина либо юридического лица направляется Департаментом в администрацию г. Орла для осуществления действий по выбору земельного участка в соответствии с земельным законодательством.

Представленными материалами дела подтверждается, что ООО «Квант» в четком соответствии с требованиями изложенных норм обратилось в Департамент имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области с заявлением о предоставлении участка, указав необходимые сведения: назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок, и приложив к заявлению соответствующие документы.

Вместе с тем, Департамент имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области, в отсутствие законных на то оснований, письмом №2731/з от 06.11.2007 отказал Обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка, сославшись на невозможность его предоставления, ввиду нахождения в зоне перспективного развития.

Однако, доказательств наличия объективных причин невозможности предоставления данного земельного участка, и того, что на испрашиваемом земельном участке предусмотрено размещение каких - либо иных объектов (градостроительная документация о застройке и правила землепользования и застройки) Департаментом ни в суд первой инстанции, ни на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.

Кроме того, из представленных Администрацией г.Орла письма Департамента имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области от 24.12.2007 №295/ з мэру города Орла, выписки из Протокола заседания комиссии по землепользованию и градостроительству при администрации г.Орла от 11.01.2008, письма заместителя главы администрации г.Орла от 28.01.2008 руководителю Департамента имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области, следует, что по Наугорскому шоссе возможно выделение 4 га для размещения объектов общественного назначения и в том числе торгово - развлекательного центра.

Таким образом, решение Департамента имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области о невозможности предоставления земельного участка в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, изложенное в письме №2731/з от 06.11.2007 противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы ООО «Квант» на осуществление предпринимательской деятельности.

Доказательств, опровергающих изложенные обстоятельства, а именно законности, обоснованности оспариваемого решения и отсутствие в рассматриваемом случае нарушений прав и законных интересов общества, Департаментом, в нарушение ст.65 АПК РФ ни в суд первой инстанции, ни на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие - либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, решение и действие (бездействие) могут быть признаны незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Согласно ч.4 ст.200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия), устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, в соответствии со ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение Департамента имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области о невозможности предоставления земельного участка в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, изложенного в письме №2731/з от 06.11.2007 не соответствует требованиям Земельного кодекса РФ, Порядка распоряжения земельным участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле, утвержденного постановлением Коллегии Орловской области от 11.07.2006 №126 и нарушает права и законные интересы ООО «Квант», в связи с чем, удовлетворил заявленные требования и обязал Департамент в 10 - дневный срок со дня вступления решения в законную силу направить заявление общества в Администрацию г.Орла для осуществления действий по выбору земельного участка в соответствии с земельным законодательством.

Исходя из результатов рассмотрения данного дела, проанализировав договор поручения №1/11 от 31.01.2008 с адвокатом Орловской областной коллегии адвокатов - 2 Волобуевым В.В., платежный документ, свидетельствующий об оплате ООО «Квант» оказанных ему юридических услуг, учитывая объем и сложность дела, время, которое мог бы затратить на подготовку материалов представитель, продолжительность рассмотрения дела, а также сложившуюся в регионе стоимость оплаты услуг представителей в арбитражном суде, сделал обоснованный и правомерный вывод о том, что судебные расходы в сумме 5000 руб. являются соразмерными объему, сложности и качеству работы, выполненной представителем общества и, руководствуясь ст.110 АПК РФ, взыскал указанные расходы с Департамента имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области.

Довод апелляционной жалобы о формировании на испрашиваемой территории земельного участка по заявлению другого лица, ОАО «Орелстрой», как обоснование отказа в предоставлении земельного участка ООО «Квант» признается апелляционной коллегией несостоятельным и отклоняется, поскольку наличие нескольких заявок на право заключения договора аренды на земельный участок, является основанием выставления земельного участка на торги, а не отказа в формировании земельного участка и соответствует принципу земельного законодательства, закрепленному в п.11 ст.1 Земельного кодекса РФ с целью привлечения всех заинтересованных лиц и обеспечения им равных возможностей на приобретение земельных участков.

Ссылка Департамента о самостоятельном формировании земельного участка также несостоятельна, поскольку Администрация г.Орла в своем письме лишь определила возможность предоставления земельного участка при условии обращения Департамента. Такого обращения в адрес Администрации г.Орла не поступало.

Отклоняется апелляционной коллегией и довод апелляционной жалобы о нарушении прав ООО «Орелстрой», так как ООО «Орелстрой» не имеется каких - либо прав на спорный земельный участок и заявление о предоставлении прав на данный участок не является основанием для возникновения у него каких - либо прав.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы признаются апелляционной коллегией несостоятельными и отклоняются судом, ввиду несогласованности с представленными материалами дела и нормами действующего законодательства.

Каких - либо аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, Департаментом имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области не приведено.

При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права.

Руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Орловской области от 29.05.2008 по делу №А48 - 402/08 - 10 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.

     Председательствующий
   А.И. Протасов

     Судьи  
  В.А. Сергуткина

     Е.А. Семенюта

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка