ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 января 2009 года  Дело N А48-4691/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 23 января 2009 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи   Шеина А.Е.,

судей   Протасова А.И.,

Семенюта Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Анохиной К.Г.,

при участии:

от ОАО «Автосельмаш» - Ковальчук С.А., заместитель генерального директора, доверенность б/н от 12.01.2009, паспорт серии 54 03 №829115, выдан Железнодорожным РОВД г. Орла 13.08.2004; Щукина В.В., начальник юридического отдела, доверенность б/н от 12.01.2009, паспорт серии 54 03 №620904, выдан Северным РОВД г. Орла 27.06.2003;

от Управления Федеральной миграционной службы по Орловской области - представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Автосельмаш» на решение Арбитражного суда Орловской области от 04.12.2008 по делу №А48 - 4691/08 - 13 (судья Капишникова Т.И.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Автосельмаш» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Управлению Федеральной миграционной службы по Орловской области (далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления 57 ОР №1111 от 10.11.2008г. о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 04.12.2008 по делу №А48 - 4691/08 - 13 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, выводы изложенные в оспариваемом решении не соответствуют обстоятельствам дела, решение судом первой инстанции вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм материального и процессуального права, подлежит отмене по основаниям, изложенным в жалобе.

Управление Федеральной миграционной службы по Орловской области отзыв на апелляционную жалобу не представило.

В порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривалось в отсутствие представителя Управления, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного разбирательства.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 30.10.2008г. инспектором иммиграционного контроля УФМС России по Орловской области Блинниковой И.Н. в отношении ОАО «Автосельмаш» составлен протокол 57 ОР №2534 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ч.4 ст.18.9 КоАП РФ. Поводом к возбуждению производства по делу об административном правонарушении послужило установление 16.06.2008г. факта неисполнения принимающей стороной - ОАО «Автосельмаш» обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, то есть непредставления уведомления о прибытии гражданина Таджикистана Ашурова О.К. в установленный законом срок в орган миграционного учета, что является нарушением п.2 ст.22 Федерального закона от 18.07.2006г. №109 - ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Протокол составлен в присутствии законного представителя Общества - директора ОАО «Автосельмаш» Сивачева В.Д., которому разъяснены права, предоставленные ст.25.1 КоАП РФ, и вручена копия протокола, что подтверждается подписями указанного лица.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 10.11.2008г. начальником УФМС России по Орловской области Балашовой Н.П. вынесено постановление 57 ОР №1111, в соответствии с которым ОАО «Автосельмаш» привлечено к административной ответственности по ч.4 ст.18.9 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 400 000 руб. Дело об административном правонарушении рассматривалось в присутствии законного представителя юридического лица - директора ОАО «Автосельмаш» Сивачева В.Д., ознакомленного с правами и обязанностями и получившего копию постановления, о чем свидетельствуют подписи Сивачева В.Д.

Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

По мнению суда апелляционной инстанции, рассматривая заявленные требования по существу и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ предусмотрено, что неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Пунктами 1, 4, 6 ч.1 ст.2 Федерального закона от 18.07.2006г. №109 - ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 18.07.2006г. №109 - ФЗ) установлено, что:

- миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства - деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства;

- место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

- учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания - фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания.

Частью 2 ст.4 Федерального закона от 18.07.2006г. №109 - ФЗ установлено, что миграционный учет имеет уведомительный характер, за исключением случаев, предусмотренных федеральным конституционным законом или федеральным законом.

В ч.1 ст.20 Федерального закона от 18.07.2006г. №109 - ФЗ предусмотрено, что иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Учету по месту пребывания подлежат: 1) постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, указанных в подпунктах «а» - «д» п.1 ч.2 ст.20 Федерального закона от 18.07.2006г. №109 - ФЗ; 2) временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении трех рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, указанных в подпунктах «а» - «в» п.2 ч.2 ст.20 Федерального закона от 18.07.2006г. №109 - ФЗ.

Если иное не установлено Федеральным законом от 18.07.2006г. №109 - ФЗ, основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства.

Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета (ст.21 Федерального закона от 18.07.2006г. №109 - ФЗ).

Статьей 22 Федерального закона от 18.07.2006г. №109 - ФЗ регламентирован порядок постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания.

Согласно данной статье для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания иностранный гражданин по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту; после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 ст.22 Федерального закона от 18.07.2006г. №109 - ФЗ.

Причем п.7 ч.1 ст.2 Федерального закона от 18.07.2006г. №109 - ФЗ установлено, что принимающей стороной (стороной, принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации) является - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (находится) либо в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства работает (п.7 ч.1 ст.2 Федерального закона от 18.07.2006г. №109 - ФЗ).

Принимающая сторона, в свою очередь, с соблюдением сроков, установленных п.п.1 и 2 ч.2 и ст.20 Федерального закона от 18.07.2006г. №109 - ФЗ представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 ст.22 Федерального закона от 18.07.2006г. №109 - ФЗ; передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.

В ч.3 ст.22 Федерального закона от 18.07.2006г. №109 - ФЗ указано, что при наличии документально подтвержденных уважительных причин, препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета, указанное уведомление должно быть в установленном порядке принято органом миграционного учета непосредственно от указанного иностранного гражданина.

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 18.07.2006г. №109 - ФЗ правила и порядок осуществления миграционного учета устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2006г. №109 - ФЗ. Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007г. №9 (далее - Правила).

Согласно п.20 Правил, иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, а равно постоянно или временно проживающие в Российской Федерации, при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства, обязаны встать на учет по месту пребывания, за исключением случаев, предусмотренных ч.6 ст.20 Федерального закона от 18.07.2006г. №109 - ФЗ.

Иностранные граждане, временно проживающие и временно пребывающие в Российской Федерации, по истечении 3 рабочих дней со дня прибытия в место пребывания подлежат учету по месту пребывания.

Пунктом 21 Правил предусмотрено, что основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом Федеральной миграционной службы уведомления установленной формы о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания.

В уведомлении о прибытии принимающая сторона или иностранный гражданин должны указать перечисленные в п.23 Правил сведения. В случае если принимающей стороной является организация, в уведомлении о прибытии помимо сведений, предусмотренных подпунктом «а» п.23 Правил, указываются сведения, перечисленные в п.24 Правил.

В соответствии с п.25 Правил, принимающая сторона свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина выражает подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии, а для организации, принимающей иностранного гражданина, такая подпись скрепляется печатью указанной организации.

Иностранный гражданин для заполнения бланка уведомления о прибытии предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, миграционную карту (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина) и (или) вид на жительство либо разрешение на временное проживание (для постоянно либо временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина) (п.26 Правил).

Согласно п.27 Правил, принимающая сторона заполняет бланк уведомления о прибытии на каждого иностранного гражданина, подлежащего постановке на учет по месту пребывания в соответствии с настоящими Правилами.

В силу п.28 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007г. №9, принимающая сторона к уведомлению о прибытии, представляемому (направляемому) в территориальный орган Федеральной миграционной службы, прилагает копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, а в отношении временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина - и копию его миграционной карты.

Как установлено материалами дела, 23.11.2007г. ОАО «Автосельмаш» приняло на работу гражданина Таджикистана Ашурова О.К., который проработал на предприятии до 26.06.2008г. Уведомление о прибытии иностранного гражданина в орган миграционного учета за все время работы Ашурова О.К. Обществом направлено не было.

Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе копиями заявления Ашурова О.К. от 23.11.2007г., приказа о приеме работника на работу от 23.11.2007г. №272ЛС, трудового договора от 23.11.2007г. №272ОК, справки от 17.06.2008г., выданной ОАО «Автосельмаш» Ашурову О.К., приказа от 26.06.2008г. №142ЛС о прекращении действия трудового договора, объяснениями Ашурова О.К., объяснениями ведущего специалиста по кадрам ОАО «Автосельмаш» Машиной В.К., допрошенной в качестве свидетеля по настоящему делу.

При подобных обстоятельствах, по мнению суда апелляционной инстанции, исходя из положений п.7 ч.1 ст.2 Федерального закона от 18.07.2006г. №109 - ФЗ, суд первой инстанции правомерно установил, что ОАО «Автосельмаш» в отношении гражданина Таджикистана Ашурова О.К. являлось принимающей стороной и должно было исполнить предусмотренную п.2 ч.2 ст.22 Федерального закона от 18.07.2006г. №109 - ФЗ обязанность по представлению (направлению) в орган миграционного учета уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания и передаче иностранному гражданину отрывной части бланка уведомления о его прибытии в место пребывания, что не было исполнено Обществом.

Доказательств невозможности ОАО «Автосельмаш» направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета, Обществом не представлено.

Довод ОАО «Автосельмаш» о том, что Общество не располагало информацией о дате прибытия Ашурова О.К. в Российскую Федерацию, правомерно отклонен судом первой инстанции, так как согласно подпункту «а» п.1 ч.2 ст.22 Федерального закона от 18.07.2006г. №109 - ФЗ для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания иностранный гражданин по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне миграционную карту, содержащую соответствующую информацию согласно Постановлению Правительства РФ от 16.08.2004г. №413 «О миграционной карте».

Как следует из объяснений свидетеля - ведущего специалиста по кадрам ОАО  «Автосельмаш»  Машиной  В.К., миграционная карта гражданином Таджикистана Ашуровым О.К., при устройстве на работу не предоставлялась, и работниками Общества не истребовалась.

В связи с чем, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что ОАО «Автосельмаш» не исполнило свои обязанности в связи с осуществлением миграционного учета, то есть не представило уведомления о прибытии гражданина Таджикистана Ашурова О.К. в орган миграционного учета, что является нарушением п.2 ст.22 Федерального закона от 18.07.2006г. №109 - ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Согласно ч.4 ст.210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Статьей 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Факт неисполнения ОАО «Автосельмаш» в срок, указанный в п.2 ч.2 ст.20 Федерального закона от 18.07.2006г. №109 - ФЗ, установленной п.2 ч.2 ст.22 Федерального закона от 18.07.2006г. №109 - ФЗ обязанности по представлению (направлению) в орган миграционного учета уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания подтвержден протоколом об административном правонарушении от 30.10.2008г. 57 ОР №2534, а также объяснениями генерального директора ОАО «Автосельмаш» Сивачева В.Д. к протоколу об административном правонарушении и объяснениями свидетеля Машиной В.К.

Таким образом, имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается наличие события административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.4 ст.18.9 КоАП РФ.

В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.

В соответствии с п.2. ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным  в  совершении  административного  правонарушения,  если  будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В п.16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

Наличие каких - либо объективных обстоятельств, препятствовавших исполнению обязанности по представлению (направлению) в орган миграционного учета уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания ОАО «Автосельмаш» не доказано.