ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 апреля 2008 года Дело N А48-4950/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 24.04.2008г.
Полный текст постановления изготовлен 30.04.2008г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скрынникова В.А.,
судей: Михайловой Т.Л.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Овсянниковой Е.С.
при участии:
от налогового органа: не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела в установленном законом порядке,
от налогоплательщика: Чечерина А.А., юрисконсульта, доверенность № 37 от 26.10.2007г., паспорт серии 54 03 № 660537 выдан Железнодорожным РОВД г. Орла 10.10.2003г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России № 2 по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 25.01.2008 года по делу № А48 - 4950/07 - 8 (судья Володин А.В.) по заявлению ООО «Строительно - монтажное управление № 3 открытого акционерного общества «Орелстрой» к МИФНС России № 2 по Орловской области о признании незаконными ее действий по повторному предъявлению инкассового поручения № 7728 от 21.11.2007г.,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Строительно - монтажное управление № 3 открытого акционерного общества «Орелстрой» (далее ООО «СМУ - 3», налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к МИФНС России № 2 по Орловской области о признании незаконными ее действий по повторному предъявлению инкассового поручения № 7728 от 21.11.2007г. (с учетом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 25.01.2008г. заявленные требования удовлетворены. Действия МИФНС России № 2 по Орловской области по повторному предъявлению инкассового поручения № 7728 от 21.11.2007г. признаны незаконными. Суд обязал налоговый орган устранить нарушение прав и законных интересов ООО «Строительно - монтажное управление № 3 открытого акционерного общества «Орелстрой» в срок до 25.01.2008г.
МИФНС России № 2 по Орловской области не согласилась с данным решением и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание не явилась МИФНС России № 2 по Орловской области, которая извещена о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке.
На основании ст.ст. 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривалось в отсутствие налогового органа.
Изучив материалы дела, заслушав представителя налогоплательщика, явившегося в судебное заседание, обсудив доводы, изложенные в жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, решением МИФНС России № 2 по Орловской области от 10.08.2005г. № 37 о привлечении налогоплательщика, налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения ООО «СМУ - 3» начислены, помимо прочего пени по НДФЛ в сумме 989279 руб. 76 коп. На основании указанного решения в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате налога № 45 по состоянию на 10.08.2005г. с предложением в срок до 20.08.2005г. уплатить, в том числе пени по НДФЛ в сумме 989279 руб.
Впоследствии, 05.09.2005г. МИФНС России № 2 по Орловской области направила налогоплательщику повторное требование об уплате налога № 3545 по состоянию на 01.09.2005г., которым вновь предложила уплатить, в том числе пени по НДФЛ в сумме 989279 руб. в срок до 01.09.2005г.
В связи с неисполнением ООО «СМУ - 3» требования об уплате налога № 3545 по состоянию на 01.09.2005г., которое направлено заявителю почтой 05.09.2005г., в срок до 01.09.2005г. налоговым органом 13.09.2005г. принято решение № 779 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках. В соответствии с указанным решением производится взыскание, в числе прочего пени в общей сумме 1004293 руб.
На основании указанного решения МИФНС России № 2 по Орловской области выставила к расчетному счету налогоплательщика в Орловском ОСБ № 8595 инкассовое поручение от 13.09.2005г. № 1926 на взыскание пени по НДФЛ в сумме 989279 руб., которое 14.09.2005г. помещено в картотеку к расчетному счету в связи с отсутствием на нем достаточного для погашения задолженности остатка денежных средств.
19.11.2007г. МИФНС России № 2 по Орловской области направила управляющему Орловским ОСБ № 8595 письмо (исх. № 1269) об отзыве без исполнения инкассового поручения от 13.09.2005г. № 1926 на сумму 989279 руб., в связи с выставлением инкассового поручения на новый счет. Письмом от 18.01.2008г. № 99 заведующий дополнительным офисом № 8595/017 Орловского ОСБ в ответ на запрос налогоплательщика сообщил, что инкассовое поручение от 13.09.2005г. № 1926 на сумму 989279 руб., выставленное к расчетному счету ООО «СМУ - 3», отозвано из картотеки № 2 23.11.2007г.
Взамен инкассового поручения от 13.09.2005г. № 1926 на сумму 989279 руб., налоговый орган выставил к расчетному счету ООО «СМУ - 3» в филиале НБ «Траст» в г. Орле инкассовое поручение от 19.11.2007г. № 7728, поступившее в банк 21.11.2007г., на взыскание пеней по НДФЛ в сумме 989279 руб., т.е. той же суммы пеней, которая была указана в инкассовом поручении от 13.09.2005г. № 1926, ранее выставленном к другому расчетному счету в другом банке.
Не согласившись с действиями налогового органа по выставлению повторного инкассового поручения, ООО «СМУ - 3» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 69 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2005 году) требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. В силу п. 9 ст. 69 НК РФ правила, предусмотренные указанной статьей, применяются также в отношении требования о перечислении налога, направляемого налоговому агенту.
При этом Налоговый кодекс РФ допускает возможность направления налогоплательщику или плательщику сборов уточненного требования только в том случае, если обязанность налогоплательщика или плательщика сборов по уплате налогов и сборов изменилась после направления первоначального требования об уплате налога и сбора (ст. 71 НК РФ). Иных случаев повторного направления требования об уплате налога и соответствующих ему пеней действующим законодательством не предусмотрено.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено налоговым органом, обязанность ООО «СМУ - 3» по уплате пеней по НДФЛ в сумме 989279 руб., включенных в первоначально направленное требование об уплате налога № 45 по состоянию на 10.08.2005г., не изменилась на дату выставления повторного требования об уплате налога № 3545 по состоянию на 01.09.2005г. с предложением уплатить пени по НДФЛ в той же сумме.
В связи с этим, к требованию об уплате налога № 3545 по состоянию на 01.09.2005г. не применимы положения ст. 71 НК РФ, следовательно, оно выставлено незаконно - в отсутствие на то необходимых правовых оснований. Последующая процедура реализации мер по взысканию с ООО «СМУ - 3» задолженности, в том числе по пеням по НДФЛ в сумме 989279 руб., на основании незаконного повторно выставленного МИФНС России № 2 по Орловской области требования № 3545 по состоянию на 01.09.2005г. является неправомерной, так как выставление требования об уплате налога является самостоятельной стадией в процедуре взыскания задолженности по налогам (сборам), пеням, штрафам.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
В силу ст. 46 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) в случаях неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента (п. 2 ст. 46 НК РФ).
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит (п. 3 ст. 46 НК РФ).
В силу п. 9 ст. 46 НК РФ положения данной статьи применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога и сбора.
Согласно п. 7 ст. 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 настоящего Кодекса.
Статьей 47 НК РФ установлено, что взыскание производится с учетом сумм, взыскиваемых в соответствии со ст. 46 настоящего Кодекса.
Таким образом, Налоговый кодекс определяет, что срок, предусмотренный п. 3 ст. 46 НК РФ, является общим и применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого в бесспорном порядке. Указанная позиция подтверждена Президиумом ВАС РФ и изложена в Постановлении от 24.01.2006г. № 10353/05.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, повторное инкассовое поручение № 7728 было выставлено 19.11.2007г., то есть за пределами срока установленного п. 3 ст. 46 НК РФ для принудительного взыскания налога и пеней.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения требований налогоплательщика, в связи с чем, обоснованно признал действия налогового органа по выставлению инкассового поручения от 19.11.2007г. № 7728 незаконными.
Более того, на дату повторного выставления МИФНС России № 2 инкассового поручения от 19.11.2007г. № 7728 (поступило в банк 21.11.2007г.) истек пресекательный срок для взыскания задолженности по пене в судебном порядке, установленный п. 3 ст. 46, ст. 48 НК РФ.
В п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ» разъяснено, что «согласно п. 3 ст. 48 Кодекса исковое заявление о взыскании недоимки с физического лица может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В то же время п. 3 ст. 46 НК РФ. предусматривающий право налогового органа, не реализовавшего полномочия на бесспорное взыскание недоимки с юридического лица, обратиться в суд с аналогичным иском в отношении указанного лица, не устанавливает срок, в течение которого такое обращение должно быть осуществлено.
В связи с этим, основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ), судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в п. 3 ст. 48 Кодекса в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц.
При этом срок для обращения налогового органа в суд, установленный п. 3 ст. 48 НК РФ, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60 - дневного срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 Кодекса для бесспорного взыскания соответствующих сумм.
Имея в виду, что данный срок является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа к юридическому лицу».
На основании п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003г. № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применение отдельных положений части первой Налогового кодекса РФ» пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога (ст. 70 НК РФ) не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней (п. 3 ст. 48 НК РФ, что соответствует п. 2 ст. 48 НК РФ в действующей редакции).
Выставление налоговым органом по истечении более двух лет повторного инкассового поручения к иному расчетному счету налогоплательщика в другом банке фактически означает искусственное увеличение срока на взыскание суммы задолженности по пене, что является неправомерным.
Довод МИФНС России № 2 по Орловской области о допустимости «переоформления» первоначально выставленного инкассового поручения от 13.09.2005г. № 926 путем его отзыва из одного банка и выставления нового инкассового поручения от 19.11.2007г. № 7728 на взыскание той же суммы задолженности по пене в другой банк к другому расчетному счету должника обоснованно отклонен судом первой инстанции как несостоятельный в связи с пропуском налоговым органом как 60 - дневного срока для взыскания указанной суммы в бесспорном (безакцептном) порядке, так и срока на ее взыскание в судебном порядке.
О правомерности данного подхода свидетельствует сложившаяся судебно - арбитражная практика ФАС Центрального округа (в частности, постановления от 11.01.2007г. по делу №А36 - 1054/2006, от 27.02.2007г. по делу №А09 - 6034/06 - 29, от 04.04.2007г. по делу №А09 - 5868/06 - 22 и др.).
В этой связи суд апелляционной инстанции отмечает, что хотя обязанность по уплате пени по НДФЛ в сумме 989279 руб. по существу и не оспаривается налогоплательщиком, но грубые нарушения налоговым органом процедуры взыскания указанной суммы задолженности, не могут служить основанием для признания правомерными действий налогового органа по выставлению повторного инкассового поручения от 19.11.2007г. № 7728.
Оценив все обстоятельства дела в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Орловской области обоснованно удовлетворил требования налогоплательщика.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Орловской области от 25.01.2008г. по делу № А48 - 4950/07 - 8 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу МИФНС России № 2 по Орловской области без удовлетворения.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина, уплаченная по платежному поручению № 133 от 06.03.2008г. при подаче апелляционной жалобы, возврату не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 266, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 25.01.2008 года по делу № А48 - 4950/07 - 8 оставить без изменения, а апелляционную жалобу МИФНС России № 2 по Орловской области без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий
В.А.Скрынников
Судьи
Т.Л.Михайлова
А.И.Протасов
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка