ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 июля 2009 года  Дело N А48-674/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 29 июля 2009 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Семенюта Е.А.,

судей  Сергуткиной В.А.

Протасова А.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Разваляевой К.А.,

при участии:

от администрации города Орла: Тишина Елена Владимировна, начальник отдела правовой поддержки муниципального сектора экономики правового управления администрации города Орла, представитель по доверенности № 177 - д от 25.12.2008г., паспорт серии 54 02 № 277155, выдан Северным РОВД города Орла 16.04.2002г.;

от Управления муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла: Тишина Елена Владимировна, начальник отдела правовой поддержки муниципального сектора экономики правового управления администрации города Орла, представитель по доверенности № 7/13309 от 24.12.2008г., паспорт серии 54 02 № 277155, выдан Северным РОВД города Орла 16.04.2002г.

от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Орловской области: не явились, извещено надлежащим образом;

от открытого акционерного общества «Орелдорстрой»: не явились, извещено надлежащим образом;

от муниципального производственного предприятия водопроводно - канализационного хозяйства «Орелводоканал»: не явились, извещено надлежащим образом;

от открытого акционерного общества «Орелоблэнерго»: не явились, извещено надлежащим образом;

от открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» в лице филиала «Орелэнерго»: не явились, извещено надлежащим образом;

от Департамента финансов Орловской области: не явились, извещен надлежащим образом;

от Департамента имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области: не явились, извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Орла и Управления муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла на решение Арбитражного суда Орловской области от 19.05.2009 года по делу № А48 - 674/2009 (судья А.В. Володин) по заявлению администрации города Орла и Управления муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Орловской области, открытому акционерному обществу «Орелдорстрой», с участием третьих лиц муниципальное производственное предприятие водопроводно - канализационного хозяйства «Орелводоканал», открытое акционерное общество «Орелоблэнерго», открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» в лице филиала «Орелэнерго», Департамент финансов Орловской области, Департамент имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области, о признании недействительными распоряжения от 23.09.2004 года №129 - р Территориального управления Министерства имущественных отношении Российской Федерации по Орловской области и исключения из реестра федерального имущества юридического лица открытого акционерного общества «Орелдорстрой», обязании восстановить на учете в реестре федерального имущества сведения о федеральных объектах коммунального назначения, а также на балансе открытого акционерного общества «Орелдорстрой» незавершенные строительством объекты, признании незаконным бездействия Территориального управленияфедерального агентства по управлению государственным имуществом по Орловской области, выразившееся в уклонении от передачи из федеральнойсобственности в муниципальную собственность города Орла незавершенныхстроительством объектов, обязании Территориального управленияфедерального агентства по управлению государственным имуществом по Орловской области и открытого акционерного общества «Орелдорстрой» передать в муниципальную собственность муниципального образования «Город Орел» указанных объектов,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Орла (далее Администрация) и Управление муниципального имущества и землепользования администрации города Орла (далее УМИЗ, Управление) обратились в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Орловской области (далее ТУ ФА УГИ, Территориальное управление) и открытому акционерному обществу «Орелдорстрой» (далее ОАО «Орелдорстрой», Общество) со следующими требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ):

1. Признать недействительным распоряжение от 23.09.2004 года №129 - р (ненормативный акт) Территориального управления Министерства имущественных отношении Российской Федерации по Орловской области (далее распоряжение от 23.09.2004 года №129 - р) и исключение из реестра федерального имущества (действие указанного государственного органа) юридического лица ОАО «Орелдорстрой», имеющего во владении федеральные незавершенные строительством объекты: трансформаторная подстанция КТП 630/10, наружное освещение, внутриплощадочный водопровод протяженностью 3040 м, внутриплощадная канализация протяженностью 1889 м, канализационная насосная станция поселка Строителей ОАО «Орелдорстрой» в г. Орле по адресам:

ул. Березовая, дома №№ 5, 7, 8, 9, 11;

пер. Житный, дома №№ 2, 8;

пер. Каменского, дома №№ 6, 12;

пер. Каштановый, дома №№ 1, 2, 4, 5, 7;

пер. Ручейный, дома №№ 2 - 5, 7, 8, 10;

ул. Ручейная, дом № 10;

ул. Рябиновая, дома №№ 3, 5, 7, 9, 11,

и обязать ТУ ФА УГИ восстановить на учете в реестре федерального имущества сведения об указанных федеральных объектах коммунального назначения.

2.Обязать ОАО «Орелдорстрой» восстановить на балансе акционерного общества незавершенные строительством объекты: трансформаторная подстанция КТП 630/10, наружное освещение, внутриплощадочный водопровод протяженностью 3040 м, внутриплощадная канализация протяженностью 1889 м, канализационная насосная станция жилого поселка Строителей в г. Орле и обеспечить их надлежащую эксплуатацию до передачи в муниципальную собственность.

3.Признать незаконным бездействие ТУ ФА УГИ, выразившееся в уклонении от передачи из федеральной собственности в муниципальную собственность города Орла незавершенных строительством объектов: трансформаторная подстанция КТП 630/10, наружное освещение, внутриплощадочный водопровод протяженностью 3040 м, внутриплощадная канализация протяженностью 1889 м, канализационная насосная станция жилого поселка Строителей в г. Орле и обязать ТУ ФА УГИ передать по актам приема - передачи по форме, установленной приказом Минстроя РФ и Минфина РФ от 06.06.95г. №17 - 72, в муниципальную собственность муниципального образования «Город Орел» указанные объекты с обеспечением учета финансово - экономических интересов муниципального образования.

4.Обязать ОАО «Орелдорстрой»:

- подготовить акты приема - передачи незавершенных строительством объектов: трансформаторная подстанция КТП 630/10, наружное освещение, внутриплощадочный водопровод протяженностью 3040 м, внутриплощадная канализация протяженностью 1889 м, канализационная насосная станция жилого поселка Строителей в г. Орле по каждому объекту по форме, установленной приказом Минстроя РФ и Минфина РФ от 06.06.95г. №17 - 72, с приложением к ним акта технического состояния передаваемых объектов, акта передачи объектов, предназначенных для эксплуатации и технического обслуживания объектов и протокола передачи техники, спецмашин, механизмов в связи с передачей объектов социального и коммунального назначения приватизируемого предприятия, перечня документов по передаваемым объектам;

- подготовить и передать документы по передаваемым объектам, втом числе характеристики объектов на основании акта осмотра в соответствии с действующими формами статистической и бухгалтерской отчетности, справку о балансовой стоимости объектов по данным первичного бухгалтерского учета, в соответствии с системой учета, принятой на предприятии, плановую и отчетную калькуляцию себестоимости содержания объектов, расчет экономически обоснованного тарифа, акты передачи документации на передаваемые объекты и авизо, передаточный баланс доходов и расходов по объектам;

- передать совместно с ТУ ФА УГИ по указанным выше актам приема - передачи в муниципальную собственность муниципального образования «Город Орел» перечисленные объекты на территории поселка Строителей в г. Орле.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 19.05.2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда, Администрация и УМИЗ обратились с апелляционной жалобой, в которой просят обжалуемый судебный акт отменить как незаконный и необоснованный в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявители ссылаются на то, что спорные объекты неправомерно исключены из реестра федерального имущества, поскольку они не были переданы в муниципальную собственность г.Орла на основании передаточных актов, в связи с чем обязанность по эксплуатации этих объектов сохранилась за приватизированным предприятием. Администрация и УМИЗ полагают, что передающей стороной не соблюдена процедура приема - передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную, в частности, не были составлены и переданы в Администрацию необходимые документы, а передача имущества должна была носить возмездный характер, то есть с финансированием эксплуатационных затрат на содержание передаваемого имущества. По мнению заявителей апелляционной жалобы, вывод суда о том, что к моменту издания оспариваемого распоряжения инженерные коммуникации в реестре федерального имущества уже отсутствовали, не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Администрация и УМИЗ считают, что требования заявлены ими в пределах сроков исковой давности, а процессуальный срок по требованиям о признании недействительными распоряжения от 23.09.2004 года №129 - р и исключения из реестра федерального имущества ОАО «Орелдорстрой», обязании восстановить на учете в реестре федерального имущества сведения о федеральных объектах коммунального назначения пропущен по уважительным причинам, в связи с чем подлежал восстановлению.

ТУ ФА УГИ возражает против доводов апелляционной жалобы, представило отзыв, полагает решение суда законным и обоснованным, а доводы Администрации и УМИЗ несостоятельными, поскольку передача имущества не предполагала каких - либо финансовых затрат передающей стороной, должна была быть осуществлена вне зависимости от технического состояния объектов, была осуществлена, в связи с чем ТУ ФА УГИ правомерно исключило юридическое лицо из реестра федерального имущества. ТУ ФА УГИ считает права и законные интересы заявителей по делу оспариваемым распоряжением ненарушенными, а трехмесячный срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ, пропущенным.

ОАО «Орелдорстрой» доводы апелляционной жалобы оспорило в письменном отзыве, указывая, что объекты инженерной инфраструктуры к моменту издания оспариваемого распоряжения уже были исключены из реестра федерального имущества. Общество полагает, что непредставление им технической документации не освобождает Администрацию от выполнения обязанности по принятию спорного имущества, однако имело место уклонение от принятия этого имущества. ОАО «Орелдорстрой» считает неправомерной ссылку заявителей на Приказ Минстроя РФ, Минфина РФ от 06.06.1995 года № 17 - 72 «Об утверждении технической документации и актов приема - передачи объектов социально - культурного и коммунально - бытового назначения федеральной собственности в государственную (муниципальную) собственность», поскольку данный приказ опубликован не был, а, следовательно, не может повлечь за собой правовых последствий и служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений. По мнению Общества, передача инженерных сетей в муниципальную собственность носит безвозмездный характер и не должна проходить под каким - либо условием, а договор, определяющий условия совместного содержания объектов, мог быть заключен только на добровольной основе. ОАО «Орелдорстрой» считает, что инженерные сети должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности в силу норм Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года №3020 - 1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность» (далее Постановление ВС РФ №3020 - 1), независимо оттого, оформлено ли у истца право муниципальной собственности, и не могут находиться на балансе Общества, поскольку оно не является государственным или муниципальным унитарным предприятием. Кроме того, по мнению Общества, срок исковой давности заявителями пропущен.

Департамент финансов Орловской области в представленном отзыве согласился с выводами, содержащимися в решении суда первой инстанции, считая его законным и обоснованным.

Муниципальное производственное предприятие водопроводно - канализационного хозяйства «Орелводоканал» (далее МПП ВКХ «Орелводоканал») доводы апелляционной жалобы поддержало по мотивам, изложенным в отзыве, полагая, что объекты инженерной инфраструктуры не были переданы в муниципальную собственность.

Открытое акционерное общество «Орелоблэнерго», открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» в лице филиала «Орелэнерго», Департамент имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области доводы апелляционной жалобы не оспорили, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Департамент финансов Орловской области, ТУ ФА УГИ, ОАО «Орелдорстрой», МПП ВКХ «Орелводоканал», ОАО «Орелоблэнерго» своих представителей в судебное заседание также не направили, ходатайствуя о рассмотрении дела в отсутствие представителей. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения не явившихся в судебное заседание лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в порядке статей 156 и 266 АПК РФ.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 28.07.2009 года.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав мнение представителей Администрации г.Орла, Управления муниципального имущества и землепользования Администрации г.Орла, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктами 8 и 9 подраздела II раздела I плана приватизации государственного предприятия «Орловский специализированный трест по строительству автомобильных дорог» в акционерное общество открытого типа, утвержденного приказом Комитета по управлению имуществом администрации Орловской области от 28.12.1992 года №346, жилой поселок Строителей в г. Орле, а именно, территория, ограниченная следующими улицами и переулками:

ул. Березовая, дома №№ 5, 7, 8, 9, 11;

пер. Житный, дома №№ 2, 8;

пер. Каменского, дома №№ 6, 12;

пер. Каштановый, дома №№ 1, 2, 4, 5, 7;

пер. Ручейный, дома №№ 2 - 5, 7, 8, 10;

ул. Ручейная, дом № 10;

ул. Рябиновая, дома №№ 3, 5, 7, 9, 11,

не вошел в состав приватизируемого имущества и остался в государственной собственности как объект социально - культурного и коммунально - бытового назначения. Указанный жилой поселок был передан на баланс акционерного общества на правах хозяйственного ведения без включения его в уставный капитал.

В состав имущественного комплекса пос. Строителей, как его неотъемлемые принадлежности, входят инженерные сети и сооружения, а именно, объекты незавершенного строительства: внутриплощадный водопровод протяженностью 3040 м, внутриплощадная канализация протяженностью 1889 м, канализационная насосная станция, наружное освещение (воздушно - кабельные линии электропередачи, опоры, светильники уличного освещения) и трансформаторная подстанция КТП 630/10, расположенные в границах улиц Ручейная, Рябиновая, переулков Житный и Каменского, проходящие по улицам Ручейная, Березовая, Рябиновая, Водная, Житная, а также по переулкам Житный, Каменского, Ручейный, Каштановый. Перечисленные инженерные сети и сооружения входят в состав имущества пос. Строителей как сети инженерно - технического обеспечения поселка и относятся к инженерной инфраструктуре города Орла.

По актам приема - передачи основных средств от 25.10.2001 года трансформаторная подстанция КГП 630/10 и наружное освещение пос. Строителей переданы обособленному подразделению «Орловские электрические сети» ОАО «Орелэнерго», основанием для перемещения послужила их приемка - передача.

02.04.2002 года Администрация в связи с обращением ФОАО «Орелдорстрой» СУ - 812 от 28.01.2002 года №9/154, во исполнение постановлений администрации Орловской области от 31.01.1994 года №25 «О приемке ведомственного жилищного фонда и объектов коммунального назначения государственных, федеральных предприятий, организаций и учреждений в муниципальную собственность» и постановления городской администрации от 17.05.1994 года №505 «О порядке передачи и финансировании ведомственного жилищного фонда» приняла Постановление №844 «О приемке в муниципальную собственность жилых домов (пос. Строителей), инженерных сетей к ним и недостроенной КНС от СУ - 812 ФОАО «Орелдорстрой» (далее Постановление №844). Данным правовым актом Администрация постановила принять в муниципальную собственность жилой фонд ФОАО «Орелдорстрой» СУ - 812 и инженерные сети к нему. При этом согласно пункту 3 Постановления МПП «Орелводоканал» предписано принять на баланс внешние инженерные сети и недостроенную КНС, ФОАО «Орелдорстрой» произвести финансирование эксплуатационных затрат на содержание передаваемого жилого фонда и инженерных сетей в установленном порядке, а Управлению муниципального имущества г.Орла внести соответствующие дополнения в реестр муниципальной собственности, при этом акты приема - передачи надлежало предоставить для утверждения в Управление муниципальным имуществом города.

Распоряжением от 12.04.2002 года №86 «Об организации исполнения постановления администрации г.Орла №844 от 02.04.2002 года «О приемке в муниципальную собственность жилых домов (пос. Строителей), инженерных сетей к ним и недостроенной КНС от СУ - 812 ФОАО «Орелдорстрой» Управление муниципальным имуществом распорядилось принять в состав объектов муниципальной собственности жилой фонд с инженерными сетями к нему и недостроенную КНС в установленном порядке.

22.04.2002 года ОАО «Орелдорстрой» подписало акты приемки - передачи МПП «Орелводоканал» КНС, внутриплощадной канализации и внутриплощадного водопровода, а 21.05.2002 года обратилось к МПП «Орелводоканал» с просьбой о совместной подготовке необходимых для приема инженерных сетей в муниципальную собственность документов.

Постановлением от 17.05.2002 года №1289 Администрация внесла изменения в пункт 3 Постановления №844, в соответствии с которыми МПП «Орелводоканал» и Орловским электрическим сетям ОАО «Орелэнерго» предписывалось принять на баланс внешние инженерные сети и сооружения.

Акты приемки - передачи жилого фонда были подписаны сторонами в декабре 2002 года.

Приказом от 08.01.2003 года №2 Управление государственного имущества Администрации утвердило изменения плана приватизации ОАО «Орелдорстрой», в соответствии с которыми объекты жилого поселка Строителей, в том числе объекты инженерных сетей, подлежат передаче в муниципальную собственность г.Орла.

Письмом от 03.11.2003 года №5/856 ОАО «Орелдорстрой» обратилось в Управление государственного имущества администрации Орловской области, где указало, что возвращает свидетельство о внесении в реестр федерального имущества, не вошедшего в уставный капитал ОАО «Орелдорстрой», в связи с отсутствием федерального имущества после внесения изменений в план приватизации.

В ответ на данное обращение по вопросу исключения ОАО «Орелдорстрой» из реестра федерального имущества, Управление государственного имущества администрации Орловской области сообщило, что согласно плану приватизации и с учетом всех изменений в нем, на балансе ОАО «Орелдорстрой» числятся мобилизационные ресурсы, в связи с этим необходимо предоставить информацию о государственном имуществе автобаз. В заявлении от 16.04.2004 года №5/281 ОАО «Орелдорстрой» пояснило Территориальному управлению, что объекты полностью износились, их техническое состояние неудовлетворительное, с 2002 года по мобилизационному наряду Военного комиссариата на учете они не состоят.