ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 октября 2008 года  Дело N А64-1331/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2008г.

Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2008г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Михайловой Т.Л.,

судей:  Осиповой М.Б.,

Сурненкова А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Овсянниковой Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива «Степановский» на решение арбитражного суда Тамбовской области от 10.06.2008 г. (судья Парфенова Л.И.),

принятое по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива «Степановский» к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Тамбовской области о признании недействительным решения № 344 от 18.03.2008 г. о взыскании налогов (сборов), пени, штрафов за счет имущества налогоплательщика и снижении размера штрафных санкций,

при участии в судебном заседании:

от налогоплательщика: Цеплая Э.Ю., представителя по доверенности № 53 от 24.03.2008 г.,

от налогового органа: Лысовой Т.В., специалиста первого разряда по доверенности № 3 от 09.01.2008 г.,

УСТАНОВИЛ:

Сельскохозяйственный производственный кооператив «Степановский» (далее - кооператив «Степановский»,  налогоплательщик) обратился в арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Тамбовской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения № 344 от 18.03.2008 г. о взыскании налогов (сборов), пени, штрафов за счет имущества налогоплательщика и снижении размера штрафных санкций.

Решением арбитражного суда Тамбовской области от 10.06.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом,  кооператив «Степановский»  обратился с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы кооператив указывает на то, что суд первой инстанции не учел  составленный сторонами акт сверки расчетов, согласно которому задолженность кооператива по налогам составляет 2 000 462 руб., а не 2 707 636 руб., указанные в решении № 344 от 18.03.2008 г., в связи с чем,  по мнению налогоплательщика, суд должен был уменьшить сумму взыскиваемой задолженности по налогам.

Кроме того, налогоплательщик считает, что при разрешении спора о законности оспариваемого решения суд не учел тяжелое финансовое положение кооператива и не снизил  взыскиваемые по оспариваемому решению санкции в связи с наличием обстоятельств, смягчающих вину налогоплательщика.

Инспекция, не оспаривая факт частичной уплаты налогоплательщиком задолженности по налогам,  возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, считая, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению.

Как следует из материалов дела, инспекцией  в связи с имеющейся у кооператива «Степановский»  задолженностью по налогам в сумме 3 183 595 руб., пеням в сумме 427 143, 06 руб. и штрафам в сумме 442 907 руб., были выставлены кооперативу  требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 54946 от 08.11.2007 г., № 55027 от 08.11.2007 г., № 55855 от 27.11.2007 г., № 884 от 29.10.2007 г., № 885 от 29.10.2007 г., № 962 от 07.11.2007 г., № 964 от 07.11.2007 г., № 974 от 14.11.2007 г.

В связи с неисполнением данных требований инспекцией были выставлены инкассовые поручения № 9463 от 17.12.2007 г., № 9464 от 17.12.2007 г., № 9465 от 17.12.2007 г., № 9470 от 17.12.2007 г., № 9471 от 17.12.2007 г., № 9650 от 24.12.2007 г., № 9651 от 24.12.2007 г., № 9652 от 24.12.2007 г., № 9787 от 27.12.2007 г., № 9788 от 27.12.2007 г., № 9789 от 27.12.2007 г., № 9791 от 27.12.2007 г., № 9792 от 27.12.2007 г., № 9794 от 27.12.2007 г., № 9795 от 27.12.2007 г., № 9796 от 27.12.2007 г., № 9797 от 27.12.2007 г., № 9798 от 27.12.2007 г., № 10072 от 15.01.2008 г. на расчетный счет кооператива «Степановский» в ОАО «Россельхозбанк» в г. Тамбове.

Указанные поручения  налогоплательщиком не оплачены по причине  недостаточности  денежных средств на банковском счете, что явилось основанием для принятия  инспекцией  решения № 344 от 18.03.2008 г. о взыскании налогов (сборов), пени, штрафов в общей сумме 3 570 503, 01 руб., в том числе 2 707 636 руб. налогов (сборов), 419 960, 01 руб. пеней и 442 907 руб. штрафов за счет имущества кооператива «Степановский».

Не согласившись с указанным решением налогового органа, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение налогового органа соответствует нормам статей 46, 47 Налогового Кодекса Российской Федерации и фактическим  налоговым обязанностям налогоплательщика.

При этом суд не согласился с доводами налогоплательщика о частичной уплате взыскиваемых сумм задолженности, ссылаясь на то, что представленный сторонами акт сверки  начисленных и уплаченных сумм налогов не отражает  в полной мере  суммы начисленных и уплаченных пеней и не  может являться доказательством неправильного указания в оспариваемом решении сумм пени, так как суммы налогов, пеней и санкций, указанные в оспариваемом налогоплательщиком решении, не превышают  соответствующие суммы, указанные в требованиях.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с  выводом суда области.

В соответствии со статьей 45 Налогового Кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса (в соответствующих редакциях).

Согласно  статье 69  Налогового Кодекса при наличии у налогоплательщика недоимки, под которой  статьей 11 Налогового Кодекса понимается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, ему направляется требование об уплате налога.

Требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Статьей 46 Налогового Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок, обязанность по уплате налога исполняется путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.

Пункт 7 статьи 46 Налогового Кодекса Российской Федерации предусматривает, что  в случае недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Налогового Кодекса Российской Федерации, в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу - исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Положения статей 46, 47 Налогового Кодекса Российской Федерации применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога и штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.

Таким образом, процедура принудительного взыскания налога, пеней и санкций  представляет собой ряд взаимосвязанных действий, совершаемых в установленные законодательством сроки при условии наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов, сборов, пеней. Требование об уплате налога является первоначальной стадией указанной процедуры.

Отсутствие у налогоплательщика неисполненных обязанностей по уплате налога, сбора, пени исключает возможность возбуждения в отношении него процедуры принудительного взыскания.

В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса  обязанность налогоплательщика по уплате налога и (или) сбора прекращается уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора.

Подпунктом 1 пункта  3 статьи 45 Налогового кодекса обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 4  названной статьи,  с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

Из  представленных налоговым органом документов следует, что основанием для направления налогоплательщику требований об уплате налога и принятия решений об  обращении взыскания  на денежные средства и иное имущество налогоплательщика явилось наличие у него следующих недоимок:

- по единому налогу  на вмененный доход по сроку уплаты 25.10.2007 г. - 11196 руб. налога,  307,97 руб. пени;

- по земельному налогу по  сроку уплаты  30.10.2007 г. - 15231 руб. налога, 15,23 руб. пени за несвоевременную уплату налога;

- по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, по сроку  15.08.2007 г. - 5477 руб., по сроку 17.09.2007 г. -   9704 руб., по сроку 15.10.2007 г. - 11435 руб.  налога, а также  587,23 руб. пени за несвоевременную уплату налога;

- по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд  обязательного медицинского страхования, по сроку 15.08.2007 г. - 5975 руб., по сроку 17.09.2008 г. - 10586 руб., по сроку 15.10.2007 г. - 12474 руб.;

- по налогу на добавленную стоимость  по сроку уплаты 22.10.2007 г. - 113262 руб. налога,  6934,63 руб. пени за несвоевременную уплату налога; по сроку уплаты  20.11.2007 г. - 390361 руб.

Кроме того, налогоплательщиком  не были уплачены в добровольном порядке суммы налогов, пеней и штрафов, начисленных по результатам проведения налоговым органом мероприятий налогового контроля, в том числе:

- по решению № 56 от 30.10.2007 г. - единый социальный налог, зачисляемый в пенсионный фонд, в сумме 493680 руб., пени за несвоевременную уплату налога  в сумме 45725 руб.,  штраф за неуплату налога в сумме  42067 руб.; единый социальный налог, зачисляемый в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме  14644 руб., пени за несвоевременную уплату налога в сумме 1817 руб., штраф за неуплату налога в сумме 2929 руб.; единый социальный налог, зачисляемый в территориальный  фонд обязательного медицинского страхования, в сумме  15975 руб., пени за несвоевременную уплату налога в сумме 1740 руб., штраф за неуплату налога в сумме 3195 руб.;  налог на доходы физических лиц в сумме  1941223 руб., пени за несвоевременную уплату налога в сумме 370016 руб.,  штраф за неуплату налога в сумме 314607 руб.;

- по решению № 802 (регистрационный номер, указанный в требованиях №№ 884 и 962 от 29.10.2007 г., 3144)  от 01.10.2007 г. - налог на добавленную стоимость в сумме  132372 руб.,  штраф за неуплату налога  в сумме 25771 руб., штраф за непредставление налоговому органу документов по его требованию в сумме   250 руб.;

- по решению № 801 (регистрационный номер, указанный в требовании № 885 от 29.10.2007 г.,  3147) от 01.10.2007 г. - штраф за неуплату  налога  в сумме 53888 руб.;

- по решению № 1045 (регистрационный номер, указанный в требовании № 964 от 07.11.2007 г., 3178) от 18.10.2007 г. -   штраф за непредставление налоговому органу документов по его требованию в сумме 200 руб.

Таким образом, задолженность по уплате названных налогов, пеней, штрафов составляла:

- 11196 руб.  единого налога на вмененный доход,  307,97 руб. пени по единому налогу;

- 15231 руб.  земельного налога, 15,23 руб. пени по земельному налогу;

- 493680 руб.  единого социального налога, зачисляемого в пенсионный фонд, 45725 руб. пени по единому социальному налогу,  42067 руб. штрафа за неуплату налога;

- 41260 руб. единого социального налога, зачисляемого в федеральный фонд обязательного медицинского страхования,  2404,23 руб. пени по единому социальному налогу,  2929 руб. штрафа за неуплату налога;

- 45010 руб. единого социального налога, зачисляемого в территориальный фонд  обязательного медицинского страхования, 1740 руб. пени по единому социальному налогу,  3195 руб. штрафа за неуплату налога;

- 635995 руб. налога на добавленную стоимость, 6934,63 руб. пени по налогу на добавленную стоимость, 79659 руб. штрафа за неуплату налога;

- 1941223 руб. налога на доходы физических лиц, 370016 руб. пени по налогу на доходы физических лиц,  314607 руб. штрафа за неуплату налога;

- 450 руб. штрафа за непредставление налоговому органу документов по его требованию,

а всего - 3183595 руб. налогов, 427143,06 руб. пеней, 442907 руб. штрафов.

В оспариваемое налогоплательщиком решение № 344 от 18.03.2008 г. налоговый орган включил:

- пени по единому налогу на вмененный доход в сумме 307,97 руб.;

- пени по  земельному налогу в сумме 15,23 руб.;

- недоимку по единому социальному налогу, зачисляемому в пенсионный фонд, в сумме  443680 руб.,  пени по единому социальному  налогу в сумме 45725 руб., штраф по единому социальному налогу в сумме 42067 руб.;

- пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме  2155,81 руб., штраф по единому социальному налогу в сумме  2929 руб.;

- пени по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме  1740 руб., штраф по единому социальному налогу в сумме  3195 руб.;

- недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме  522733 руб.,  штраф по налогу на  добавленную стоимость в сумме 79659 руб.;

- недоимку по налогу на доходы физических лиц в сумме  1741223 руб., пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 370016 руб., штраф по налогу на доходы физических лиц в сумме 314607 руб.;

- прочие штрафы в сумме 450 руб.,

а всего - 2707636 руб. налогов, 419960, 01 руб. пеней, 442907 руб. штрафов.